Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Синдром истинно верующего

Автор speculum - 25 ноября, 2013  |  Просмотров: 2,725

“Необходимость верить в фальшивые чудеса иногда превышает не только логику, но, по-видимому, даже здравомыслие.” — Преподобный Уильям В. Рошер

Синдром истинно верующего заслуживает проведения научных исследований. Что же вынуждает человека, несмотря ни на что, верить в невероятное? Как может человек, благоразумный во всех остальных отношениях, оставаться пленником обмана и иллюзий даже после того, как они будут выведены на чистую воду, как он может держаться за них, причем все сильнее и сильнее? — Мартин Ламар Кин

Понятие, введенное М.Ламаром Кином для обозначения мнимого когнитивного расстройства, характеризуемого верой человека в паранормальные или сверхъестественные события, которая не способна пошатнуться даже тогда, когда ему предоставят несомненные доказательства того, что такие события инсценированы и стали результатом обмана. Кин – разоблачитель вымогателей от религии, хотя он не может похвастаться большими успехами. Мнимые ченнелеры, целители, медиумы и проповедники по-прежнему водятся в избытке.

М.Л.Кин считает, что синдром истинноверующего представляет собой самую важную штуку, за которой охотятся мнимые экстрасенсы, поскольку никакая логика не способна пошатнуть веру, сознательно опирающуюся на ложь. Однако сложно поверить в то, что люди, демонстрирующие синдром истинно верующего, обманывают сами себя сознательно. Возможно, человек, которому говорят правду, но который при этом продолжает верить жулику, считает сообщаемую ему информацию недостоверной. Этот тип самообмана не требует того, чтобы человек обманывал самого себя – он всего лишь допускает, что открытая ему информация лжива. Все это кажется логически невозможным. Человек не может верить или не верить тому, что он знает. Как вера, так и неверие влекут за собой возможность ошибки; знание предполагает, что ошибка лежит за пределами разумной вероятности. Меня могло ошеломить разоблачение мошенничества какого-нибудь медиума, тем не менее, я продолжаю верить в его способности. В этом случае я обманываю себя, но не хочу признаться себе в этом.

Возможно, что люди с синдромом истинноверующего попросту не могут поверить в то, что представшее перед ними событие, разоблачающее обман, способно перевесить по значимости все остальные подтверждающие свидетельства, относящиеся к прошлому. Мысли о том, что и подтверждение, и опровержение касаются одного и того же человека, уличенного в обмане, могут подавляться. Всегда остается надежда на то, что, независимо от многих случаев обмана, по крайней мере одно из подтверждений какого-то необычного явления может оказаться настоящим, неподдельным. Никто не в силах доказать, что все чудеса, демонстрируемые людьми со сверхъестественными способностями, фальшивы; следовательно, истинно верующий приверженец может оправдать свое поведение тем, что он попросту не дает умереть своей надежде. Такие рассуждения не так уж нелогичны, хотя и могут показаться патологическими человеку, сознавшемуся в обмане.

По-видимому, не так уж легко объяснить, почему истинно верующий продолжает верить в какого-то чародея, т.е. доверять ему, несмотря на то, что тот уже однажды признал свое мошенничество. Доверять человеку, назвавшему себя лжецом – неразумно, и тот, кто не перестает доверять, может показаться сумасшедшим. У некоторых истинноверующих и в самом деле не все в порядке с головой, но другие все-таки обманывают себя, не исключая возможность, что чудотворец по-настоящему обладает паранормальными способностями, сам о том ничего не ведая. Ведь поскольку есть люди, верящие в свою необыкновенную силу, которой у них в действительности нет, то почему бы не предположить и то, что есть люди со сверхъестественными возможностями, не верящие в наличие у себя особых способностей.

Исследование, проведенное психологами Барри Сингером и Виктором Бенасси в Калифорнийском университете демонстрирует желание верить в сверхъестественные силы перед лицом доказательств противного. Они пригласили мага Крейга Рейнольдса, чтобы тот провел некоторые трюки на четырех вводных курсах по психологии. Двум классам не сказали, что он был маг, который будет выполнять любительские фокусы. Им сказали, что он был аспирантом, имеющим сверхъестественные способности. В этих классах преподаватель психологии прямо заявил, что он не верит, что аспирант имеет экстрасенсорные способности. В двух других классах студентам сказали, что перед ними фокусник. Сингер и Бенасси сообщили, что около двух третей студентов в обеих группах считали, что Крейг был экстрасенсом. Исследователи были удивлены, не обнаружив никаких существенных различий между классами, которым сообщали разные вещи. Затем они провели то же самое представление еще для двух классов, которым были явно сказано, что Крейг не имел сверхъестественных способностей, и что он собирается сделать обычные трюки по чтению мыслей. Тем не менее, более половины студентов сочли Крейга экстрасенсом, увидев его фокусы.

Сингер и Бенасси спросили студентов, могут ли фокусники делать то, что сделал Крейг. Большинство студентов согласились, что могут. Тогда они попросили студентов изменить свои оценки сверхъестественных способностей Крейга в свете негативных данных, которые они им предоставили. Количество верующих в экстрасенсорную силу Крейга снизилось до 55 процентов. Затем студентов попросили оценить, сколько других «экстрасенсов» используют дешевые трюки вместо паранормальных сил. По общему мнению, большинство «экстрасенсов» являются мошенниками. Студентов снова спросили, хотят ли они изменить свою оценку паранормальных сил Крейга. Процент верующих в способности Крейга упал только до 52 процентов.

У многих людей способность критически оценивать аргументы за и против веры время от времени пропадает. Но это не поможет нам понять, почему люди верят в сверхъестественные способности чудотворцев, несмотря на многочисленные случаи их разоблачения. Поскольку люди, страдающие синдромом истинноверующего, преданы своим убеждениям, с ними бесполезно спорить. Факты и логические доказательства ничего для них не значат. Они верят в то, что не соответствует действительности, и ни факты, ни аргументы не способны убедить их в том, что их представления ошибочны.

Виды истинно верующих

В любом случае, есть три вида истинно верующих, хотя они и явно родственны между собой. Об одном из типов как раз упоминал Кин. Это те люди, которые верят в паранормальные явления вопреки реальным фактам. Их вера остается непоколебимой даже после того, как они столкнутся с ошеломляющими доказательствами. Например, люди могут не признать того, что Карлос (известная история с подлогом) был сфабрикован даже после разоблачения этого «чуда». Кин в основном приводит примеры людей, которые до того безрассудно стремятся к общению с умершими, что ни одно подтверждения лжи мнимых медиумов или ченнелеров не способно пошатнуть их веру.

Другой тип истинно верующего представляет собой последователей культа. Эмили Харрисон видела, как умирает ее мать, Дебра Харрисон, а соучредитель Consegrity ® Мэри Линч практикует «целительную энергию», которая не помогает. Они считали, что заболевание Дебры вызвано «плохой энергией», но Линч, доктор медицины, ведь должна была знать, что у Дебры диабет. Вместо должного лечения Линч давала коллеге апельсиновый сок. Дебра Харрисон совместно с Линч учредила Consegrity и не обращалась за медицинской помощью, хотя на момент смерти у нее были все признаки сахарного диабета.

Несмотря на то, что диабет можно лечить, и что врач должна была признать явные признаки заболевания, Мэри Линч и Эмили Харрисон утверждают, что причиной была «отрицательная энергия» членов семьи погибшей Дебры. В итоге Дебра покинула семью и уехала вместе с Линч в другой город практиковать «целительную энергию».

Иррациональные убеждения Линч, несомненно, связаны с ее личными инвестициями в целительную энергию, но решение Эмили Харрисон отказаться от своих родственников и двигаться дальше с доктором Линч является типичным последователей культа. У них есть вера в гуру, которая незыблема. С таким иррациональным мышлением не имеет смысла представлять доказательства, чтобы убедить людей в ошибочности их пути. Их вера основывается не на фактах, а на преданности человеку. Эта преданность может быть настолько велика, что даже самое мерзкое поведение гуру можно рационализировать. * Есть много примеров, когда люди так преданы гуру, что они будут рационализировать или игнорировать крайнее психическое и физическое насилия со стороны их культового лидера (или супруги или друга).

Другой тип истинно верующих описан Эриком Хоффером в книге «Истинноверующий». Такие люди неразумным образом сохраняют верность мотиву, такому как убийство врачей, делающих аборты, или же хранят преданность гуру, вроде Джима Джонса, чьи последователи совершили массовое самоубийство.

Несомненно, если и есть какое-то объяснение синдрома истинноверующего, то им может быть только удовлетворение эмоциональных потребностей. Но почему некоторые люди обладают столь сильной эмоциональной потребностью с одинаковым евангелическим рвением верить в бессмертие, либо в расовое или моральное превосходство, либо в последнюю причуду руководства – на этот вопрос, видимо, нет ответа. Это дело безнадежное. Эрик Хоффер думает аналогичным образом.

“Чем меньше человек готов ценить собственные достоинства, тем больше он готов говорить о преимуществах своей нации, религии, расы, благих побуждений…

Человек, вероятно, думает о собственных делах лишь тогда, когда они достойны размышлений. Когда это не так, он переключается с рассуждений о собственной бессмысленности на мысли о делах других людей…

Фанатик – человек, в своей жизни нецелостный и небезопасный. Он не может достичь уверенности в себе за счет собственных ресурсов, находящихся в его «Я», от которого он отказался, но он находит ее в страстной приверженности тем убеждениям, которые хочет принять. Эта фанатичная привязанность лежит в основе его слепой преданности и религиозности, и человек находит во всем этом источник достоинства и силы… Он видит самого себя в роли приверженца и защитника благого дела, верность которому он хранит, и во имя которого готов пожертвовать собственной жизнью”.

Эрик Хоффер, по-видимому, считает, что синдром истинноверующего имеет нечто общее с желанием снять с себя личную ответственность за свои убеждения и поступки – освободиться от бремени свободы.


287 комментариев к записи “Синдром истинно верующего”

Страницы: [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 … 20 »

  1. Как может человек, благоразумный во всех остальных отношениях, оставаться пленником обмана и иллюзий даже после того, как они будут выведены на чистую воду, как он может держаться за них, причем все сильнее и сильнее?

    человеку свойственно искать причины крушения своих ожиданий вовне (Синдром “усталости от сарказма форума бабушек” :-p )
    Иначе придется признаться самому себе в крахе собственных умозаключений.
    А сказать себе :”мир не виноват - я сам болван” под силу не каждому. Энергия и время потрачены на химеры и куда их теперь девать? Выбросить - жалко. Пообжились в сознании.

    Цитировать
  2. :D
    оказывается ко мне неравнодушны. :)

    Цитировать
  3. ierihon33 (25 ноября 2013 г. в 11:37)

    :D
    оказывается ко мне неравнодушны. :)

    :tea: как это там мне бабушка говорила? кря? кар? А вспомнила: ну и самомнение у Вас. :)

    Цитировать
  4. Alin

    вы поставили этот смайлик: :-p
    а я этот:
    :D
    ;)
    Имеющие уши да слышат. :) :-p

    Цитировать
  5. Никто так много на сайте не говорит о боге и вере, как Антидот. При этом он настолько агрессивен и воинственен в своём разоблачении божественного присутствия, что невольно закрадывается сомнение, а не ставленник ли он рпц? Уж больно хорошо у него получается антиреклама, которая как раз и укрепляет веру истино верующих :)

    Цитировать
  6. Иерихон:
    “а я этот:
    Имеющие уши да слышат. ”
    Ухогорлонос шоле?
    А вчера еще наркологом был… :D

    Цитировать
  7. ну а вы сами не задумались о том почему люди хотят верить в чудеса?

    что такое “вера” в принципе?

    Цитировать
  8. Вот вам пример. Все из нас ТОЧНО знают, что смерть может наступить в любое время. Недавно разбился самолет в Казани, погибли люди в Прибалтике, погибают дети в ДТП. Но при этом каждый из вас верит в то, что он проживёт до старости. Это и называется “синдром истинно верующего”.

    Отсюда вывод: вера бывает даже в то, что неправильно, об этом, наверное, статья.

    Как определить верит человек в правильные вещи или в неправильные?

    Цитировать
  9. Отсюда вывод: вера бывает даже в то, что неправильно, об этом, наверное, статья.

    Не, немного неправильно вывод сделал, потому что человек может ведь дожить до старости, тогда, получается, он в правильные вещи верил. Но ведь может же и не дожить.

    Можно ли верить в то, что от тебя не зависит?

    Можно ли назвать верой то, что в итоге получается обманом? Т.е. человек верит во что-то, а в итоге не достигает этого. Вера ли это? Я думаю это называется иллюзией, заблуждением.

    А что такое вера тогда?
    Я думаю истинная вера основана на истинном знании. Т.е. если знание истинно, то верующий человек не обманется. например, все люди умирают и человек верит в то, что он тоже умрёт и это может произойти в любое время. Правильная это вера? Да.

    Цитировать
  10. russia_vp “Я думаю истинная вера основана на истинном знании”
    Я думаю, что это не совсем верно. Каждый ребёнок абсолютно верит в то, что он находится в полной безопасности. Исследуя мир, ребёнок может залезть в любое опасное место, сунуть пальцы в розетку, лизнуть горячий утюг или железное перекрытие на морозе и т.д. и т.п. Но самое интересное то, что далеко не всегда это кончается плачевно. Электричество не “бьется супервольтами” , водная глубина не заставляет ребёнка утонуть, а прыгая с 5-ти метровой высоты обдираются только коленки. Вот это и есть истинная вера.

    Цитировать
  11. oratora - вы такая проницательная :crazy:

    Цитировать
  12. Вот это и есть истинная вера.

    Когда человек верит в то, что его не ударит током, его как раз и ударяет. А человек который верит в то что его МОЖЕТ ударить током, отключает счетчик или одевает резиновые перчатки или пользуется инструментами с изоляццией. Вот это и есть истинная вера и истинное знание. А знание какое? Знание о том, что может ударить током. Вера в это “МОЖЕТ” -истинная. А вера в то что не ударит -ложная

    Вера это убежденность. Вот человек говорит: “Я верю”. Это значит, что человек будет совершать конкретные действия в соответствии с его верой. А когда человек говорит “я верю”, а сам ведёт себя так как будто не верит, значит ни о какой вере речь не идёт, а идет речь о заблуждении.

    Много есть людей, которые называют себя христианами и они говорят: “я верю в Бога” Но если бы они верили в Бога, то они жили бы так как учил Иисус и только тогда их можно было бы назвать истинными христианами. Но они не ведут себя как христиане, можно ли тогда говорить о какой-то вере в Бога. Это частный пример.Как говорил Иисус: по поступкам судите о вере.

    Цитировать
  13. Вопрос - Бог есть или его нет? Не доказано ни то, ни другое… Только почему то все( за редкими исключениями) живут так, как будто его нет. Почему? Что первично - сознание или материя? Не доказано ни то, ни другое… Но все мировоззрение основано на первичности материи. Получается, что все в нашем мире - продукт веры… Только веры большинства. Чем большее количество людей верит во что то, чем более без условна эта вера, тем быстрее это что то становится для человека явью… Мира (физического) на самом деле нет, как нет и тела (физического).. Весь физический мир - есть продолжение мира не физического… Но что бы это понять и прочувствовать на собственном опыте (вспомнить)- нужно в это сначала поверить… таким образом вера становится помошником на пути к ЗНАНИЮ… А может стать и препятствием… Все зависит от того, куда человек свою веру направляет… если он сам не хочет направлять её, то за него это сделают другие…

    Цитировать
  14. russia_vp, меж тем в детстве, ребёнок понятия не имеет , что такое розетка и что такое электричество. Просто рассматривает, изучает, суёт пальчики в неё, ничего не происходит, он пожимает плечами и идёт дальше. :D

    Цитировать
  15. russia_vp, меж тем в детстве, ребёнок понятия не имеет , что такое розетка и что такое электричество. Просто рассматривает, изучает, суёт пальчики в неё, ничего не происходит, он пожимает плечами и идёт дальше. :D

    это потому, что в детстве человечек не отягощен “знанием” а кавычках пишу это слово потому, что это и не знание вовсе, но та же вера… вера в смерть и недостаточность… Знание настоящие - это абсолютный достаток во всем, это безмятежность и покой… Это когда знаешь всё и имеешь всё… и нечего больше знать и нечего больше иметь… :) это отсутствие страха… это вечность

    Цитировать

Страницы: [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 … 20 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Синдром истинно верующего