Синдром истинно верующего
“Необходимость верить в фальшивые чудеса иногда превышает не только логику, но, по-видимому, даже здравомыслие.” — Преподобный Уильям В. Рошер
Синдром истинно верующего заслуживает проведения научных исследований. Что же вынуждает человека, несмотря ни на что, верить в невероятное? Как может человек, благоразумный во всех остальных отношениях, оставаться пленником обмана и иллюзий даже после того, как они будут выведены на чистую воду, как он может держаться за них, причем все сильнее и сильнее? — Мартин Ламар Кин
Понятие, введенное М.Ламаром Кином для обозначения мнимого когнитивного расстройства, характеризуемого верой человека в паранормальные или сверхъестественные события, которая не способна пошатнуться даже тогда, когда ему предоставят несомненные доказательства того, что такие события инсценированы и стали результатом обмана. Кин – разоблачитель вымогателей от религии, хотя он не может похвастаться большими успехами. Мнимые ченнелеры, целители, медиумы и проповедники по-прежнему водятся в избытке.
М.Л.Кин считает, что синдром истинноверующего представляет собой самую важную штуку, за которой охотятся мнимые экстрасенсы, поскольку никакая логика не способна пошатнуть веру, сознательно опирающуюся на ложь. Однако сложно поверить в то, что люди, демонстрирующие синдром истинно верующего, обманывают сами себя сознательно. Возможно, человек, которому говорят правду, но который при этом продолжает верить жулику, считает сообщаемую ему информацию недостоверной. Этот тип самообмана не требует того, чтобы человек обманывал самого себя – он всего лишь допускает, что открытая ему информация лжива. Все это кажется логически невозможным. Человек не может верить или не верить тому, что он знает. Как вера, так и неверие влекут за собой возможность ошибки; знание предполагает, что ошибка лежит за пределами разумной вероятности. Меня могло ошеломить разоблачение мошенничества какого-нибудь медиума, тем не менее, я продолжаю верить в его способности. В этом случае я обманываю себя, но не хочу признаться себе в этом.
Возможно, что люди с синдромом истинноверующего попросту не могут поверить в то, что представшее перед ними событие, разоблачающее обман, способно перевесить по значимости все остальные подтверждающие свидетельства, относящиеся к прошлому. Мысли о том, что и подтверждение, и опровержение касаются одного и того же человека, уличенного в обмане, могут подавляться. Всегда остается надежда на то, что, независимо от многих случаев обмана, по крайней мере одно из подтверждений какого-то необычного явления может оказаться настоящим, неподдельным. Никто не в силах доказать, что все чудеса, демонстрируемые людьми со сверхъестественными способностями, фальшивы; следовательно, истинно верующий приверженец может оправдать свое поведение тем, что он попросту не дает умереть своей надежде. Такие рассуждения не так уж нелогичны, хотя и могут показаться патологическими человеку, сознавшемуся в обмане.
По-видимому, не так уж легко объяснить, почему истинно верующий продолжает верить в какого-то чародея, т.е. доверять ему, несмотря на то, что тот уже однажды признал свое мошенничество. Доверять человеку, назвавшему себя лжецом – неразумно, и тот, кто не перестает доверять, может показаться сумасшедшим. У некоторых истинноверующих и в самом деле не все в порядке с головой, но другие все-таки обманывают себя, не исключая возможность, что чудотворец по-настоящему обладает паранормальными способностями, сам о том ничего не ведая. Ведь поскольку есть люди, верящие в свою необыкновенную силу, которой у них в действительности нет, то почему бы не предположить и то, что есть люди со сверхъестественными возможностями, не верящие в наличие у себя особых способностей.
Исследование, проведенное психологами Барри Сингером и Виктором Бенасси в Калифорнийском университете демонстрирует желание верить в сверхъестественные силы перед лицом доказательств противного. Они пригласили мага Крейга Рейнольдса, чтобы тот провел некоторые трюки на четырех вводных курсах по психологии. Двум классам не сказали, что он был маг, который будет выполнять любительские фокусы. Им сказали, что он был аспирантом, имеющим сверхъестественные способности. В этих классах преподаватель психологии прямо заявил, что он не верит, что аспирант имеет экстрасенсорные способности. В двух других классах студентам сказали, что перед ними фокусник. Сингер и Бенасси сообщили, что около двух третей студентов в обеих группах считали, что Крейг был экстрасенсом. Исследователи были удивлены, не обнаружив никаких существенных различий между классами, которым сообщали разные вещи. Затем они провели то же самое представление еще для двух классов, которым были явно сказано, что Крейг не имел сверхъестественных способностей, и что он собирается сделать обычные трюки по чтению мыслей. Тем не менее, более половины студентов сочли Крейга экстрасенсом, увидев его фокусы.
Сингер и Бенасси спросили студентов, могут ли фокусники делать то, что сделал Крейг. Большинство студентов согласились, что могут. Тогда они попросили студентов изменить свои оценки сверхъестественных способностей Крейга в свете негативных данных, которые они им предоставили. Количество верующих в экстрасенсорную силу Крейга снизилось до 55 процентов. Затем студентов попросили оценить, сколько других «экстрасенсов» используют дешевые трюки вместо паранормальных сил. По общему мнению, большинство «экстрасенсов» являются мошенниками. Студентов снова спросили, хотят ли они изменить свою оценку паранормальных сил Крейга. Процент верующих в способности Крейга упал только до 52 процентов.
У многих людей способность критически оценивать аргументы за и против веры время от времени пропадает. Но это не поможет нам понять, почему люди верят в сверхъестественные способности чудотворцев, несмотря на многочисленные случаи их разоблачения. Поскольку люди, страдающие синдромом истинноверующего, преданы своим убеждениям, с ними бесполезно спорить. Факты и логические доказательства ничего для них не значат. Они верят в то, что не соответствует действительности, и ни факты, ни аргументы не способны убедить их в том, что их представления ошибочны.
Виды истинно верующих
В любом случае, есть три вида истинно верующих, хотя они и явно родственны между собой. Об одном из типов как раз упоминал Кин. Это те люди, которые верят в паранормальные явления вопреки реальным фактам. Их вера остается непоколебимой даже после того, как они столкнутся с ошеломляющими доказательствами. Например, люди могут не признать того, что Карлос (известная история с подлогом) был сфабрикован даже после разоблачения этого «чуда». Кин в основном приводит примеры людей, которые до того безрассудно стремятся к общению с умершими, что ни одно подтверждения лжи мнимых медиумов или ченнелеров не способно пошатнуть их веру.
Другой тип истинно верующего представляет собой последователей культа. Эмили Харрисон видела, как умирает ее мать, Дебра Харрисон, а соучредитель Consegrity ® Мэри Линч практикует «целительную энергию», которая не помогает. Они считали, что заболевание Дебры вызвано «плохой энергией», но Линч, доктор медицины, ведь должна была знать, что у Дебры диабет. Вместо должного лечения Линч давала коллеге апельсиновый сок. Дебра Харрисон совместно с Линч учредила Consegrity и не обращалась за медицинской помощью, хотя на момент смерти у нее были все признаки сахарного диабета.
Несмотря на то, что диабет можно лечить, и что врач должна была признать явные признаки заболевания, Мэри Линч и Эмили Харрисон утверждают, что причиной была «отрицательная энергия» членов семьи погибшей Дебры. В итоге Дебра покинула семью и уехала вместе с Линч в другой город практиковать «целительную энергию».
Иррациональные убеждения Линч, несомненно, связаны с ее личными инвестициями в целительную энергию, но решение Эмили Харрисон отказаться от своих родственников и двигаться дальше с доктором Линч является типичным последователей культа. У них есть вера в гуру, которая незыблема. С таким иррациональным мышлением не имеет смысла представлять доказательства, чтобы убедить людей в ошибочности их пути. Их вера основывается не на фактах, а на преданности человеку. Эта преданность может быть настолько велика, что даже самое мерзкое поведение гуру можно рационализировать. * Есть много примеров, когда люди так преданы гуру, что они будут рационализировать или игнорировать крайнее психическое и физическое насилия со стороны их культового лидера (или супруги или друга).
Другой тип истинно верующих описан Эриком Хоффером в книге «Истинноверующий». Такие люди неразумным образом сохраняют верность мотиву, такому как убийство врачей, делающих аборты, или же хранят преданность гуру, вроде Джима Джонса, чьи последователи совершили массовое самоубийство.
Несомненно, если и есть какое-то объяснение синдрома истинноверующего, то им может быть только удовлетворение эмоциональных потребностей. Но почему некоторые люди обладают столь сильной эмоциональной потребностью с одинаковым евангелическим рвением верить в бессмертие, либо в расовое или моральное превосходство, либо в последнюю причуду руководства – на этот вопрос, видимо, нет ответа. Это дело безнадежное. Эрик Хоффер думает аналогичным образом.
“Чем меньше человек готов ценить собственные достоинства, тем больше он готов говорить о преимуществах своей нации, религии, расы, благих побуждений…
Человек, вероятно, думает о собственных делах лишь тогда, когда они достойны размышлений. Когда это не так, он переключается с рассуждений о собственной бессмысленности на мысли о делах других людей…
Фанатик – человек, в своей жизни нецелостный и небезопасный. Он не может достичь уверенности в себе за счет собственных ресурсов, находящихся в его «Я», от которого он отказался, но он находит ее в страстной приверженности тем убеждениям, которые хочет принять. Эта фанатичная привязанность лежит в основе его слепой преданности и религиозности, и человек находит во всем этом источник достоинства и силы… Он видит самого себя в роли приверженца и защитника благого дела, верность которому он хранит, и во имя которого готов пожертвовать собственной жизнью”.
Эрик Хоффер, по-видимому, считает, что синдром истинноверующего имеет нечто общее с желанием снять с себя личную ответственность за свои убеждения и поступки – освободиться от бремени свободы.
Lena_DIIIEM , так Андрей часто сам себе противоречит. Вот например, он заявляет, что Будда Гаутама является реинкарнацией Кришны. Если он в это верит, то тогда ему надо бы задуматься о материальном аспекте бытия. Ведь Будда Гаутама автор “срединного пути”, в котором должен быть баланс между духовным и материальным. И ещё, раз возникла острая необходимость в реинкарнации, значит надо было скорректировать мировоззрение людей. То есть , уточнённая форма кришнаизма - это буддизм. А значит, на пути в достижении совершенства, надо следовать стопами бога в будизме, а не в кришнаизме. Тем более, что при переводе книги с одного языка на другой теряется до 10% смысла, а при вторичном переводе - до 50%. Хочешь быть последовательным преданным , выучи санскрит и читай на нём , а не перевод перевода ( с санскрита на английский, с английского на русский).
ЦитироватьЕсть ещё один момент , верховным богом русских в бытовых вопросах был Крышень.Может к корням тогда обратиться?
почему то мне казалось, что Раша санскрит разумеет, не? вроде где-то щеголял парой фраз
ЦитироватьAlin, не верю, это надо попасть в ученики к брамину, иначе ничего не выйдет. Я долго пыталась, но дело в том, что в санскритском алфавите 70 букв и ни одной гласной. Причём некоторые буквы в зависимости от расположения других букв можно прочитать по-разному. Опять-таки некоторые имена бога вроде и написаны одинаково, но читаются по-разному. Там много ньюансов и обучение идёт от уровня посвящения. То есть вот, вроде написано “стрижено”, но в зависимости от уровня посвящения будет либо ” стрижено”, либо “брито” ( эт я уже фулюганю )
ЦитироватьСорри, 72 буквы
Цитироватья возможно путаю, просто мне запомнилось, что он однажды кого-то поправлял с переводом.
Цитироватьoratora пишет / Есть ещё один момент , верховным богом русских в бытовых вопросах был Крышень.Может к корням тогда обратиться? /…………………………………………………………………. У русских ( у настоящих русских) не принято было бросать своих в беде. Сам погибай,а товарища выручай!(с). И у солдат сохранилось неформальное обращение между собой, братцы ,а у моряков,братишки!.. Если бы они были кришнаитами, туши свет и сливай воду, такого государства как Россия,и в помине бы не было… Так,что русский Крышень, явно из другого теста! Имхо,разумеется.
ЦитироватьКрышень это и есть Кришна. Сварог это Брахма, создатель Вселенной, который появился из яйца, а по версии индийских Вед из лотоса, что сути не меняет. У Сварога 4 головы, как и у Брахмы. А Рада - это Радха -олицетворение энергии наслаждения Кришны.. Кощей Бессмертный это Камса, который получил благословение от Брахмы/Сварога, что его ни одно живое существо не сможет убить.
А сколько похожих названий городов, рек, мест которые имеют похожие слова на санскрите. И письменность была не кирилица, а деванагари, санскрит, узелковое письмо. Но вы ж это все не берете во внимание. У вас шоры на глазах.
ЦитироватьВы не можете много факторов как-то совместить вместе. Вы что-то видите,слышите, но связи общей не улавливаете
ЦитироватьПросто индийские Веды -это знание сохранило свою системность в отличие от русских Вед, которые на руси уничтожади. Убивали волхвов, насаждали хр-исти-ан-ство, т.е. не то учение, которое дал Иисус, а савельевское , видоизменённое, в котором Бог, рождаясь на Земле, имеет материальное тело, которое можно убить. Волхвы отвергали такое философское понимание, и об этом написано в Велесовой книге.
ЦитироватьСлавяне водили хара -вод. Хара это внутренная энергия Кришна, та же Рада.
Поэтому славяне обращались к внутренней энергии Кришны, к Кришне с просьбой занять их в служении себе. Так мантра и переводится. Слово Хара в звательном падеже пишется как Харе. Слово Рама означает тот кто приносит радость Раде: Харе Кришна Харе Кришна Кришна КРишна Харе Харе Харе рама Харе рама Рама Рама харе Харе
И переводится мантра на русский как “О Господь, о энергия Господа, займите преданным служением себе.”
Цитироватьrussia_vp пишет / которые на руси уничтожади. /…………………………………………………………………. Млять…Русь, пишется с большой буквы! Космополит,хренов!
Цитироватьмантра Харе Кришна - это мантра на древнем языке славян Деванагари.
ЦитироватьДа знаю я млять… Тороплюсь просто
ЦитироватьЯ бы ещё добавила, что буква “х” ( пишется, но не читается, знак придыхания), то есть ни Харе, а ‘Аре . А буквы “ш” вообще нет, вместо неё буква “с”. Отсюда не Кришна, а Крисна или русская транскрипция - Красень. То есть красивый значит божественный. А каша и не каша вовсе, а каса-дающая божественную энергию или пища богов.
ЦитироватьНо я должна заметить, что это не кришнаизм, который появился гораздо позднее в Индии ( 8 век до н.э.) , а один из богов нашего посконного русского пантеона, которому много-много лет. А вернее арийский бог. Да и правильнее всё-таки не Рось и не Русь, а Рассея.
russia_vp, возвращайся лучше к нашим истокам , под крылышко Рады-Лады. И будет тебе счастье.
Пара часов в научной лаборатории не могут состязаться на равных с годами религиозной обработки
Цитировать