Школа - вред и польза.
Вред
В школе ребёнок проводит полновесных 11 лет. Поэтому вред, наносимый детям школами, сложно переоценить. Вот основные болезни, которые дети приобретают по окончании школы.
1. Привычка сидеть и слушать
Одна из главных проблем: школа учит детей быть пассивными и подчиняться: сидеть и слушать, а не действовать. В прошлом веке это было нормально. Во-первых, тогда индустриальному обществу были нужны послушные винтики для работы на заводах. Во-вторых, модель «сиди и слушай» была (в силу технических ограничений) основной моделью поведения даже на отдыхе: люди сидели и смотрели кино, сидели и смотрели телевизор, сидели и слушали радио.
Современный ребёнок уже умеет пользоваться компьютером, где он большую часть времени активен: играет в игры или общается в Интернете. Поэтому устаревшая система школьного обучения для него — это настоящая пытка. Что-то вроде принудительного кормления через катетер для человека, который умеет есть самостоятельно.
2. Проблемы с психикой
Школьный класс, по сути своей, это замкнутый коллектив тюремного типа: детей там держат насильно, и они вынуждены «общаться» друг с другом. Положение школьника мало чем отличается от положения солдата или заключённого. Вполне очевидно, что разного рода конфликты, неизбежно возникающие в такой среде, не проходят безболезненно.
3. Поведение раба
Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы. Хорошо ли это для общества? Скорее плохо, чем хорошо. Хорошо ли это для ребёнка? Очевидно, нет.
4. Отвращение к учёбе
Стандартный урок ребёнку неинтересен. Так как даёт ему информацию или ненужную, или непонятную, или уже известную школьнику. Или даже всё вместе одновременно.
Таким образом, за 11 лет пребывания в школьных стенах у большинства детей вырабатывается сильное отвращение к учёбе. Этот условный рефлекс настолько стоек, что взрослым потом тяжело заставить себя не то что выучить английский, но даже прочесть инструкцию к новому телефону.
5. Логика гопника
В беседах гопники часто ссылаются на авторитеты. В качестве доказательства своей правоты гопник может сказать, что он, например, знаком с каким-нибудь матёрым уголовником.
Ровно так учат детей думать и школьные учителя. Только авторитеты у них другие — учебники, книги. Вместо реплики «Ты Вову Магаданского знаешь?» классический интеллигент спрашивает: «Читали ли Вы Оскара Уайльда?». Подразумевается, что если человек Оскара Уайльда не читал, то и о гомосексуалистах он рассуждать не может.
Реальные знания в школе подменяются на обёртку от знаний. От ребёнка требуют на экзаменах не продемонстрировать знания или навыки, а грамотно растопырить пальцы и перечислить покойных авторитетов, с которыми он знаком. Это называется «владеть материалом».
6. Страх ошибок
Одна из главных болезней учившихся в школе детей — страх ошибок. Детей учат, что главное — это не ошибаться. В школе однозначно лучше написать две контрольных на четыре, чем одну контрольную на пять с плюсом, а вторую — на два.
В реальной жизни всё наоборот. Не ошибаются только беспомощные неудачники, которые ничего не делают. Люди же деятельные ошибаются постоянно. Более того: о масштабе человека можно уверенно судить по калибру его ошибок.
В общем то о вреде все. Перейдем к пользе.
В: Школа учит думать и учит учиться
О: Классический приём шарлатанов: заявить что их магические пассы руками делают что-нибудь непроверяемое. Вот, например, говорит шарлатан, что его чудо-методика чистит чакры. И попробуй опровергни: чакры — не уши, их на приёме у ЛОР’а не видно.
Так и со школьным «учит учиться». Если спросить шарлатана чуть подробнее — в чём же заключается разница между умеющим учиться школьником и не умеющим учиться неучем, он ответить не сможет. Заявит, что это никак не измерить.
В: Школа учит системности и ответственности
О: Школа не учит ни системности, ни ответственности.
Системность — это умение понимать связь между знаниями и видеть картину мира целиком. В школе ничего подобного не требуется и близко. Вместо того, чтобы увидеть лес, дети ползают с черепашьей скоростью от дерева к дереву. Знать, как математика связана с физикой им не нужно: учитель всё объяснит.
Про ответственность и говорить смешно. Какие ответственные решения может принять школьник? Надеть на физкультуру красные кеды вместо синих?
С точки зрения школы, школьник — недочеловек. Все важные решения принимают за него родители и учителя.
В: Школа прививает детям культуру. Не окончивший школу ребёнок вырастет полным дикарём
О: Культура передаётся во время общения: от более культурного человека к менее культурному.
Чтобы поднять культурный уровень детей нужно, чтобы школьные учительницы были более культурны, чем родители учеников. Тогда дети будут тянуться к уровню педагогов. Так, собственно, было в Царской России, когда учителя были уважаемыми и обеспеченными людьми.
Сейчас, однако, благодаря телевизору, все дети говорят на одном языке. Пропасти между детьми из семьи дворников и семьи профессоров больше нет. Если же говорить не про идеальные, а про реальные школы, то культурный уровень педагогов, увы, ниже среднего. «Окультурить» детей они физически не в состоянии.
Единственное исключение — дети гастарбайтеров. Для детей гастарбайтеров современная школа, пожалуй, и в самом деле может стать путёвкой в русскую культуру. Детям же потомственных россиян в плане культуры ловить совершенно нечего: скорее, наоборот, это они могут чему-то научить учителей.
В: Но ведь должен же ребёнок где-то социализироваться? Школа даёт ему базовые навыки общения
О: Да, школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа. В коллективе, откуда нельзя уйти, и в котором действуют традиции содержащейся в зоопарке стаи обезьян.
В призывной армии и в тюрьме такой опыт и в самом деле будет полезен. Если, конечно, закрыть глаза на то обстоятельство, что значительная часть детей получает опыт отрицательный — в коллектив не вписывается. Что бывает с такими детьми в армии или в тюрьме можете почитать в жёлтой прессе.
В: Без школы ребёнок не получит базовых знаний и навыков, необходимых для взрослой жизни
О: Базовых навыков, необходимых для взрослой жизни, существует ровно три: чтение, письмо, и счёт. До революции грамотными были 25% россиян (по некоторым источникам 75%), поэтому школа была ценным источником знаний. Сейчас грамотны практически все взрослые. Если здоровый ребёнок к школе не умеет читать и писать, это значит, что родители просто не нашли времени с ним позаниматься.
В: Человек, который умеет читать, писать, считать и больше ничего — не может считаться полноценным
О: Начнём с того, что некоторые считают, что полноценным не может считаться человек, который не владеет логикой. А ведь люди, которые говорят, что «мало только читать, писать и считать» — с логикой явно не в ладах.
На самом деле, очевидно, есть третий вариант. Научиться базовым навыкам (таким как чтение) и массе других знаний «на выбор». Например, игре на скрипке и физике. Или плаванию и ботанике. Но не всему сразу и одновременно.
Скрипка, физика, плавание и ботаника, хотя и полезны в жизни, базовыми знаниями никак не являются. Это — продвинутые знания. Знания «на выбор», если угодно.
Затем, давайте всё же глядеть в глаза реальности. Большая часть современных выпускников школ не умеет практически ничего за пределами «читать, писать и считать». Собственно, именно поэтому введение ЕГЭ вызывает столько визгов: честный экзамен наглядно демонстрирует реальные возможности классно-урочной системы.
В: Не посещавший школу ребёнок непременно вырастет необразованным неучем
О: Это только в школе учат, что у каждой задачи есть ровно одно решение. Жизнь устроена несколько сложнее.
В: Каждый предмет нужен. Математика, например, учит логически мыслить, а биология поможет выжить в экстремальной ситуации
О: Преподавателя математики, который говорит, что «математика учит мыслить логически», надо гнать пинками из профессии. Так как этот преподаватель, во-первых, не понимает, что математика ценна сама по себе, а во-вторых сам логически мыслить не умеет.
Если мы хотим научить ребёнка логически мыслить — нужно учить его логически мыслить. Если мы хотим научить ребёнка выживать в экстремальных ситуациях — нужно учить его выживать в экстремальных ситуациях. Если мы хотим научить ребёнка водить машину — нужно учить его водить машину.
В противном случае получится удаление гланд через задницу: дорого, долго и неэффективно. Мы же не берём путёвку в Сочи, чтобы помыться? Чтобы помыться есть ванная. В Сочи нужно ехать, чтобы отдохнуть на море. Так и со школой. Математика полезна, так как это язык науки. И интересна, так как вся она пронизана увлекательными головомками. Логика тут совсем не при делах.
В: В школе знания даются по определённой системе, «оптом». Самостоятельно такую насыщенную программу не потянуть
О: Во-первых, таки потянуть. Так школьная программа «насыщена», в основном, мусорной информацией, которую можно безо всякого вреда для понимания материала пропустить. Кроме того, учитель всегда ориентируется на самых слабых. При самостоятельной работе можно изучить эту «насыщенную программу» в разы быстрее.
Во-вторых, набирать про запас всё подряд, в надежде, что «в большом хозяйстве любая дрянь сгодится» — ошибочная тактика. Глупо покупать вилы в городскую квартиру. Они и денег каких-то стоят, и место занимают, и уронить на ногу их случайно можно. Да и заржавеют они на балконе за десять-то лет. Когда поедете в деревню, тогда и купите.
В: Вы хотите лишить ребёнка детства! Когда я учился в школе, там было столько всего интересного
О: Человек — очень выносливое существо. Люди как-то живут и получают удовольствие даже в тюрьме, не говоря уже об армии. Потом разглядывают дембельские альбомы, вспоминают, как прибили сослуживцу сапоги к полу…
Но собственно армия и тюрьма тут не при делах. Жить на свободе было бы гораздо веселее.
Так и со школой. Школьное рабство приходится на один из самых весёлых периодов жизни — на детство и отрочество. Нет ничего удивительного в том, что даже школе не удаётся испортить детям жизнь целиком.
Напомнило….
— И сколько же у тебя людей-то в подчинении?
— Почти 3 тыс.
— Батюшки! Как же ты с ними справляешься? Трудно небось?
— Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения.
Москва слезам не верит…
Навеяло…
ЦитироватьЛюбавушка, это ты мне самостоятельно оценку выставила? Или после коллективного обсуждения?
В любом случае, благодарствую… на целых полтора балла лучше, чем бывало в школе….
Пошла доставать корону….
Ларис, зацени:Не коси меня косой , не втыкай в ладонь гвоздь,
“
Настоем цикуты ты меня не глуши,
Ты мой светлый разум, я не черная кость,
Так сбегай в честь пропоя нашей светлой души
…
Не пили меня пилой, не тычь бревном в глаз,
Бревен здесь хватит на порядочный дом,
А душа святая, она клала на нас
Так что ты не ерзай, мы с тобой вдвоем..”
(это на пять)
ЦитироватьОй… че эт я….
Иерихон, извини, но у мну только три с минусом….
Цитироватьа ещё такая есть:
Село солнце за Гималаи,
Чтоб назавтра вновь взойти;
Бредет йогин на кладбище
Отсекать привязанности.
У него труба из кости,
Он начнет в нее трубить;
Созовет голодных духов -
Их собой поить-кормить.
Они съедят его тело,
Они выпьют кровь до дна;
И к утру он чист-безгрешен,
Не привязан ни хрена.
Ох, мы тоже трубим в трубы,
ЦитироватьУ нас много трубачей;
И своею кровью кормим
Сытых хамов-сволочей;
ммм.. Милая, скажи а как насчет детей “маугли”?! Что он них скажешь?! Или у них кармой было прописано попасть в джунгли и вырасти среди звериной стаи?! Если так рассуждать, то нужно задаться главным вопросом: а зачем мы вообще детей воспитываем и обучаем?! Разве образование ребенка сводится лишь к тому, чтобы тупо его научить писать читать и считать?! Если бы мы не влияли друг на друга, то зачем нам вообще выстраивать некий социум и жить в обществе?! Тогда бы каждый сидел в своем углу и носа на улицу не казал..
ЦитироватьЗначит все таки воспитание что-то да решает?! И как быть с народной пословицей: “тверди человеку, что он свинья и он захрюкает” или “с кем поведешься, того и наберешься”, а так же “скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты” и т.п. ?!
Пусть со мной здесь кое-кто не согласится, но я все же скажу: зарыть талант в ребенке можно! особенно на корню, если с самых пеленок не правильно с ним обращаться (что мы и наблюдаем в современном обществе). Развить же те способности, каких в нем изначально не было - вот это действительно сложная задача. Но!.. даже она решаема! Кто из присутствующих здесь слышал о системе под названием Монтессори (основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку)?! Почитайте, много интересного почерпнете. А так же не поленитесь и ознакомитесь с системой Элькинина-Давыдова (основанной на проблемном подходе к обучению, когда ребенку не даются готовые знания, а предоставляется возможность самому их добывать). Я не стану перечислять здесь всех известных современных и прошлых столетий педагогов и психологов.. но скажу главное, каждый уважающий себя родитель (вернее считающий себя таковым) обязан быть психоаналитиком. Кто хочет плеваться в мою сторону - плюйтесь. Я все сказал. АЗЪ.
С этим согласен. Система не возникает сама по себе. Ее формируют люди. И если по неким причинам эта система повернула свой ход в сторону регресса, то будьте уверены она подомнет под себя в конечном итог всех! Поэтому, тот кто хочет сохранить свою индивидуальность и развить в себе таланты, должен идти против системы, т.е. против социума и решить для себя главный вопрос: либо он подминает себя под социум и становится как все, либо идет путем нехоженым, не зная куда он его приведет, но зато предоставит себе шанс - сохранить свой Дух.
ЦитироватьТы с какого дуба рухнул?! Иди окстись или проспись, а то фальшивишь настолько, что ни одной ногой в такт уже не попадаешь..
ЦитироватьЛариса, что ты лично можешь поменять в образовании, здравоохранении, социальной сфере? И главное - для кого? Ну вот в конечном итоге, если тебя что-то не устраивает во вне, то ты мир начинаешь менять или себя?
ЦитироватьЯ вот придерживаюсь позиции, что моё окружение создано мной и меняется тогда, когда я меняюсь. Потому не нашла в твоей статье ничего, что подтвердилось бы моим личным опытом… Да, я слыхала, что есть “злобные школьные силы, которые нагло гнетут кого-то где-то”, но не довелось как-то наблюдать. Вот думаю, почему так? “Консерватория” вроде как одна.
Когда “выше сил”, тогда физ.тело перестаёт существовать. Если дышит, то значит силы ещё есть.
бытиё определяется доступным коридором вариантов твоих “телодвижений”, который в свою очередь определён начальным потенциалом, полученным при рождении. Туда заложено много чего и “материя”(наследственность) и сознание(искра, Дух).
ЦитироватьОга…. только для этого ещё требуется поднять свою задницу с дивана…
Нет?
ЦитироватьЕсли тебе важна ситуация вокруг дивана, она тебя цепляет и мешает жить, то можно и там. Всё зависит от приоритетов в сознании и предпочтений самого человека. В любом случае ты можешь по ситуации на каждый момент своей жизни в “сейчас” глянуть что есть и как у тебя… и насколько ещё присутствует чувство недовольства(несправедливости) по отношению к ситуации/человеку/миру в целом и отсутствует аналогичное по отношению к себе любимой))
Цитировать