Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2017 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Рим vs Галлия: украденная история кельтов

Автор LtNemo - 12 сентября, 2012  |  Просмотров: 6,117

Кельтский всадник вселял ужас в любого противника

Законы древних кельтов: мудрые, справедливые, забытые

Несмотря на популярность, которую приобрела в последние десятилетия «кельтская тема» - в музыке и литературе, дизайне и моде - древние кельты остаются одним из самых загадочных народов, когда-либо живших на планете. Все, что нам о них известно, рассказано теми, кто пришел на их земли не с миром, а с мечом - или же и вовсе не бывали там… Можно ли доверять этим описаниям? Насколько достоверно воссоздают они кельтские обряды, обычаи и законы?

Античные авторы о кельтах

Наиболее ранние упоминания о кельтах встречаются в трудах греческих авторов VI - V вв. до н.э.: Гекатея Милетского и Геродота. В своей монументальной «Истории» Геродот описывает кельтов, как народ, живущий в верховьях Дуная - правда, расположив сам Дунай на Иберийском полуострове (то есть на территории Испании), знаменитый летописец был, мягко говоря, не вполне точен. Археологические раскопки и косвенные свидетельства позволяют возводить историю галлов к VI в. до н.э., и даже ранее. Следы кельтских племен обнаружены от западных переделов Европы (включая Британские острова, что общеизвестно), до Балкан, Малой Азии и Причерноморья, включая территорию современной Украины, юг России, Кавказ, и даже - Среднюю Азию. Поскольку сами галлы не документировали в письменном виде ни свою историю, ни переселения, восстанавливать ретроспективу часто приходится по сторонним свидетельствам и культурным аналогиям, зачастую - весьма неожиданным. Так, современные ирландцы, волею судьбы попадающие в Киргизию, дивятся тому, насколько традиционные музыкальные инструменты местных жителей схожи с древнекельтскими.

Несмотря на то, что значительная часть галльской истории сокрыта в тумане веков, можно сказать однозначно: ко времени основания Рима, средине 8 в. до н.э., кельты уже активно перемещались по территории Европы и за ее пределами.

История империи начиналась достаточно Рома -нтично

История империи начиналась достаточно Рома -нтично

Первый из зафиксированных контактов, отнюдь не мирный, между римлянами и кельтами, состоялся в IVв до н.э. В 390 г. объединенные силы кельтских племен сошлись с войсками Римской империи в битве при Алии - и одержали победу. Чуть позже пал и сам Рим, что заслуживает отдельного описания. История “варварских” набегов на различные европейские территории достаточно обширна. Однако, все военные походы кельтов имели практический характер: добыча и воинская доблесть были наряду с ремесленным искусством или друидическими знаниями основными способами достижения значимого положения в обществе.

В большинстве случаев к завоеванию чужих земель галлов толкало банальное отсутствие жизненного пространства. При этом степень их агрессии была прямо пропорциональна реакции местного населения. В 390 г. кельтские племена под предводительством Бренна заняли земли возле города Клузия на Аппенинах, находившегося под римской протекцией. Опираясь на свою военную мощь, они потребовали у жителей выделения для себя плодородных земель. Естественно, клузианцам это не понравилось, и они запросили помощи в переговорах у Рима. Оттуда прибыли трое братьев Фабиев, не отличавшихся особой дипломатичностью, чьи действия вскоре привели к нападению на пришельцев и убийству одного из кельтских вождей. Такое поведение парламентеров было грубейшим нарушением установившегося на тот момент международного права. “Варвары” проявили к обычаям большее уважение, позволили Фабиям вернуться в Рим, и отправили туда собственную делегацию для разбора ситуации. В Риме посланники обнаружили, что нарушители не только не порицаемы, но и купаются во всевозможных почестях.

Столь наглое попрание закона возмутило кельтов, и они предприняли 80-километровый бросок от Клузия на Рим. Плутарх описывает этот поход следующим образом: «Вопреки ожиданиям, проходя, они никому не нанесли увечий, ничего не взяли с полей. Когда они шли мимо какого-либо города, то кричали, что идут в Рим, что их враги - только римляне и что они готовы стать друзьями всем остальным». В итоге Рим был разграблен и унижен: за свой уход галлы запросили (и получили) 1000 фунтов золота. Империя была настолько шокирована, что историк Ливий даже 300 лет спустя переживает позор ситуации: «Вообразите, тысяча фунтов золота - цена нации, которая скоро будет править миром!»

Под влиянием пережитого ужаса Римская империя до самого своего падения старалась раздвинуть собственные границы, колонизировать все более и более дальних соседей. Попутными преференциями были награбленные богатства, сбор дани, захват рабов. Но в основе всех экспансий лежал страх перед тем, что соседи вздумают побеспокоить “цивилизованное” благополучие. Поэтому имперская армия всегда была орудием нападения, и многие историки даже увязывают упадок Рима с сужением городских ворот. Как только их размер стал определяться не соображениями быстрой атаки и развертывания за стенами боевых порядков, а нуждами обороны - государство, жившее агрессией, утратило жизнеспособность.

Опора империи

Опора империи

Впрочем, в период расцвета римское войско позволило империи где – изгнать, где – сделать вассалами кельтские племена практически на всем ареале обитания последних. Это было великое противостояние древней традиции и новоизобретенного формального законодательства. Хотя кельтские воины по праву считались лучшими бойцами Европы, клановая структура их общества, неразвитая стратегия, отсутствие изобретений в области боевой техники, а также система заключения ситуативных племенных союзов для конкретных военных кампаний, не позволили им одолеть латинскую военную машину.

Последним оплотом галлов стали Британские острова, но и их со временем пытались оккупировать римляне. Впрочем, восстания коренного населения будоражили имперские форпосты и поселения едва ли не каждое десятилетия, а северные территории, где ныне располагается Шотландия, так и остались территорией, куда не ступала нога легионера.

Как Рим нес свет цивилизации “варварам”:

Военные действия между кельтами и римлянами продолжались с переменным успехом вплоть до середины I в. до н.э. Точка - впрочем, скорее, запятая - в «кельтском вопросе» была поставлена Цезарем, который в 50 г. до н.э. окончательно утвердил римское владычество в Галлии, а чуть позже высадился и в Британии.  «Записки о Галльской войне» Цезаря стали основным источником информации о древних кельтах - как континентальных, так и островных; именно с его легкой руки самые разные авторы, начиная с античности и до наших дней, повторяют рассказы о человеческих жертвоприношениях, совершаемых друидами, да и множество прочих несуразиц.

Однако, по остроумному замечанию Лоренса Гиннелла, английского юриста 19-го века и исследователя древних кельтских законов, при написании этих мемуаров Цезаря интересовал главным образом Цезарь, а вовсе не тонкости обычаев племен, которые он считал варварскими. Гиннелл берет на себя смелость утверждать, что пресловутые «жертвоприношения» могли представлять собой некое, совершенно иное по смыслу событие, неверно интерпретированное Цезарем.

В то же время, «Записки о Галльской войне» представляют несомненный интерес, как наиболее подробный - можно даже сказать, единственный, из дошедших, письменных источников античной эпохи, содержащих информацию о кельтах. Ибо сами кельты письменностью пользовались чрезвычайно редко - но отнюдь не потому, что были отсталым и скудоумным народом.

Что не записано пером, то вырубается… мечом

Основой кельтской культуры являлась заложенная друидами традиция устной передачи накопленных народом знаний (фольклора) из поколения в поколение. В ней был глубокий смысл, как практический, так и сакральный (впрочем, древнему кельту сама идея о подобном разделении показалась бы крайне странной). Такой обмен информацией, а особенно процесс обучения - всегда уникальный, живой, эмоционально окрашенный, в отличие от чтения текста. Древние хорошо знали, что знание может быть не только даром, но и оружием, приносить великую пользу - и страшный вред; устная передача подразумевала прямую личную ответственность как дающего, так и принимающего знание.

Друид - вершитель правосудия

Друид - вершитель правосудия

В рамках кельтской культуры и общества эта традиция была вполне жизнеспособна. Однако с приходом завоевателей обнаружилось ее слабое место: неписаные знания стали постепенно утрачиваться под влиянием навязанного пришельцами образа жизни и мышления. Особенно сильно это сказалось на континентальных кельтах: романизация Галлии была настолько полной, что даже при самом тщательном исследовании там можно отыскать разве что остаточные следы кельтского духа. Также сыграла фатальную роль слабость плоти: обучение друида, способного хранить в памяти тысячи легенд, обычаев и законов, длилось не один десяток лет. А оборвать его жизнь ударом меча - секундное дело. При том, что, в отличие от римской знати, вожди и носители кельтских традиций участвовали в бою на равных с соплеменниками, как правило - в первых рядах.

Сколько миль до Аваллона? И все, и ни одной…

Однако есть страна, которая в наибольшей степени сохранила изначальный строй и лад кельтской культуры, и это - Ирландия. Ни римское, ни норманнское влияние, ни даже века христианства не смогли переделать национальный ирландский характер; старинные обычаи - пусть даже их происхождение было забыто, а форма слегка изменена - оставались естественной составной частью повседневной жизни народа.

Когда же в конце 19-го - начале 20-го веков начался так называемый «Кельтский ренессанс», десятки исследователей принялись восстанавливать по крупицам древнюю традицию - и обнаружили, что разрозненные кусочки складываются в стройную, пусть и не вполне законченную, картину. Саги и сказки, пословицы и старинные манускрипты говорили об одном: основой культуры и общественного устройства древних кельтов были гармония и справедливость - которые, в сущности, и были основными законами сами по себе. В то же время, древнекельтская юриспруденция представляла собой сложную, тщательно проработанную систему - и даже то немногое, что от нее осталось, заслуживает самого внимательного изучения.

Брегонские законы

Брегонские законы

Брегонские законы

Наиболее полный свод раннего кельтского права, составленный на основании разных источников, получил название Брегонских законов (Brehon Laws), или Брегонского кодекса. Впрочем, полным его можно назвать с большой натяжкой: входящие в него тексты являются либо копиями с навсегда утраченных оригиналов, либо их пересказами; они испещрены комментариями и толкованиями, сделанными разными людьми в разное время.

Ситуация осложняется еще и тем, что манускрипты написаны на древнеирландском, с вкраплениями латинизмов (их составителями были в основном монахи, а к основному тексту, Senchus Mуr, как утверждают, приложил руку сам Святой Патрик) и диалектизмов, в которых с трудом разбираются даже маститые лингвисты. Поэтому единого полного перевода Брегонских законов на современный английский, по всей видимости, не существует. Исследователи, обращавшиеся к этим текстам - историки, этнографы, филологи, юристы (уже упоминавшийся Лоренс Гиннел, например, посвятил Брегонским законам фундаментальную монографию, (англ., на русский не переведена) - использовали лишь то, что непосредственно отвечало их нуждам и интересам. Однако даже из этих обрывочных и разрозненных сведений можно получить представление об основных чертах древних кельтских законов - чертах не просто отличительных, но поистине уникальных. Римскому праву, которое легло в основу всей европейской юриспруденции, во многих отношениях было далеко до кельтского. Брегонский кодекс настолько опередил свое время, что некоторые его статьи кажутся взятыми из современного законодательства какой-нибудь развитой страны - особенно те, которые касаются семейных и брачных отношений.

Брак, семья и клан у древних кельтов

Положение женщины в кельтском обществе разительно отличалось от той подчиненной, второстепенной роли, которая предписывалась ей большинством других культур. Римские матроны, даже самые родовитые, не имели никакого реального влияния на политику (иным путем, кроме кулуарного подзуживания своих супругов). Героини греческих мифов, за редким исключением - отнюдь не героини, а жертвы, ожидающие избавителя, чтобы стать его трофеем. На Востоке женщина и по сей день может являться чем-то средним между дорогой игрушкой и домашним животным, а христианство, заклеймившее женщину «сосудом греха», на долгие века закрепило неравенство между мужем и женой во всех отношениях.

Королева Мев, самая знаменитая кельтская воительница

Королева Мев, самая знаменитая кельтская воительница

Женщины же у древних кельтов были фактически равноправными партнерами мужчин во всех делах, делили с ними как мирные заботы, так и тяготы войны; они могли занимать сколь угодно высокое общественное положение и преуспеть в любой деятельности или профессии, к которой имели склонность и талант. Королевы-воительницы ирландских саг сражаются и руководят войсками не хуже мужчин; известно о существовании женщин-друидов и женщин-судей. Причем участие женщин в военных сражениях - для кельтов норма. В IV в. н.э. римский офицер Аммиан Марцеллин писал: «Целое войско иноземцев не сможет противостоять одному кельту, если он призовет на помощь жену, которая сильнее его  и голубоглаза, особенно когда она, гневно откинув голову, скрежеща зубами и размахивая белоснежными и мощными руками, начнет наносить кулаками и ногами  удары не слабее снарядов катапульты, выбрасываемых при помощи скрученных жил. Голос этих женщин ужасен и пугающ, даже если они не сердятся, а говорят дружелюбно.» Хотя в его строках присутствует определенная доля сарказма, очевидно, что римляне на себе испытали боевые качества кельтской “слабой” половины, и не были склонны их недооценивать. Терри Джонс и Алан Эрейра в своей книге «Варвары против Рима» говорят: в  «цивилизованном» Риме изнасилование не считалось преступлением против женщины, а рассматривалось как нанесение ущерба мужчине, под чьей опекой она находилась, то есть считалось преступлением против его собственности. По кельтским же законам изнасилованная женщина имела право не только на персональную компенсацию, но и на месть.

Выходя замуж, женщина сохраняла право на распоряжение своим личным имуществом, которым она обладала до брака. А при разводе, инициатором которого могла выступать жена, (причем по целому ряду причин) - раздел имущества совершался в соответствии с нормами современного законодательства: учитывалось не только добрачное имущество супругов, но и вклад каждого из них в совместно нажитое. Чем больше труда и усилий затратила женщина на ведение хозяйства и приумножение семейного добра, тем больше была ее доля в случае развода.

В том, что касается защиты прав детей, Брегонский кодекс можно назвать уникальным. Законнорожденность ребенка - одна из основных проблем норманнской юриспруденции, сломавшая немало судеб, решающее обстоятельство в вопросах наследования имущества, - в кельтском праве не играет ровным счетом никакой роли. Пословица «чужих детей не бывает» к древним кельтам применима, как ни к какому иному народу. Для установления отцовства достаточно было заявления матери и признания отца (случаи отказа мужчины от ребенка были единичными, если такое вообще случалось), после чего ребенок включался в число наследников на общих основаниях, независимо от того, состояли ли его родители в какой-либо форме брака. Последних Брегонский кодекс признает несколько, в том числе и такие, которые мы сейчас называем «гражданским браком».

Все споры решались советом старейшин

Все споры решались советом старейшин

Впрочем, понятие «семьи» у древних кельтов было гораздо шире современного: это не только родители и их дети, но и более дальние родственники. Объединение нескольких семей составляло основу клана; а клан, как целое, брал на себя заботу и ответственность даже о самых слабых своих членах - пожилых, больных и слабоумных. Брегонские законы обязывают трудоспособных соплеменников обеспечить полноценный уход и лечение немощным старикам - и даже регламентируют устройство общественных больниц, вплоть до таких деталей, как обязанность сиделок отгонять собак! Ни античность, ни средневековье не испытывали к старости и болезни особого сочувствия; в этом отношении лишь Брегонский кодекс воплотил, и даже превзошел, тот уровень социальной ответственности, который стал присущ человеческому обществу лишь в наши дни.

Особо следует остановиться на институте рабства. В отличие от “цивилизованного” Рима раб у кельтов был скорее в положении бедного крестьянина, чем-то вроде крепостного. Он имел собственное имущество, мог сопровождать хозяина в военных походах, а дети раба росли и воспитывались вместе со всеми остальными. Причем рабский статус не передавался по наследству, а сам невольник мог заслужить свободу храбростью в бою или прочими выдающимися достижениями. Теоретически раба могли безнаказанно убить - но поводом могло послужить лишь очень тяжкое преступление, да и были такие случаи единичны. В целом же институт рабства не был широко распространен, и захваченные в походах пленники, как правило, отпускались за выкуп, либо продавались тем же римлянам.

Представление о том, насколько кельтская практика отличалась от римской, можно получить из любой исторической хроники имперского периода. Этот вопрос наукой освещен достаточно подробно.

Кельтский крест - символ намного древнее христианского

Кельтский крест - символ намного древнее христианского

Культура, ремесла и духовность

Каковы же были технологические достижения “варваров”? Европейские историки вообще, и римские - в частности, кельтов боялись, не знали и не понимали. Естественно, подобных монстров в своих работах они наделяли всеми недостатками, которые только могли сочинить. Сами же кельты, не оставившие после себя письменных источников, реабилитироваться не способны.

Однако помочь в этом могут современные археологические находки. Хотя основу кельтского уклада составляли сравнительно небольшие сельские общины, занимавшиеся сельским хозяйством, сейчас обнаружены и огромные города, площадью в несколько тысяч гектаров. В них были каменные здания с паровым отоплением полов, стены, возведенные с помощью строительного раствора. Полисы строились по общему плану, с соблюдением геометрических законов, в них устраивались школы, административные здания, больницы и дома престарелых. При их сооружении выполнялись огромные объемы земляных и строительных работ, при необходимости осушались или  создавались водоемы, насыпались искусственные острова, отводились реки и ручьи. Давно стали легендами Стоунхендж, менгиры и дольмены, прочие мегалитические памятники галлов.

Реальное кельтское украшение из музейной экспозиции

Реальное кельтское украшение из музейной экспозиции

Ремесло зодчего ценилось так же высоко, как оружейное, и было не менее почетным, чем воинское искусство. Кузнецы владели секретами тонкой работы, создавая ювелирные украшения столь филигранные, что подобного уровня удалось достичь лишь к периоду Средневековья. Обработку железа кельты также освоили первыми в Европе, и их оружие веками оставалось непревзойденным. Когда археологи при раскопках обнаружили конскую сбрую, изготовленную кельтскими мастерами, то приняли ее за современную высокотехнологичную подделку - настолько совершенно было изделие. И лишь инструментальные методы датировки убедили их в аутентичности находки.

Историки, слепо исповедовавшие римскую версию истории “варваров”, описывали кельтских воинов, нанимавшихся в римскую армию, чтобы заработать немного золота. Однако недавние раскопки показывают всю смехотворность этой версии. На территории Англии только в одном небольшом регионе найдены сотни качественно разработанных золотых рудников. По оценкам специалистов, только эта область была в состоянии поставлять на рынок 300 тонн золота ежегодно. Также древние авторы описывают пристрастие кельтов (как женщин, так и мужчин), независимо от сословия, к украшениям из драгоценных металлов. И для их повсеместного распространения явно не хватило бы ни грабительских походов, ни, тем более, жалких наемнических динариев Рима.

Мировоззрение кельтов также было основано на знании естественных законов природы (не всегда очевидных) и следованию им, как в торжественных ритуальных церемониях, так и в ежедневных практических делах. В то время, как римляне проявили себя оккупантами не только в отношении соседних народов, но и окружающей среды, принимая во внимание лишь собственные прихоти, кельты были настоящими детьми природы. Они черпали в окружающем мире силы, но таким образом, чтобы не нарушить его гармонии. Осквернение или бессмысленное уничтожение дерева, особенно игравшего сакральную роль, было тяжким грехом. Да и божества кельтского пантеона - “живые”, не обитающие где-то в недоступных высях, а постоянно присутствующие рядом, участвующие в судьбах и князей, и простолюдинов. Тогда как для римлян религия, даже “официальная”, была почти бутафорским придатком государства. Они не вмешивались в отправление культов завоеванных народов, пока отводилось “Богу - богово, кесарю-кесарево”. В центре истинной их религии стоял идол золотого тельца.

Возрождение традиций

Возрождение традиций

Кельтское «варварство» против римской «цивилизации» - жизнь в гармонии или вечная борьба?

Римская империя не только довлела над античным миром; она задала импульс, оказавший едва ли не решающее влияние на историю человечества. Само мышление и устройство государства, которое мы называем «имперским», зародилось именно там. Британская и Российская империи, СССР, а теперь США веками исповедовали принципы приоритета государственного над личным, идеи над индивидуальностью, территориальной и культурной экспансии. Со становлением государства, как механизма подавления, и формализацией закона  ушла родоплеменная эра, с ее уютом, “домашнестью”, вниманием к отдельному члену общины, судом не по букве, а по совести.

Отваги и доблести кельтам было не занимать - даже Цезарь отдал должное их воинским качествам; однако захватнические устремления им были не свойственны. Жить в мире с собой и окружающими, со своей землей - вот чему учат кельтские законы, мудрые, древние и в то же время как нельзя более современные. Не зря последователи друидизма в наши дни обращаются именно к Брегонскому кодексу: при всей неполноте и неточностях, сквозь него можно рассмотреть - как камешки на дне ручья сквозь прозрачную воду - еще более раннюю и сложную этическую, философскую и духовную систему, на основе которой и сложилась кельтская традиция. Эта система не может быть ничем иным, кроме друидизма - того подлинного друидизма, о котором известно крайне мало, а достоверно, можно сказать, и вовсе не известно ничего - и насколько же мощной она должна была быть, если даже отзвуки ее, рассыпавшиеся эхом, долетели сквозь столетия до наших дней…

В своем чаянии дойти до предела и выйти за него человечество неудержимо стремится… куда? Возможно, к новому этапу в своем развитии; возможно, к пропасти и гибели. И те немногие, кто чувствует это, стараются найти опору в забытых древних знаниях. Кельтская   традиция - один из самых чистых источников, к которому стоит возвращаться снова и снова, приходя к нему то за мудростью, то за справедливостью, то за гармонией - пока не придет понимание, что главный, неисчерпаемый источник мудрости, справедливости и гармонии каждый из нас может обрести только в самом себе.

Пока жив Стоунхендж - живы и кельты


11 комментариев к записи “Рим vs Галлия: украденная история кельтов”

  1. Дмитрий, спасибо за блог :flower: очень интересно. С юности заворожена кельтской культурой и отзвуки ее в более современной литературе Уэльса прямо не давали покоя в определенный момент жизни :) Наверное, в прошлой реинкарнации я из тех мест. :)

    Цитировать
  2. Вот еще мои ощущения , что они одна из ветвей потомков гиперборейцев, так же как и древние славяне. Родственники наши :beer:

    Цитировать
  3. Извиняюсь, инкарнации :)

    Цитировать
  4. Вот еще мои ощущения , что они одна из ветвей потомков гиперборейцев, так же как и древние славяне. Родственники наши

    Может быть, на субъективном уровне - но вашу точку зрения полностью разделяю, таки да, мы с ними - из “одного мешка”))) celtic :beer:

    Цитировать
  5. Вот еще мои ощущения , что они одна из ветвей потомков гиперборейцев, так же как и древние славяне. Родственники наши

    схожие ощущения.Потому как четырьмя ветвями гипербореи уходили.На подателя истины не претендую но все же…Гипотеза такая.Одна кельтская ветвь,Одна славянско-индийская,Одна Айны вот с четвертой пока непонятки но корни надо в северной америке искать наверное.
    Как дополнение из того что ..слышал.Друиды ушли из мира людей в мир деревьев.

    Цитировать
  6. Посмотрите на кельтскую вязь и на славянскую, найдите 10 отличий :D . Посмотрите на кельтское оружие, одежду и предметы быта, потом посмотрите на славянскую, найдите 10 отличий :D . Посмотрите на кельтских друидов и на славянских волхов, найдите 10 отличий :D
    Даже ёжику понятно, что кельты и славяне есть ветви одной братской культуры…

    Цитировать
  7. VladiK а чего смешного :D? :xz:

    Цитировать
  8. Aragon
    Смешно то, что очевидные вещи рассматриваются в виде гипотез и предположений ;)

    Цитировать
  9. Смешно то, что очевидные вещи рассматриваются в виде гипотез и предположений

    Уважение к истине обязывает называть все своими именами.Да гипотеза и никак иначе.Прямых доказательств нет а ваши домыслы по трем пунктам более чем смешны.

    Посмотрите на кельтскую вязь и на славянскую, найдите 10 отличий

    Я думаю реально найти больше чем 10.Но что вы имеете ввиду по термином Славянская Вязь?у вас есть реальные доказательства,что вязь не пришла к славянам от скандинавов?

    Посмотрите на кельтское оружие, одежду и предметы быта, потом посмотрите на славянскую, найдите 10 отличий

    Легко.Особенно если говорить про оружие и боевое снаряжение.

    Посмотрите на кельтских друидов и на славянских волхов, найдите 10 отличий

    чтобы сравнивать,скажите не кривя душой-вы видели живого Друида?

    Даже ёжику понятно, что кельты и славяне есть ветви одной братской культуры

    Вот тут пожалуй улыбнусь,ваше сравнение себя с ежом убедительно.Ёжику наверно понятно.Это смешно,вы правы. :D

    Цитировать
  10. Блин, ссылка на U2, а показывает каких -то карамельных мальчиков :))))

    Цитировать

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Рим vs Галлия: украденная история кельтов