Православие ничем кроме терминологии не отличается от мистических учений Востока!
В сердце своём-исихастской мистической традиции, православие ничем кроме терминологии не отличается от мистических учений Востока.
Даже методы и способы учения Исихазма (священного безмолвия) «умнОго делания» или же Иисусовой молитвы практически не отличаются от инструкций по настройке внимания и дыхания в Дзен и Адвайте.
Любой желающий может сравнить эти методы обладая даже небольшим опытом изучения и практики каких-нибудь учений, имеющих целью освобождение через психорегуляцию и успокоение ума.
Когда я дошёл до трудов отцов церкви я признаюсь был шокирован и безмерно удивлён думая что, прочитав Библию и разглядев в ней общность с остальными учениями и религиями, я узнал практически всё о христианстве, полагая его всего лишь бледной тенью слов одного мастера-Иисуса.
Когда я столкнулся с учением Григория Паламы, Симеона Нового Богослова, Никифора Уединённика, Максима Исповедника и других отцов церкви я читал с бьющимся сердцем, не веря глазам своим…
В поисках истины мы бежали за тридевять земель не утруждаясь вникнуть в доступное нам и близкое Христианство, в живую традицию мистического Богопознания, цветущую и по сей день на Афоне, монашеской горе святых и отшельников, посвятивших дни свои безмолвию и исследованию себя «во Христе».
Здесь я рассказываю о своих эмоциях и открытиях, хотя конечно же стоит упомянуть хотя бы о методах регулировки дыхания и погружения внимания в сердце или же в область пупа, метода над которым так потешался например Варлаам Калабриец-итальянский грек карьерист приверженец западного схоластического христианства, называя исихастов саркастически: омфалопсихи или пуподушники.
«Они посвятили меня-писал он после посещения местных скитов в Фессалониках-в свои чудовищные и абсурдные верования… Они сообщили мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души… о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и наконец о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа.»
Знакомые с Дзен без труда разглядят параллели с этим внутренним учением.
И это и есть суть «Иисусовой молитвы».
Занимая ум говорением ритмичной молитвы держать внимание наблюдающим и целостным дабы узреть и познать Бога во всей Его целокупности…
«Ведомо тебе, что дыхание наше… есть естественный путь к сердцу. Итак собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться… Подобает же тебе при сем знать, что когда ум твой утвердиться в сердце то ему не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!“-и никогда не умолкать..»
Эта выдержка из книги Никифора Уединённика напоминает инструкции адвайтического самоисследования и занятие ума коаном для выхода за пределы логики.
Таких цитат можно привести уйму, написаны книги не менее познавательные и глубокие чем откровения реализованных мастеров Востока.
Жизнь православного же монаха отшельника мало чем отличается от жизни дзенских мастеров уходивших в горы в маленькие кельи.
Отличие в покрое одежды, обрядах и именах которыми обозначается искреннее устремление самопознания.
Фильм «Остров» Лунгина об этом.
Об «умнОм делании» человека посвятившего себя аскетической практике дабы отринуться от мира сего и искупить грех свой.
«Всегда пребывающий в сердце своём далёк от всех красных жизни сей вещей, и ходя духом, похотей плотских изведывать не может.
Поелику таковой шествие своё совершает в ограждении себя добродетелями имея как бы привратными стражами своего града чистоты, то все козни бесов против него остаются безуспешными.»
Диадох
Мы видим внешние различия в стилистике, манере подачи материала и терминологии которые при всей своей несущественности могут ввести в заблуждение того, кто собрался понимать аллегории и метафоры о невидимом буквально.
На глубинном уровне все эти учения (Дзен, Адвайта, Буддизм, Суфизм, Христианство итд)-одно, ибо учат они отказу от всех концепций и идей и непредвзятому исследованию.
Скажу ещё такую вещь.
После прочтения некоторых трудов по богословию я могу рассмеяться в лицо тем, кто опровергает свою идею о Боге как о каком-то «существе» потому, что это упрощение, такое же как и мысль о том, что Будда был богом.
В православии всячески подчёркивается неопределимость Бога и… возможности примерного описания Его только в терминах отрицания.
Описывая то, чем Он не является.
Вспомните хотя бы «Нети-Нети» и удивитесь.
Тем самым мы уже видим что Бог христианства ничем не отличается от Абсолюта в Адвайте например за исключением того, что Разум Божий рассматривается в личном аспекте больше чем в безличном.
«О чудо! Тот, Кого я воображал сущим на небе, узрел внутри себя,-Тебя, говорю, Творца моего и Царя, Христа!»
Восклицал Симеон Новый Богослов.
Вот таким образом стоило углубиться на шаг дальше в рассмотрении Православия чтобы сразу обнаружить единство его с другими учениями, более популярными сейчас среди «искателей истины» и любителей медитации, и увидеть отсутствие противоречий и целостность и свежесть его самого.
Этот маленький очерк совсем немного коснулся традиции Исихазма, но приоткрыв туда дверь мы видим невообразимую глубину и величие этого древнего учения не умаляя учений других, не менее прекрасных.
Другими словами-это ещё одна тропа, через самоисследование и самонаблюдение.
Не закрывайте для себя возможность зреть в единый корень ни в чём, и у вас будет возможность пить из многих источников родниковую воду истины.
-Дмитрий Горелик
На фото:
Икона из Синайского монастыря- Христос Пантократор написанная в 6-ом веке.
Обратите внимание на ассиметричность его лица.
хороший блог
ЦитироватьСпасибо.
Цитироватья того же мнения, и практиковал исихазм.
Когда дошел до невербального уровня все оно плавно перекло в то что я теперь склонен более называть медитацией. Хотя по сути это:молитва-медитация ( два в одном, и одно)