Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2022 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Истинная душа

Автор Svetlena - 14 ноября, 2012  |  Просмотров: 12,418

Двойная душа

Душа или психический принцип, точно так же, как любой космический принцип в нас, двойствен. Ибо мы имеем два вида разума, один - это поверхностный разум развивающегося в ходе эволюции эго, поверхностная ментальность, сформированная в процессе нашего преодоления Материи, другой -это сублиминальный* разум, который не стеснен нашей текущей ментальной жизнью и ее прямыми ограничениями, это нечто большее, более мощное и светлое, истинное ментальное существо, скрытое за той поверхностной формой ментальной личности, которую мы по ошибке отождествляем с собой. Точно так же у нас есть две жизни, одна - внешняя, вплетенная в физическое тело, ограниченная своей прошлой эволюцией в Материи, то, что рождается, живет и умирает, и другая - скрытая сублиминальная сила жизни, которая не зажата в узкие рамки физического рождения и смерти, а остается нашим истинным витальным существом, стоящим за живой формой, которую мы по неведению принимаем как настоящее существование. Даже в материи, из которой мы состоим, есть эта двойственность; ибо за нашим телом стоит более тонкое материальное существование, которое обеспечивает субстанцией не только физическую, но и витальную и ментальную оболочки и потому является субстанцией, поддерживающей внешнюю физическую форму, которую мы по ошибке считаем единственным телом нашего духа. Психический принцип также двойствен: с одной стороны, мы имеем поверхностную душу желания, которая проявляется в витальных стремлениях, эмоциях, эстетическом даре и в ментальном поиске силы, знания и счастья, и, с другой стороны, мы имеем сублиминальную психическую сущность, чистую силу света, любви, радости, истинную сущность, которая и есть наша настоящая душа, скрытая за внешней формой психического существования, которую мы часто так и называем. И когда отблеск этой великой и чистейшей психической сущности выходит на поверхность, мы говорим, что у этого человека есть душа, а когда его нет во внешней психической жизни человека, мы говорим, что он лишен души.

——————————————————————————–

*Сублиминальное это сознание, охватывающее бытие, превосходящее наше поверхностное сознание, а собственно подсознательное это приниженное, уменьшенное сознание, близкое к Несознанию. Оба они принадлежат внутренней области нашего существа, неведомой нашему поверхностному сознанию, поэтому оба эти сознания смешиваются в разговорной речи. - Life Divine, B.1, part. 1, chp.23, p.223 - прим. перев.

——————————————————————————–

Внешние формы нашего существа принадлежат ограниченному эгоистическому существованию; сублиминальные же формы принадлежат нашей истинной индивидуальности. Поэтому сублиминальные формы - суть скрытая - часть нашего существа, через которую мы сообщаемся с универсальными планами сознания. Наш сублиминальный разум открыт к универсальному знанию космического Разума, сублиминальная жизнь находится в постоянном контакте с универсальной силой космической Жизни, сублиминальное (тонкое) физическое открыто силе созидания космической Материи; и толстые стены, отделяющие от всего этого наш поверхностный разум, жизнь, тело, которые Природа вынуждена преодолевать, полагаясь главным образом на многочисленные изощренные и вместе с тем беспомощные физические средства, здесь, в сублиминальном, оказываются всего лишь разреженной средой, служащей одновременно и для разделения и для взаимодействия. Так же и наша сублиминальная душа открыта вселенскому блаженству, в котором пребывает космическая душа, в которым она наслаждается как сама по себе, так и в жизни мириадов душ, представляющих ее и выражающих ее в движениях разума, жизни и материи, посредством которых Природа участвует в их игре и развитии; но поверхностная душа отделена от этого космического блаженства толстыми эгоистическими стенами, в которых есть врата, пропускающие божественное космическое Блаженство, но и сильно искажающие его, вплоть до кажущегося превращения в свою противоположность. (Шри Ауробиндо)

Душа и жизнь - две совершенно различные силы. Душа - это искра Божественного Духа, которая поддерживает индивидуальную природу; разум, жизнь, тело - это инструменты проявления природы. У большинства людей душа скрыта действием внешней природы; эти люди принимают за душу витальное существо, постольку именно витальное оживляет тело и движет им. Но это витальное существо составлено из желаний и импульсов, хороших и плохих; это душа желания, а не истинная душа. Только когда истинная душа (психическое) выступает вперед и начинает постепенно овладевать инструментальной природой, человек начинает преодолевать витальное желание и расти к божественной природе. (Шри Ауробиндо)

Если в знании наиболее широко и полно проявляется мощь сознания и его задача состоит в том, чтобы вести к свободе и озарению, то именно любовь с ее глубиной и интенсивностью является ключом к самым потаенным глубинам Божественной Тайны. Человек, будучи ментальным существом, склонен приписывать чрезмерное значение разуму, рассудку к воле, своему человеческому способу приближения к Истине и ее исполнению, зачастую преувеличивая роль интеллекта в ущерб иным подходам. С точки зрения интеллекта, сердце с его эмоциями и непредсказуемыми движениями является непонятной, неопределенной и зачастую опасный и обманчивой силой, которую необходимо держать под контролем рассудка и ментальной воли. И тем не менее в сердце или за ним есть более глубоко скрытый мистический свет, который хотя и не является тем, что мы называем интуицией (интуиция нисходит к нам через разум, хотя и не принадлежит ему), но все же находится в непосредственном соприкосновении с Истиной и ближе к Божественному, чем человеческий интеллект, гордящийся своим знанием. Согласно древним учениям, имманентное Божественное, скрытый Пуруша, находится в мистическом сердце - в тайниках сердца, хридайе гухайям, как говорят Упанишады. Опыт многих Йогинов показывает, что именно из глубин мистического сердца приходит голос или дыхание внутреннего оракула.

Эта неоднозначность, это противоречие между глубиной и слепотой порождается двойственным характером эмоционального существа человека. Ибо на поверхности находится сердце витальных эмоций, сходных с эмоциями животных, только, быть может, чуть более разнообразных. Такие эмоции подчиняются эгоистическим страстям, слепым инстинктивным привязанностям и всей игре жизненных импульсов с их несовершенством, искажениями, зачастую с извращениями - сердце окружено и отдано во власть вожделений, желаний, ярости, неистовых требований и претензий, ничтожной жадности убогой и тусклой приземленной жизненной силы, униженной рабской покорностью любому импульсу. Эта смесь эмоционального сердца и чувственной вечно голодной витальности создает в человеке ложную душу желаний; и именно на этот грубый и опасный элемент совершенно правильно обрушивается рассудок, стремясь держать его под контролем, хотя настоящий контроль, или скорее принуждение, всегда оказывается шатким и обманчивым. Но истинная душа человека не здесь; она незримо пребывает в истинно невидимом сердце, в тайной сияющей обители природы. Она там, куда проникает божественный Свет, она - тихое сокровенное существо, которое мало кто осознает. Душа есть у всех, но только единицы осознают свою истинную душу или чувствуют ее прямое и непосредственное влияние. Она - маленькая искра Божественного, которая поддерживает темную массу нашей природы; и вокруг этой искорки внутри нас растет психическое существо, сформировавшаяся душа или настоящий Человек. По мере роста психического существа и по мере того, как движения сердца все более отражают прорицания и импульсы психического, человек начинает все более и более осознавать свою душу, перестает быть высокоорганизованным животным и, разбуженный проблеском божества внутри, начинает внимать его указаниям на более глубокую жизнь и сознание, начинает все более стремиться к божественным вещам. Один из решающих моментов интегральной Йоги наступает именно тогда, когда психическое существо, освобожденное, выдвинутое вперед из-за вуали, сможет изливать весь поток своей божественности, предвидений и побуждений, воздействующих на разум, жизнь и тело человека и подготавливающих его к божественной жизни в земной природе. (Шри Ауробиндо)

Природа психического существа

Подобно тому, как цветок подсолнуха всегда повернут к солнцу, так же и психическое существо всегда обращено к Божественной Истине; оно принимает и придерживается всего того, что божественно или стремится к божественному и отстраняется от того, что искажает или отрицает божественное - от всего ложного и небожественного. Душа вначале - только искра и лишь позднее вырастает в маленькое пламя божества, светящее в кромешной тьме; она по большей части скрыта во внутреннем храме существа, и для своего раскрытия должна взывать к разуму, жизненной силе и физическому сознанию, убеждая их в том, чтобы они стремились, насколько могут, быть ее выразителями; душа занята в основном тем, что наполняет их внешнее сознание внутренним светом и облагораживает своей чистотой их темные грубые движения. Даже когда психическое существо уже сформировалось и способно выражать себя в жизни непосредственно, это все еще, за редким исключением, очень незначительная часть существа - “не более мизинца”, как говорили древние пророки - и ему не всегда под силу господствовать над темнотой и невежественной ограниченностью физического сознания, над ложной самоуверенностью разума или самонадеянностью и горячностью витальной природы. Душа вынуждена принимать человеческую ментальную, эмоциональную, чувственную жизнь такой, как она есть, с ее связями, деятельностью, с ее любимыми образами и формами; ей приходится трудиться и бороться, чтобы освободить божественный элемент и увеличить его роль в этой смеси относительной истины и постоянных искажений, в любви, идущей на поводу у животного тела или зависящей от удовлетворения витального эго, в жизни среднего человека, лишь изредка озаряемой слабыми проблесками Божественности и подверженной темным атакам демонического и животного. Владея безошибочной волей, душа вынуждена под давлением своих инструментов подчиняться неверным действиям, ложным чувствам, неправильному выбору круга общения, допускать неточность выражения своей воли и ошибаться в выборе условий выражения высокого внутреннего идеала. И все же внутри существует божественное озарение, которое служит более надежным проводником, чем рассудок или возвышенное желание, и сквозь череду видимых ошибок и ложных шагов его голос может вести гораздо лучше, чем острый интеллект и ментальное суждение. Голос души не следует путать с тем, что мы называем совестью, которая является только его ментальным и часто ошибающимся заместителем. Голос души - это более глубокий и очень редко слышимый зов; и мудрее следовать этому зову: даже лучше блуждать, услышав зов души, чем действовать целенаправленно, следуя рассудку и внешней морали. Но лишь когда жизнь обращается к Божественному, душа может выступить вперед и утвердить свою власть над инструментами; ибо целью и смыслом существования Божественной искры является ее разрастание в пламя, устремленное к Богу. (Шри Ауробиндо)

Истинная душа тайно присутствует в нас - сублиминально, подсознательно мы говорили, но это слово не совсем точно выражает смысл, поскольку ее присутствие не ниже пробужденного разума; точнее говоря, она пылает в храме сокровенного сердца за толстым слоем невежественного разума, жизни и тела, не подсознательно, а за оболочкой - эта скрытая психическая сущность, неугасимое пламя Божества, которое невозможно потушить никаким мраком несознания, затемняющим нашу внешнюю природу. Это пламя, рожденное из Божественного, несет свет в Неведение и обитает в нем, набирая силу, до тех пор, пока не сможет обратить его к Знанию. Это скрытый Свидетель и Властелин, потаенный Проводник, Даймон Сократа, внутренний свет или внутренний голос мистика. Оно выдерживает испытание временем и сохраняется в нас от жизни к жизни, неподвластное смерти и разложению - неугасимая искра Божественного. В отличие от “нерожденного Я” или Атмана, всегда сознающего свою универсальность и трансцендентность, душа является его представителем в формах Природы, индивидуальной душой, чайтья пуруша, поддерживающей разум, жизнь и тело, стоящей за нашим ментальным, витальным и тонко-физическим существом, наблюдающей за их деятельностью и использующей их опыт для своего развития. Составляющие человека ментальная, витальная и физическая оболочки также скрыты от нас в своей истинной сущности, но выдвигают своих временных представителей, которые образуют нашу внешнюю индивидуальность; именно их совокупное поверхностное действие мы обычно считаем собой. Точно так же эта глубочайшая сущность, принимая в нас форму психической Индивидуальности, выдвигает вперед психическую личность, которая изменяется, растет и развивается от жизни к жизни; ибо психическая Индивидуальность идет тропою рождения и смерти, возрождаясь вновь и вновь; а наши природные части служат ей только поддержкой и временным одеянием. Поначалу психическое существо может оказывать только скрытое, частичное и косвенное действие через разум, жизнь и тело, поскольку именно эти части Природы должны быть развиты в качестве его инструментов самовыражения, и психическое существо тем самым надолго ограничено их эволюцией. Являясь путеводной звездой человека, ведущей его от Неведения к свету Божественного Сознания, психическое извлекает из всего опыта, полученного в Неведении, саму его суть и образует ядро растущей души; весь остальной опыт используется в качестве материала для будущего роста инструментов, и так происходит до тех пор, пока они не станут чистыми орудиями Божественного. Именно эта тайная психическая сущность является нашей истинной первозданной Совестью, более глубокой, чем условная общепринятая совесть моралистов, и именно она всегда указывает на Истину, Справедливость и Прекрасное, на Любовь и Гармонию, то есть на те наши божественные возможности, которые могут и должны стать главной потребностью нашей природы. Именно психическая индивидуальность раскрывается перед нами в облике святого, мудреца и провидца; достигнув своей полной силы, она обращает человека к знанию “Я” и Божественного, к верховной Истине, высочайшему Благу, высочайшей Красоте, Любви и Блаженству, к божественным высотам и просторам, и открывает нас касанию духовного, универсального и единого. Напротив, если психическое слабо развито и примитивно, то человеку недостает утонченности или она плохо выражена и лишена силы, хотя разум может быть сильным и блестящим, сердце витальных эмоций - крепким, сильным и властным, жизненная сила - преобладающей и успешной, телесное существование - богатым, удачливым, и кажущимся господином и победителем. Тогда в нем господствует внешняя душа желаний, псевдопсихическая сущность, и мы ошибочно принимаем ее неправильные толкования психических предложений и стремлений, ее идеи и идеалы, ее желания и страсти за истинную психическую суть и ценности духовного опыта*. (Шри Ауробиндо)

——————————————————————————–

*Слово “психическое” в обычной разговорной речи чаще всего обозначает душу желаний, а не истинное психическое. Еще более вольно им пользуются при описании психологических и других явлений необычного или сверхнормального характера, которые на самом деле связаны с внутренним ментальным, внутренним витальным, тонким физическим существом, нашей сублиминальной частью, не имеющими прямого отношения к психическому. Даже такие явления, как материализация и дематериализация, называют “психическими”, хотя очевидно, что они производятся не действием души и не могут пролить свет на природу или существование психической сущности, а относятся скорее к оккультной сфере тонкой физической энергии, вмешивающейся в действия уровня грубо материальных тел, переводя их на собственный тонкий уровень и возвращая обратно на уровень грубой материи. Если тайная психическая Индивидуальность сможет выступить вперед и, заместив душу желаний, управлять открыто и - полноценно, а не частично из-за вуали внешней природы разума, жизни и тела, тогда эти внешние части могут быть отлиты в образы правды, справедливости и красоты, присущие душе, и вся человеческая природа обратится к настоящей цели жизни, высшей победе, возвысится до духовного бытия.

——————————————————————————–

В: Милая Мать, Шри Ауробиндо говорит, что голос обычной совести - это не голос души. Что же тогда это?

Голос обычной совести - это этический голос, моральный голос, разграничивающий добро и зло, побуждающий нас творить добро и запрещающий сеять зло. Этот голос очень полезен в повседневной жизни до тех пор, пока мы не начнем осознавать свое психическое существо, которому можно полностью доверить руководство, то есть пока не сможем подняться выше уровня обычного человека, пока не освободимся полностью от эгоизма и не станем сознательным инструментом Божественной Воли. Сама же душа, будучи частью Божественного, выше всех моральных этических представлений; она погружена в Божественный Свет и излучает его, но по-настоящему она может управлять целостным существом только тогда, когда растворено эго. (Мать)

На определенном этапе Йоги, когда разум достаточно спокоен и больше не поддерживает себя на каждом шагу разумными доводами, когда витальное стало ровным и смягченным и более не настаивает на своей поспешней воле, требованиях и желаниях, когда физическое достаточно изменилось и более не скрывает внутреннее пламя внешними темными проявлениями и инерцией, тогда сокровенное существо, скрытое внутри и ощущавшееся только в редкие моменты, может выйти вперед, озарить все своим светом и взять на себя руководство Садханой. Ему свойственно быть всегда обращенным к Божественному или Высочайшему и оставаться при этом пластичным в действии и движении; оно лишено жесткой ограниченности и однобокости интеллекта, навязчивой приверженности к какой-то одной идее или к импульсу упрямой витальной силы, всегда с удивительной гибкостью и уверенностью указывает путь к Истине, автоматически отличает верный шаг от ложного, выявляет божественное или направленное к Богу движение из примитивной смеси небожественного. Подобно лучу прожектора, оно высвечивает все, что должно быть изменено в природе и несет в себе пламя воли, устремленной к совершенству, к алхимической трансмутации всего внутреннего и внешнего существования. Оно видит божественную суть везде, отвергая любую маску и рисовку. Оно настаивает на Истине, на воле, силе и господстве, на Радости, Любви и Красоте, на Истине неизменного Знания, Истине, превосходящей простую практическую сиюминутную истину Неведения, на внутренней радости, а не на простом витальном удовольствии - ибо оно скорее предпочтет очищающее страдание и печаль унизительному удовлетворению - на любви, парящей в вышине, а не распинаемой эгоистическими страстями, не ввергнутой в пучину чувственности, оно настаивает на прекрасном, восставливающем таинство выражения Вечного, настаивает на том, чтобы сила, воля и мастерство служили не эго, а Духу. Его воля направлена к обожествлению жизни, выражению через нее высокой Истины, ее посвящению Божественному и Вечному. (Шри Ауробиндо)

В: У всех ли людей психическое существо чистое само по себе или же его надо очищать?

Оно всегда чистое. Кроме того, оно более или менее индивидуализировано и независимо в своем действии. Все, что относится к психическому, всегда чисто, уже по определению, так как именно эта часть постоянно находится в контакте с Божественным и выражает истину нашего существа. Психическое может быть как искрой во тьме, так и самим существом света и сознания, полностью сформированным и независимым; между этими двумя состояниями возможны самые разные промежуточные варианты.

В: Обычно психическое скрыто?

У внешнего сознания нет с ним связи, так как оно обращено вовне, а не внутрь. Внешнее сознание живет посреди всех внешних шумов и движений и ограничивается лишь тем, что видит, делает, говорит; оно не всматривается в глубины существа и не внемлет внутренним внушениям души. (Мать)

(Шри Ауробиндо. Мать “Психическое существо”)


1540 комментариев к записи “Истинная душа”

Страницы: [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 … 103 »

  1. “Душа, представитель центрального существа, это искра Божественного, поддерживающая все индивидуальное существование в Природе; психическое существо - это сознательная форма души, растущая в процессе эволюции - в постоянно продолжающемся процессе, в ходе которого сначала в Материи развивается жизнь, затем разум - в жизни, пока наконец разум не сможет развиться в высочайший разум, а высочайший разум - в супраментальную Истину”. (Шри Ауробиндо)

    Это пояснение, что такое психическое существо. И ещё одна цитата:

    “В: Милая Мать, какова роль души?

    Но без души не было бы нас с вами!

    Душа - это то, что приходит из Божественного, никогда не покидая Его, и возвращается к Божественному, не теряя способности к проявлению.

    Душа - это Божественное, ставшее индивидуальным, но сохранившее свою божественность.

    В душе индивидуальное и Божественное слиты воедино; поэтому найти душу означает найти Бога; отождествиться с душой - значит соединиться с Божественным.

    И потому можно сказать, что роль души - это вылепить истинное существо человека”. (Мать)

    Цитировать
  2. Душа, представитель центрального существа, это искра Божественного. :blago:
    Душа вначале - только искра и лишь позднее вырастает в маленькое пламя божества, светящее в кромешной тьме. :blago:
    Душа - это Божественное, ставшее индивидуальным, но сохранившее свою божественность. :blago:

    :flower: :flower: :flower: :blago:

    Цитировать
  3. В: Милая Мать, Шри Ауробиндо сказал: “Если глубочайшая душа разбужена, если произошло новое рождение в психическое сознание из сознания ментального, витального и физического, тогда можно делать эту Йогу…” Почему он сказал “глубочайшая душа”? Разве есть еще поверхностная душа?

    Он сказал так, потому что глубочайшая душа, то есть центральное психическое существо, влияет на поверхностные части сознания (поверхностные по отношению к нему: ментальные части, витальные части). Светлейший разум, высочайшее витальное, эмоциональное существо могут оказаться под таким сильным воздействием души, что возникает впечатление контакта с душой. Поэтому люди принимают эти части за душу, и вот почему он сказал “глубочайшая душа”, то есть центральная душа, настоящая душа.

    Ибо очень часто, когда касаешься определенных участков разума, находящихся под воздействием психического и наполненных полных светом и радостью, или когда соприкасаешься с очень чистыми и очень высокими частями эмоционального существа, которым свойственны наиболее благородные, наиболее бескорыстные эмоции, также возникает впечатление контакта с душой. Но это не истинная душа, не сама суть души. Это части, ей созвучные и проявляющие то, что ей свойственно. Очень часто люди вступают в контакт с такими просветленными частями, дающими им вдохновение, величайшую радость, откровение, и им кажется, что они нашли свою душу. Но это только какая-то часть, испытавшая влияние души - та или иная часть, ибо… Вот что происходит: вы прикасаетесь к этим вещам, получаете ряд переживаний, а затем все как бы затягивается пеленой, и вы недоумеваете: “Как же так, ведь я коснулся души, а теперь снова впал в состояние неведения и несознания!” Но так происходит именно потому, что на самом деле контакта с душой не было, а было лишь соприкосновение с теми частями существа, которые находятся под влиянием души и проявляют некоторые ее черты.

    Я уже не раз говорила, что когда сознательно вступаешь в контакт с душой и соединяешься с ней, то это единение уже не может быть разрушено, это нечто вечное, неизменное, устойчивое при всех обстоятельствах, и его всегда можно вызвать по желанию; тогда как в других случаях можно иметь очень тонкие переживания, которые проходят, оставляя в недоумении: “Как это случилось? Я видел свою душу, а теперь больше не могу ее найти!” Но это была не душа. Можно видеть очень красивые вещи, иметь очень яркие переживания, но это еще не будет встречи с самим психическим существом.

    Встреча с психическим существом совершенно определенна, и поэтому на вопрос: “Встретился ли я с психическим существом?” - я всегда отвечаю: “Сам ваш вопрос доказывает, что нет!”

    Цитировать
  4. Ezhik_s, пасиб за цветочки, рада, что вам понравилось. :blago: :flower:

    Цитировать
  5. “Назначение психического

    Назначение психического состоит в том, чтобы работая на всех уровнях сознания и помочь им пробудиться к настоящей истине и Божественной Реальности. (Шри Ауробиндо)

    В: Это психическая воля побуждает человека отождествиться с Божественным?

    Да, конечно. Это воля психического. В этом смысл его существования. Именно для этого оно здесь. Например, какие-то движения разума (а временами даже физического и витального)… откликаются на психическое влияние, даже не подозревая об этом. И тогда эти части становятся преданными психическому и начинают строчиться к божественному знанию, божественному единению, к связи с Божественным. (Мать)

    В: Какова работа психического существа?

    Какова работа психического существа? Вы хотите, чтобы у него была какая-то работа? Что именно вы хотите сказать? В чем его назначение? А! Очень хорошо. Можно сказать, что оно подобно электрическим проводам, соединяющим генератор с лампой. Если кто-нибудь понял, пусть пояснит, что я сказала!

    В: Что здесь генератор и что лампа?

    (Смех)

    Ах, вот как! Что здесь генератор и что лампа? Именно так. Что генератор и что лампа? Или, лучше сказать, кто генератор и кто - лампа?

    Генератор это Божественное, а лампа - тело. Тело, видимое существо.

    Итак, в этом его назначение. Другими словами, если бы в Материи не было психического, то у нас не было бы никакой возможности установить связь с Божественным. Но, к счастью, психическое присутствует в Материи, и через него может быть установлена связь между Материей и Божественным. Поэтому любому человеку можно сказать: “Ты несешь в себе Божественное, и нужно только погрузиться внутрь себя, чтобы найти Его”. Это то, что присуще всем людям, а точнее, всем обитателям земли. В человеке психическое становится более сознательным, более оформленным - более сознательным, но также и более независимым. В человеке оно обретает индивидуальность. Это особенность земли. Это непосредственное проникновение, особое и освобождающее, в наиболее несознательную и темную Материю, так чтобы она могла вновь постепенно пробудиться к божественному Сознанию, божественному Присутствию и в конце концов к Самому Богу. Именно присутствие психического делает человека исключительным существом - я не люблю это подчеркивать, поскольку люди и так чересчур много думают о себе; человек имеет о себе настолько высокое мнение, что не стоит ему в этом потакать! Но тем не менее это так, всегда найдутся существа из других областей вселенной - существа, называемые иногда полубогами и даже богами, существа, например, с того плана, который Шри Ауробиндо называет Высочайшим разумом - которые очень стремятся завладеть физическим телом на земле, чтобы приобрести психический опыт, им неизвестный. Безусловно, эти существа обладают многими качествами, которых нет у человека, но они лишены этого божественного присутствия, исключительного присутствия, свойственного только земле. Все обитатели высших миров, Высшего Разума, Высочайшего разума и других сфер не имеют психического существа. Его, конечно же, нет и у существ витальных миров. Но они и не жалеют об этом, не стремятся к этому. Только очень немногие, совершенно исключительные витальные существа хотят обратиться, и тогда они действуют без промедления и сразу же воплощаются физически. Остальные не хотят этого; поскольку это их связывает и вынуждает подчиняться некому чуждому им закону.

    Но все обстоит именно так: только человек обладает этой исключительной особенностью - нести в себе психическое, - и честно говоря, он не извлекает из этого должной выгоды. Человек обычно не склонен считать это качество чем-то очень желательным, судя по тому, как он обращается с этим присутствием - воистину так! Он предпочитает ему идеи разума, желания своего витального существа и привычки физического”. (Мать)

    Цитировать
  6. Три ступени постижения “я” и тройная трансформация

    В духовной науке, изучающей внутреннюю сущность человека, есть три ступени постижения этой сущности, соответствующие трем основным частям самой науки. Первая - это обнаружить душу, не поверхностную душу мыслей, чувств и желаний, но сокровенную психическую суть, нашу скрытую божественность. Когда она начинает преобладать в нашей природе, когда мы становимся сознательной душой, а ум, жизнь и тело начинают выполнять свою роль в качестве инструментов, мы приобщаемся к внутреннему водительству, которому ведомы истина, добро, настоящая радость и красота бытия, которое ясным законом контролирует сердце и интеллект и направляет человека и его жизнь к духовной полноте. И тогда даже в окружении темных дел Неведения мы сохраним проницательного свидетеля, живой свет, озаряющий наше сознание, и волю, которая не позволит поступать неверно и сумеет отделить истины ума от его заблуждений, сокровенный звук сердца от его резонанса ложному зову и ошибочных к нему претензий, истинный порыв и полноту движения жизни от витальной страсти и мутной фальши витальной природы и ее темного эгоцентризма. Это первая ступень на пути к самому себе - воцарение души, божественной психической индивидуальности, заменяющей собою эго. Вторая ступень - осознать свое вечное “я”, нерожденное и единое для всех. Это ступень освобождения и универсализации; даже если действие наше все еще находится во власти движений Неведения, оно более не связывает и не сбивает с толку, поскольку свет самопознания укрепляет внутреннюю суть. Третья ступень - узнать Божественную Суть. которая одновременно и наше высочайшее непостижимое “Я”, Космическое Существо - основа нашей всеобщности, и Божественность, из которой происходит психическое существо, наша истинная развивающаяся индивидуальность - искра, пламя, постепенно достигающее вечного Огня, который его зажег и о котором оно свидетельствует, всегда пребывая с нами внутри и оставаясь сознательным проводником его света, могущества, радости и красоты. (Шри Ауробиндо)

    Есть тысячи способов достичь и осознать Божественное, и на каждом пути возникают свои осознания, со своей правдой, имеющие общий корень, но качественно различные, всеобщие в своей основе, но выраженные по-разному. Нет смысла обсуждать все эти варианты, гораздо важнее идти своим путем, уверено и до конца. В этой йоге можно достичь психического существа, являющегося частью Божественного, скрытого в сердце и там получающего Божественную помощь. Именно это психическое существо ответственно за садхану и обращает к Истине, к Божественному всю человеческую личность, существенно влияя на ум, жизнь и физическое сознание, о чем я не буду здесь говорить - это первая трансформация. Затем мы осознаем единое “Я”, Брахмана, Божественное выше тела, жизни, ума, - не только в сердце, через которое к ним приходит поддержка - высшее, свободное и невозмутимое: как всеобщее статическое “Я” и как динамическое, активное Божественное Существо и Могущество, как Ишвара-Шакти, несущее в себе миры и проникающее в них и в то же время их превосходящее, проявляющее все разнообразие космических качеств. Но для нас важнее всего то, что оно проявляется как запредельный Свет, Знание, Могущество, Чистота, Мир, Ананда, которые становятся доступны нашему сознанию и которые нисходят в наше существо и постепенно заменяют обычное сознание своими собственными движениями - это вторая трансформация. Мы постигаем также, что сознание само поднимается и через множество уровней, физический, витальный, ментальный и сверхментальный восходит к супраментальному плану и плану Ананды. В этом нет ничего нового; и в Тайтрийя Упанишаде говорится о пяти Пурушах: физическом, витальном, ментальном, Пуруше Истины (супраментальном) и Пуруше Блаженства; там сказано, что физическому “я” необходимо возвыситься до витального “я”, витальному - до ментального, ментальному - до Истинного “я”, а Истинному “я” - до “я” Блаженства, и тогда достигнешь совершенства. Но в этой йоге мы можем осознавать не только восхождение, но и нисхождение силы высшего “Я”, что дает тем самым возможность снизойти супраментальному “Я” и супраментальной Природе и овладеть низшей природой, изменить ее и превратить из природы Неведения в природу Знания-Истины (и через ее супраментализацию в природу Ананды) - это третья или супраментальная трансформация. Не всегда это происходит именно в таком порядке, так как у многих духовное нисхождение происходит не сразу совершенным образом, начинаясь еще до того, как психическое проявилось и приняло на себя ответственность; психическое развитие должно предшествовать остальному, чтобы было возможно совершенное и беспрепятственное нисхождение; а последнее или супраментальное превращение может наступить не раньше, тем станут полными и законченными эти два предыдущих. Вот наиболее краткое описание сути вопроса. (Шри Ауробиндо)

    Цитировать
  7. Начало осознания психического существа

    В обычной жизни и на миллион человек не всегда найдется хотя бы один, осознающий, даже изредка, свое психическое существо. Психическое существо может действовать при этом изнутри, но так незаметно и скрытно для внешнего существа, как будто его и вовсе нет. И в большинстве, в подавляющем большинстве, случаев, за очень редким исключением, оно как бы спит, совсем не проявляется, пребывает в оцепенении.

    Сознательный контакт с психическим существом возможен лишь в процессе садханы и при устойчивом усилии. Естественно, возможны исключительные случаи (но они действительно исключительные, настолько редкие, что их можно по пальцам пересчитать) когда психическое существо оказывается полностью сформированным, свободным, независимым хозяином, выбравшим вернуться на землю в человеческом теле для того, чтобы выполнить какое-то особое дело. И в таком случае, даже если человек не участвует в садхане сознательно, психическое существо может оказаться настолько сильным, что наладит более или менее сознательные связи. Но подобные случаи уникальны и остаются исключением, которое лишь подтверждает правило.

    В подавляющем большинстве случаев для того, чтобы начать осознавать свое психическое существо, необходимо напряженное усилие. Обычно считается, что если человек сможет это сделать за тридцать лет, ему крупно повезло - я имею в виду тридцать лет напряженных усилий. Может статься, что и быстрее. Но это настолько редко, что про него скажут: “Ну, это необычный человек”, - как в случае с людьми, которые были в той или иной мере обожествлены, стали великими йогами, великими посвященными. (Мать)

    В: Вы мне писали, что связь с психическим существом установить нелегко. Почему Вы считаете, что это трудно? Как мне начать?

    Я сказала, что нелегко установить не спонтанную, но сознательную связь. Психическое существо всегда оказывает влияние на мысли и действия, но его при этом редко кто осознает. Чтобы начать осознавать психическое существо, нужно этого желать, нужно насколько возможно успокоить ум и идти в глубь сердца, за ощущения и мысли. Нужно научиться покою и сосредоточенности и спускаться в глубины своего существа.

    Открытие психического существа это отчетливое и очень конкретное событие, подтверждаемое всеми, кто его испытал. (Мать)

    Цитировать
  8. Психическое существо всегда рядом, но оно не ощутимо, поскольку его перекрывают ум и витальность; считается, что оно пробудилось, когда его больше ничто не прикрывает. Когда оно пробудилось, оно начинает поддерживать все остальное существо, влиять на него и изменять его таким образом, чтобы все в человеке стало истинным выражением души, скрытой внутри. И такое изменение называется внутренним преображением. Оно невозможно без пробуждения психического существа. (Шри Ауробиндо)

    Душа, психическое существо, находится в непосредственном соприкосновении с божественной Истиной, но в человеке она скрыта умом, витальным существом и физической природой. Возможно практиковать йогу и достичь просветления ума и рассудка, возможно овладеть силой и преуспеть во всевозможных витальных достижениях, даже добиться удивительных физических сиддхи, но если не проявится истинная сила души, скрытая за ними, если психическая природа не выступит на передний план, не может произойти ничего подлинного. В этой йоге именно психическое существо открывает всю остальную природу истинному супраментальному свету и, в конце концов, высочайшей Ананде. Разум сам способен открыться своим высшим богатствам; он может успокоиться и расшириться в Безличном; он может также одухотвориться в неком статичном состоянии свободы, в Нирване; но супраментальное никогда не сможет опереться только йа одухотворенный разум. Если же из своих сокровенных глубин пробудится душа, если произойдет новое рождение в психическое сознание из сознания ментального, витального или физического, тогда йога может быть проделана; иначе (только силой ума или любой другой части) она невозможна. (Шри Ауробиндо)

    Безусловно, лучше, чтобы вначале пробудилось и стало действенным психическое, прежде чем разорвется покров или завеса, отделяющая индивидуальное сознание от сознания универсального, которое приходит, когда внутреннее существо проявляется во всей своей широте. Так как тогда гораздо менее опасны трудности, которые приносит с собой то, что я называю Промежуточной Зоной. (Шри Ауробиндо)

    В садхане возможны любые опасности, любые, кроме психического изменения. (Шри Ауробиндо)

    Очищение и посвящение - вот два наиболее важных элемента садханы. Те, у кого возникают различные переживания до очищения, подвергаются большому риску: прежде всего лучше иметь чистое сердце, так как тогда путь становится безопасным. Вот почему я отстаиваю в первую очередь психическое изменение природы - так как оно означает очищение сердца: обращение его целиком к Божественному подчинение ума и витальности контролю внутреннего существа, душе. Всегда, когда проявлена душа, существует надежное руководство изнутри в отношении того, что нужно сделать, чего не допустить или избежать, что неверно, а что правильно в мыслях, чувствах и действиях. Но возможность такого внутреннего указания зависит от того, насколько сознание выросло и стало чистым. (Шри Ауробиндо)

    Я прочел отчет о вашей садхане. И думаю, что все в порядке; стоит лишь подчеркнуть, что вам нужно прежде всего усиливать психический огонь в сердце и позволять устремленности психического существа проявляться вовне в качестве руководителя садханы. Когда у психического есть такая возможность, оно показывает вам “незамеченные препятствия эго”, о которых вы говорите, освобождает от них или сжигает их в психическом огне. Психическое развитие и действие психического на ум, витальность и физическое сознание важнее всего, потому что это способствует безопасному и легкому нисхождению высшего сознания и духовной трансформации, без которой не достижимо супраментальное сознание. Силы и тому подобное уместны, но до тех пор, пока этого не произошло, они имеют второстепенное значение. (Шри Ауробиндо)

    Что касается вашего внутреннего опыта, то здесь все в порядке, но трудность состоит в том, что он, по-видимому, не изменил природу, но лишь обогатил сознание - даже реализация Брахмана на ментальном уровне оставляет, за очень редким исключением, природу той же самой. Вот почему мы в первую очередь настаиваем на психическом преображении, так как оно меняет природу - и средствами для этого будут бхакти, преданность и т.д. (Шри Ауробиндо)

    Цитировать
  9. Истинная душа

    А что, есть ложная душа? О_о

    Цитировать
  10. В блоге же написано:

    Душа и жизнь - две совершенно различные силы. Душа - это искра Божественного Духа, которая поддерживает индивидуальную природу; разум, жизнь, тело - это инструменты проявления природы. У большинства людей душа скрыта действием внешней природы; эти люди принимают за душу витальное существо, постольку именно витальное оживляет тело и движет им. Но это витальное существо составлено из желаний и импульсов, хороших и плохих; это душа желания, а не истинная душа. Только когда истинная душа (психическое) выступает вперед и начинает постепенно овладевать инструментальной природой, человек начинает преодолевать витальное желание и расти к божественной природе. (Шри Ауробиндо)

    Цитировать
  11. Как ты можеш читать эту абракадабру? Мне вот надо 3 раза прочитать чтоб понять что аффтор имел в виду ))
    Все эти излияния можно выразить всего одной фразой: «человек должен обрести контроль над своими желаниями»

    Цитировать
  12. С большим интересом читаю и сразу всё понимаю. ;) Нет, не контроль. :nea: Вот:

    “Если мы по-настоящему хотим эволюционировать и быть способными знать истину нашего существа, то есть познать, для чего мы на самом деле были созданы и в чем состоит наша миссия на земле, тогда нам нужно самым тщательным и последовательным образом отвергать от себя или уничтожить в себе все, что противоречит нашей истинной сути, все, что ей противостоит. И тогда постепенно все части, все элементы нашего существа смогут соединиться в однородное целое и сгруппироваться вокруг психического центра. Требуется немало времени, чтобы в этом преуспеть. Поэтому мы должны запастись терпением и обрести стойкость с решением продлевать жизнь до тех пор, пока не будет достигнута цель, к которой мы стремимся”. (Мать)

    Цитировать
  13. Контроль над своими желаниями будет обретать эго. А смысол?…

    Цитировать
  14. Все эти излияния можно выразить всего одной фразой: «человек должен обрести контроль над своими желаниями»

    Неа. Вот этой:

    Вот почему мы в первую очередь настаиваем на психическом преображении, так как оно меняет природу

    ;)

    Цитировать

Страницы: [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 … 103 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Истинная душа