Таинственный град Китеж
С древнейших времен и до наших дней человечество спорит о том, чья вера правильнее. Каждый считает свою веру исключительно истинным путем к Богу. Основатель веры давал людям свой путь. Одни его воспринимали, другие – нет, более того, считали еретиком и шли путем другого учителя, не понимая, что отличия эти в основном внешние, а суть всех учений сводится к одной истине.
Недавно мне приснился интересный сон, касающийся этой проблемы. А приснился мне легендарный град Китеж, предание о котором дошло до наших дней. Но оказывается, история его исчезновения была не такая, как в легенде. По легенде, жители Китежа ушли, вернее, город исчез во время татаро-монгольского нашествия. Мне же приснилось, что это было немного раньше, и исчез город, спасаясь не от татаро-монголов, а от своих русских.
Это было во время крещения Руси. Уже все земли были почти приведены к церкви Христовой, но оставались в лесах языческие скиты. Таким был и Китеж, а его жители хотели сберечь свою древнюю культуру, уходящую корнями в ведическую веру ариев.
Итак, снится мне дремучий лес. Темные мохнатые ели свесили свои лапы до земли, могучие дубы раскинули узловатые ветки, тоненькие белоствольные березки затаились в темной зелени. Кричат и чирикают птицы. На земле полно прошлогодней листвы, лежат поваленные стволы могучих деревьев, какие-то камни, поросшие мхом, проплывают передо мной. Живописное озеро раскинулось в этой глуши. Вода тихая, ни рябинки, яркое солнце зависло на небе, отражаясь в воде.
На озере есть каменистый и заросший лесом остров. Присмотревшись, я заметила на нем какое-то поселение наподобие маленькой деревянной крепости. Видны стены (частокол) и сторожевые башенки, за стенами заметны двухскатные крыши домов.
Но здесь, недалеко от меня (я была как бы без тела) заметила деревянную лодку. К ней шел пожилой седобородый мужчина в длинном темно-сером одеянии, подпоясанном веревкой. Из-под этой одежды высовывалась белая рубаха. На его голове сидела маленькая черная шапочка.
Было сказано, что передо мной то, что в легендах назовут градом Китежем, только еще до его исчезновения. Здесь был не город, а что-то наподобие скита, устроенного в этой глуши последователями древней ведической веры, или «язычниками», как их называли христиане. Они ушли сюда еще задолго до пришествия на Русь скандинавских завоевателей (викингов и варягов) и поэтому сохранили более древнюю ветвь религии без поздних скандинавских напластований.
Здесь, вдали от остального мира, эти люди жили как братья и сестры. Сюда приходили из селений те, кто хотел посвятить себя духовности.
Это были и мужчины, и женщины. Причем они были равноправны, а иерархия здесь была как между учителем и учеником. Было несколько степеней посвящения. Сюда приходили и подростки. Может быть, они были сиротами, но так или иначе, это были ищущие истину души. Во главе общины стояли древний старец-волхв и его ближайшие ученики.
Но вернемся к лодке. Я заметила еще одного мальчика с золотистыми волосами, в светлой рубахе. Он тащил вязанку хвороста к лодке. И тут я оказалась в его теле… Я свалил ветки в лодку и залез туда сам. Здесь стояли корзины с ягодами и грибами. Каждый день те, кому подходила очередь, плыли на лодке в ближайший лес за дарами природы и дровами. Сегодня была очередь этого мальчика и еще одного «брата» из общины.
Он был молчалив. Не посмотрев в мою сторону, налег на весла, шлепая ими по воде. Остров казался неприступным. Кругом высились отвесные скалы. Но вот в одном месте они как бы расступились, и открылся узкий проход. Мы поплыли через это «ущелье» и скоро оказались во внутренней лагуне.
На высоком холме у воды стоял резной деревянный столб (идол) – изображение Бога. У него было три лица, смотрящих в разные стороны. У этой фигуры было не две руки, а больше, может быть, целых семь. Рядом стояли еще два столба: мужское божество с длинной бородой и женское – с очень длинными волосами. Было видно также большое колесо, установленное на шесте параллельно земле. Возле идолов горел негасимый костер.
Вот мы пристали к пологому берегу. Из деревянных строений вышли мужчины и женщины в одинаковых длинных подпоясанных рубахах. Многие из них были круглолицы, с волнистыми каштановыми или русыми волосами и с золотистыми, светло-карими глазами. Льняные их рубахи были вышиты скромным орнаментом. Некоторые носили верхние темные одежды, как тот мужчина в лодке.
Я побежал куда-то. Вокруг – длинные срубовые дома. А вот и тот, где я живу. Здесь просторно, деревянный пол, окна без стекол закрывались ставнями. Стоят вырезанные из дерева божества, пахнет сеном, длинные лавки протянулись вдоль стен. Здесь живут несколько человек, примерно все моего возраста. Вообще в этом скиту жили в домах по несколько «братьев» и «сестер» одного возраста. За самыми младшими, каким был я (12-13 лет), присматривали старик и пожилая женщина. Они наведывались каждый день попеременно.
Здесь нет родителей и детей, а только ученики и более старшие «братья» и «сестры». Я выбежал снова во двор. Солнце заливает крыши, шумят листвой деревья. Во дворе были мощенные бревнами дорожки. Люди собирались возле одного большого дома, и я тоже поспешил туда. Внутри было очень просторно.
Пройдя темные сени, я очутился в большой зале, бревенчатый потолок которой поддерживался толстыми резными колоннами и балками. Длинные лавки стояли по бокам такого же длинного стола. Здесь была трапезная. За едой собиралась вся община вместе. Но пока здесь никого еще не было.
Оказавшись снова во дворе, я увидел, что все пошли на холм, где стояли идолы. И вот я тоже здесь. Величественный трехликий Бог взирает на всех и, кажется, видит все, что делается в мире. Я оказался же подле женского божества Макоши, возле которого лежат клубки со старинным узелковым письмом.
На других деревянных столбах были вырезаны птицы с женскими головками. Колесо, которое стояло на шесте, медленно вращали. Рядом находился круглый плоский камень с очерченным кругом, который изображал солнце. В центре него были длинный выступ и ложбинка, – это были солнечные часы. Против главного идола полыхал костер. Здесь же стоял древний золотой чеканный чан с изображением птиц, грифонов и людей. Рядом лежали чеканные золотые ковши.
Каждый подходил к чану, брал ковшик, зачерпывал и выпивал хмельной золотистый напиток. Этот напиток был очень сладким, со вкусом меда. Затем все отправились в трапезную, которую я видел. Здесь мы пили молоко, ели какую-то кашу и печеную рыбу, грибы и серые, наверное ржаные, лепешки. Они были сделаны из грубопомолотой муки с отрубями. Запивали чем-то похожим на пиво.
Но вот люди заволновались. Кто-то крикнул: «Собор!» И все снова идут на холм. Люди бросают какую-то пахучую траву в огонь. Глава общины в длинной рубахе, с развевающейся на ветру седой бородой всматривается во что-то в дыму костра. Его ближайшие ученики достали клубки с узелковым письмом. Они разматывают их и что-то монотонно повторяют. Некоторые клубки, когда их размотали, стали похожи на узорчатые сети, другие – на длинные нити с узелками. Здесь же были резные дубовые доски с какими-то письменами. Монотонные звуки молитв, заклинаний и древних текстов прерывались позваниванием маленьких бубенцов.
Было принесено много круглых веночков из веток и травы. Сухую траву подожгли, а венки бросили на воду. Все долго смотрели, какую фигуру они составят, плавая по воде. Венки не хотели гореть, и люди были этим опечалены. Я заметил, что главный волхв мельком взглянул в мою сторону и как бы удивился, но затем продолжил древний обряд. А я вылетела из тела мальчика и увидела всех со стороны.
Каким-то образом я узнала, что к скиту движутся отряд какого-то князя и два греческих проповедника. Ведь Русь уже была христианской, и прознав про поселение «язычников», князь решил их обратить в православную веру или стереть с лица земли, если будут упорствовать.
На общем собрании общины было решено отправить послов к «чужеродным» миссионерам и князю. Сам глава общины и двое его учеников решили отправиться навстречу отряду. Вижу, как они садятся в большую лодку с загнутым носом. Ее украсили еловыми ветвями, и она медленно вышла из лагуны по узкому проливу.
Солнце клонилось к закату, набежал холодный ветер. Лодка со стариком и его спутниками плыла по озеру. Но вот я уже на другом берегу озера и как бы зависла в ветвях высокого дерева. Сюда движется крупный отряд воинов. Сверкают в золотых лучах их шлемы и латы, звенят щиты и кольчуги, храпят под ними усталые лошади. Впереди едет князь на белом длинногривом коне с красными поводьями и золотыми бляшками.
На князе – обтекаемый шлем с пластинкой для защиты носа, тяжелая кольчуга, на груди блестят крепкие латы. Взгляд его чуть раскосых серых глаз направлен на остров.
Рядом на вороных конях ехали два греческих священника в церковных одеждах.
И тут неожиданно выплывает из-за скал лодка с послами. Приплывшие обратились к князю. Язык их был мне непонятен, но затем в моем сознании пошел перевод на современный русский язык. Вот что я запомнила.
Прибывший волхв спросил князя:
- С чем ты пришел?
- Я пришел с миром, – ответил тот, – хочу просветить вас. Я несу вам истинную веру, хочу очистить вас от тьмы и невежества.
- А с чего ты взял, что мы живем во тьме? – поинтересовался волхв.
- Вы поклоняетесь деревянным идолам и не знаете истинного Бога, дьявол заслонил его от вас, – с жаром твердил князь.
Но волхв не смотрел на него. Он уже обращался к грекам:
- Ваш Бог и наш Бог один и тот же, зачем же делить его?
- Вы – идолопоклонники! – раздраженно крикнул священник.
- Наши идолы, как вы говорите, есть лишь образы великого Творца, и они мало чем отличаются от ваших икон.
- Ты богохульствуешь и блуждаешь во тьме! – твердил грек, – а мы несем вам истину. Прислушайтесь и не упорствуйте. Вы еще сможете спастись.
- Как можете вы нести истину и свет, если сами поделили не только Отца, но даже его Сына Христа (раскол католиков и православных)? Почему вы решили, что именно так, как вы поклоняетесь Богу, – это правильно? Бог же один, и сын у него единородный.
Люди поделили Бога и проливают кровь за него, как сыны Авраама на земле сына Господня.
И еще очень долго будут пребывать в своем заблуждении, называя предка одни – Авраамом, другие – Ибрагимом, и Бога называя по-разному, одни – Аллахом, другие – Элохимом. А ваши братья, западные христиане (католики), проливают кровь и тех, и других, считая только себя правильно верующими. В свою очередь люди пророка (Мухаммеда) называют их неверными, а себя – правоверными. Кто же прав: правоверные, православные или кто-то еще? Чем вы докажете, что ваш путь к единому Творцу вернее других? Или только жажда власти руководит вами и вы ради нее делите Бога?
- Одумайся, что ты говоришь, богохульник и язычник? – вскипел священник.
- Мы даем вам срок до восхода солнца. Придете вы в лоно церкви или нет? Если нет, мы сожжем ваше селище и отправим вас в ад вместе с вашими богопротивными идолами, – резко бросил князь, едва сдерживая себя.
- Чем же вы лучше сынов волчицы (римлян), которые жгли и убивали мучеников за Сына Господня (первых христиан)? А сын, он пришел и для вас, и для нас. И он не хотел, чтобы из-за него лилась кровь в этом мире, погрязшем в невежестве, эгоизме и жажде власти любой ценой, даже попирая главные заповеди вашей же религии.
- Как ты смеешь учить нас, язычник? – не выдержал грек. – Убирайся, вам дали срок.
- Хорошо, до восхода солнца, значит, так и будет, но помните, что все пути приведут к Творцу. Только этого вам сейчас не понять, и не скоро придет то время, когда люди поймут это. Но это случится, и древние истины восторжествуют, и нас будут вспоминать, и ваши праведники придут к нам.
Но за великий грех искажения истины придут к вам злые степные люди, которые поклоняются темным духам (татаро-монгольское иго). Это будет как наказание вам за братоубийство и насилие под видом святых целей. А в будущем придут люди совсем без веры в Бога, пойманные в сети темных сил, и только великая война заставит их одуматься (вторая мировая война). А тех степняков еще и ты увидишь, князь. Ну что ж, чему быть, того не миновать. Все – в воле Божьей, – сказал старец. С этими словами он взмахнул рукой, и лодка отчалила.
Воины князя разбили лагерь у озера и ожидали утра. Приплыв в селение-скит, волхвы увидели молящихся. И вот я вижу, как они готовятся к чему-то очень важному. Достали светящийся священный камушек-кристалл. В эту звездную ночь он освещал селение. Его хранили здесь еще со времен великого исхода из легендарной прародины ариев – Гипербореи. И теперь его положили с почестями на круглый камень Солнца в желоб у выступа, дающего тень (солнечные часы). Все молились и ждали утра.
И вот зарозовел рассвет. Нежные солнечные лучи коснулись плоского камня Солнца, но тень еще закрывала кристалл. Время шло, как вечность, тень еле двигалась. Там, на другом берегу, уже готовят лодки, чтобы взять приступом обитель. Вдруг лучи солнца коснулись кристалла, и он вспыхнул невиданным светом.
Я резко отлетела вверх и увидела, как этот неземной свет окутал весь остров. Паника началась на берегу, воины князя с ужасом выскакивают из лодок. Но вот световой туман поредел и рассеялся. На озере не осталось от острова ни следа, – только ровная гладь воды. В ужасе и смятении князь и его воины отступили, а священники назвали это место дьявольским.
Было сказано, что обитель эта перешла в другое измерение, но осталась в памяти народной как невидимый град Китеж, хоть и назвали ее уже христианским градом.
Вот такая история привиделась мне во сне. А религиозная нетерпимость все еще не изжита и по сей день. И скоро ли случится то, о чем говорил древний волхв, что люди поймут истинность пути, объединяющего все дороги к Богу? Скоро ли восторжествуют древние истины?
http://planeta.moy.su/blog/tainstvennyj_grad_kitezh_ili_chja_vera_pravilnee/2012-10-26-33376