Святоотеческое отношение к болезни
Смысл болезни
Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.
Нередко смыслом является вразумление человека: «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою» (2 Мак. 9: 11).
«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение»
Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа»
Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив»
«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо»
Аскетическое отношение к болезни
В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.
Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует о том, что болезненное состояние может насылаться не только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом болезни монах ослабил свои подвиги. Преподобный Иоанн Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное состояние, произведенное бесами: «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает [духовную] брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть»
Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней необходимы усилия со стороны больного для приведения своего душевного устроения в надлежащий порядок: «Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения»
Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).
Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.
Вот что советует преподобный Варсонофий Великий: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10: 13)»
Святой Иоанн Кронштадтский показывает высокое значение терпения: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение… не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, – и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик
Также и святой Нифонт говорит: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов»
Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!»
Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе и апостол Павел. В качестве примера православного отношения к болезни можно привести свидетельство святителя Григория Богослова: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить»
Лечение
Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).
Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).
Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.
Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).
«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога»
Христианину надлежит помнить, что, исцеляется ли он чудесным образом или же через посредство врачей и лекарств, исцеление в любом случае подается от Господа. Поэтому «в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу»
Чтобы избежать вышеупомянутой опасности, священномученик Арсений (Жадановский) наставляет: «Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет»
Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить врачевание молитвами и постом – это волен решать по своему разумению всякий христианин. При этом если он избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: “Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь [врачевание] – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией”
Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в болезни должны лечится только теми средствами, которые дает вера. Подробно об этом писал преподобный Макарий Великий, говоря, что Бог «дал врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу… должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь»
Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.
Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху»
Однако «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье»
Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).
И святитель Иоанн Златоуст увещевает: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни – заклинаниями, другие – амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества»
«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них, то пощадят ли человеческое тело?.. Это – насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди, то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя»
http://www.pravoslavie.ru/put/5729.htm
Н.Сербский
Цитироватьierihon33, ну ты знаешь, что я-то считаю, что человек в подавляющем большинстве приходит в инкарнацию уже с программой на физжизнь, в том числе и на те болезни, которые у него по жизни будут. Да и современные расшифровки ДНК говорят о том, что если бы мы умели их читать , то могли бы узнать, чем родившийся ребёнок уже болеет, чем он болеет потенциально и чем вполне себе может заболеть.
ЦитироватьНадо ли человеку осознавать, что вот здесь и сейчас он заболел? Да , надо.
Надо ли осознавши это начинать лечиться? Да, надо.
Лечатся ли в монастырях не только молитвами? Да, лечатся. Обычно в монастырях была даже такая должность - монах травник. А на самом деле он возглавляет монастырский медпункт, в котором оказывают достаточно квалифицированную срочную медпомощь. Кстати это хорошо описано у А.Эко в книге ” Имя розы”.
Есть ли подобное не только в христианских монастырях? Да, есть в любом большом монастыре любой религии.
Так что, простудившись, попарь ноги,надень тёплые шерстяные носки , насыпав в них сухую горчицу, напейся чаю с мёдом и малиной, помолись и ложись спать. Вот на утро и будешь практически здоров.
Я, как человек православный, считаю, что при любом заболевании надо лечить физическое тело с помощью квалифицированных докторов, но с божьей помощью, то есть и молиться не забывать.
Надо ли и про профилактику заболеваний не забывать? Да, надо.
Надо ли делать всё осознанно? Да , надо. Вот тогда и божественное присутствие ощущается в полной мере.
Всех теоретиков и сторонников божественности насылаемых заболеваний , прошу к примеру пояснить , почему ликвидаторы Чернобыльской АЭС , столь массово умирают ? Это Бох наслал им болезнь , за то что они жертвовали своими жизнями , ради экологии и здоровья других людей ? Бох наказал их за альтруизм ? Тогда кто есть ваш Бог , которому вы так усиленно молитесь ?
Цитироватькак насчёт неизлечимых или малоизлечимых болезней?
Цитироватьнапример диагноз: Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления табака (код по МКБ 10 - F 17. ) ?
табакокурение вобщем. (никотиновая токсикомания)
Или: алкоголизм 1 стадии.
(психологическая зависимость.)
Или рак большой половой губы 3 стадии с метастазами в мозг.
не ликвидаторы тоже массово умирают.
“всё человечество давно хронически больно,
со дня творения оно болеть обречено”(Высоцкий)
никто не может не умирать.
Цитироватьierihon33,неизлечимая болезнь на мой взгляд тоже запланирована. Она дана человеку для того, чтобы он не умер сразу, а перед смертью у него было время осознать все свои ошибки, раскаяться и обратиться к богу. Опять-таки есть такие заболевания, которые лечатся , но у человека нет денег на их лечение. Выход-то один, просить бога или об излечении, или о том, чтобы он дал сил мужественно претерпевать боль. Но в любом случае, надо принять эту ситуацию , но не опускать рук , а пробовать излечиться или привести свои дела в порядок, чтобы можно было спокойно встретить смерть. Даже боль можно принять и тогда она не будет мешать заниматься своими делами. Поверь, я знаю о чём говорю.
ЦитироватьНу с таким настроем на жизнь , лучше и не рождаться ))))))
ЦитироватьПонимаешь , Иерихон . Вся беда в том , что золотой середины не ищете , и впадаете в крайности . А животных , которые рождаются с мутациями , тоже Бох наказывает ??? Пчел , тоже наказал Бох ? Тигров уссурийских ?
naza ,честь и слава всем, кто жертвует своей жизнью ради блага будущего Рода. А в самой смерти нет ничего страшного. Я лично не хочу жить вечно. Правда и торопиться умереть особого желания у меня нет.
Цитироватья знаю что мы, “верующие” ,
Цитироватьвсё что угодно можем оправдать и объяснить.
это не упрёк, просто заметка.
я и сам такой.
naza ежедневно на планете погибает безвозвратно по-моему 50 видов представителей флоры и фауны ( точно не скажу, но почему-то такая цифра запомнилась). Таков закон природы. Человек тоже как вид когда-нибудь вымрет. Форма не имеет значения.
Цитироватьа чего вы уткнулись в наказание божие.. ?
Цитироватья об этом ничего не говорил например.
вроде бы.
не стоит всё “списывать” на происки Бога, когда не ведаем прничин.
да, понимаю что вы этого и не делаете. но не стоит полагать что так думаем мы, “верующие”.
Оратора , много тех , кто так говорит . Но мало тех ,кто торопится проверить это лично
Цитироватьда, смерть не кажется страшной если она не прям сейчас придёт..
ЦитироватьЕсли вызвать у человека боль в животе и сказать ему внушительно - это ты умираешь и умрёшь ровно через две с половиной минуты,
- кто не испугается?
Кто предупреждён тот вооружён.
мы живём в самообмане относительно себя и своих возможностей.
пока петух не грянет и гром не клюнет никто не перекрестится.
Во-во , раньше когда дождь шел , думали что это бог из лейки поливает и пустыми ведрами гремит , потому и гром .
Цитировать“От многих знаний бывает много печали, и умножающий познания умножает скорбь”
Это интересно. То что раньше было проще, погремел Бог вёдрами.., а остальное приложится.
ЦитироватьДуша не так сильна мучилась незнанием.
А почему?
А потому что не фиг было Еву слушать