Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Славянская вышивка, это шифр…?

Автор dara - 18 октября, 2010  |  Просмотров: 1

В вышивке России, Украины и Белорусии наиболее известный период развития вышивки начинается с конца XVIII века. В это время вышивка стала одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок.

 Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужчкие и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженого. Одних только полотенец считалось приличествующим изготовить не меньше сотни. Ведь полотенце в славянской традиции - не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины, почетным гостям, друзьям, крестному, священнику…

Перед свадьбой обязательно организовывалась своеобразная выставка приданого невесты, где по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие и добропорядочность будущей хозяйки молодой семьи.

Вышивка у всех народов всегда носила не только и не сколько декоративный характер. К вышитым вещам относились как к очень сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов полотно - символ жизни, где сплетенные нити - это судьбы людей, а вышитый узор на полотне - призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью. Во-вторых, работа над вышивкой требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и наконец, вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.

В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определенные приемы вышивки, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту вышивки можно определить, где она была выполнена.

Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изоблие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.

Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях.

Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи.

Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога - Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну. Особое место в славянской символике занимали фигурки водоплавающих птиц (уток) с конскими головами. Это - символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днем колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью - уточки. Отсюда и возник такой образ - уточка с конской головой.

На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшийся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка - отмолвка: “Это все Макошь ткала, пока я на полатях спала!” Таким образом рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини.

Изображение сказочной птицы - павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них - Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, “исподнего” мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность - признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.

Глубокое исследование вышивальных мотивов и орнаментов славянского язычества неоднократно проводилось известными учеными. Для знакомства с истоками славянской мифологии и культуры советую обратиться к работам специалиста в области истории, культуры и археологии Древней Руси Бориса Александровича Рыбакова. В частности, к его книге Язычество древних славян.
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavj...


6 комментариев к записи “Славянская вышивка, это шифр…?”

  1. Славянские узоры

    “Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетется: речь, песня, обряды, вышивка, резьба. Более глубинное их значение дано знать не всем.
    Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение. Большинство примеров символики древности дошли до нас из 2-1 тыс. до н. э., когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки.
    Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?
    Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент геометрический.
    В Древней Руси огонь называли Сварожичем, а солнце - сыном Сварога, т.е. огонь и солнце имели одинаковые эпитеты. Огни, зажигаемые на празднествах летнего и зимнего солнцестояния, символизируют небесный огонь-солнце. Это подтверждается и тем, что существовали обычаи зажигать колесо наверху шеста или скатывать его горящим с пригорка. Ритуальные огни возжигали не только на праздники, но при каком-либо бедствии, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. Возжигание колеса на шесте - соединение огнем неба и земли.

    Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежду и сам дом.

    В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается, прежде всего, повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа - элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, т.е. числа могут быть одним из образов мира.

    Количество зубцов, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.
    Законы космоса, взаимовлияние стихий и связь их с человеком отразились также в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: Огонь - Воздух, Земля - Вода. Земные образы размещались ниже, небесные выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, в живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли - темнее, и чем выше, тем цветность ярче).

    Схемы водной стихии узнаваемы и разнообразны. Древний орнамент воды геометричен, это время когда люди не умели рисовать плавные линии. Особенно любили украшать таким рисунком чаши для воды, питья, вина, жертвенные чаши. Ритмично и по-особому красиво выглядит ‘бегущая волна’ разных наклонов. Одинарные, двойные и тройные облака, несущие небесную влагу изображались с дождем и без дождя. В резьбе такие узоры принято называть ‘хляби небесные’. Дождевые облака выглядят и как женская грудь, ведь дождь считался небесным молоком, кормящим землю.

    Во всех узорах преобладает тема плодородия земли. Прежде всего, это образы Рожаниц, дающих урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком. Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его ‘лягушка’ или ‘ромб-лягушка’.

    Ромб с точками - знак засеянной нивы. На концах часто можно видеть кресты. Это типичная четырехчастная схема распространения блага в 4 стороны.
    Лада почиталась как богиня женитьбы, брака, веселья, утешенья и всякого благополучия. Ее, Ладу до сих пор во многих традиционных обрядах величают, поют песни, и руками о руки или о стол ударяя. По-видимому, хлопая в ладони (ладонь - Лада) или ударяя ладонями по столу, язычники тем самым ‘устанавливали’ связь с божеством, просили у нее веселого, благостного житья. А изображение скрещенных ладоней на узорах полотенец являются знаками этого божества.

    http://tirlich.ucoz.ru/publ/uzory_i_simvoly_drevni...

    Цитировать
  2. Все это понятно, сакральный смысл был заложен изначально. Это и вышивка, это и резьба по дереву, это и любое декаративное творчество. Мне тут пришла шальная мысль, при разглядывании вышивки…Точка, точка…тире…)) Морзянка?)) Сложнейший узор, кропотливо просчитанный и выверенный из года в год…из столетия к столетию…Да, несет эзотерический смысл. Но….так ли это? Вернее….все ли это? Изучая, читая…и копая, родилась мысль, помните как в книге Перемен? Когда пытаются прочесть предсказание, кидают три монетки, если мне не ихзменяет память 6 раз, и фиксируют выпавшую комбинацию…Может и тут так!? Срочно нужен таллантливый дешифратор!!! )))

    Цитировать
  3. Как “работает” символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:

    Тип графического изображения

    Характер пространственного искривления
    Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу - в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов - орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.

    Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или “отражал” негатив, как бы “переломленные” через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле - энергии определенной частоты…

    Ну и, конечно, магическое значение символа…

    В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.

    Женский
    Голова

    небо

    Космогонический
    Родовой

    Плечи

    Космогонический

    Грудь

    срединный мир

    Целевого воздействия
    (оберег)

    Пояс
    Середина рукава

    Родовой

    Подол

    Целевого воздействия
    (оберег)

    Край подола

    земля

    Целевого воздействия
    (оберег)
    Родовой узор мужа
    (на поневе)

    Обувь

    Родовой

    Мужской
    Голова

    земля

    Целевого воздействия на зрителя
    (противника или женщину)

    Плечи

    Грудь

    Пояс

    срединный мир

    Родовой

    Край подола и рукава

    Целевого воздействия
    (оберег)

    Штаны

    небо

    Космогонический

    Обувь

    Родовой

    Кроме того, места нанесения наиболее плотной орнаментальной сетки совпадают с местами расположения крупнейших нервных сплетений человеческого организма, соответствующих основным энергетическим центрам или чакрам. Усиленно защищается зона сердечного центра - в буквальном смысле “с четырех сторон”. Есть и еще одна тонкость - в женском костюме узор, расположенный по переду, всегда в первую очередь защищает его владелицу и ее ожидаемое дитя, а вот в мужском костюме - в первую очередь активно воздействует на окружающих (ту же женщину, к примеру), а собственно защитный узор идет со спины - этим и объясняется наличие “женской” символики на грудной вышивке мужских рубах, особенно праздничных, свадебных.

    Откуда взялись символы? Почему у всех народов они практически одинаковы? Символы - это информация. Наиболее древние из них имеют геометрическую или же геометризированную форму. Предположим, что в её основе лежат сведения о каких-то вселенских процессах.

    Цитировать
  4. Таким образом, русская вышивка, символы-элементы народного орнамента - это многомерные изображения пространственно-временных перемещений энергий, которым народная традиция присвоила образное мифологическое содержание.
    http://batfx.com/index.php?showtopic=2471

    Цитировать
  5. Спасибо, dara, очень познавательно! :)

    Цитировать
  6. В форме и крассках народной одежды, в ярких головных уборах которые возвышаются над головой -(русские кокошники, головные уборы из перьев у индейцев, тюрбаны, короны) - сохраняется память о том когда люди могли наблюдать вокруг человека свечение ауры, и они хотели запечатлеть яркие краски и формы, того что они наблюдали, для своих потомков. Прочитав сообщения в форуме Оптические иллюзии чегото мне думается что эти времена возвращаются. 8-)

    Цитировать

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Славянская вышивка, это шифр…?