Школа - вред и польза.
Вред
В школе ребёнок проводит полновесных 11 лет. Поэтому вред, наносимый детям школами, сложно переоценить. Вот основные болезни, которые дети приобретают по окончании школы.
1. Привычка сидеть и слушать
Одна из главных проблем: школа учит детей быть пассивными и подчиняться: сидеть и слушать, а не действовать. В прошлом веке это было нормально. Во-первых, тогда индустриальному обществу были нужны послушные винтики для работы на заводах. Во-вторых, модель «сиди и слушай» была (в силу технических ограничений) основной моделью поведения даже на отдыхе: люди сидели и смотрели кино, сидели и смотрели телевизор, сидели и слушали радио.
Современный ребёнок уже умеет пользоваться компьютером, где он большую часть времени активен: играет в игры или общается в Интернете. Поэтому устаревшая система школьного обучения для него — это настоящая пытка. Что-то вроде принудительного кормления через катетер для человека, который умеет есть самостоятельно.
2. Проблемы с психикой
Школьный класс, по сути своей, это замкнутый коллектив тюремного типа: детей там держат насильно, и они вынуждены «общаться» друг с другом. Положение школьника мало чем отличается от положения солдата или заключённого. Вполне очевидно, что разного рода конфликты, неизбежно возникающие в такой среде, не проходят безболезненно.
3. Поведение раба
Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы. Хорошо ли это для общества? Скорее плохо, чем хорошо. Хорошо ли это для ребёнка? Очевидно, нет.
4. Отвращение к учёбе
Стандартный урок ребёнку неинтересен. Так как даёт ему информацию или ненужную, или непонятную, или уже известную школьнику. Или даже всё вместе одновременно.
Таким образом, за 11 лет пребывания в школьных стенах у большинства детей вырабатывается сильное отвращение к учёбе. Этот условный рефлекс настолько стоек, что взрослым потом тяжело заставить себя не то что выучить английский, но даже прочесть инструкцию к новому телефону.
5. Логика гопника
В беседах гопники часто ссылаются на авторитеты. В качестве доказательства своей правоты гопник может сказать, что он, например, знаком с каким-нибудь матёрым уголовником.
Ровно так учат детей думать и школьные учителя. Только авторитеты у них другие — учебники, книги. Вместо реплики «Ты Вову Магаданского знаешь?» классический интеллигент спрашивает: «Читали ли Вы Оскара Уайльда?». Подразумевается, что если человек Оскара Уайльда не читал, то и о гомосексуалистах он рассуждать не может.
Реальные знания в школе подменяются на обёртку от знаний. От ребёнка требуют на экзаменах не продемонстрировать знания или навыки, а грамотно растопырить пальцы и перечислить покойных авторитетов, с которыми он знаком. Это называется «владеть материалом».
6. Страх ошибок
Одна из главных болезней учившихся в школе детей — страх ошибок. Детей учат, что главное — это не ошибаться. В школе однозначно лучше написать две контрольных на четыре, чем одну контрольную на пять с плюсом, а вторую — на два.
В реальной жизни всё наоборот. Не ошибаются только беспомощные неудачники, которые ничего не делают. Люди же деятельные ошибаются постоянно. Более того: о масштабе человека можно уверенно судить по калибру его ошибок.
В общем то о вреде все. Перейдем к пользе.
В: Школа учит думать и учит учиться
О: Классический приём шарлатанов: заявить что их магические пассы руками делают что-нибудь непроверяемое. Вот, например, говорит шарлатан, что его чудо-методика чистит чакры. И попробуй опровергни: чакры — не уши, их на приёме у ЛОР’а не видно.
Так и со школьным «учит учиться». Если спросить шарлатана чуть подробнее — в чём же заключается разница между умеющим учиться школьником и не умеющим учиться неучем, он ответить не сможет. Заявит, что это никак не измерить.
В: Школа учит системности и ответственности
О: Школа не учит ни системности, ни ответственности.
Системность — это умение понимать связь между знаниями и видеть картину мира целиком. В школе ничего подобного не требуется и близко. Вместо того, чтобы увидеть лес, дети ползают с черепашьей скоростью от дерева к дереву. Знать, как математика связана с физикой им не нужно: учитель всё объяснит.
Про ответственность и говорить смешно. Какие ответственные решения может принять школьник? Надеть на физкультуру красные кеды вместо синих?
С точки зрения школы, школьник — недочеловек. Все важные решения принимают за него родители и учителя.
В: Школа прививает детям культуру. Не окончивший школу ребёнок вырастет полным дикарём
О: Культура передаётся во время общения: от более культурного человека к менее культурному.
Чтобы поднять культурный уровень детей нужно, чтобы школьные учительницы были более культурны, чем родители учеников. Тогда дети будут тянуться к уровню педагогов. Так, собственно, было в Царской России, когда учителя были уважаемыми и обеспеченными людьми.
Сейчас, однако, благодаря телевизору, все дети говорят на одном языке. Пропасти между детьми из семьи дворников и семьи профессоров больше нет. Если же говорить не про идеальные, а про реальные школы, то культурный уровень педагогов, увы, ниже среднего. «Окультурить» детей они физически не в состоянии.
Единственное исключение — дети гастарбайтеров. Для детей гастарбайтеров современная школа, пожалуй, и в самом деле может стать путёвкой в русскую культуру. Детям же потомственных россиян в плане культуры ловить совершенно нечего: скорее, наоборот, это они могут чему-то научить учителей.
В: Но ведь должен же ребёнок где-то социализироваться? Школа даёт ему базовые навыки общения
О: Да, школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа. В коллективе, откуда нельзя уйти, и в котором действуют традиции содержащейся в зоопарке стаи обезьян.
В призывной армии и в тюрьме такой опыт и в самом деле будет полезен. Если, конечно, закрыть глаза на то обстоятельство, что значительная часть детей получает опыт отрицательный — в коллектив не вписывается. Что бывает с такими детьми в армии или в тюрьме можете почитать в жёлтой прессе.
В: Без школы ребёнок не получит базовых знаний и навыков, необходимых для взрослой жизни
О: Базовых навыков, необходимых для взрослой жизни, существует ровно три: чтение, письмо, и счёт. До революции грамотными были 25% россиян (по некоторым источникам 75%), поэтому школа была ценным источником знаний. Сейчас грамотны практически все взрослые. Если здоровый ребёнок к школе не умеет читать и писать, это значит, что родители просто не нашли времени с ним позаниматься.
В: Человек, который умеет читать, писать, считать и больше ничего — не может считаться полноценным
О: Начнём с того, что некоторые считают, что полноценным не может считаться человек, который не владеет логикой. А ведь люди, которые говорят, что «мало только читать, писать и считать» — с логикой явно не в ладах.
На самом деле, очевидно, есть третий вариант. Научиться базовым навыкам (таким как чтение) и массе других знаний «на выбор». Например, игре на скрипке и физике. Или плаванию и ботанике. Но не всему сразу и одновременно.
Скрипка, физика, плавание и ботаника, хотя и полезны в жизни, базовыми знаниями никак не являются. Это — продвинутые знания. Знания «на выбор», если угодно.
Затем, давайте всё же глядеть в глаза реальности. Большая часть современных выпускников школ не умеет практически ничего за пределами «читать, писать и считать». Собственно, именно поэтому введение ЕГЭ вызывает столько визгов: честный экзамен наглядно демонстрирует реальные возможности классно-урочной системы.
В: Не посещавший школу ребёнок непременно вырастет необразованным неучем
О: Это только в школе учат, что у каждой задачи есть ровно одно решение. Жизнь устроена несколько сложнее.
В: Каждый предмет нужен. Математика, например, учит логически мыслить, а биология поможет выжить в экстремальной ситуации
О: Преподавателя математики, который говорит, что «математика учит мыслить логически», надо гнать пинками из профессии. Так как этот преподаватель, во-первых, не понимает, что математика ценна сама по себе, а во-вторых сам логически мыслить не умеет.
Если мы хотим научить ребёнка логически мыслить — нужно учить его логически мыслить. Если мы хотим научить ребёнка выживать в экстремальных ситуациях — нужно учить его выживать в экстремальных ситуациях. Если мы хотим научить ребёнка водить машину — нужно учить его водить машину.
В противном случае получится удаление гланд через задницу: дорого, долго и неэффективно. Мы же не берём путёвку в Сочи, чтобы помыться? Чтобы помыться есть ванная. В Сочи нужно ехать, чтобы отдохнуть на море. Так и со школой. Математика полезна, так как это язык науки. И интересна, так как вся она пронизана увлекательными головомками. Логика тут совсем не при делах.
В: В школе знания даются по определённой системе, «оптом». Самостоятельно такую насыщенную программу не потянуть
О: Во-первых, таки потянуть. Так школьная программа «насыщена», в основном, мусорной информацией, которую можно безо всякого вреда для понимания материала пропустить. Кроме того, учитель всегда ориентируется на самых слабых. При самостоятельной работе можно изучить эту «насыщенную программу» в разы быстрее.
Во-вторых, набирать про запас всё подряд, в надежде, что «в большом хозяйстве любая дрянь сгодится» — ошибочная тактика. Глупо покупать вилы в городскую квартиру. Они и денег каких-то стоят, и место занимают, и уронить на ногу их случайно можно. Да и заржавеют они на балконе за десять-то лет. Когда поедете в деревню, тогда и купите.
В: Вы хотите лишить ребёнка детства! Когда я учился в школе, там было столько всего интересного
О: Человек — очень выносливое существо. Люди как-то живут и получают удовольствие даже в тюрьме, не говоря уже об армии. Потом разглядывают дембельские альбомы, вспоминают, как прибили сослуживцу сапоги к полу…
Но собственно армия и тюрьма тут не при делах. Жить на свободе было бы гораздо веселее.
Так и со школой. Школьное рабство приходится на один из самых весёлых периодов жизни — на детство и отрочество. Нет ничего удивительного в том, что даже школе не удаётся испортить детям жизнь целиком.
Zmeysa, конечно мы много читали. А книги очень мощно развивают. И как-то всё успевали: и в трёх школах учиться, и читать, и гулять. Интернета не было, вот времени полно и было
ЦитироватьЖЕСТЬ !!! Школа, такая какой она существует сейчас, рубит естественную потребность человека к познанию!!! На самом деле, Оратора, в человеке изначально все заложено природой. И главная задача любого учебного заведения - это не отбивать охоту учиться.. но у нас все в сказке: сначала подрежем аисту крылышки, а потом насильно его лечить(учить) начнем.
ЦитироватьAzerate, не контролируй своих детей, не заставляй их делать уроки, не проверяй , как они учатся, вот тогда у тебя вырастут супер-гении, которые и сами всё знают из интернета. Ролик тебе в помощь.
ПС. ты видно тоже воспринимаешь слово насилие только в буквальном физическом смысле. Заставлять можно и ласково заинтересовывая, и поощряя ( не материально). Это тоже насилие, но скрытое.
Цитироватьхм.. а я своего сына никогда и не контролировал и давал ему полную свободу.. только одно но.. я был ему всегда другом номер один, с которым он мог на любую тему за просто разговаривать без всякого стеснения и я с ним говорил на равных и никогда своим авторитетом не давил. И как итог, экстерном закончил школу, учится в ВУЗе, не пьет, не курит и матом не ругается.. порно у себя с компа сам убрал.. ))) а на кой оно ему?! чего он там не видел.. и, заметь, это не потому что ему запрещают - это его собственное. А значит истинное. Никто и никогда его не собьет с намеченного пути, ибо он с пеленок к этому приучен - все решать самому.
ЦитироватьИ я согласен с Ларой в этом вопросе: запретный плод сладок.. и как Адаму Бог не запрещал, а Адам все-таки вкусил с древа познания.. так вот я пошел другим путем и изначально предоставил сыну полную свободу, но.. всегда был рядом и все свое свободное время посвящал сыну, сколько ему требовалось, отвечал на все его вопросы, пока они у него не отпадали.
Насилие оно как не обзови и есть насилие.. я с сыном играл.. всегда только играл.. игра лучший способ познания.. и это заложено самой природой.. дети так любят играть не просто так! Бог все продумал, а человек дурак, потому и заставляет, думает, что Бог глупее его и не знает как учить надо!
ЦитироватьAzerate, ты же не просто с ним играл, а обучая. Принцип хороший, но учить всё равно нужно, а не тупо дать инет и поставить стрелялку
ЦитироватьAzerate, контролировать - не значит , что-то запрещать, но всегда можно развернуть интерес\внимание ребёнка в другую сторону или наоборот подсунуть вовремя книжку по иому вопросу, которым оно интересуется. Это тоже контроль, просто не явный
ЦитироватьСын сам выбирал что изучать, я только помогал, покупал книги, ручки, карандаши и прочие принадлежности.. все заложено природой, главное с детства не отрубить, потому сын в сад не ходил!!! НО, конечно спасибо матери! что ради этого с работы уволилась и сидела дома с внуком.
Это не контроль - это наблюдение.. чтобы у ребенка все его интересы удовлетворялись во время, для этого у него все должно быть.. я никаких книг ему не подсовывал - я весь дом в его распоряжение предоставил.. и на улице никогда ничего не запрещал (только со стороны стоял и поодаль наблюдал как сын гуляет).. и! я с ним всегда только рассуждал, но на те темы, которые сын сам заводил разговор. И все это было сделано с самого его рождения. Здесь главное - это не упустить золотое яичко, иначе интерес уйдет и тогда нужно будет уже наверстывать упущенное - нет хуже ждать и догонять. Понаблюдай как кошка своих котят выращивает! Кошка следит, и своим примером показывает, котята сами все копируют за кошкой. И человек так же должен. Отец (мать) должны быть примером для своих сыновей дочерей, чтобы те сами хотели быть на них похожими и потому сами всему у них учились.
ЦитироватьAzerate, это правильное воспитание, но воспитание же. Одна из форм ласкового насилия
ЦитироватьЛюбое воспитание и общение с детьми предопределяет моральное и физическое насилие в плане принуждения, чтобы передать необходимый для выживания опыт. Нет никакой свободы у детей. Увы (или слава Богу?), но так заложено природой. Кошка таскает котят в зубах, может отшлепать, нашипеть и куснуть, если достал чересчур. А взрослый человек еще и свою мораль проталкивать будет. Как он это будет делать - с криком и претензиями или лаской и мягким снисходительным внушением - не суть, в любом случае это принуждение. Потомство надо обучить, социализировать и передать необходимые навыки для взаимодействия с социумом. Это цель эволюции, заложенная в генах.
ЦитироватьПосему тутошние побасенки о воспитании детей, что они делали чего хотели, родители были цацы, дитяти тоже цацами, а выросли потом гениями - не более чем росчерк авторов в своем профанизме на тему “шо выросло, то выросло, но я не был тираном”. А попросту - им было насрать. ИМХО.
Лариса, а при чём тут школа? Это у тебя натура такая. У тебя и на нашем сайте поведение, максимум на 3- ,не больше
ЦитироватьУмничка. Лучше и не скажешь.Воспитывать надо,обязательно надо. Если вы не уделяете внимания детям, если вы не волнуетесь за них,вам всё равно чем они у вас занимаются и вы предоставили им полную свободу действий-вы попросту их не любите.Вы равнодушный родитель.
ЦитироватьОратора, согласна с этим.
ЦитироватьЛасковое насилие это уже не насилие, потому как само понятие подразумевает применение силы.
ЦитироватьА что касается правильного воспитания, совершенно верно. Воспитание должно основываться на взаимообоюдных процессах, когда меняются оба и ребенок и родитель, родитель при этом больше. Кто и кого на самом деле воспитывает большой вопрос, лично я у сына до сих пор учусь.. поэтому с раннего возраста с ним беседу и желаю узнать как он мыслит, как рассуждает, как и что воспринимает и впитываю в себя, меняя тем самым себя.. ребенок приходит в этом мир далеко не белым листом бумаги, на котором можно писать все, что нам заблагорассудится - этот лист практически полностью исписан Богом, ибо Дух есть ничто иное как личностные черты, записанные в индивидуальную программу развития того или иного существа, пришедшего в этот мир. Современная система воспитания построена на атеистических взглядах и не учитывает эту программу, отсюда и все катаклизмы происходят в виде трудных детей и критических ситуаций в подростковом возрасте. У нас с сыном не было переходного периода, все шло ровно и спокойно, к семи годам, когда он пошел в школу, это был абсолютно самостоятельный парень, которого никто и не думал контролировать. К тому времени мы с ним понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда.
Я так понял, народ не понимает что такое свобода.
ЦитироватьВоля и свобода понятия разные - это во-первых.
Во-вторых, предоставляя полную свободу своему сыну я всегда был не только рядом, но и готовым в любой момент прийти к нему на помощь. И при этом очень много с ним общался, отдавая на это все свое свободное время без остатка. Я был в курсе всех его дел и всех его помыслов. Такие отношения с сыном требовали больших энергозатрат. Говорить о равнодушии к детям нужно тогда, когда родители отдают их на воспитание в детские сады, практически сбагривают на чужих людей.. а не тогда, когда полностью посещают себя своим детям. Любить, милая, надо уметь. А Дживаге со своей профанацией сюда не лезть. Мне даже комментировать его пост лень, ибо этот “умник” вообще не въехал в то, о чем здесь было сказано.