Разум как высший уровень развития сознания
СО - словообразовательная единица (приставка), которая служит для образования существительных, прилагательных и глаголов, означающих общее участие в чём-нибудь, совместности, взаимной связи, сопричастности к чему-либо.
Исходя из смысловой нагрузки приставки со- и раскроем смысловое значение такого понятия как сознание:
Сознание – это сопричастность к знанию.
Сопричастный - это значит причастный к чему-либо совместно с другими.
Причастный - имеющий непосредственное отношение к кому-либо, чему-либо, т.е. участвующий в чем-либо.
В итоге, что мы получаем: сознание – это непосредственное участие в использовании совместных знаний в тесной взаимосвязи с другими.
Что значит использовать знания?! Использовать - это значит употреблять, применять, т.е. обрабатывать.
Обработка знаний и составляет процесс мышления, т.е. сознание складывается непосредственно из-за самого мыслительного процесса! Поэтому потеря сознания и означает утрату способности мыслить. Сознание и мышление имеют одну суть. Говоря о сознании, мы подразумеваем мышление, говоря о мышлении, то практически говорим о сознании. И, следовательно, уровень сознания напрямую зависит от качества мышления.
А теперь попробуем раскрыть, что же такое разум как понятие. Для этого нам для начала нужно дать точное определение тому, что такое ум.
Ум - мыслительная способность, лежащая в основе сознательной деятельности. Ум и мышление составляют одну суть, а не две. Ум – это производство мыслей. А что такое мысль?! Чувственный образ. Поэтому ум, как процесс мышления, являет собой процесс создания чувственных образов. У нас у всех в основе нашего сознания лежит не что иное, как образное мышление. Образное - т.е. аналоговое (подобное, шаблонное, стереотипное). Вот почему мы все мыслим и видим то, что мыслим, примерно одинаково (подобно). Понятие подобия является основополагающей концепцией в понимании истинного устройства мира.
Итак, что же такое разум?! РАзУМ - РА (Свет истины) + УМ = Ум знающий (ведающий) истину.
Разум - это уровень сознания, определяемый качеством мыслительного процесса, проявляющийся в способности быстро и точно мыслить, не искажая действительную суть вещей, не накладывая на них свое личностное субъективное восприятие, а воспринимающий вещи такими, как они есть. То есть видеть суть вещей сразу со всех сторон, во всей ее многогранности проявлений, в каждой точке пространства и времени одновременно.
Практически Разум способен быть вне времени и пространства и одновременно в любой момент времени находится в любой точке пространства, что и означает быть вездесущим, он сразу везде и одновременно нигде. Разум не разделяет, а принимает суть, как она есть, без рассуждений, то есть Разум лишен дуальности мышления. Рассуждать – это и значит разделять и противопоставлять. В отличие от рассудка, Разум сразу знает и сразу же видит всю многомерность как есть. Поэтому мыслительный процесс основывается либо на дуальности суждений, используя рассудочную логику, когда индивид способен судить о вещах строго (категорично) исходя из двоичной системы: то ли дождик, то ли снег; то ли будет, то ли нет; т.е. «либо/либо». Или же мыслительный процесс осуществляется на основе полноценной триединой логики, когда индивид не разделяет суть на «плохо» и «хорошо» (некатегоричен). Разум, в отличие от рассудка, не судит, ибо не рассуждает, а исходит сразу из позиций: «как?! - никак; ни плохо, ни хорошо, а просто есть». В этом и заключается смысл известного изречения «я есмь» и неважно кто я есмь. И как итог Разум видит то, чего не видит рассудок.
Человек, сознание которого находится на уровне дуального рассудочного принципа мышления, обо всех вещах судит на основе оценки «плохо» или «хорошо», исходя из своего собственного личностного отношения к тем или иным вещам. И потому преимущественно проявляет себя эгоистично: что ему хорошо, то он принимает, что для него плохо, он отвергает. Так работает рассудок. Разум же исходит из альтруистических побуждений, что по отношению к другому человеку хорошо, то он принимает, что плохо - он отвергает. Разум в последнюю очередь, обращает внимание на свое личное, а рассудок, наоборот пытается как раз удовлетворить свое собственное, и направлен на сохранность своего личностного. Именно поэтому рассудок строго делит все на «хорошо» и «плохо», и судит обо всем на свете по-своему сугубо личностному восприятию, считая, что ему хорошо, то и другим хорошо, забывая, что все в мире проявляется, хоть и на основе единого принципа образа и подобия, но, тем не менее, исключительно индивидуально. Рассудок близок к животному началу, но в отличие от животного уже наделен свободой выбора, но лишен проявления само ограничивающей силы воли. Разум так же работает на основе свободы выбора, но уже при активном проявлении воли, направленной на ограничение собственных потребностей, в пользу удовлетворения потребностей других. Именно поэтому Разум действует альтруистически, отказывая себе, и отдавая свое другим, а рассудок, наоборот, пристает к окружающим, требуя от остальных соответствующих действий, но в большей степени ради удовлетворения своих же потребностей.
Что же касается такого понятия, как культура, произошедшего от лат. cultura «развитие», «образование», то культура – это уровень или степень развития какой-либо духовной или материальной сферы. Под внутренней (личной) культурой следует понимать уровень развития человеческого сознания. То есть личная культура во многом зависит от принципа работы мышления индивидуума: на основе двоичной логики, рассудочной, а значит самостной, или же уже на основе тройной, разумной, альтруистической.
Последнее, что хотел бы добавить: чтобы проявлять альтруистическую направленность в отношение к окружающим, то крайне необходимо уметь видеть суть без искажений, то есть неизменно видеть свет истины. Иначе очень легко свое сугубо личностное восприятие вещей начать навязывать людям, и при этом думать, что сотворяешь добро, и совсем даже не понимать, что на самом деле творишь зло. Под лозунгами добра на земле творились самые страшные злодеяния, потому что нет ни добра, ни зла, но есть только состояние души, и у каждого оно проявляется по-разному в силу индивидуальности. Никто за человека не имеет право решать, что для него есть хорошо, а что для него есть плохо. Сегодня можно хотеть, к примеру, конфет, и сладкое воспринимать как хорошо, а в другой раз желать чего-то кисленького, и в этот момент сладкое уже будет восприниматься как плохое. Мало желать сотворить добро для другого человека, гораздо важнее не делать ему плохо, чтобы не стало еще хуже, чем итак есть. Поэтому нельзя судить за человека и нельзя судить человека – все что нужно, это постигать свой собственный духовный мир, занимаясь постоянно само копанием, и не бояться признаваться всякий раз самому себе в своих же собственных слабостях и ошибках, и при этом стараться быть как можно внимательней к другим. Не говорить за других, а как можно больше стремиться слушать людей, что сами они о себе скажут. Каждый сам лучше за себя знает, какой он внутри, о чем он думает, как и что он воспринимает. Высокий уровень личной культуры это и есть высокий духовный уровень развития личности, когда человек не осуждает других за различное их проявление, а всякий раз пытается понять: почему человек сказал то, что сказал; почему он так сказал, а не иначе; почему он так воспринял; почему так отреагировал. Не бывает дыма без огня, и если один человек бросает гневные слова в адрес другого, то этот другой, значит, сопричастен к такому проявлению человека по отношению к нему. Иначе бы эти гневные слова были бы брошены в адрес другого человека. Вот о чем следует помнить и не забывать: если кто-то проявляет к вам достаточно нелицеприятно, то следует, в первую очередь, задуматься - «что я лично сделал не так, почему человек так меня воспринял, и уж тем более, если разгневался». Всякий раз следует копаться в себе самом, нежели в других. Занимаясь самокопанием, человек как раз и трудится в этот момент над своим духовным развитием. Но рассудочная логика, как правило, срабатывает следующим образом: «фи, какой негодяй, надо же, как ругается - плохой человек, обидел такого хорошего меня». За собой заметить изъяны находясь в строгой дуальности крайне сложно, но зато так легко осуждать других!
Личная культура человека складывается из того, как он мыслит, как он понимает, соответственно так он себя и проявляет. Все сказанное мной здесь следует интерпретировать во всей многогранности проявлений, а не как строгий ориентир к суждению. Описать сразу все многомерные проявления одной и той же сути, расставив все точки над «и», невозможно. Для этого человек и наделен способностью мыслить самостоятельно, основанной на свободе воли выбора. Стереотипность мышления облегчает сосуществование, но изрядно тормозит сам процесс развития личности, подменяя живой способ мышления строго типизированным. Существующая система культуры общения, прописывающая строгие правила поведения для каждого, направлена как раз на типизацию личности, ограничивающей ее развитие, предлагая использовать заранее установленные нормы, в противовес личной культуре, основанной исключительно на индивидуальных особенностях человека, соответствующей его духовному уровню развития. Имея возможность, индивидуально и открыто проявлять себя, человек гораздо быстрее постигнет самого себя, что и является, как раз, главной составляющей процесса его духовного развития. Используя систему стереотипов, жить гораздо легче, но такая система приводит к ущербу духовного развития человека. Решать здесь придется каждому самому чего он желает больше: облегчить свою жизнь на земле, или же занимаясь своим личностным развитием, выйти из существующей системы стереотипов, разумно используя ее умеренную часть, и двигаться к своему духовному восхождению.
А че её выбирать? Так и напиши. Про себя.
ЦитироватьВ комментах блога я уже приводил цитату: «Только тот может понять пророка, кто сам пророк.» (св. Григорий Чудотворец)
ЦитироватьВроде усё правильно накалякано,но возник вопрос: неужели ум нельзя приручить и обязательно отправлять его на плаху? Что это даст обладателю? Согласна с тем,что периодически следует “вытягивать себя за волосы из болота,вместе с конём” и обнулять ненужные знания,которые “загружают” и без того тяжёлый моск,но отказываться от них совсем….чревато.Откинем знания и ум,и предадимся полной “невесомости” в незнании и забытьи того,что нас окружает и на кой нам всё это сдалось.Будем как путник бродить по пустыне и не знать кто мы есть.Со-знание рождается из Знаний,очень многих знаний разных поколений в разные времена,а точнее из всех знаний живущих в телах.Ум-это всего лишь способ познать,поэтому это - инструмент,неодушевлённый.Логический транспортир.С какого перепугу “циркуль” вдруг “одушевляется” и начинает царствовать над своим носителем??? Если,конечно,носитель сам не придаёт слишком большого значения этому инструменту и не ставит его во главе стола.ИМХО.Надо просто им пользоваться уметь
ЦитироватьAlexandra, а разве в блоге где было сказано мной, что от ума нужно избавляться?!
ЦитироватьЧто же касается одушевленности ума.. мы чувствуем то, о чем мыслим. Но кто тот, кто чувствует то, что и мыслит?! Тот же кто и познает, т.е. управляет умом. Сама по себе мысль, согласен ничего не чувствует, но она есть производная от того, кто мыслит и чувствует. Разделить их на одушевленное и неодушевленное весьма сложно и спорно. Мысль это часть нас самих - это и есть сами чувства. Получается что “циркуль” тоже мы и он живой.
Циркуль…он такой…”живой”,но им управляют такие,как мы. Мысль…я всегда предполагала,что она быстрее света,а оказалось на действии,что нет….Сначала действие - потом мысль. Если бы единожды - был бы “косяк” с моей стороны,но когда повторяется…..не единожды. Муж говорит что это инстинкт…но когда он касается не тебя какой-то странный получается вывод: инстинкт срабатывает в отношении других людей,при чём здесь ты??? Х его знает…может такая своеобразная защита себя(Всего Себя) от агрессии Других?Т.е. защита не своего я, а всего того,что есть здесь проявленным?
ЦитироватьИзвини Александра, мне сложно судить.. ибо мои действия равно как и чувства не расходятся с мыслями и свои мысли я всегда могу контролировать, а значит и чувства.. инстинкты тела на меня не имеют большого воздействия. Поэтому, что тебе ответить, я не знаю.
ЦитироватьИ мой вывод об уме не в твоём блоге,а в комментах.
ЦитироватьАзерате,почитай на досуге Лермонтова “Корсар”…я так полагаю что тебе это очень близко.
ЦитироватьПосле своего блога про ненависть мне стало проще мыслить…а уж физически вообще стало тяжко. Но я не сдаюсь….я всё равно буду жить тем,чем живу: эх пить будем,и гулять будем, а смерть придёт - помирать будем….главное с осознанием того,что там есть другой Мир….не такой как наш….ну и флаг всем в руки и пирожок пусть с полки возьмут….а я устала повторяться…..мне надоело быть несколько сотен раз подряд здесь…играть эту долбанную роль…Хочу уже выйти отсюда…..Дооооооостааааалоооооо!!!!!!!!!!! Есть такой период в Жизни когда вдруг приходит постоянное Де-Жа-Вю…..понимаешь свою долбанную роль и невзначай вспоминаешь легенду про голубую звезду,где понятным языком изложен путь по кругу…И хочется вырваться отсюда…..надоело учить неразумного….достал своей тупостью….
ЦитироватьАлександра, искренне рад слышать !!! Вот это уже по нашему..
ЦитироватьНУ бывают же женщины в русских селеньях а значит будем жить! а не выживать..
Азерате,Мне надоела эта игра в поддавки….С кем угодно,когда угодно…все достали…..Этот круг,который называют сансарой,мне уже осточертел…..Вспоминается миф про змия из Чёрного моря,когда он говорил о том,что всё это было….есть….и будет….Аааааа….млин….
ЦитироватьАзерате,пусть лучше я после ухода отсюда буду жить в своей собственной иллюзии….мне это более приятно,чем жить в коллективной…..Живите в ней сами…..я уж как-нить сама по себе пойду своим путём. А если мне в очередной раз укажут путь….пусть лучше вообще меня сотрут из памяти вселенной…..Учиться буду на своём опыте….
ЦитироватьЯ тоже не хочу больше быть в стаде, как и ты, Александра.
ЦитироватьКотов берете? Они никогда стадами не жили.
ЦитироватьКонечно берем!
Цитировать