Разум как высший уровень развития сознания
СО - словообразовательная единица (приставка), которая служит для образования существительных, прилагательных и глаголов, означающих общее участие в чём-нибудь, совместности, взаимной связи, сопричастности к чему-либо.
Исходя из смысловой нагрузки приставки со- и раскроем смысловое значение такого понятия как сознание:
Сознание – это сопричастность к знанию.
Сопричастный - это значит причастный к чему-либо совместно с другими.
Причастный - имеющий непосредственное отношение к кому-либо, чему-либо, т.е. участвующий в чем-либо.
В итоге, что мы получаем: сознание – это непосредственное участие в использовании совместных знаний в тесной взаимосвязи с другими.
Что значит использовать знания?! Использовать - это значит употреблять, применять, т.е. обрабатывать.
Обработка знаний и составляет процесс мышления, т.е. сознание складывается непосредственно из-за самого мыслительного процесса! Поэтому потеря сознания и означает утрату способности мыслить. Сознание и мышление имеют одну суть. Говоря о сознании, мы подразумеваем мышление, говоря о мышлении, то практически говорим о сознании. И, следовательно, уровень сознания напрямую зависит от качества мышления.
А теперь попробуем раскрыть, что же такое разум как понятие. Для этого нам для начала нужно дать точное определение тому, что такое ум.
Ум - мыслительная способность, лежащая в основе сознательной деятельности. Ум и мышление составляют одну суть, а не две. Ум – это производство мыслей. А что такое мысль?! Чувственный образ. Поэтому ум, как процесс мышления, являет собой процесс создания чувственных образов. У нас у всех в основе нашего сознания лежит не что иное, как образное мышление. Образное - т.е. аналоговое (подобное, шаблонное, стереотипное). Вот почему мы все мыслим и видим то, что мыслим, примерно одинаково (подобно). Понятие подобия является основополагающей концепцией в понимании истинного устройства мира.
Итак, что же такое разум?! РАзУМ - РА (Свет истины) + УМ = Ум знающий (ведающий) истину.
Разум - это уровень сознания, определяемый качеством мыслительного процесса, проявляющийся в способности быстро и точно мыслить, не искажая действительную суть вещей, не накладывая на них свое личностное субъективное восприятие, а воспринимающий вещи такими, как они есть. То есть видеть суть вещей сразу со всех сторон, во всей ее многогранности проявлений, в каждой точке пространства и времени одновременно.
Практически Разум способен быть вне времени и пространства и одновременно в любой момент времени находится в любой точке пространства, что и означает быть вездесущим, он сразу везде и одновременно нигде. Разум не разделяет, а принимает суть, как она есть, без рассуждений, то есть Разум лишен дуальности мышления. Рассуждать – это и значит разделять и противопоставлять. В отличие от рассудка, Разум сразу знает и сразу же видит всю многомерность как есть. Поэтому мыслительный процесс основывается либо на дуальности суждений, используя рассудочную логику, когда индивид способен судить о вещах строго (категорично) исходя из двоичной системы: то ли дождик, то ли снег; то ли будет, то ли нет; т.е. «либо/либо». Или же мыслительный процесс осуществляется на основе полноценной триединой логики, когда индивид не разделяет суть на «плохо» и «хорошо» (некатегоричен). Разум, в отличие от рассудка, не судит, ибо не рассуждает, а исходит сразу из позиций: «как?! - никак; ни плохо, ни хорошо, а просто есть». В этом и заключается смысл известного изречения «я есмь» и неважно кто я есмь. И как итог Разум видит то, чего не видит рассудок.
Человек, сознание которого находится на уровне дуального рассудочного принципа мышления, обо всех вещах судит на основе оценки «плохо» или «хорошо», исходя из своего собственного личностного отношения к тем или иным вещам. И потому преимущественно проявляет себя эгоистично: что ему хорошо, то он принимает, что для него плохо, он отвергает. Так работает рассудок. Разум же исходит из альтруистических побуждений, что по отношению к другому человеку хорошо, то он принимает, что плохо - он отвергает. Разум в последнюю очередь, обращает внимание на свое личное, а рассудок, наоборот пытается как раз удовлетворить свое собственное, и направлен на сохранность своего личностного. Именно поэтому рассудок строго делит все на «хорошо» и «плохо», и судит обо всем на свете по-своему сугубо личностному восприятию, считая, что ему хорошо, то и другим хорошо, забывая, что все в мире проявляется, хоть и на основе единого принципа образа и подобия, но, тем не менее, исключительно индивидуально. Рассудок близок к животному началу, но в отличие от животного уже наделен свободой выбора, но лишен проявления само ограничивающей силы воли. Разум так же работает на основе свободы выбора, но уже при активном проявлении воли, направленной на ограничение собственных потребностей, в пользу удовлетворения потребностей других. Именно поэтому Разум действует альтруистически, отказывая себе, и отдавая свое другим, а рассудок, наоборот, пристает к окружающим, требуя от остальных соответствующих действий, но в большей степени ради удовлетворения своих же потребностей.
Что же касается такого понятия, как культура, произошедшего от лат. cultura «развитие», «образование», то культура – это уровень или степень развития какой-либо духовной или материальной сферы. Под внутренней (личной) культурой следует понимать уровень развития человеческого сознания. То есть личная культура во многом зависит от принципа работы мышления индивидуума: на основе двоичной логики, рассудочной, а значит самостной, или же уже на основе тройной, разумной, альтруистической.
Последнее, что хотел бы добавить: чтобы проявлять альтруистическую направленность в отношение к окружающим, то крайне необходимо уметь видеть суть без искажений, то есть неизменно видеть свет истины. Иначе очень легко свое сугубо личностное восприятие вещей начать навязывать людям, и при этом думать, что сотворяешь добро, и совсем даже не понимать, что на самом деле творишь зло. Под лозунгами добра на земле творились самые страшные злодеяния, потому что нет ни добра, ни зла, но есть только состояние души, и у каждого оно проявляется по-разному в силу индивидуальности. Никто за человека не имеет право решать, что для него есть хорошо, а что для него есть плохо. Сегодня можно хотеть, к примеру, конфет, и сладкое воспринимать как хорошо, а в другой раз желать чего-то кисленького, и в этот момент сладкое уже будет восприниматься как плохое. Мало желать сотворить добро для другого человека, гораздо важнее не делать ему плохо, чтобы не стало еще хуже, чем итак есть. Поэтому нельзя судить за человека и нельзя судить человека – все что нужно, это постигать свой собственный духовный мир, занимаясь постоянно само копанием, и не бояться признаваться всякий раз самому себе в своих же собственных слабостях и ошибках, и при этом стараться быть как можно внимательней к другим. Не говорить за других, а как можно больше стремиться слушать людей, что сами они о себе скажут. Каждый сам лучше за себя знает, какой он внутри, о чем он думает, как и что он воспринимает. Высокий уровень личной культуры это и есть высокий духовный уровень развития личности, когда человек не осуждает других за различное их проявление, а всякий раз пытается понять: почему человек сказал то, что сказал; почему он так сказал, а не иначе; почему он так воспринял; почему так отреагировал. Не бывает дыма без огня, и если один человек бросает гневные слова в адрес другого, то этот другой, значит, сопричастен к такому проявлению человека по отношению к нему. Иначе бы эти гневные слова были бы брошены в адрес другого человека. Вот о чем следует помнить и не забывать: если кто-то проявляет к вам достаточно нелицеприятно, то следует, в первую очередь, задуматься - «что я лично сделал не так, почему человек так меня воспринял, и уж тем более, если разгневался». Всякий раз следует копаться в себе самом, нежели в других. Занимаясь самокопанием, человек как раз и трудится в этот момент над своим духовным развитием. Но рассудочная логика, как правило, срабатывает следующим образом: «фи, какой негодяй, надо же, как ругается - плохой человек, обидел такого хорошего меня». За собой заметить изъяны находясь в строгой дуальности крайне сложно, но зато так легко осуждать других!
Личная культура человека складывается из того, как он мыслит, как он понимает, соответственно так он себя и проявляет. Все сказанное мной здесь следует интерпретировать во всей многогранности проявлений, а не как строгий ориентир к суждению. Описать сразу все многомерные проявления одной и той же сути, расставив все точки над «и», невозможно. Для этого человек и наделен способностью мыслить самостоятельно, основанной на свободе воли выбора. Стереотипность мышления облегчает сосуществование, но изрядно тормозит сам процесс развития личности, подменяя живой способ мышления строго типизированным. Существующая система культуры общения, прописывающая строгие правила поведения для каждого, направлена как раз на типизацию личности, ограничивающей ее развитие, предлагая использовать заранее установленные нормы, в противовес личной культуре, основанной исключительно на индивидуальных особенностях человека, соответствующей его духовному уровню развития. Имея возможность, индивидуально и открыто проявлять себя, человек гораздо быстрее постигнет самого себя, что и является, как раз, главной составляющей процесса его духовного развития. Используя систему стереотипов, жить гораздо легче, но такая система приводит к ущербу духовного развития человека. Решать здесь придется каждому самому чего он желает больше: облегчить свою жизнь на земле, или же занимаясь своим личностным развитием, выйти из существующей системы стереотипов, разумно используя ее умеренную часть, и двигаться к своему духовному восхождению.
Разум его еще наработать надо и для этого нужно безжалостно заставлять работать свой рассудок, стремясь всякий раз выходить за рамки стереотипности своих суждений, избавляясь тем самым от дуальности (категоричности) мышления.
Цитироватьименно ! человек судит о событиях и поступках окружающих - только на основании своего прошлого опыта , только того что он уже видел , проходил и знает , или того что ему мама с папой говорили.
ЦитироватьА мир на самом деле может открыться ему совсем с другой стороны - стоит только начать хоть одним глазком выглядывать за привычные , такие уютные рамки ..
Но это просто так не даётся , нужно сначала по настоящему захотеть а потом начать осознанно делать это - то есть работать над собой.
“Нельзя судить человека ” - мне в этом сильно помогает когда я стараюсь смотреть на человека как на душу .
ЦитироватьИриша…
Мой коммент для Светы в костерке как раз в тему получился…
И я твой как раз только что читала и думала - как это здорово перекликается с тем что я тут написала Синхронизация
ЦитироватьЖелание - это движущая сила.. а без желания и вода под камень не течет.. желание являет собой основу жизни. Нет желания - нет жизни (движения). Воля - намерение - стремление - желание - суть движение.
ЦитироватьСовершенно верно сказано!
Цитироватьа сфера это радиус сферы, ведающий ведающий сферу
ЦитироватьЧет ты как-то не в ногу пляшешь..
ЦитироватьРазумное действие. С одной стороны это не просто хорошее действие по отношению к другому человеку, а рациональное действие. Но с другой стороны разумность не только рациональность, это ещё и действие во благо. Значит разумное действие это рациональное действие во благо. Иначе направленное на развитие/прогресс/познание. Свет разума и тьма невежества, или знание - свет, а незнание тьма. Разумный - знающий, зачит ясно представляющий общую картину во всей взаимосвязи(причино-следствии), т.е. - видящий. Действие во благо, это ни что другое, как действие с Любовью. Получается, что это действие идущее от разумного сердца(любви). Это благодатный Разум и есть Дар человеку от Бога. «У души есть свой, более глубокий разум, истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины»(с). И именно благодатный разум и есть «ум Христов» о котором столько написано и сказано и который развивается в душе стяжанием Духа Святого и именно он является “высшим уровнем развития сознания” - Сознание Христа.
ЦитироватьРазум это Сфера. А Ум это луч.Подвижное внимание наблюдателя, выхватывающее(не выхватывающее в зависимости от продвинуточти внимания) суть из Сферы.
ЦитироватьТочка Наблюдатель .Луч(ум,Радиус внимания) Сфера-пульсирующее сознание.Расширяющее или сужающееся в зависимости от внимания.
Такие вот пляски . Ты же вроде как утверждешь, что Сфера это такой, продвинутый истиной РА, РАдиус сферы
В моем понимании разум всегда и есть истинный, ибо разум это ум, что содержит в себе истину, потому зрячий, видящий, оттого и разумный. Др.словами разум - это сверх тонко чувствующая субстанция, работающая на уровне интуиции (предвидения).
ЦитироватьИ здесь, главное – это не путать уровень рассудка и уровень разума. Рассудок можно раскрутить до уровня разума, но не наоборот. Рассудок способен через познание добра и зла вывести ум на уровень разума. Но, тем не менее, производная от рассудка всегда есть некое суждение, что по определению не может быть без оценочным, т.к. в основе любого суждения лежит операция сравнения на предмет хорошо/плохо, как определение полезности/бесполезности той или иной информации. Поэтому от рассудка, как бы хорош он не был, чтобы выйти на уровень разума, нужно по возможности отказываться, но отказаться от рассудка можно только через развитие самого рассудка, не иначе. Не познав добра и зла, уйти от оценочной формы мышления, нельзя. Но, что значит уйти от оценочной формы восприятия мира - это означает выйти за рамки стереотипности мышления, ибо стереотип – это ничто иное, как некий шаблон, по которому сверяют (сравнивают) и все, что не соответствует данному шаблону, отметают как неугодное, давая внутреннюю отрицательную оценку. Отрицание выражается всегда через призму плохого (злого) и именно поэтому и отвергается.. но что такое зло?! Стоит познать его суть, как начнешь видеть в нем великое благо. Ибо под категорию зла попадает всегда только то, что человеку на данный момент неведомо и потому непонятно. Именно поэтому тьму ассоциируют со злом, а свет – с добром. Но тьма на самом деле скрывает внутри себя свет, но по тем или иным причинам на данный момент невидимый для человека. Когда тьма раскрывается изнутри (познается), тогда обращается в свет и перестает восприниматься как зло и тем самым оборачивается уже благом. Вот и получается, чтобы выйти на высший уровень осознанности, нужно не бегать от зла, а наоборот идти злу навстречу, познавая его изнутри.
Ум зашёл за разум и воткнул луч в пульсирующую сферу
ЦитироватьЯ не это утверждаю.. это ты такую интерпретацию даешь, потому и понимаешь так искаженно мои слова. Если пользоваться твоей интерпретацией, то я бы несколько иначе расставил “слагаемые”:
ЦитироватьУм - это сфера. Луч - это радиус внимания наблюдателя, который ограничен уровнем развития рассудка. Если рассудок раскрутить по полной, то данный луч (радиус внимания) в мгновение ока охватит всю сферу как есть целиком, выводя уровень восприятия наблюдателя на уровень разума всевидящего. Поэтому восприятие человека ограниченно не умом как таковым, а именно уровнем развития рассудка. Именно рассудок и делит ум на свет и тьму, в то время, как сфера ума вся сплошь состоит только из света.
понятие “Ум зашел за разум” многое объясняет. В принципе все просто, такое случается когда увиденное (узнанное) выходит за рамки понимания (за границы Разума,Сферы Сознания) . В таких случаях и случаются всякие помутнения восприятия и многословные умствования.
Цитировать