Поиск самого себя
Прекрасный отрывок из книги психотерапевта с 48-летним стажем:
В этой книге я собираюсь описать те муки и страдания, которые испытывали мои пациенты и которые привели их к врачу-психотерапевту. Цель терапии состоит в том, чтобы воссоединиться с нашим внутренним Богом. Этот Бог располагается внутри нашего естественного, природного Я — того тела, которое было создано по образу и подобию Господа. Это естественное Я покоится глубоко внутри нашего тела, погребенное под многочисленными слоями напряжения, которые служат представлениями различных предписаний со стороны супер-эго, а также представлениями наших подавленных чувств. Чтобы добраться до этого глубинного Я, пациент должен совершить путешествие назад, в отдаленное прошлое, во времена своего самого раннего детства. Это путешествие неизбежно порождает боль, поскольку пробуждает неприятные и пугающие воспоминания и вызывает на поверхность многочисленные болезненные чувства. Но по мере снятия напряжения и облегчения задавленности чувств то тело, которое когда-то сотворил Господь, медленно и постепенно становится полностью живым.
Путешествие в страну, где человеку предстоит открыть самого себя, путешествие, которое и образует собой терапевтический процесс, не может предприниматься в одиночку. Подобно Данте в «Божественной комедии», одинокий путник оказывается потерянным и смущенным. Данте, впав в ужас и отчаяние, когда обнаружил себя заблудившимся в сумрачном лесу и испытал ужас от вида обитавших там диких зверей, обратился за помощью к Беатриче, своей защитнице и покровительнице на небесах. Та прислала ему в качестве провожатого знаменитого древнеримского поэта Вергилия, который должен был доставить его домой по дороге, ведущей через Ад и полной всяческих опасностей для путешественника. Вергилий сумел помочь Данте безопасно пробраться через все опасные места, поскольку он сам раньше уже прошел весь этот нелегкий путь. С помощью Вергилия Данте смог миновать опасности и успешно пройти Ад, после чего он побывал в Чистилище и, наконец, попал в Рай. В терапевтическом процессе таким провожатым выступает человек, который уже совершил подобное путешествие в страну самооткрытия, пройдя при этом через свой собственный ад. Чтобы стать эффективным проводником в процессе аналитической терапии, соответствующий врач-терапевт обязан прежде сам подвергнуться полному анализу, который должен завершиться его собственным углубленным пониманием самого себя.
Для пациента, подвергающегося терапии, ад — это его подавленное и репрессированное бессознательное, тот «нижний», скрытый мир, в котором погребены ужасы прошлого: отчаяние, мучения, мании. Если пациент решился погрузиться в этот темный мир, то неизбежно испытает все болезненные стороны своего похороненного прошлого; он заново переживет те конфликты, с которыми ему не удалось совладать в свое время, и он откроет в себе силу, о которой всегда мечтал, но не смел даже верить в возможность ее наличия. Первоначально эта сила будет исходить от терапевта, от руководства, поддержки, стимулирования и поощрения с его стороны, но постепенно она будет становиться собственной силой самого пациента, по мере того как он будет обнаруживать, что все его кошмары — это на самом деле всего лишь детские страхи, с которыми взрослый человек вполне в состоянии справиться. Ад может существовать только во тьме ночи и смерти. В свете яркого дня — иными словами, при полном и всестороннем осознании — человек перестает видеть вокруг себя и в себе каких-нибудь по-настоящему опасных для него чудовищ. Злые мачехи превращаются в самых обычных, но только раздраженных и рассерженных матерей, которые ввергают своих детей в ужас и буквально терроризируют их. Те чувства, о которых думалось как о постыдных, опасных и неприемлемых, на поверку оказываются естественными и нормальными реакциями на ненормальные ситуации. Постепенно пациент начинает заново обретать свое тело, а вместе с ним — свою душу и самого себя.
Я уже указывал, что подсознательное и бессознательное — это та часть, или сфера, тела, которую человек не ощущает. В нашем теле также имеются большие участки и зоны, которые мы не можем чувствовать или ощущать. Мы никак не осознаем функционирования наших кровеносных сосудов, нервов, желез внутренней секреции, почек и т. п. Похоже, что некоторые индийские факиры в состоянии развить и углубить свою чувствительность до такой степени, что они могут ощущать эти органы, но это все-таки не тот путь, который характеризует типичную работу сознания. Можно без особой натяжки сказать, что сознание подобно вершине айсберга, которая виднеется над поверхностью моря; но в этом айсберге есть и огромная подводная часть, которую, хоть она находится ниже поверхности воды, тоже можно при желании рассмотреть. У людей, страдающих от эмоциональных проблем или конфликтов, в теле имеются такие участки, которые, хотя они входят в круг того, что при нормальной ситуации вполне осознается, совершенно не ощущаются этими индивидами по той причине, что они были иммобилизованы, или обездвижены, существующим в их теле хроническим напряжением. Такая иммобилизация блокирует импульсы, несущие с собой угрозу, но одновременно ведет к «омертвлению» данной части тела, результатом чего становится потеря соответствующей части своего Я. Следовательно, такого рода участки, или зоны, тела служат почти наглядным представлением различных эмоциональных конфликтов, которые были подавлены человеком и задвинуты в подсознание, в бессознательное. Например, большинство людей не ощущает напряженности в своих челюстях и не понимает, что подобное напряжение представляет собой подавление импульсивных стремлений укусить или громко зарыдать. Эти конфликты являются представлением подавленного бессознательного. Они образуют собой тот «подземный», «нижний» мир, где погребены такие чувства, которые эго или сознательный разум считает опасными, постыдными или неприемлемыми.
Подобно душам, томящимся в аду, все эти скрытые чувства, которые для сознательного разума умерли, продолжают жить в подземном царстве мук и страданий. Время от времени эти страдания поднимаются до уровня сознания, но, поскольку такое событие угрожает выживанию, их снова загоняют вниз. Мы в состоянии выжить, если живем на поверхности, где мы в силах контролировать свои чувства и поведение; но это сопровождается необходимостью принести в жертву глубокие и подлинные чувства. Проживание на поверхности означает — в терминах ценностей, исповедуемых эго, — поддержание нарциссического образа жизни, который по своей сути оказывается пустышкой и результатом которого, как правило, оказывается депрессия. Когда человек начинает вести жизнь в глубинах своего естества, то поначалу это может показаться болезненным и пугающим, но в конечном итоге подобный образ жизни способен принести ощущение полноты и радости жизни, если только у нас достанет мужества пройти через свой персональный ад в надежде и с целью достичь рая.
Глубокие чувства, похороненные нами в себе, — это чувства, принадлежавшие тому ребенку, которым мы когда-то были, ребенку, пребывавшему невинным и свободным, ребенку, знавшему радость до той поры, пока его дух не оказался сломленным тем, что его заставляли испытывать чувства вины и стыда в связи с его самыми естественными импульсами и порывами. Этот ребенок продолжает по-прежнему жить в наших сердцах и в нашем нутре, но мы потеряли с ним контакт, а это означает, что мы потеряли контакт с самыми глубинными частями самих себя. Чтобы найти себя, чтобы отыскать в себе это погребенное дитя, мы должны опуститься вниз, в самые глубинные зоны нашего естества, во тьму бессознательного. В подобном погружении мы не должны пугаться своих страхов и таящихся в темноте опасностей, а для этого нужна помощь сопровождающего нас терапевта-«путеводителя», который дополнит и завершит это путешествие описанием своего собственного процесса открытия самого себя.
(Александр Лоуэн “Радость”)
Да пох чего.
Может быть “способность сохранять над собой контроль” а так же “способность отпускать над собой контроль”
Но не может быть “способности терять над собой контроль” потому что “потеря контроля” равносильна “неспособности сохранения контроля”.
Поэтому с точки зрения русского языка, логики и здравого смысла словосочетание “способность терять над собой контроль” само по себе уже абсурдно.
Не знаю как там у вас, у немчиков, а у нас, русских, так.
Ферштейн?
Нельзя, пока ты не опустошишь свою чашку. А это судя по всему случится не скоро
ЦитироватьКакую чашку то?… Сосуд, что ли, или мехи от старого вина, чтобы налить в них новое (c)?… Так это и есть - освободиться от власти эго=ума.
Дип, в данном случае выражение верное. Представь - человек приходит на приём к психиатру, ему нужно плачем/рыданиями, битьём подушки/кровати или каким то ещё образом выразить подавленные в своё время чувства. А за этим контроль осуществляет эго. Человек не может “отпустить контроль” эго над ним в данном случае, он может только “потерять” его, и то только с помощью специалиста. И, как пишет А. Лоуэн, некоторым людям уже не то, что трудно потерять этот контроль эго над собой, но и невозможно. Им уже ничем помочь нельзя. Ферштейн?…
ЦитироватьА ты попробуй. Просто дай своё определение слову “духовность”.
ЦитироватьМы тоже русские.
ЦитироватьИ ты надеешься с помощью психотерапии этого добиться?
Если может только с помощью специалиста, то о какой способности человека терять контроль вообще идет речь? Сама же подтверждаешь бредовость этой фразы
Я же сказал, это то, что имеет отношение к духу, а вот дух определить нельзя. Одно лишь можно утверждать, что с помощью психотерапии он не постигается
Тогда странно что ты не чувствуешь нелепость данной формулировки. Кстати можешь попробовать в качестве эксперимента осознанно потерять ключи от квартиры, например. Не выбросить их, а именно потерять
ЦитироватьУ меня своя практика, а таких специалистов, как автор книги, единицы.
В данном случае имеется в виду на приёме у психиатра (читай внимательней).
Духовный человек - это внутренне свободный человек, свободный от власти эго (ума), и ставший самим собой, истинным. Всё остальное - ложь, обман (самообман) и лицемерие.
Нормальная формулировка. Не знаю, как тебе ещё объяснять… Пример с ключами некорректный.
ЦитироватьЧеловек с самого раннего детства воздвигает вокруг себя стены (”и враги человеку домашние его” (c) плюс социум), иначе ему не выжить в этом мире. Постоянно вынужден себя контролировать. Потом от этого контроля очень трудно освободиться, человек сжат, скован и закомплексован. Как он может отпустить “над собой контроль”, кто будет отпускать то?… Нету внутри никого. Тока эго одно, как оно само себя отпустит?… Для него высвобождение истинных чувств - это самоубийство. Понимэ?…
ЦитироватьУже утрирую, говорю о самых запущенных вариантах. Человек приходит в кабинет психиатра и ему нужно во время терапии осознанно (специально, намеренно) потерять над собой контроль, чтобы в процессе терапии вытащить на поверхность когда то подавленные чувства, а он не может. Ну, приводила же цитату из книги. Не знаю, что тут непонятного…
ЦитироватьЧеловек должен передать контроль над собой психиатору, а не потерять его. В слове “потеря” уже заложена непреднамеренность, поэтому никакой намеренной потери контроля быть не может. Намеренная потеря контроля это то же самое что контролируемая потеря контроля, т е заведомый абсурд. Вообщем я так понял ты будешь защищать своих авторитетофф какую бы чушь они не несли, да и доказывать то, что дважды два четыре мне надоело, так что успеха в поисках психиатора, который тебя совратит на путь истинный
ЦитироватьСлушай, а тебе в голову не приходит, что чушь несёшь ты?… Не, ну, Шри Ауробиндо ты не понял, Ошо в твоих глазах бандит и сектант , но - неужели ты думаешь, что ты больше понимаешь, чем специалист, врач-психиатр, имеющий за плечами 48 лет практической работы с пациентами?… Да, могут быть, конечно, издержки перевода, довольно часто такое и случается, но я вроде бы всё нормально пояснила… Неужели ты действительно считаешь, что разбираешься в таких вещах лучше, чем признанные авторитеты?…
ЦитироватьУжссс…
ЦитироватьТочно, Любанька права - если человек не готов, ему бесполезно объяснять.
ЦитироватьДип, скажи, “потеря невинности” - это всегда изнасилование? Ну если это всегда непреднамеренно(по твоему)?
ЦитироватьКончно же нет! Способность терять невинность в подходящее время и в подходящем месте есть признак зрелости и должного владения собой!
Цитировать