Ложь, лесть, лукавство
Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь. (Пс. 7, 15)
Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. (Пс. 118, 163)
Всякая ложь не от истины. (1 Ин. 2, 21)
Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. (Еф. 4, 25)
Лесть, ложь, лукавство – пороки сродные, и также дьяволу собственны, ибо дьявол есть «отец лжи» и лукавства (Ин. 8, 44). Этому обучает и служителей своих, людей, которые волю его злую и нравы в себе изображают. Эти пороки теми людьми обладают, которые одно языком говорят и другое на сердце имеют. Таких людей называют обыкновенно двоедушными, потому что как бы две души имеют, то есть внутреннюю и внешнюю: внешнею душою с людьми обходятся и людей обманывают, а внутреннею себя берегут. Этого рода люди обходятся с ближними ласково, гладко, тихо, но лестно и коварно, чтобы в сердца их, по подобию вора, вкрасться могли. Они знают, как смиренными себя показывать, но внутри все иное; они по временам плачут, воздыхают, но на сердце иное. А божиться и клясться – первые, хотя клятва их только на языке; и тем более людей обманывают. Они в том подражают отцу своему, отцу лжи, дьяволу, который иногда преобразуется в ангела светлого, чтобы так мог удобнее человека обмануть и погубить. Этих людей слова – как мед, а дело само – как яд. Желающие кого-нибудь отравить яд намазывают медом, чтобы злодейство не познано было. Так эти души, чтобы удобнее уловить простосердечного, яд злобы своей словами мягкими и ласковыми, как медом, прикрывают. Так сделал Каин, который вызвал брата своего Авеля в поле, как бы ради некоей доброй причины, но в сердце замышлял убийственной на него рукой вооружиться и пролить кровь неповинную (Быт. 4, 8). Так поступил Иуда предатель, который Христа устами приветствовал и целовал: ««Радуйся, Равви!» И поцеловал Его» (Мф. 26, 49); но тем самым в руки беззаконных Господа и Учителя своего предавал. Так и ныне многие приветствуют нас: «Здравствуй, здравствуй!» — а сердцем желают погибели нашей и так «умягчают слова мягче елея, но мечут стрелы», по словам Псаломника (Пс. 54, 22). Изрядно описал их Сирах: «Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью. Если встретится с тобою несчастье, ты найдешь его там прежде себя, и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу: будет кивать головою и хлопать руками, многое будет шептать, и изменит лицо свое» (Сир.12, 15-18). И, как кажется, таких людей нравы крайне развращенны, и не что иное, как нравы дьявольские, ибо тот лжет и обманывает, льстит и лукавит, и все с той только целью делает, чтобы погубить человека. Так и они в том и поучаются, чтобы прельстить ближнего и посмеяться над ним.
Обществу нет большей язвы, чем льстецы и лукавцы. Поскольку:
1) верности, без которой союз общества не стоит, быть там не может, но вместо того неверие вступит. Оттого последует, что друг другу ни в чем не будут верить, друг друга опасаться, бояться, скрываться, друг друга врагом считать: от чего все зло в обществе.
2) Не может там быть мира, но вместо того взаимная ненависть, вражда, ссоры и прочее. Ибо льстецам и лукавцам свойственно и то, что они речи одного к другому переносят и пересказывают не так, как слышали, и не в такой силе толкуют, как говорены, а иначе. И так одному на другого подозрения влагают: от чего дружбы разрушение, и от того взаимная вражда бывает. Так они стараются всем показаться приятелями, но внутри суть истинные всех враги.
3) Лесть и лукавство, как кажется, ввело и умножило богопротивные клятвы и напрасные призывания страшного Божия имени в самых подлых вещах, как-то: ей Богу! на то Бог! видит Бог! и свидетель Бог! и прочее. Поскольку многие, будучи лживыми и лестными обмануты, не верят и тем, которые правду говорят, поэтому люди принуждены верность своих слов призыванием имени Божия утверждать, что уже и в самых подлых вещах делают. А дети от родителей, малые от старых, низшие от высших тому же учатся, что и в обычай беззаконный и пагубный вошло и грехом не считается. Так ложь и лукавство плевелы свои непотребные всевает и не попускает расти пшенице благих дел!
Двоедушные лукавцы, сколько ни хитрят, однако лукавство свое и нехотя показывают, особенно тогда, когда или вином разгорячившись, или гневом сильным распалившись, извергают то, что в сердце скрыто было: тогда «от избытка сердца их уста их говорят» (Мф. 12, 34); тогда они показывают себя, что они такое. Пьянство и сильная холера или гнев превозмогают всякую хитрость и, как истинный и верный свидетель, возвещают тайну сердца. В таком случае временем и сам человек не знает, что делает и говорит. Ибо тогда не ум, а сердце, вином или гневом распалившись, действует.
Да внимает простая душа, лести и лукавства не знающая, увещанию Псаломника: «Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут». И да молится с Давидом: «Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня. Помыслили они неправду в сердце, весь день готовились к брани, изострили язык свой, как у змеи: яд аспидов в устах их», и проч. (Пс. 139, 1-3). Да слышат и лукавцы то же слово: «как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут», и да внимают, что тот же пророк написал: «Погубишь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь» (Пс. 5, 7). И если веруют, что есть Бог, «сердца и утробы испытывающий и воздающий каждому по делам его» (Пс. 61, 13), — да обходятся чистосердечно с ближними; и да научатся, что языком говорят, и на сердце иметь и, что словом объявляют, самим делом показывать.
Тихон, епископ Задонский (1724-1783)
дададада
ЦитироватьРазумеется, здесь предполагается, что твой авторитет истинный. Да, Шаман Б?…
ЦитироватьУмиляют споры о том кто более продвинулся))) пацаны, без обид! Порой наши споры о подобном напоминают скандал в песочнице ясельной группы о том чья машинка круче и мощнее если бы она была не игрушечная а настоящая. Вы представляете двух по-настоящему просветленных мастеров (не ложных гуру как сейчас их большинство), которые сошлись в подобном споре?))) Я нет. При подобной картине у стороннего наблюдателя вывод назрел бы сам собой - кроме слов «просветленный мастер» там нет больше ничего
ЦитироватьДык, и я ж о том же! Как ни посмотришь, у каждого ложного гуру его “истина” - самая истинная “истина” на свете. А всего то увидел кусочек пазла и преподносит его другим как целостную картину…
ЦитироватьСвет, тебе надо расширить вишудху.
ЦитироватьЗачем?…
Цитироватьой…да я тоже этим порой грешу, кстати отчасти из-за этого перестал в блогах мысли излагать… в любом случае это лишь мое видение, да еще образ искаженный словом. А потом же еще полюбому зацепит и понесет волной желания доказать все не согласным что не так увидели не так поняли и пр
Цитироватьdonbraun
ну зачем-то надо наверно расширить… со стороны ж наверно виднее
ЦитироватьА жаль, хорошие у тебя блоги были.
Цитироватькес-ко-се? я есть плохо понимать инглыш
ЦитироватьНу дык, пусть и объяснит (мож и мне виднее станет )
Цитироватьо…получается напросился э-м-м, наверно подсознательно ищу вдохновения, стимул и возможно вот только что уже нашел В общем кое-что просится к написанию, но лень блокирует, буду постараться
ЦитироватьWermut, кажись, сбяжал…
Цитировать