Кто я?
Вы должны искать Себя и быть Собой, - Истинным Всеобъемлющим Я.
Но разве не странно, что “я” должно искать “я”? Не обратится ли, в конце концов, вопрошание “Кто я?” в пустую формулу? Должен ли я бесконечно задавать себе этот вопрос, словно мантру какую-то?
Разумеется, Самовопрошание - не пустая формула; оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос “Кто я?” был только вопрошанием в уме, он не имел бы особой ценности. Настоящая цель Самовопрошания состоит в том, чтобы сосредоточить весь ум на его Источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно “я” ищет другое “я”.
Самовопрошание менее всего есть пустой формулой, ибо представляет собой интенсивную деятельность цельного ума, направленную на сохранение его неизменного пребывания в чистом сознании Я.
Самовопрошание - это единственное безошибочное и прямое средство, которое позволяет сознавать ничем не обусловленное, абсолютное Бытие, каковым вы есть в действительности.
Почему только Самовопрошание следует считать прямым средством достижения джняны?
Потому что любой другой вид садханы предполагает сохранение ума в качестве инструмента ее осуществления и в отсутствие ума практиковаться не может. На различных ступенях упомянутых видов практики эго способно принимать разные все более тонкие формы, но никогда не устраняется окончательно.
Когда Джанака [45] воскликнул: “Наконец-то я обнаружил вора, который постоянно разорял и разоряет меня. Поступать с ним надлежит жестоко”, он имел в виду эго или ум.
Но этот вор может быть не менее успешно схвачен и в ходе практики других садхан.
Попытки уничтожить эго или ум с помощью иных садхан, нежели Атма-вичара, в точности напоминают попытки вора, переодевшегося полицейским, поймать вора, то есть самого себя. Лишь Атма-вичара позволяет открыть ту истину, что ни эго, ни ум на самом деле не существуют, и дает искателю возможность познать чистое, неразличимое Бытие Себя, или Абсолюта.
Познавшему Себя ничего не остается для познания, ибо он есть совершенное Блаженство, он есть Все.
Смогу ли я в этой жизни, обставленный со всех сторон ограничениями, когда-нибудь познать Блаженство Себя?
Это Блаженство Себя всегда с вами, и если вы будете искренне искать его, то найдете.
Причина ваших страданий не снаружи, она заключена в вас как носителе эго. Вы сами налагаете на себя ограничения, а затем тщетно боретесь с ними. Все несчастья вызваны эго, именно из-за него все ваши беды. Какой смысл приписывать причину страданий событиям жизни, тогда как на самом деле она лежит внутри вас? Какое такое счастье вам могут предложить внешние обстоятельства? А когда вы обретете его, как долго оно продлится?
Если вы отвергнете эго и испепелите его [46], то обретете свободу. Если же вы примете его, оно наложит на вас ограничения и ввергнет в тщетную борьбу за их преодоление. Вот какой вор “грабил” царя Джанаку.
БЫТЬ Собой, которым вы есть в действительности, это единственный способ познать неотъемлемо присущее вам Блаженство.
Я еще не постиг ту Истину, что существует только Истинное Я. Не следует ли мне в таком случае практиковать бхакти маргу и йога маргу, как более подходящие для целей садханы, нежели вичара марга? Разве постижение абсолютного Бытия, Брахма-джняна не есть нечто совершенно недостижимое для мирянина вроде меня?
Брахма-джняна - это не Знание, которое требуется приобрести извне в качестве непременного условия счастья. Следует лишь отбросить ошибочную уверенность в своем неведении, ибо Истинное Я, которое вы стремитесь познать, - это поистине вы сами. Ваше мнимое неведение причиняет вам ненужную печаль, подобную печали тех десяти глупцов, что горевали об утрате десятого, который никогда не терялся.
В известной притче десять глупцов переходили реку вброд и, достигнув другого берега, захотели убедиться в том, что все они благополучно перебрались. Один из них стал всех пересчитывать, но, считая других, пропустил себя. “Я вижу только девятерых; ясно, что одного мы потеряли. Кто бы это мог быть?” - сказал он. “Ты правильно посчитал?” - спросил другой и начал считать сам. Но и он насчитал только девятерых. Один за другим каждый из десяти сосчитывал лишь девятерых, пропуская себя. “Нас только девять, - решили они. - Но кого не хватает?” Все усилия обнаружить “пропавшего” были тщетными. “Кто бы он ни был, он утонул, - заявил самый сентиментальный из десяти глупцов. - Мы потеряли его”. Сказав это, он залился слезами, а остальные девять последовали его примеру.
Завидев плачущих на берегу людей, добрый путник спросил, какова причина их горя. Ему объяснили случившееся и сказали, что после неоднократных проверок они не смогли насчитать более девяти человек. Услышав этот рассказ, но видя всех десятерых перед собой, путник сообразил, в чем дело. Чтобы глупцы поняли, что на самом деле их десять, и что все они благополучно выбрались на берег, он сказал им: “Пусть каждый из вас по очереди назовет свой номер: один, два, три и так далее, а я ему при этом буду давать тумака, чтобы он убедился, что включен в счет, и притом только раз. Тогда и найдется пропавший десятый”. Услышав это, глупцы обрадовались возможности найти своего товарища и приняли предложенный метод.
Пока добрый путник раздавал им тумаки, глупцы по очереди выкрикивали свои порядковые номера. “Десятый!” - крикнул последний, после того, как каждый получил свое. В замешательстве они смотрели друг на друга. “Нас - десять”, - сказали глупцы в один голос и поблагодарили путника, избавившего их от горя.
Это притча. Откуда появился десятый? Исчезал ли он вообще? Вернули ли они себе товарища, узнав, что он все время был с ними? Причиной их горя была не реальная утрата одного из спутников, а их собственное заблуждение.
Вы находитесь точно в такой же ситуации. Воистину у вас нет причин для недовольства и печали. Вы сами налагаете ограничения на безграничное Бытие, на свою истинную природу, а затем сокрушаетесь, что вы такое ограниченное создание. После чего избираете ту или иную садхану, направленную на преодоление этих воображаемых ограничений. Но если сама ваша садхана предполагает существование этих ограничений, как она поможет вам выйти за их пределы?
Поэтому я и говорю вам: ПОЗНАЙТЕ, ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫ - БЕЗГРАНИЧНОЕ ЧИСТОЕ БЫТИЕ, АБСОЛЮТНОЕ Я. Вы всегда остаетесь Собой и никем иным, кроме Себя, Истинного Себя. Следовательно, вы никогда не можете по-настоящему не знать Себя. Ваше неведение имеет чисто процедурную природу, подобно неведению глупцов, горюющих об утрате товарища. Именно такое неведение было причиной постигшего их горя.
Познайте затем, что истинное знание не создает для вас нового Бытия, а только устраняет ваше неведение. Блаженство не добавляется к вашей природе, а только обнаруживается как ваше истинное и естественное состояние, вечное и неразрушимое. Единственный путь избавления от вашего горя состоит в том, чтобы познать Себя и быть Собой. Как это может быть недостижимым?
(Шри Рамана Махарши “Весть истины и прямой путь к себе”)
“ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО И МИСТЕРИИ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ
В оригинале - “Тайная доктрина как магистральный сюжет притчи о деревянном мальчике”. Статья доктора искусствоведения, доцента кафедры истории культуры Кельнского университета Трейсмора Гесса, опубликованная в 1997 году в журнале “Зеркало семиотики”. Перевод с немецкого)
Введение
Каждый, кто читал работы Проппа, посвященные культурологическому разбору волшебных сказок, знает, что любая сказка развивается по мистериальному сюжету. Главный герой - Ганс-простак - являет собой образ неофита, которому предстоит выполнить невыполнимое, пойти в “тридевятое царство” и найти там “то, не знаю что”. Пространство сказки за пределами привычного мира, т.е. родной деревни, города, дома, “своего царства” - не что иное, как теневой мир, пространство смерти. В этом пространстве герою предстоит отвоевать у небытия символ вечной жизни (царскую дочь, Прекрасную Принцессу, живую воду, молодильные яблоки и т.д.) Герой спускается в царство теней, подобно Орфею, что идет за Эвридикой, преодолевает тысячи искусов, побеждает демонов (Злые волшебники, чудовища, силы природы), исполняет свой обет - и таким образом побеждает смерть. В награду ему дается возлюбленная (царская дочь или дочь побежденного Чародея), но она - не что иное, как Знание о Смерти, даже Сама Смерть, которая перестала быть враждебной. Она стала сотрудницей, женой, и вечно стоит за левым плечом. Поскольку главное знание, вынесенное героем из своего путешествия - знание о том, что смерть не властна над духом. Душа бессмертна.
Этот сакральный сюжет лежит в основе эзотерических культов древности, мистерий Таро, мистерий Одина и Вакха. Неофит уподобляется умирающему богу (Гору, Озирису, Бальдру, Вакху), переживает собственную смерть, будучи принесенным в жертву - и воскресает обновленным.
Подобная мистерия, именуемая Мистерией Царства, согласно реконструкциям теософов, лежала прежде в основе раннехристианских культов, но позже была вытеснена вследствии тенденции экзотерического прочтения и массовой популяризации вероучения.Выйдя из употребления и перейдя в ранг эзотерики, мистерии древности сохранились в недрах гностических орденов средневековья, среди тамплиеров и мальтийцев, и были впоследствии переняты у них розенкрейцерами. В ложах иллюминатов, “Золотой Зари” и рыцарей Шотландского ритуала, из которых выкристаллизовались масоны, эти мистерии были сохранены за счет помещения их в известные литературные сюжеты. Как известно, к розенкрейцерам принадлежал Вильям Шекспир (известный среди посвященных и как Фрэнсис Бэкон. Одни имена его героев о многом говорят: Розенкранц (Розенкрейц) и Гильденстерн (Гольденштерн) - Розовый Крест и Золотая Звезда), Уильям Блейк, Амброз Бирс. А.С.Пушкин входил в одну из масонских лож и изложил тайное знание в своей сказочной поэме “Руслан и Людмила”.
Путь посвященного. От Страны Дураков - к Небесному Театру.
Ярчайшим примером деятельности представителей эзотерических лож является сказка о деревянном мальчике Пиноккио, известная в России как “Приключения Буратино”. Пиноккио - это кукла, марионетка, которая находится в плену иллюзий “тварного мира”. Но получив Золотой ключик - золотые ключи от рая, хранимые апостолом Петром и сияющие на официальном гербе Ватикана - Пиноккио получает “пропуск на небеса”, к обители высшего знания. Он становится человеком. В лице Пиноккио мы имеем аллюзию на грешного “профана”, “мертвую натуру”, которая из голема становится “человеком”, то есть рождается в духе. Это пример язычника, принявшего Христа.
Еще более любопытно обстоят дела с Буратино. Он родился из полена на берегу Средиземного моря (где, кстати, располагается и Палестина), у него нет матери, но есть приемный отец, плотник Карло (Иосиф). Буратино - плод непорочного зачатия. Сравните с линией Христофора - приемного сына, не имевшего матери - из романа признанного алхимика от литературы Гюстава Майринка “Белый доминиканец”. Больше всего на свете оба героя (Христофор и Буратино) жаждут знания, и приемные отцы предоставляют им Скрижаль (Красную Книгу читает Христофору его предок, плотник Карло покупает Буратино Азбуку). С этой Азбукой Буратино отправляется в школу, но по пути отвлекается на соблазны материального мира (представление в театре), меняет Азбуку на билет и оказывается в балагане - мире-перевертыше, мире-иллюзии, наполненном куклами, а не людьми. Буратино заперт в искаженном мире мертвой материи и блуждает по нему, обуреваемый страстями и страхами. Он, низвергнутый в ад “плотного мира”, начинает свое мистериальное восхождение.
Главный враг Буратино - дьявол-кукловод, Директор Театра (вспомним розенкрейцера Шекспира, сказавшего: “Весь мир - театр!”), Карабас-Барабас. Карабас являет собой один из семи смертных грехов - Жадность (Потребительство). Его “свита” - Дуремар (Уныние), Тарабарский король (Гордыня), Лиса Алиса (Ложь) и Кот Базилио (Зависть), бульдоги-полицейские (Гнев, агрессия). Сам Буратино обуреваем ленью и поспешностью в суждениях. Поэтому он мечется между слугами Карабаса, суть смертными грехами, принимая их за союзников. И в результате оказывается в Стране Дураков.
Пресловутое “Поле Чудес” - не что иное, как дьявольский аттракцион, где главной приманкой выступает все та же Жадность. Неофиту не хватает терпения, сосредоточенности и Веры, и он, подобно Христу, оставлен умирать привязанным к дереву (стоит вспомнить мистерии Одина и пригвожденного к ясеню Бальдра, бога-спасителя скандинавского пантеона. А так же аркан алхимии - карту “Повешенный”, поскольку, как и на ней, Буратино повешен за ногу вниз головой).
И тут является спасение - это Венера-Любовь, Мальвина, Анима этого кукольного мира. Она врачует тело, но врачевать душу ей не дано - ведь Буратино все еще неофит, и собственная лень не дает ему подняться. В действительности, истинного Знания Мальвина дать не может, ее функция - Воспитание чувств, она лишь София, а истинное Знание только в Боге. Гонцом Истинного Знания выступает Меркурий-Пьеро, Поэт. Еще раз вспомним традицию розенкрейцеров считать литературу посланием человечеству, а поэта объединять с пророком (пример - у того же Пушкина).С этого момента Буратино перестает быть неофитом истановится Посвященным.Его врагам - грехам материального мира - противостоят Белые Учителя: Черепаха Тортилла (Бенефактор, хранитель Ключа от врат), Сверчок (Страж Порога, образ алхимика и розенкрейцера) и Папа Карло (Отец Небесный, чья каморка и есть - дверь, к которому мечтает вернуться блудный сын и которого он молит о помощи). Явление Папы Карло во время финальной схватки - это явление “Бога из машины”, чудо, признание Отцом Сына.
Буратино, преодолевший искусы, получивший Ключ от Рая, где он нашел свою Книгу-Азбуку, хранимую розенкрейцером-Сверчком - не кто иной, как Мессия “кукольного мира”, спаситель для всех, кто уверовал в него. Вместе с освободившимися куклами, по своей воле покинувшим театр Карабаса и устремившимися за Буратино, он являет собой главу нового Ордена, Истинного Братства. Дверь в стене закрывается перед лицом “приземленных”, алчных преследователей. А за дверью находится Новый Мир - мир Господней любви и справедливости, где всем дается по заслугам. Здесь есть даже Новый Справедливый Театр, где всякая Игра - бесплатна. Вспомним, что Небеса, где правит Творец - Великий Архитектор - в соответствии с воззрениями розенкрейцеров место Работы и Завершения Делания, а не лени и аморфного блаженства.
В идее Небесного Театра реализована каббалистическая модель “что вверху - то внизу”. Небеса, как место, где все вещи даны в их оптимальной, “идеальной” форме - одна из главных идей розенкрейцеров.
Притча о Буратино, несомненно, является отражением Тайной доктрины и успешно реализует в литературе мистерию Царства. При более подробном анализе читатель-неофит сможет разбить путь восхождения Буратино “на небо” по арканам Таро либо по чакрам, а все его окружение уподобить символам планет или тонких тел. Но этот духовный подвиг мы оставим ему для самостоятельной работы”.
Так, чот вспомнилось…
ЦитироватьЖаль Чебурашку не упомянули в доктрине
ЦитироватьЯ оказалась права: с Буратиной как-то веселее
Просветленные тоже умирают, за исключением очень продвинутых йогов. Кто ж их мочит, безэговых? Аффторы тех книжек что ты читаешь, все до одного поумирали.
Я не считаю что все ошибаются.
Мой вариант не выражается в словесной форме. Чтоб передать его, придется его транслировать прямо в мозг как чистое понимание. Из наиболее близких к нему учений – карма–йога
Для того чтоб просветления достичь, психотехника это такая
ЦитироватьSvetlena - “Наконец-то я обнаружил вора, который постоянно разорял и разоряет меня.”
Как мужчина я Вам завидую.
ЦитироватьБольшое Спасибо.
Ну так, и Будду отравили, и что?…
Geora, это не мои слова. Хотя я сама этого вора более десяти лет назад в себе обнаружила. Завидовать, правдо, тут нечему. Пока так с ним и живу. Сосуществуем.
ЦитироватьДля того, чтобы остановить ум.
ЦитироватьУм-приказываю тебе остановиться,иначе буду стрелять на поражение!!!
ЦитироватьИнтересно, а кто это сказал?
Кто приказывает то?… Да и попробуй его остановить…
ЦитироватьПробовала хоть раз?…
ЦитироватьНу дак я и не могу понять кто это сказал
ЦитироватьДа, вот недавнось…вчерась…не ум - сплошной рассадник “тараканов”
ЦитироватьА потом,когда вУм вернулси - стало совсем плохо….чем-то он их “траванул”
А то, что не эго убивает человека, или по крайней мере не только эго.
Ага, и увидеть что он – будда!
ЦитироватьНе Будда, а - “сплошной рассадник “тараканов”” (пост 27).
Именно эго. Больше ничего.
ЦитироватьЭт точно. У кого опыт есть - подтвердит. Подтверждаю.
вУм не может их ничем травануть, потому как он сам рассадник и есть…
Цитировать