Коллекторы. Кто они и как правильно разговаривать с ними?
Коллекторы - это сотрудники специальных фирм, главная задача которых вернуть долг всеми доступными способами. Чаще всего используют психологическое давление на кредитора. Теоретически коллекторы должен вести деловые переговоры с заемщиком и договариваться о сроках и размерах выплат. На практике - это угрозы, ругательство, постоянные звонки и требования вернуть долг. Поэтому очень важно знать, как разговаривать с коллекторами и как вести себя с ними.
Правовые нормы и закон о коллекторах
В законодательстве РФ очень четка описывается все права и обязанности коллектора. Важна понимать, что не только коллектор может подать в суд, но и заемщик. Любые неправовые действия со стороны коллектора могут поменять ход событий.
Должник должен внимательно изучить кредитный договор на наличие пункта о передаче задолженности третьим лицам. Если в договоре об этом нет никаких упоминаний, то финансовое учреждение не вправе обращаться за услугами по возвращению долга к коллектору.
Другие важные пункты закона:
-
Банк обязан проинформировать кредитора о передаче долга коллекторам
-
Коллектор не имеет права звонить ночью (как это делали раньше). Разрешаются звонки с 08:00 до 22:00 в рабочие дни и с 09:00 до 20:00 в выходные.
-
Коллектор может лично встречаться с должником не чаще 1 раза в неделю.
-
Коллектор имеет права разговаривать только с должником. Не допускаются контакты с третьими лицами (друзья, родственники, коллеги и т.д.).
-
Коллектор не может обращаться в суд, если срок давности кредитного договора истек.
Как следует беседовать с коллектором по телефону
Первый шаг коллектора - это телефонный звонок. Тут важно с самого начала сконцентрироваться и беседовать спокойным тоном, без лишних эмоций, криков и ненужных слов. Коллекторы, в основном, записывают разговоры на диктофон. То же самое можете сделать и вы (в дальнейшем это может помочь вам в суде). Позвонил коллектор? Ну и прекрасно! Попросите перезвонить через несколько минут и включите диктофон. Кстати, коллектор не имеет право звонить с зашифрованного номера.
Обязательно попросите звонящему преставиться и дать информацию об организации, которую он представляет. Если коллектор отказывается это сделать - вы имеете право отказаться с ним разговаривать и можете спокойна положить трубку.
Также вы можете сами стать инициатором встречи. Назначьте встречу на нейтральной территории, подальше от офиса коллектора, где он находится в комфортной для него зоне. Играйте по его правилам и создайте ему максимум неудобства.
Как нужно вести себя и что делать, если коллектор пришел домой
- Сохранять спокойствие и не поддаваться угрозам. Единственное, что они могут - это подать в суд.
- Вести беседу только при свидетелях.
- Включить видео (если это необходимо).
- Потребовать документ, который дает право на ведение переговоров с вами (должен быть нотариально заверен).
- Не впускать коллектора в дом, если этого не хотите. Вы имеете полное право встречаться с ним на нейтральной территории.