Истинное Я и ложное “я”
Для разотождествления и самопознания полезно отслеживать деятельность эго (ума), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу между истинным и ложным я.
Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот – желанием что-то удержать, пережить снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д.
В каждом человеческом организме есть чистое воспринимающее сознание, которое называют разными словами, например, воспринимающий, осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная функция, свойство или способность – воспринимать, осознавать, знать. Я бы предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора – воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с зеркалом – зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед ним. Зеркало не имеет ни малейшего выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может в принципе. То же самое и с чистым неотождествленным сознанием, которое есть в каждом организме, причем не только человеческом – оно только отражает, и на этом его функция заканчивается.
Что отражается? Всё, что видится, слышится, чувствуется теми или иными органами чувств или тем или иным образом. Сюда входят также эмоции, желания, цели, расчеты, ожидания – то есть вся деятельность ума. Это всё – отражения. Любое из этих отражений не является неотъемлемой частью зеркала – чистого сознания, истинного я, которое остается, когда те или иные отражения меняются и исчезают, временно или навсегда.
Как зеркало не может загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.
Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое, видящий и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается на пятом уровне, но начать с ней работать можно уже сейчас – с помощью техник по проработке дуальностей.
Вернемся к эго и рассмотрим две возможные ситуации:
Первая ситуация: есть наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного чувства «я». Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого – так как нет мыслей, которые бы создавали эту разделенность. Есть переживание, поток восприятий, и нет ума, который делил бы этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это называют чувством единства.
Вторая ситуация, более привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую – и на самом деле эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том числе мышление.
Как возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое (см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно – эго. До этого было просто наблюдение, чувствование и переживание – поток восприятий без разделения на «я» и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием. Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и детализирующие первоначальную.
Эго присваивает себе любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к наблюдающему. И это легко понять – вы же воспринимаете эти мысли, они наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим, иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже автоматически не являетесь этим.
Что меняется с возникновением эго. До возникновения эго есть постоянно меняющийся набор восприятий – абсолютно любых восприятий. В каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени – зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить, если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия были у всех, но не у всех было осознание этого.
И вот возникает эго, начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря: «это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу». Посмотрите, когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом – я ведь читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?
Теперь вы можете сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.
Способности и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и не имеет никаких возможностей. Эго – это просто мысль, которая возникает, и возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат взаимодействия неисчислимого количества факторов.
Эго только присваивает себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя сказать, что эго обладает какими-либо способностями.
Кто-то может возразить, что эго, проявляясь, например, как желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания. Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет предыдущих причин, то от причинности эго остается пустое место.
Эго – это просто звено в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни независимой причинностью.
Можете представить себе велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…», а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой – без мыслей.
В итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке, имеет только одно свойство или функцию – осознавать происходящее. Истинное Я не может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций, ощущений и вообще любых восприятий – они «отражаются» истинным Я, не являясь его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия, направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается присутствующим.
Истинному Я нет дела до ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция – отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.
Истинное Я вмещает в себе все, но не заявляет себя обладателем этого; ложное я не владеет ничем, но утверждает себя владельцем.
Отслеживайте деятельность ума (эго) по различным видам не-приятия как есть и задавайте себе вопрос: «кто осознаёт это?», «кто наблюдает?», и таким образом у вас будет пространство между истинным Я и ложным я, что поспособствует разотождествлению и самопознанию.
А в конце исчезнет и сама дуальность «наблюдатель - наблюдаемое».
(Взято с сайта “Путь к просветлению: самопознание”)
Кста, нашла одну из цитат (вроде в одном из своих блогов уже приводила) :
“На одной из встреч кто-то задал вопрос, возможны ли перевоплощения, можно ли верить случаям общения с умершими.
— Многое возможно, – сказал Гурджиев. – Но надобно понять, что человеческое бытие при жизни и после смерти, если оно тогда действительно существует, – может быть весьма различным по своему качеству. “Человек-машина”, у которого всё зависит от внешних влияний, с которым всё случается, кто сейчас представляет собой что-то одно, в следующее мгновение – другое, а ещё через секунду – третье, – этот человек не имеет никакого будущего. Его закапывают в землю, и это всё. Прах возвращается в прах. Эти слова относятся к нему. Чтобы говорить о каком то виде будущей жизни, мы должны иметь некоторую кристаллизацию, некоторое сплавление внутренних качеств человека и известную независимость от внешних влияний. Если в человеке есть нечто, способное противостоять внешним влияниям, тогда это нечто окажется способно противостоять смерти физического тела. Но подумайте сами, что может сопротивляться физической смерти у человека, который, порезав себе палец, падает в обморок или забывает всё на свете. Если в человеке существует нечто, оно может пережить его; а если ничего нет, то нечему и переживать. Но даже если что-то и переживёт его, будущее может оказаться очень различным. В случаях более полной кристаллизации после смерти возможно то, что называют “перевоплощением”; в других случаях то, что люди называют “потусторонним существованием”. В обоих случаях – это продолжение жизни в “астральном теле” или при помощи “астрального тела”. Вам известно, что значит выражение “астральное тело”; но знакомые вам системы, употребляющие это выражение, утверждают, что “астральным телом” обладают все люди. Это совершенно неверно. То, что можно назвать “астральным телом”, приобретается благодаря сплавлению, т.е. посредством ужасно трудной внутренней работы и борьбы. Человек не рождается с “астральным телом”, и лишь немногие его приобретают. Если оно сформировалось, оно может продолжать жить и после смерти физического тела, может родиться вновь в другом физическом теле. Это и есть “перевоплощение”. Если же оно не родилось вторично, тогда спустя некоторое время оно тоже умирает; оно не бессмертно, но способно жить долго и после смерти физического тела”.
Ладно, я отвечу сама. Эта сетка состоит из всякаго ментальнаго мусора и мыслей. Это и есть кокон, скорлупа, из которого надо прорваться (вырасти, вылупиться, взлететь). (p.s. усё из личного опыта )
Цитироватьrussia_vp, вот нашла цитату - ни убавить, ни прибавить. Так же точно (вроде бы ), постоянно пишу и я… :
“Что же представляет собой истинное “я” человека? Что в конечном счете стоит за “эго”?
ЦитироватьПринять ответы на эти вопросы - значит вплотную подойти к точке, откуда начинается Путь Сознательной Эволюции.
В каждом человеке присутствует индивидуальная эволюционирующая частица Божественного Сознания, именуемая психическим существом, или душой.
Стабильная (неизменяемая) часть Божественного Сознания, лежащая в основе психического существа и поддерживающая всю человеческую природу (в том числе физическое, витальное и ментальное тело), называется центральным существом (или монадой). Именно вокруг центрального существа в процессе инволюции (то есть в процессе погружения его в материю) образуются тонкоэнергетические материальные покровы, формирующие психическое существо. Центральное существо представляет собой как бы амбразуру света в плотноматериальном творении.
Инструментами психического существа в физическом мире являются разум (ментал), жизнь (витал) и тело. “Эго” является временным интегральным инструментом психического существа и до определенного времени как бы подменяет собой истинную душу. Обычно человек крайне редко имеет прямые контакты с психическим существом, а потому в его жизни так нечасты мгновения истинной радости и истинной любви, которые по своей интенсивности, мощи, глубине и ровности неизмеримо превосходят экзальтированную виталическую радость и эгоистическую любовь.
Психическое существо является подлинным господином человеческого сознания, однако в силу его незрелости ментальное, витальное и физическое “эго” выдвигает свои претензии на право господства, вызывая в жизни индивида вечную неудовлетворенность, сумятицу и череду разного рода беспокойств.
Следует сказать, что сознание ребенка в течение длительного времени имеет стойкую связь с психическим существом, а потому жизнь его временами полна искренней радости. Но по мере взросления эта связь прерывается по причине наработки в памяти ментальных, витальных и физических стереотипов, формирующих “эго”. Практически полный разрыв связи с психическим существом неизбежно сопровождается так называемыми “страданиями юности”. По сути, в период взросления происходит инволюция психического существа. У тех, кто обрекает себя на духовное прозябание, в течение жизни психическое существо все плотнее замуровывается в коконе “эго”.
Психическое существо, как частица Божественного Сознания, насколько это возможно в условиях неведения, находясь в тени - за разумом, жизнью и телом, - руководит ими и способствует их развитию. У людей, искренне стремящихся обрести Истину, возрастная инволюция психического существа - явление временное. Используя разум, жизнь и тело как инструменты для приобретения интегрального жизненного опыта, оно тем не менее обретает силу - это и есть скрытый от глаз процесс эволюционной трансформации психического существа. Именно в результате этого процесса наступает мучительный психологический разлад между “эго” и психическим существом, и тогда от правильности выбора индивидом дальнейшего пути зависит его будущая судьба.
Поскольку психическое существо является истинным “я” человека, эволюция человеческого существа есть эволюция его души. Процесс эволюционного роста конкретного психического существа происходит в течение многих человеческих жизней, а потому неоднократная смена душою физических тел (так называемое перерождение, то есть цепь повторных рождений в новых физических телах) с точки зрения эволюции просто необходима. Это связано с тем, что в физическом мире время, отпущенное психическому существу на его развитие, ограничено временем жизни физического тела. Именно в результате повторных рождений психическое существо накапливает бесценный психологический опыт существования в самых разнообразных жизненных условиях и ситуациях - от королевской роскоши до нищенского прозябания. И, как следствие, человек (носитель конкретного психического существа) шаг за шагом продвигается к открытию в своем существе бессмертного Божественного Начала.
Таким образом, именно душа является эволюционирующей частью человеческого существа. Психическое существо не умирает со смертью физического тела, а, будучи бессмертным, переходит на другие планы сознания. Степень тонкости тонкоматериального слоя, в котором пребывает конкретное психическое существо между воплощениями, строго соответствует степени его просветленности (эволюционного развития).
Хорошо развитое психическое существо, интегрировавшее в процессе предшествующих жизней значимый опыт тонких тел и наработавшее стойкую психическую (вибрационную) память, продолжает на тонком плане сознательное существование. В новую жизнь в новом физическом теле психическое существо берет с собою фиксированный в глубинной психической памяти, интегральный (как позитивный, так и негативный) опыт прошлых воплощений.
Психическая память - это хорошо отфильтрованная память на события, не имеющая ничего общего с механической ментальной памятью. Душа сохраняет память лишь на те события, в которых она принимала сознательное участие, то есть на момент события была полностью открыта и свободна от влияния “эго”. Обычно это события, глубоко потрясшие все человеческое существо или избирательно затронувшие только душу. Все незабываемое из нашего детства хранится именно в психической памяти”. (А. Клюев “Свобода от смерти”)
Так же точно (вроде бы - продолжишь пытаться, однажды получится. .
ЦитироватьЧто продолжу?…
Цитировать“Георгий Гурджиев — единственный человек в мире, который высказал одну невероятно важную вещь: «У вас нет никакой души». Во всем мире, все религии считают, что вы рождаетесь с душой. Голос Гурджиева одиноко звучит во всей истории, утверждая, что не у всех есть душа; и место души пусто. У вас есть возможность — если вы потрудитесь, вы можете создать душу — но вы с нею не рождаетесь.
Я знаю, и Гурджиев тоже знает, что человек рождается с душой — но знание того, что мы рождаемся с душой, нам никак не помогло. Это только еще больше усыпило человека: мы рождаемся с душой, Бог внутри тебя, царствие Божие в тебе, чего же еще надо?
… Свободу, сознание, Бога, назовите это как угодно, необходимо обнаружить. Оно находится в скрытом, спящем состоянии. Его необходимо пробудить к полной зрелости. Оно должно расцвести и принести плоды”. (Ошо)
Цитировать