Истинное Я и ложное “я”
Для разотождествления и самопознания полезно отслеживать деятельность эго (ума), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу между истинным и ложным я.
Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот – желанием что-то удержать, пережить снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д.
В каждом человеческом организме есть чистое воспринимающее сознание, которое называют разными словами, например, воспринимающий, осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная функция, свойство или способность – воспринимать, осознавать, знать. Я бы предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора – воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с зеркалом – зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед ним. Зеркало не имеет ни малейшего выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может в принципе. То же самое и с чистым неотождествленным сознанием, которое есть в каждом организме, причем не только человеческом – оно только отражает, и на этом его функция заканчивается.
Что отражается? Всё, что видится, слышится, чувствуется теми или иными органами чувств или тем или иным образом. Сюда входят также эмоции, желания, цели, расчеты, ожидания – то есть вся деятельность ума. Это всё – отражения. Любое из этих отражений не является неотъемлемой частью зеркала – чистого сознания, истинного я, которое остается, когда те или иные отражения меняются и исчезают, временно или навсегда.
Как зеркало не может загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.
Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое, видящий и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается на пятом уровне, но начать с ней работать можно уже сейчас – с помощью техник по проработке дуальностей.
Вернемся к эго и рассмотрим две возможные ситуации:
Первая ситуация: есть наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного чувства «я». Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого – так как нет мыслей, которые бы создавали эту разделенность. Есть переживание, поток восприятий, и нет ума, который делил бы этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это называют чувством единства.
Вторая ситуация, более привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую – и на самом деле эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том числе мышление.
Как возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое (см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно – эго. До этого было просто наблюдение, чувствование и переживание – поток восприятий без разделения на «я» и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием. Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и детализирующие первоначальную.
Эго присваивает себе любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к наблюдающему. И это легко понять – вы же воспринимаете эти мысли, они наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим, иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже автоматически не являетесь этим.
Что меняется с возникновением эго. До возникновения эго есть постоянно меняющийся набор восприятий – абсолютно любых восприятий. В каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени – зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить, если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия были у всех, но не у всех было осознание этого.
И вот возникает эго, начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря: «это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу». Посмотрите, когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом – я ведь читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?
Теперь вы можете сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.
Способности и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и не имеет никаких возможностей. Эго – это просто мысль, которая возникает, и возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат взаимодействия неисчислимого количества факторов.
Эго только присваивает себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя сказать, что эго обладает какими-либо способностями.
Кто-то может возразить, что эго, проявляясь, например, как желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания. Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет предыдущих причин, то от причинности эго остается пустое место.
Эго – это просто звено в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни независимой причинностью.
Можете представить себе велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…», а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой – без мыслей.
В итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке, имеет только одно свойство или функцию – осознавать происходящее. Истинное Я не может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций, ощущений и вообще любых восприятий – они «отражаются» истинным Я, не являясь его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия, направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается присутствующим.
Истинному Я нет дела до ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция – отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.
Истинное Я вмещает в себе все, но не заявляет себя обладателем этого; ложное я не владеет ничем, но утверждает себя владельцем.
Отслеживайте деятельность ума (эго) по различным видам не-приятия как есть и задавайте себе вопрос: «кто осознаёт это?», «кто наблюдает?», и таким образом у вас будет пространство между истинным Я и ложным я, что поспособствует разотождествлению и самопознанию.
А в конце исчезнет и сама дуальность «наблюдатель - наблюдаемое».
(Взято с сайта “Путь к просветлению: самопознание”)
Elfen Lied, тут то и собака порылась. Одно дело - понять умом, а другое дело - стать этим. Христос сказал (по памяти) - “если любите меня, исполните заповеди мои”. Но даже апостол Павел страдал (не то, что мы):
“Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
…
в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? …..тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.” (Рим. 7, 18-25).
Отож.
ЦитироватьЯ уже не один раз говорила, что на уровне личности духовное единение невозможно. Напишу, как я сама понимаю (ну, примерно…). Человек - это не ум, а Сознание. Сознание - это океан, а ум - это только поверхность океана. На этой поверхности нет и не может быть единения. И только из глубины океана приходит понимание, осознание и единение. Понимаешь, fred?…
ЦитироватьНу да, об этом ещё Гурджиев говорил. А что этим ты хотел сказать?…
ЦитироватьГрусно… Я поняла твою мысль, fred. Ты (или например, Лена Джем), конечно, Светлый, а я, в твоём понимании, зло и меня вот вот расформируют… (и даже видишь это) Так что ты хочешь то, вообще, - спасти меня или уничтожить?…
ЦитироватьЯ не понимай…
ЦитироватьТы-то при чём? Чем больше неровностей у него на поверхности, тем крепче её зацепляет и возмущает. Ну, значит человек просто разбирается со своими пороками и заморочками таким образом… как умеет, через проявление в “чужих глазах”))):
Цитировать——————————–
“Посмотрев лишь на поверхность глаза ближнего своего, что ты увидел? Ты увидел там себя, то есть отражение своего лица. Поразительно! В маленьком глазу отразилось всё твоё лицо. И неудивительно, что маленькая соринка там - это и есть большое твоё бревно, то есть - отражение твоего бревна. Поэтому, увидев зло и пороки в “чужих глазах” очень полезно поискать их истинную природу в себе самом. И лишь вынув бревно из глаза своего ты не найдёшь его отражение в глазах ближнего.”
а можно я постараюсь отныне реже презирать всяких сверхкрутых, многознающих, и неотчегонезависящих?
ЦитироватьСканира, дык, это то я понимай. Я только не понимай, почему он, написав, что Света это Фред , увидев соринку в моём глазу, не задумался о бревне в своём…
ЦитироватьAntiskeptik, а ты что, ещё кого то презираешь?…
ЦитироватьНифигасе…
ЦитироватьПривет, ум - это часть сознания.Внутри моей личности никогда не было ничего кроме абсолютного единения - я всегда един и заодно с самим собой - самый себе верный человек или один из таких.
Сложнее на межличностном уровне, но тоже терпимо.
ЦитироватьТвоя поверхность, тебе и решать презирать её или нет.
Цитировать