Истинное Я и ложное “я”
Для разотождествления и самопознания полезно отслеживать деятельность эго (ума), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу между истинным и ложным я.
Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот – желанием что-то удержать, пережить снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д.
В каждом человеческом организме есть чистое воспринимающее сознание, которое называют разными словами, например, воспринимающий, осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная функция, свойство или способность – воспринимать, осознавать, знать. Я бы предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора – воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с зеркалом – зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед ним. Зеркало не имеет ни малейшего выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может в принципе. То же самое и с чистым неотождествленным сознанием, которое есть в каждом организме, причем не только человеческом – оно только отражает, и на этом его функция заканчивается.
Что отражается? Всё, что видится, слышится, чувствуется теми или иными органами чувств или тем или иным образом. Сюда входят также эмоции, желания, цели, расчеты, ожидания – то есть вся деятельность ума. Это всё – отражения. Любое из этих отражений не является неотъемлемой частью зеркала – чистого сознания, истинного я, которое остается, когда те или иные отражения меняются и исчезают, временно или навсегда.
Как зеркало не может загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.
Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое, видящий и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается на пятом уровне, но начать с ней работать можно уже сейчас – с помощью техник по проработке дуальностей.
Вернемся к эго и рассмотрим две возможные ситуации:
Первая ситуация: есть наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного чувства «я». Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого – так как нет мыслей, которые бы создавали эту разделенность. Есть переживание, поток восприятий, и нет ума, который делил бы этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это называют чувством единства.
Вторая ситуация, более привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую – и на самом деле эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том числе мышление.
Как возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое (см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно – эго. До этого было просто наблюдение, чувствование и переживание – поток восприятий без разделения на «я» и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием. Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и детализирующие первоначальную.
Эго присваивает себе любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к наблюдающему. И это легко понять – вы же воспринимаете эти мысли, они наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим, иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже автоматически не являетесь этим.
Что меняется с возникновением эго. До возникновения эго есть постоянно меняющийся набор восприятий – абсолютно любых восприятий. В каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени – зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить, если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия были у всех, но не у всех было осознание этого.
И вот возникает эго, начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря: «это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу». Посмотрите, когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом – я ведь читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?
Теперь вы можете сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.
Способности и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и не имеет никаких возможностей. Эго – это просто мысль, которая возникает, и возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат взаимодействия неисчислимого количества факторов.
Эго только присваивает себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя сказать, что эго обладает какими-либо способностями.
Кто-то может возразить, что эго, проявляясь, например, как желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания. Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет предыдущих причин, то от причинности эго остается пустое место.
Эго – это просто звено в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни независимой причинностью.
Можете представить себе велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…», а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой – без мыслей.
В итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке, имеет только одно свойство или функцию – осознавать происходящее. Истинное Я не может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций, ощущений и вообще любых восприятий – они «отражаются» истинным Я, не являясь его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия, направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается присутствующим.
Истинному Я нет дела до ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция – отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.
Истинное Я вмещает в себе все, но не заявляет себя обладателем этого; ложное я не владеет ничем, но утверждает себя владельцем.
Отслеживайте деятельность ума (эго) по различным видам не-приятия как есть и задавайте себе вопрос: «кто осознаёт это?», «кто наблюдает?», и таким образом у вас будет пространство между истинным Я и ложным я, что поспособствует разотождествлению и самопознанию.
А в конце исчезнет и сама дуальность «наблюдатель - наблюдаемое».
(Взято с сайта “Путь к просветлению: самопознание”)
scanira!Что ты делаешь между ног у Svetlenы?
Цитироватьfred,
Цитироватьой, какой у Вас нестандартный иллюзион
scanira старается Svetlena балдеет
Цитироватьscanira давай по интенсивнее!
Цитироватьо боже… Да вы всё с ума по сходили… Зачем всё нацист друг другу, пытаясь что-то доказать (а именно, интелектуальное превосходство)!? зачем всё это? Неужели так трудно проявлять терпимость и уважение к чужим мыслям, или вас что-то задело, fred?
ЦитироватьЕсть такие слабоумные,которые считают,что участники этого сайта не различают разницу между “Я” и “я”.А как смешно это понаблюдать со стороны, они не представляют.
ЦитироватьЗадело грубость Svetlenы в других блогах.hohol19 ты читаешь все блоги?
Цитироватьsyrja
Цитироватьеще никто никому не грубил…
с ней-на ееном же языке. може када дойдет.
Фред, не цепляйся за старое, общайся с человеком сейчас, ты не с того оскорбил Светлену за прошлое… Так ты даже не даешь исправится человеку, постоянно нагнитая прошлыми его делами, т.е начинаешь копаться в чужом г**не, в то же время не замечаешь как гадишь сам прилюдно.
Света, нсчет Иисуса, многие уже поняли, поняли Вселенские законы, но не достаточно понять - как доказать себе поступками. Т.е в данный момент, я - иллюзия, и, хочу доказать Себе, что мне стало понятно. Тем самым я выравниваю свой путь прямо, без всяких сокращений(корысти)
ЦитироватьИисус вразумил свою иллюзию и направил прямо, пришло время, когда он достиг совершенства со своим Истинным Я. Тогда ему и открылось как на ладони - зачем он тут такой, что он может и что ему нужно сделать. Т.е он вспомил все. Этакое прилюдное предназначение, уготовилось ему
fred
Цитировать1. Насколько я понял, ты считаешь Светлену недочеловеком, намного ниже себя?
2. Ты преклонялся перед умом Сканиры, занимаясь подхалимством. Но так как Сканира похвалила “недочеловека” - значит она еще ниже его. Закон джунглей, кто сильнее - тот и прав?
3. Ты всех, кто с тобой несогласен, записываешь в недочеловеки? Или есть другие критерии отбора?
4. Не думаешь ли ты, что твое поведение эмоционально от начала до конца?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%E3%EE
Цитироватьвсе гораздо проще….очень многие почему-то рассматривают эго с его какой-то там подковыристой стороны.
Без Эго нет социальной среды человека и вообще его самого, каким он создает мир такое и его Эго, и это нормально. без самоутверждающего и добивающегося и даже самодовольного Эго не будет движения вперед и это закон, произойдет деградация эголичностей, я даже не разделяю это слово
coal ,я тут немножко принял образ плохого человека.Сразу пошли ругательства.Я этому очень рад.Так и должно быть.Но……Svetlena
Цитироватьменя не ругает.Это тревожно. Зря я старался.
А на счёт выше-ниже смотри пост №21.
Конечно, зря. Расскажу две притчи. Притча первая:
“Забирайте своё себе (буддийская притча)
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите”.
ЦитироватьПритча вторая (индийская):
“Зрелая душа
Ученики спросили однажды Фарида:
— Говорят, что Иисус не испытывал физической боли на кресте, когда его распинали. Как это может быть? Говорят, когда Мансуру отрубили руки и ноги, он улыбался. Когда ему выкололи глаза, то на его лице не отразилось никаких мук боли. Как это возможно?
Фарид сорвал с дерева зелёный орех, протянул его ученику и сказал:
— Расколите орех так, чтобы не повредить сердцевины.
Ученик ответил, что это невозможно. Фарид спросил:
— А у спелого ореха возможно отделить скорлупу, не повредив ядро?
— Со спелым орехом нет никаких проблем, — ответил ученик.
— Всё правильно, — сказал Фарид. — Но ведь ты сам дал ответ на свой вопрос. У большинства людей душа полностью срослась с телом. Если наносят раны телу, то ранят и душу. Но есть и другие люди; их душа настолько свободна, что имеет тело, как оболочку. Повреждая их тело, невозможно нанести урон их душам. Иисус и Мансур были людьми, подобными спелому ореху”.
ЦитироватьЛюблю притчи, знаешь ли. Возможно, со временем ты поймёшь, что такое духовное единение. А то и правда, какой то у тебя нестандартный иллюзион.
Цитировать