Истинное Я и ложное “я”
Для разотождествления и самопознания полезно отслеживать деятельность эго (ума), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу между истинным и ложным я.
Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот – желанием что-то удержать, пережить снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д.
В каждом человеческом организме есть чистое воспринимающее сознание, которое называют разными словами, например, воспринимающий, осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная функция, свойство или способность – воспринимать, осознавать, знать. Я бы предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора – воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с зеркалом – зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед ним. Зеркало не имеет ни малейшего выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может в принципе. То же самое и с чистым неотождествленным сознанием, которое есть в каждом организме, причем не только человеческом – оно только отражает, и на этом его функция заканчивается.
Что отражается? Всё, что видится, слышится, чувствуется теми или иными органами чувств или тем или иным образом. Сюда входят также эмоции, желания, цели, расчеты, ожидания – то есть вся деятельность ума. Это всё – отражения. Любое из этих отражений не является неотъемлемой частью зеркала – чистого сознания, истинного я, которое остается, когда те или иные отражения меняются и исчезают, временно или навсегда.
Как зеркало не может загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.
Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое, видящий и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается на пятом уровне, но начать с ней работать можно уже сейчас – с помощью техник по проработке дуальностей.
Вернемся к эго и рассмотрим две возможные ситуации:
Первая ситуация: есть наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного чувства «я». Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого – так как нет мыслей, которые бы создавали эту разделенность. Есть переживание, поток восприятий, и нет ума, который делил бы этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это называют чувством единства.
Вторая ситуация, более привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую – и на самом деле эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том числе мышление.
Как возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое (см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно – эго. До этого было просто наблюдение, чувствование и переживание – поток восприятий без разделения на «я» и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием. Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и детализирующие первоначальную.
Эго присваивает себе любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к наблюдающему. И это легко понять – вы же воспринимаете эти мысли, они наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим, иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже автоматически не являетесь этим.
Что меняется с возникновением эго. До возникновения эго есть постоянно меняющийся набор восприятий – абсолютно любых восприятий. В каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени – зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить, если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия были у всех, но не у всех было осознание этого.
И вот возникает эго, начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря: «это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу». Посмотрите, когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом – я ведь читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?
Теперь вы можете сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.
Способности и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и не имеет никаких возможностей. Эго – это просто мысль, которая возникает, и возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат взаимодействия неисчислимого количества факторов.
Эго только присваивает себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя сказать, что эго обладает какими-либо способностями.
Кто-то может возразить, что эго, проявляясь, например, как желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания. Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет предыдущих причин, то от причинности эго остается пустое место.
Эго – это просто звено в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни независимой причинностью.
Можете представить себе велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…», а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой – без мыслей.
В итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке, имеет только одно свойство или функцию – осознавать происходящее. Истинное Я не может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций, ощущений и вообще любых восприятий – они «отражаются» истинным Я, не являясь его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия, направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается присутствующим.
Истинному Я нет дела до ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция – отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.
Истинное Я вмещает в себе все, но не заявляет себя обладателем этого; ложное я не владеет ничем, но утверждает себя владельцем.
Отслеживайте деятельность ума (эго) по различным видам не-приятия как есть и задавайте себе вопрос: «кто осознаёт это?», «кто наблюдает?», и таким образом у вас будет пространство между истинным Я и ложным я, что поспособствует разотождествлению и самопознанию.
А в конце исчезнет и сама дуальность «наблюдатель - наблюдаемое».
(Взято с сайта “Путь к просветлению: самопознание”)
Svetlena,ты бездушный биоробот.
ЦитироватьА есть абсолютная гарантия того, что
не является всего лишь более высоким уровнем того же эго-ума?
ЦитироватьЯ че-то не пойму? здешняя модерация прикалывается над народом или так просто , то о чем говорилось выше в блогах многих блогеров действительно правда? Этот бредовый блог уже был под другим названием-суть дела не меняет! это что рабочий робот ?
Цитироватьну и что?
Цитироватьну пусть если б она и ёще пять разных названий высказала…
и что?
Полноценно человеческим языком сие выразить - ведь конечно не получится. ни у кого.
Оно неизъяснимо. И думаю вы это знаете прекрасно.
п.с. я лишь любопытствую по какому именно поводу вы “докапались” до светки.. не догоняю пока.
fred
Цитироватьтак это давно ясно\понятно
Antiskeptik,ты догоняй и скажи свои догадки на счёт того, что почему “докопались ” до Светки.Если убедишь меня ,что я не прав, я очень буду рад,потому ,что По нашему Эзотерическому убеждению,Света это и есть я,то есть Фред.
ЦитироватьLena_DIIIEM ,я ещё больше убеждаюсь что ты Светлая!
Цитироватьfred
Цитироватьблагодарствую за приятные слова, но я никто и звать меня уже никак
классно сказано.
какой фред? что за фред?
ладно, не напрягайтесь.(да, я легко верю что вы и не напрягаетесь, и не напрягались).
убеждать вас.. пока мне как то не досуГ, там в дальнейшем если что посмотрим.
Цитироватьа вот догнать, пожалуй можно поробовать.
текст то я вот мельком лишь посмотрел. Потому что вроде он уже был на этом сайте. По меньшей мере был очень похожий. инфа мне знакома. и не только как текст-теория, но и понимаю об чём речь. в мелочи вдаваться не хочу, придираться по мелочам тоже.
мне про биоробота интересно. немножко.
(мож само всплывёт подожду потихоньку ).
упс. так фред то - это вы
Цитироватьчто то как то не обратил сначала внимания…
теперь ясно.
Вот, кстати, очень понравилась статья о душе (нашла на просторах интернета ) :
“О предназначении и душевном становлении
Во все времена находились люди, которые жили с намерением исполнить в этой жизни своё предназначение - ту задачу, с которой их душа воплотилась на Землю в этот раз. Для того чтобы решение этой сверхзадачи стало возможным, человеку необходимо пройти душевное становление. Душевное становление - это вызревание души, обретение ею качественного нового состояния, сопоставимого с рождением новой души. Поясню подробнее.
Душа рождается на Землю. Это её первое рождение. И душа должна родиться на Земле. Это её второе рождение. У русских перерождение души, её второе рождение называлось пакирождением или воскресением. Душа рождается на Землю незрелой - неспособной плодоносить и исполнять своё предназначение. Вызревание и становление - является частью земного пути души и частью той задачи, ради которой она приходит на Землю.
Незрелой душе жить в мире людей невыносимо. Душе больно, когда люди задевают её несовершенства, а люди это делают постоянно. В итоге душа “окукливается” и как личинка прячется в своеобразный кокон - личность. Личность - это не “я” и не “моя душа”. Личность - это набор победительных личин, которые помогают выживать и добиваться своих целей в мире людей. Личины должны быть настолько “естественными”, чтобы все думали, будто они и есть ты настоящий.
В жизни каждого человека есть время, когда его личность формируется, наращивается и усиливается. Затем неизбежно приходит время освобождаться от личности и рождаться зрелой душе. Когда душа ощущает, что это время пришло, она начинает “стучаться” в стенки своей “скорлупы”, и ты слышишь “странный стук” (отрывок из песни В. Цоя “Стук”):
“Но странный стук зовет: “В дорогу!”
Может сердца, а может стук в дверь”.
Момент, когда душе приходит пора рождаться, в русских народных сказках отражён тем, что лиса (личность) превращается в лису-повитуху. Она сама хвостиком стучит о лавку и говорит, что её зовут на повой. С этого момента человек либо делает выбор не слышать этот стук, и тогда его воплощение проиграно, он становится живым мертвецом и часто уходит из жизни. Либо начинается путь его душевного становления, путь ко второму рождению.
Русский народ проложил и бережно сохранил путь душевного становления. На мо й взгляд, у русских людей есть только один путь. С него можно свернуть, от него можно отказаться и предать, его можно забыть, можно сделать вид, что ты не ощущаешь этот путь своим. А можно послушать своё сердце, набраться духу и пройти этот путь. Многие русские ищут другие пути, в том числе более короткие. Нужно видеть, что в душеном становлении более коротких путей нет. Душа, также как и ребёнок в утробе, не может вызреть быстрее, чем это заложено природой. Однако если блуждать, тормозить, останавливаться и сворачивать с пути, путь душевного становления может оказаться гораздо длиннее.
Русский путь душевного становления предполагает последовательное очищение духовного состава. Для духовного очищения русские люди используют кресение. Это инструмент, позволяющий через определённое душевное состояние воздействовать на свой духовный состав и очищать его от чужеродных примесей. Не случайно кресение и воскресение - слова одного корня. Кресение как в бытовом смысле (”кресить огонь” - “высекать, рубить огнивом из кремня”), так и в духовном приводит к воскресению.
Посредством духовного очищения душой последовательно обретаются качества душевной зрелости:
• Внутренняя тишина (способность возвращать себе душевный покой - человек лишается душевного покоя, когда другие люди причиняют ему душевную боль, задевая его душевные несовершенства)
• Жизненная сила (способность продвигаться по своему пути и не останавливаться ни перед какими преградами)
• Мудрость (способность жить своим умом)
• Душевная сила (способность вызывать в людях душевное движение и воплощать свои душевные движения)
Главное качество зрелости - это способность плодоносить. Только после второго рождения душа становится способной воплотить в этом мире то, что она принесла в себе. Это время для исполнения душой своей задачи.
Воплотить то, с чем душа пришла в этот мир, - это очень большая задача и мало кто в наше время решится по-настоящему за неё взяться. Гораздо проще решить, что это настолько невозможно, что даже не стоит всерьёз впускать это в своё сознание. Однако простые русские люди проходили этот путь. Народная память не оставила нам их имён. В сказках их всех зовут Иванами. Очень похоже, что тут виной не забывчивость нашего народа. Скорее верно то, что этих имён слишком много, чтобы их запоминать. Это путь целого народа. Путь людей, в ком есть русский дух. Таким людям этот путь по плечу.
Задумывались ли вы над тем, почему родились именно в этой стране? Быть может, в вас, как и в ваших дедах и прадедах тоже есть тот дух, который невозможно ни понять, ни победить, ни сломать? Быть может, вы просто не знаете, что вы очень сильны и способны на очень многое? Даже на такое безумство, как исполнить то, ради чего вы пришли на эту Землю…” (Л.В. Кухарева)
ЦитироватьElfen Lied, хорошие рассуждения. Но, как ты думаешь , почему говорят: “Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ” (с)?… (Отвечать необязательно, просто, подумай для себя… )
ЦитироватьНет, это разные вещи. “Не можете служить двум господам” (с).
Цитировать:Svetlena:
интересно как ты его себе представляешь ? птички поют ангела на арфе играют ? все мы в одной лодке,просто цивилизация МИРЫ развитые и развивающееся в духовном направлении, Добро и Любовь, а измерения это как повышения уровня понимания …
ЦитироватьАнгелы это Расса Светлых с определенными способностями
Цитировать