Прочитала сегодня эту статью и поставила себе диагноз: я - интернетный “алкоголик”…
А потом стала думать…А мне хорошо в виртуале! И подружку, “зависающую” все свободное время в инете спрасила, не считает ли она себя больной? Вот и она сказала : ” Да лучше в инете, где мне легко и красиво, чем в этом серой реальности, где куча проблем и де…ма…”
Вот думаю, болезнь это, или…может нас готовят к жизни в виртуальных мирах ?
Статья:
Вы часто проводите в интернете больше времени, чем намеревались? Пренебрегаете из-за этого домашними обязанностями? Вам бывает интереснее в интернете, чем в постели с любимым человеком? Ваша работа страдает от того, что вы “зависаете” в сети?
“Вы подсели на интернет. Вашему мозгу требуется перезагрузка”, – ставит диагноз студент из США Питер, который уже три недели лечится от так называемой “интернет-зависимости” в клинике reSTART недалеко от Сиэтла.
Эльфы и тролли
По словам психотерапевта Хилари Кэш, ее клиника – первое стационарное заведение в США, специализирующееся исключительно на лечении пациентов, в жизни которых интернет вытеснил реальность.
Словосочетанию “интернет-зависимость” 15 лет, не намного больше, чем самой всемирной паутине. Хилари Кэш считает, что в группе риска находится каждый десятый американец, пользующийся интернетом.
“Подсаживаются на виртуальный секс, на социальные сети – Facebook и прочее. – говорит Кэш. – И чем больше всего этого в сети, тем больше интернет-зависимых”.
Пациент клиники, 18-летний Питер, попал туда из-за увлечения ролевой онлайн-игрой World of Warcraft, в которую играют миллионы людей по всему миру. Вскоре после поступления в Университет Миннесоты Питер ушел из студенческой жизни в мир троллей, орков, чернокнижников и эльфов.
“Можно играть и в одиночку, но самое интересное – объединиться в группу и отправиться всем вместе в подземелье, преодолевать всякие препятствия”, – рассказывает Питер, подписавшийся на World of Warcraft потому, что в нее играли все его друзья.
“Виртуальный мир обладает громадным преимуществом перед реальным миром в скорости достижения успеха. Этот успех в современных онлайн-играх достигается на глазах у тысяч других игроков по всей планете, – объяснил bbcrussian.com Виктор Ханыков, сотрудник Московского НИИ психиатрии. – Достичь такого же уровня удовлетворения в реальной жизни очень сложно”.
В результате виртуальный мир берет верх над реальным, причем привыкание к игре происходит на химическом уровне.
“Интернет-зависимость очень близка к алкогольной – это когда мозг постепенно привыкает получать удовлетворение одним однообразным видом деятельности в ущерб другим”, – говорит Ханыков.
Игра World of Warcraft, в которую играют, в том числе, и в России, сломала не одну карьеру и даже стала причиной разводов. Уже несколько человек в разных странах доигрались до смерти, проведя несколько суток за компьютером без еды и сна. 13-летний китаец, покончивший жизнь самоубийством, сообщил в предсмертной записке, что он хочет присоединиться к сонму героев игры.
45 дней без интернета
Чем больше регалий зарабатывал персонаж Питера в мире доблестных воинов и коварных магов, тем хуже становились его отметки в Университете Миннесоты. После того, как Питер завалил первую сессию, на семейном совете было принято решение отправить его в клинику под Сиэтлом.
В клинике – жизнь по расписанию, йога, сеансы психотерапии, физический труд, домашние животные, прогулки на природе. Примерно таким же образом проводят реабилитацию алкоголиков, наркоманов и просто людей, страдающих от депрессии, способных выложить за лечение несколько тысяч долларов.
Отличие заключается в том, что пациентов клиники, которая, кстати, находится недалеко от штаб-квартиры компании Microsoft, на 45 дней полностью отрезают от интернета.
“Им некуда бежать. Клиника находится за городом, ближайшее интернет-кафе – в Сиэтле”, – шутит Хилари Кэш.
Питер не уверен, сможет ли он справиться с соблазном снова начать играть, когда через три недели он покинет клинику и вернется в университет.
“В современном мире человек не может обойтись без интернета. Лечить интернет-зависимость “полным воздержанием” невозможно, нужны другие способы,” – говорит психиатр Виталина Лоскутова.
Опиум для китайского народа
Наплыва пациентов в клинике Кэш пока не наблюдается. Сейчас там шесть мест, из которых в момент пребывания в клинике Питера были заняты только четыре.
В России аналогичных стационарных клиник пока нет. “Если создать клинику для интернет-зависимых в Москве, думаю, у нее будут клиенты”, – говорит Лоскутова.
Между тем, в Азии через подобные центры прошли тысячи людей. Китай первым забил тревогу в связи с маниакальным увлечением интернетом. По словам психиатра Тао Жаня, дело здесь не только в числе интернет-пользователей.
“В Азии молодые люди более застенчивые, они чаще подавляют свои эмоции. – сказал Тао Жань в интервью bbcrussian.com. – В интернете они могут дать этим эмоциям выход”.
В интернете закомплексованный подросток впервые получает возможность совершать самостоятельные поступки и налаживать социальные связи. Возвращаться из этого виртуального мира в иерархическое общество с культом коллективизма и почтением к старшим многим бывает сложно.
По словам Тао Жаня, интернет-зависимостью страдают 10 миллионов китайцев. Он считает, что лечение должно быть принудительным, поскольку сам пациент не в состоянии осознать серьезность своей болезни.
Тао Жань возглавляет первую государственную клинику лечения интернет-зависимости в Китае, при госпитале Пекинского военного округа. В клинике, куда попадают в основном подсевшие на интернет подростки, акцент делается на дисциплину. Военизированной физической подготовке здесь уделяется не меньше времени, чем психотерапии.
В одном из китайских центров лечения интернет-зависимости военизированный подход обернулся трагедией – от истязаний погиб помещенный туда родителями подросток.
В некоторых клиниках пациентов лечили от интернет-зависимости электрошоком, пока этот метод не был запрещен китайским минздравом.
Нет такой болезни?
Китай стал первой страной в мире, официально признавшей интернет-зависимость болезнью в клиническом смысле слова. Однако на Западе у этого диагноза много противников среди психиатров.
По всей вероятности, он не войдет в новую, пятую редакцию Справочника по диагностике и статистике психических расстройств – библии американских психиатров. При этом зависимость от азартных игр туда включить собираются.
“Они говорят, что пока еще не проведено достаточно исследований, чтобы включить интернет-зависимость в классификацию болезней. Но я уверена, что в скором времени это заболевание все равно признают”, – говорит Хилари Кэш, которая уже много лет занимается проблемой интернет-зависимости.
Психиатры сходятся во мнении, что люди, которые “подсаживаются” на интернет, изначально имеют предрасположенность к зависимостям.
“Я всю жизнь зацикливался на разных вещах, – говорит Питер. – Помню, в школе решил научиться жонглировать и полгода повсюду ходил с шарами. Потом я подсел на одноколесный велосипед – три дня с него не слезал. Потом – на Кубик Рубика. Так что это во мне сидит”.
Однако всемирная паутина – не Кубик Рубика. Это целая вселенная, в которой можно путешествовать бесконечно, забыв о законах времени и пространства. В этом виртуальном мире легко заблудиться. Именно в силу безграничности его возможностей в подмене реальности, психиатры называют интернет идеальным “аддиктивным агентом”.
Психиатр Воэн Белл из Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне считает, что для абсолютного большинства людей интернет не представляет ни малейшей опасности.
“Проведено немало исследований о том, как использование интернета влияет на психическое здоровье и социальную жизнь личности, – сказал Белл в интервью bbcrussian.com. – Люди используют Facebook и другие социальные сети для того, чтобы подпитать свои отношения в реальном мире. Они не пытаются подменить реальные отношения виртуальными”.
Белл считает, что дело просто в страхе людей перед новыми технологиями.
“СМИ покупаются на эту тему, – говорит Воэн Белл. – Газеты нас запугивают: интернет ломает детскую психику, интернет перепрограммирует мозг. Все это на основе совершенно маргинальных опросов”.
По его словам, через 20 лет люди уже не будут беспокоиться об интернет-зависимости. “Место этой страшилки займет какая-нибудь другая новая технология”, – говорит Белл.
Впрочем, даже если диагноз интернет-зависимость из области “виртуальных”, интерес общества к этому явлению пока только растет.
Лина Розовская
bbcrussian.com