Четыре всадника Апокалипсиса
Откровение, глава 6
И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарии; елея же и вина не повреждай.
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу ?
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь;
И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои;
И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих;
И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
И говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Толкование:
В богословской литературе встречаются два подхода к толкованию 6-ой главы Откровения. Одни толкователи пытались соотнести шесть печатей Апокалипсиса со всей христианской историей в целом, начиная с апостольских времен и до самой кончины мира, в то время как другие, напротив, считали, что текст 6-ой главы Откровения относится исключительно к последнему эсхатологическому периоду истории человечества.
Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского короля Вологеза, который в 62-ом году н. э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61-го года, в котором погибло до 150.000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62-го года в Армении и в Палестине; четвертому – эпидемии 61-го года в Азии и Ефесе; пятой печати – Нероновы гонения на христиан [1]. Однако сегодня в XX веке подобные толкования нам представляются нереальными.
В 19-ой главе Откровения говорится также о всаднике на белом коне, которым является, очевидно, Господь Иисус Христос: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный… Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19:11-15). Отсюда многие делают вывод, что всадник на белом коне в 6-ой главе Откровения - это также Господь Иисус Христос. Толкователи не замечают, что в Откровении Господь изображается как «Имеющий острый с обеих сторон меч» (Откр. 2:12,16). «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19:15). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12), в то время как в 6-ой главе Откровения всадник на белом коне, напротив, имеет не меч, но лук, который, судя по всему, означает склонность к насилию и убийствам.
При этом Агнец Божий уже участвует в снятии всех семи печатей: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей… Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:1,2). Поэтому очевидно, что Агнец, снимающий семь печатей, одновременно не может действовать среди четырех всадников Апокалипсиса. Отсюда неудивительно, что Андрей Кесарийский это мнение отвергает:
Андрей Кесарийский: «Снятие первой печати и всех прочих некоторые относили к домостроительству воплощения Бога Слова, первую – к рождеству, вторую – к крещению, третью – к бывшим после него божественным знамениям, четвертую – к осуждению Пилатом, пятую – к распятию, шестую – к положению во гроб и седьмую – к разрушению и пленению ада. Прочтя толкование Мефодия, мы вполне соглашаемся с его мнением, что относить сие к родившемуся Христу нет никакой нужды, ибо тайна воплощения Бога Слова совершилась много ранее сего Откровения. Иоанн же повествует только о настоящем и будущем, и здесь говорит о победе над огненным змием. Итак, под снятием первой печати мы разумеем сонм Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы.» [ Слово 5, Глава 13 ]
Но при этом Андрей Кесарийский противоречит своей же логике и историческим фактам. Ведь, если Иоанн Богослов повествует только о настоящем и будущем, то о сонме святых Апостолов уже не могло быть речи, так как в год написания Апокалипсиса (96 год н.э.) из Апостолов оставался в живых лишь один Иоанн Богослов. Таким образом очевидно, что в 6-ой главе Откровения всадник на белом коне не является сонмом святых Апостолов или Самим Иисусом Христом.
Второго всадника Откровения – «сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга» – Андрей Кесарийский связывал со смертью святых мучеников за веру во времена Римской империи:
Андрей Кесарийский: «Здесь мы разумеем иное Апостольское учение, исполненное мучениками и учителями. Им, по распространении проповеди, когда природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира; ибо и Христос сказал: «не пришел принести мир (на землю), но меч» (Мф. 10: 34). Им же мученические заклания вознесены на высший жертвенник.– Рыжий конь есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа – Словами «сидящему на нем дано было взять мир от земли, и чтобы убивали друг друга» указывается на премудрое Божие произволение, напастями испытующее верных рабов.» [ Слово 5, Глава 14 ]
Но слова «убивали друг друга» нельзя отнести к гонениям на христиан потому, что тогда бы они означали, что христиане бы убивали своих противников. А это противоречит как христианской морали, так и истории Церкви. Таким образом, очевидно, что здесь разумеются войны.
Лев Тихомиров в работе «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» в 1907 году предпринял попытку соотнести семь печатей Апокалипсиса с Посланиями семи церквам. При этом он утверждает, что каждому из семи Посланий соответствует равная им печать. Признать это мнение верным мешает то обстоятельство, что о гонениях на христиан говорится в послании Смирнской церкви и в шестой Филадельфийский период, в то время как в 6-ой главе Откровения о гонениях говорится только при снятии «пятой печати».
Отсюда не удивительно, что Сергий Булгаков отказывался вообще признать пророческий смысл 6-ой главы Откровения:
Сергий Булгаков: «Вступительной главой ко всему апокалипсическому изображению истории является именно глава VI-ая, в которой описывается последовательное снятие печатей Агнцем как раскрытие общего содержания истории… Предлагались и предлагаются их разные толкования. Большая их часть применяет эти видения к различным историческим событиям и эпохам. Эти сближения, даже при их убедительности в частных чертах, страдают произвольностью и односторонностью и лишают эти образы их всеобщего значения как всемирно-исторических символов. Поэтому правильнее, думается нам, прежде всего держаться именно расширительного их толкования. Они говорят о том, что можно ожидать в истории вообще, в чем она состоит. Это – как бы слагаемые мировой истории. Всадник на белом коне означает побеждающую силу христианства в мире, и она может относиться не только к одной эпохе в истории, но ко всякой эпохе как в прошлом, так в настоящем и в будущем. Второй всадник означает войны, и это пророчество относится ко всем эпохам мировой истории. Третий всадник на коне вороном, имеющий меру в руке своей означает дороговизну (голод). Наконец, четвертый всадник означает совокупное действие всех предыдущих испытаний (меча и голода), к этому же присоединяются мор и звери, как следствие предшествующих опустошений. Итак, эти четыре всадника знаменуют собою общую картину исторических судеб человечества с их светлыми и мрачными сторонами. Это есть как-бы художественно-аллегорический конспект мировой истории» [4].
Другие толкователи, напротив, считали, что снятие шести печатей относится исключительно к последнему эсхатологическому периоду перед самой кончиной мира, который пророчески предсказал на горе Елеонской Сам Господь Иисус Христос (Матфей, гл. 24; Марк, гл. 13; Лука, гл. 21), однако помимо образов, в прямых словах пророчества.
Архимандрит Пантелиимон писал в 1904 году: «В Откровении Иоанна началу последних времен соответствует снятие первой печати с книги судеб Божиих» [5].
Толковая Библия: «Ключ для понимания Апокалипсиса православный богослов должен искать в эсхатологической речи Спасителя (Мф. XXIV гл.). То, что предсказал Спаситель, как имеющее быть при конце мира, должно служить руководством к пониманию предсказаний Апокалипсиса» [6].
Сергий Булгаков: «Вступительной главой ко всему апокалипсическому изображению истории является именно глава VI-ая, в которой описывается последовательное снятие печатей Агнцем как раскрытие общего содержания истории. Эта общая картина напрашивается на сопоставление с так называемым Малым Евангельским Апокалипсисом, где та же мысль и откровение даются Христом, однако помимо образов, в прямых словах пророчества. Эти события изображаются в видениях четырех всадников» [7].