Да пожалуйста;
Альто, дорогой мой, ты же знаешь, как я к тебе отношусь и как тебя люблю. Без тебя даже скучно мне стало. А ты ещё не пожалел, что со мной связался? Заметь: не я первая начала. Но я просто вынуждена ответить на твои чувства.
Вот тебе подробности, каких ты вечно ищешь;
Мы до сих пор живем в обществе взаимного троллинга»
Автор книги «Психоблогинг» Марк САНДОМИРСКИЙ, чье имя внесено в Единый реестр профессиональных психотерапевтов Европы, рассказал «МН» о троллях и о том, как им противостоять.
— Какой механизм движет этими странными людьми?
— Троллинг — извращенная форма психологической защиты. У человека есть личные проблемы, он не удовлетворен жизнью, вынужден делать то, что ему совсем не нравится. В результате у него накапливается напряженность и недовольство собой. Тогда вступает в силу защита путем замещения: тролля в реальной жизни кто-то обидел, и теперь он вымещает свою злобу на том, кто не может дать ему отпор. Троллинг — невзрослое, незрелое поведение. Так поступают дети, когда дразнят кого-то или нарочно вызывают недовольство родителей, доводя их до белого каления. При этом ребенок подсознательно мстит родителям за свои обиды.
В обычной жизни закомплексованные люди, ботаны, в виртуальном пространстве часто превращаются в толстых троллей. Срабатывает механизм гиперкомпенсации: они очень хотят подняться — если не в глазах окружающих, то хотя бы в собственных глазах. Типичный тролль — человек с неустойчивой самооценкой: когда она падает под давлением критики, тролль стремится в интернет и старается снизить самооценку других пользователей, повышая тем самым собственную. Замечено также, что тролли часто метеозависимы, как и многие люди с неустойчивой психикой. Перепады давления, полнолуние, капризы погоды вызывают вспышки словесной агрессии в сети. Еще одна группа троллей — люди, по всей видимости, сексуально неудовлетворенные, мстящие в сети преимущественно представителям противоположного пола.
— Неужели кому-то такое злобное ребячество способно причинить сильные душевные страдания?
— Все зависит от стрессоустойчивости человека. Многие спокойно относятся к троллингу. Но есть люди уязвимые, ранимые, которые могут сломаться от малейшего посягательства тролля. Всех пользователей можно условно разделить на цифровых мигрантов и цифровых аборигенов. Первым сегодня далеко за 30 лет. Они активно, многие даже профессионально пользуются интернетом, но привычки к сетевому стилю общения у них нет, они слишком серьезно относятся к персональным нападкам в сети. Цифровые аборигены — молодежь и подростки. Они выросли в интернет-среде. Жесткие шутки — их стиль, они привыкли к троллингу. Зрелые же люди, становясь мишенью троллинга, воспринимают его болезненно. Они и обращаются ко мне за психотерапевтической помощью, причем чаще всего речь идет не о невротических, а о психосоматических расстройствах. После атак троллей у этих людей на почве стресса обостряются телесные недуги.
— Когда у вас появились первые такие пациенты и с каких интернет-платформ они к вам пришли?
— Троллинг в форумах, чатах, по мейлу не оказывает на жертву сильного психологического воздействия. На форумах ограничен круг участников, любое новое лицо там заметно, троллей сразу выкидывают с ресурса. Наиболее благоприятна для троллей среда социальных сетей и блогов. В «одноклассниках» в основном общались зрелые люди, знакомые друг с другом в офлайне, «вконтакте» подростки не переписывались, а обменивались аудио- и видео контентом, а вот «живой журнал» стал в 2006 году, по сути, первым популярным ресурсом для пишущих людей. Тогда же начал процветать троллинг. А поскольку изначально LiveJournal был американским ресурсом, агрессивные разборки русских пользователей никого не интересовали и тролли могли здесь вдоволь резвиться — именно оттуда я черпал богатый эмпирический материал для исследования.
— А где сейчас они резвятся?
— Везде, простора для них масса. Очень удобная среда для троллинга — Twitter: псевдонимность и полная безнаказанность. Пользователь может завести хоть миллион аккаунтов и бомбить жертву с разных сторон. Поскольку количество людей в сетях и блогах огромное, администрация ресурсов троллинг не отслеживает. Ресурсы просто дают рекомендации для пользователей: «Если вы стали жертвой тролля, вы можете его забанить» (внести в черный список). Но этим проблема не решается. Если троллинг локальный — тролль заглянул на вашу личную страничку в соцсети или ваш блог, испортил вам настроение, — вы можете его заблокировать, и у себя «в гостях» вы его больше не увидите. Однако остается дистантный вариант: тролль может искать те группы и сообщества, где вас знают, и там продолжать писать про вас гадости. Не говоря уж про групповой троллинг, так называемый буллинг: массовым атакам противостоять еще сложнее. В силу безнаказанности троллинг в России гораздо более интенсивен, чем, например, в Европе и Америке.