Настоящее исследование опирается надешифровкуФестского диска (Phaestosdisk, Phaistosdisk) российским историком и лингвистом А.А. Молчановым.
Более ста лет прошло уже, как был найден итальянской археологической экспедицией на раскопкахдворца на акрополе древнего города Феста на острове Крит известный диск, который датируется примерно 1600 г. до н.э. во время расцвета минойской цивилизации. Лицевая и обратная стороны диска покрыты штампованными знаками, которые образуют спиральные надписи.
Они в целом не дешифрованы до сих пор, несмотря на упорный труд многих исследователей. Но ими сделано немало. Не вызывает сомнений начало текста на стороне А и продолжение его на стороне В, направление чтения текста, а именно, справа налево, от края к центру, слоговый характер письменности, определение знака 02 «голова, украшенная перьями» как детерминатива и критское происхождение диска. Однако структура надписей не рассматривалась, имеется в виду расположение слов друг относительно друга.
Возникает вопрос. Раз текст необычный, а штампованный, то должен существовать какой-то текст, написанный от руки, читая который слог за слогом, подбирая штампы, медленно… делал соответствующие оттиски на глине древний миноец «печатник». Какой возможный вид у этого текста?
Ответ на этот вопрос мы получаем в результате структурирования текста Фестского диска (читая его теперь слева направо), в котором группы слов и отдельные слова располагаются друг под другом при условии соблюдения принципа симметрии. В результате этого мы имеем надписи напоминающие двусторонние секиры (две из которых двухлезвийные, а одна четырехлезвийная). В них лезвия похожи на серпы Луны.Поэтому мы делаем вполне вероятное предположение, что Фестский дискимеет связь с культом Луны, культом бога Луны, которому делались посвящения здравствующими правителями,принесением в жертву животных (в первую очередь быков), путем умерщвления их и последующего сжигания на кострах. Эту мысль подвержает то обстоятельство, что, как известно,диск был найден среди пепла, чернозема, а также большого количества обгоревших бичьих костей.
Выявленная нами структура текста Фестского дискаеще раз убедительно доказывает:
а) Что текст начинается на стороне А, а продолжается на стороне В, т.к. на стороне В помещены: остаток основной надписибольшой секиры, две надписи секир меньших размеров, а также короткая надпись самого«печатника».
б) Что дешифровки «центристов» (Мейер Э., ГеоргиевВ., ОленротД., Откупщиков Ю.В., Орешкин П.П., Гриневич Г.С., Шербан А.Т. и др.), читающих текст на обеих сторонах диска от центра к краю, мягко выражаясь, не корректны, т.к. начинать штамповать текст на стороне А со знака 38 слова А31, имея предыдущими два слова В1 и В2 на стороне В формы двусторонней (четырехлезвийной) секиры, «печатник» уж никак не мог.
Содержание текста этого диска — посвящения высокопоставленных правителей Крита богу Луны, скопированные, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырехлезвийная, возможно, использовалась и как лунный календарь. Сам диск, — Луна в полнолуние, — своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получитьблагословение бога Луны. Возможно, что количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение Фестскогодиска — оберег в виде клубка змеи для этих строений и всех живущих в них, т.к. у минойцевсчиталось, что змея в доме приносит Божье благословение. Видимо, Фестский правитель побоялся держать во дворце живую змею и заказал её из глины.