1. Символы. Художники.
Знаменитые художники и писатели нередко изображали в своих произведениях различных фантастических существ, чаще всего — устрашающего вида. Каким-то образом им удавалось сделать этих чудищ удивительно живыми и реальными. В чем тут секрет?
Оказывается, многие из деятелей искусства страдали той или иной формой душевного расстройства с галлюцинациями!
У испанского художника Франсиско Гойи периодически случались приступы, во время которых на него накатывала полная глухота, а вокруг мельтешили кошмарные призраки и демоны. Но он научился бороться со своим недугом, запечатлевая монстров на бумаге. На одном из офортов художник изобразил самого себя, сидящего, уронив голову на конторку и закрыв руками лицо. А вокруг носятся в воздухе отвратительные летучие мыши и совы. Иные из них уже вцепились в его спину когтями. Картина так и называется — «Сон разума рождает чудовищ»…
Голландский живописец Винсент Ван Гог зачастую писал картины в невменяемом состоянии. Он страдал ужасными приступами, когда рассудок его мутился и художнику казалось, что на него опускаются тучи черных птиц. Во время одного из таких припадков Ван Гог отрезал себе ухо — печально известный эпизод из его биографии.
У А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» среди бытовых сцен особняком стоит фантасмагорический «сон Татьяны»: за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот…
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке…
Откуда, из каких темных глубин подсознания поэта возникли образы этих страшилищ, не похожих даже на персонажей русского фольклора, выведенных им в сказках? Или не случайно они появились здесь: возможно, Пушкин, которого вообще считают личностью мистической, изложил на бумаге свои собственные видения, намекая на существование иного, параллельного мира?
В повести Н.В. Гоголя «Вий» помимо традиционных ведьм и чертей, присутствующих во многих произведениях писателя, появляются и совсем иные монстры, «непознаваемые» и оттого внушающие иррациональный ужас: «Сквозь сеть волос глядели страшно два глаза, подняв немного вверх брови. Над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионьих жал. Черная земля висела на них клоками». А каков сам Вий? «Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное». Кажется, что, как и у Пушкина, это нечто большее, чем просто вымысел.
Исследователи полагают, что фантазии МА. Булгакова также тесно связаны с его галлюцинациями. Первая жена писателя Т.Н. Киссльгоф сообщает, что он испытывал сильные боли, которые заглушал морфием. Змеи из повести «Роковые яйца» пригрезились ему именно в наркотическом бреду. Видимо, ему частенько мерещилась всяческая чертовщина. Тот же источник сообщает, что после переезда в Москву Булгаков постоянно рисовал на клочках бумаги портреты Мефистофеля. Так, вероятно, и возникли образы Воланда и его свиты, воплотившиеся затем в «Мастере и Маргарите». Поэтому повествование, где философская фантасмагория смешивается с планом реального бытия, и выглядит таким ярким и убедительным — ведь автор пережил это сам, в своем подсознании!
Нельзя, конечно, утверждать, что все фантастические произведения из области живописи и литературы написаны под воздействием галлюцинаций, но, думается, образы, порожденные подсознанием, сыграли немалую роль в творчестве многих гениев. Да и галлюцинациями ли были те замысловатые видения? Кто знает, не являются ли «вредные привычки» экзотическим способом познания мира, а душевная болезнь — умением видеть нечто, скрытое от глаз обывателей?
Аргентинский художник и скульптор Бенджамин Солари Парравичини еще в 30-х годах нарисовал наше настоящее и будущее, следуя велениям высшего разума.