“Способность к опережающему отражению, то есть способность живых организмов в той или иной мере моделировать будущее на основе экстраполяции опыта, является общей для представителей живой природы (обычно она ограничивается максимум десятью минутами реального будущего). Человек отличается значительно большей заинтересованностью в будущем, создает его проекции и модели.
Можно с большой степенью уверенности говорить, что причины человеческих поступков, постоянные выборы, которые мы совершаем, превращая множественное будущее в единичное прошлое, лежат именно в будущем.
Прошлое в наших выборах не играет никакой роли. Прошлое влияет на навыки, выбор форм, способы осуществления планов и действия. Выбор всегда осуществляется будущим. Отсюда патологическое стремление человека узнать, что будет. В нашем подсознании, или, быть может, в нашем сверхсознании,принципиально защищенном от осознавания, как утверждает П.В. Симонов, существуют различные модели будущего. Как правило, протяженность этих моделей,захват объема по превращению вечности в время, в сцепление событий, на много больше, чем действие опережающего отражения.
Прежде всего, стоит говорить о модели ожидаемого будущего. Почему прежде всего именно о ней? Потому что ожидание корректирует наши притязания. Человек может демонстрировать совершенно необычные притязания, вплоть до желания стать английской королевой или президентом США, но живет реально, совершает выборы и действия на уровне обычного клерка, на уровне обывателя. Почему? Потому что, если бы мы могли вычислить его содержание или каким-то другим образом снять эту информацию, или сам человек мог бы снять для себя эту информацию, он бы обнаружил в модели своего ожидаемого будущего ожидания обывателя. И вне этого объема человек ничего не ждет. «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Прошлого никому не жаль. Бегство в прошлое — это психологическая защита и только. Внутри у человека все настроено на будущее.
Что человек ждет? Как известно, что ждет, то и получает.
Нельзя помочь человеку, если то, что вы ему предлагаете, не входит в его ожидаемое будущее. Оно ему привычно и изменить ожидания он не может, потому что их не осознает, а притязания, как раз, осознает. Конфликт между уровнем притязания и уровнем ожидания — основной источник заработка для психотерапевтов.
Когда человеку предлагают изменить свою жизнь, он начинает сопротивляться изо всех сил. Почему? Потому, что мало того, что нужно изменить ожидания, то есть начать от себя требовать больше, надо еще получить гарантии.
Потому что рядом с ожидаемым будущим неколебимой стеной стоит модель гарантированного будущего. И в норме эта модель всегда со знаком плюс — все будет хорошо. И действительно, в норме, все знают, что будет хорошо. Гарантированно будет хорошо. Поэтому очень долго людям не страшно, не страшно пока не упрешься в стену. Поэтому человек совершает какие-то движения в жизни,только в случае наличия гарантий, желательно стопроцентных.
Но от кого можно получить такую гарантию? Ответ на этот вопрос человечество придумало — от Господа Бога. И вы хотите соревноваться с Богом, предлагая человеку измениться ? Осененный гарантией Всевышнего, человек торгуется по любому поводу. Какие вы мне можете предоставить гарантии? В отношениях, в делах, в любви, в учебе. Во всем. Потому что должен быть плюс.
И даже, если случилась катастрофа, и невозможно построить гарантированное будущее со знаком плюс, то это не значит, что человек отказывается от гарантированного будущего — он строит гарантированное будущее со знаком минус. Это особая категория. Такие люди и группы таких людей обычными способами не управляемы. Из них создаются секты, играя на психологической модели гарантированного — все будет плохо, в конце минус. Это асоциальные группы, по определению.
То есть с плюсом (вариант нормы) или с минусом (вариант отклонений в социальной адаптации) у человека есть то, что мы назвали — синдром гарантированного будущего. Еще раз подчеркиваю, гарантированное будущее неисчезает, когда невозможно поставить в конце плюс, на его месте появляется гарантированное будущее со знаком минус.
Естественно, человек делает выборы и действует в рамках ожиданий и в рамках гарантий, то есть убеждений.
Однако наряду с моделями ожидаемого и гарантированного будущего существует еще одна модель — это модель идеального будущего. Сказка. Внутренний психотерапевт. Сказка есть у всех. У самых прожженных циников, у самых рациональных людей, у всех. Какова функция этого сказочного, идеального будущего ? Такая же, как функция всякого идеала. Это виртуальность, о которой заведомо известно, что этого быть не может. Она никогда не обратится в реальность, но она утешает и успокаивает изнутри в отношении в себе самом для себя. Сколько ни пытайтесь, эту сказку сделать былью — это невозможно. Это только для себя.
Человек может ее рассказать, задача слушающего — простовыслушать и сказать: «Супер!». Все. Всякое покушение на сказку — это покушениена самого человека. Эта сказка питает его эмоционально-чувственную сферу.
Именно сказка и есть то, что человек лучше всего осознает из всех моделей своего будущего. Дело в том, что она ни на что не влияет практически. Она влияет на настроение, на внутреннее ощущение, из нее рождаются мечты, она кормит воображение, такая творческая вещь, но абсолютно бесполезная с точки зрения внешнего действия. Она не влияет на выборы, а лишь служит буфером между внешним и внутренним миром. Удары внешнего мира амортизируются этой внутренней сказкой.
Теперь допустим, что ваша рефлексия достигла небывалых высот, и вы в состоянии сами из себя извлечь информацию и об ожидаемом будущем, и о гарантированном будущем, и об идеальном будущем. С этого момента вам больше не на кого и не на что списывать все то, что с вами происходит. Вы родились как взрослый, абсолютно взрослый человек. Именно из такой ситуации рождается идея изменить свою жизнь.
Самый короткий путь изменить свою жизнь — это изменить будущее, потому что оно внутри. Снаружи никакого будущего нет. Снаружи есть многовариантность, множественность. Снаружи нет никакой предначертанности, а есть только соотношение каждого конкретного будущего конкретного человека и суммарного конвенционального или коллективного бессознательного, которое делает выборы, и, таким образом, превращает это множественное в единичное, что, собственно говоря, и есть настоящее.
Мы скользим по пространству, по бесконечности, скользим и оставляем эту самую линию под названием прошлое.
И еще один момент. Смыслы порождаются моделями будущего. Все, что не вписывается в модели будущего, для конкретного человека смысла не имеет.”
“Благодаря механизму опережающего отражения и модели будущего у нас всегда есть знак решения. То есть, человек приступая к решению какой-то задачи, заранее, бессознательно, как правило, знает что именно будет означать для него, что задача решена. Поэтому в человеческом поведении часто складывается такая ситуация: задачка уже решена, и для внешнего наблюдателя это абсолютно ясно, а человек все еще продолжает прикладывать усилия в направленииее решения, потому что он не получил тот знак, который бессознательно у него сформировался. Особенно это очень часто случается в препозиционных задачах, задачах, связанных с отношениями.
Есть установка, что решение обязательно обозначится конкретным знаком. Отсюда, будущее в психологическом преломлении — оно либо желаемое, либо гарантированное, либо ожидаемое. Поэтому если мы хотим адекватно интерпретировать поведение конкретного человека, мы, прежде всего, должны ознакомиться с его будущим, поскольку оно, по закону максимальной предсказуемости, как проекция устройства общей жизни, психологически присутствует в настоящем. То есть это, строго говоря, и не будущее вовсе.
Человек старается уничтожить будущее, превратив его:
— в желания: «хочу, чтоб так было»,
— в гарантии: «хочу гарантии, что, если я сделаю то-тоито-то, то я получу то-то и то-то»,
— в ожидания, когда человек говорит одно, но ожидает другое,вчем он может даже себе не признаваться … но опыт (?!) ему подсказывает, «что всебудет значительно хуже»…
Оптимист от пессимиста отличается тем, что у оптимиста преобладает желаемое, а у пессимиста — ожидаемое. Но и те и другие хотят гарантий. И даже при патологической адаптации личности, когда невозможно, в силу тех или иных причин, построить модель гарантированного будущего со знаком плюс, а только со знаком минус, все равно, оно должно быть гарантированное, то есть максимально предсказуемое.
Наше мышление (то, что мы называем «думать») есть бесконечная возня с будущим. И поэтому никто настоящего не воспринимает. Понятно, что я утрирую. Но в принципе, если говорить о каких-то взаимоотношениях с жизнью, то жизнь устроена так, что максимальная предсказуемость, как основной закон общежития, отражается в нашем мышлении. Поскольку НАШЕ мышление — это коллективное мышление. Ничего персонального в нем практически нет. В том, что обычно люди называют «ядумаю». Опять же, утрирую.
И, естественно, события, которые с нами происходят, оцениваются по соответствию или не соответствию имеющейся модели будущего. Поэтому, когда человек задает вопрос, он уже, какправило, знает ответ. И спрашивает не для того, чтобы узнать, а для того,чтобы получить подтверждение, что его ответ правильный. Но он и будет правильным, потому что гарантированное будущее в большинстве случаев среднестатистическое.
За счет этого механизма человек вписывается в систему коллективных ожиданий. И, таким образом, ликвидирует будущее как реальность, и,что самое печальное, события оцениваются по модели будущего. Даже если это неожиданное событие, все равно, человек инстинктивно скажет: «Я так изнал, я так и чувствовал, так и должно было случиться, потомучто если я не знал, не чувствовал и случиться должно было не так, тогда яоказываюсь сам с собой без «Мы». Вот то, что обычно называется „думать“.
Но поскольку «Я» есть у всех, но у одних оно прикреплено к личности (в основном), у других — к душе, у третьих — к биоприроде, но оно есть, поэтому кроме описанного способа псевдодумания есть еще и работа сознания. Сознание — некая загадочная штуковина, в которую входят: сверхсознание, подсознание, бессознательное, память. Память, когда дело касается персонального человека, — это его память. Память выделяют: оперативную, долговременную, кратковременную — аналогично подразделения сознания. То есть, когда мы говорим «сознание», то мы имеем нечто, происходящее с памятью, — в отличие от мышления, память представляет для нас прошлое. То, что в быту принято называть «опыт».
Естественно, каждый человек склонен считать, что его опыт исчерпывает всеобщий опыт, потому что он все равно есть «Мы», а не «Я». Но в автобиографиях, некоторых эмоциональных происшествиях и так далее, человек прошлое приписывает себе, а не коллективу. То есть, психологически прошлое единично. Таким образом, самоидентификация (ощущениесебя собой) вне Мы в норме полностью зависит от прошлого и ваших отношений с ним.
Когда прошлое в силу каких-то причин расходится с будущим, которое, на самом деле, заменяет нам настоящее, тогда происходит самоеудивительное, на что способен человек, — корректировка прошлого. То есть некоторые факты прошлого вытесняются, на их место ставятся выдуманные, фантастические факты, и человек осваивает эти выдуманные факты как реальные. Спустя некоторое время, он уже говорит об этом как о случившемся, как о реальном своем прошлом. Хотя борьба за прошлое — это самое бесполезное занятие из всех бесполезных занятий.
Но это не совсем так, ибо процесс согласования между будущим (как элементом мышления) и прошлым (как элементом памяти) и есть момент осознавания. То есть, будущее желаемое, ожидаемое или гарантированное, соотносится с прошлым. Вот почему наши иллюзии так реальны, и иногда даже более реальны, чем реальность, потому что они наши. Это согласование дает человеку возможность ощущать себя непрерывно существующим. Мы знаем много художественных произведений, посвященных кратковременной потере памяти: какой-то кусок вытеснился, и сюжет развивается по сценарию: вспомнить все, вспомнить почти все, не вспоминать ничего» и т. д.
Итак, то, что люди обычно называют осознаванием, — это согласование между мышлением, которое напрямую связано с потребностями, исознанием, которое напрямую связано с памятью. Вот такую картинку мы имеем на уровне персоны. Как мы видим, у такого человека нет реального настоящего и нет реального будущего, и очень часто нет реального прошлого, потому что оно,незаметно для него самого, уже перетасовано так, чтобы согласовываться с будущим.
Но есть еще одна удивительная совершенно вещь, связанная с наличием во внутреннем мире «Я» — это рефлексия, или так называемый (в текстах) «наблюдатель».
Есть два вида рефлексии. Вовлеченная рефлексия — это когда вместе с наблюдением идет процесс оценивания. Человек сам выставляетсебе оценки — либо по ходу события, либо (опять же) в прошлом. Оценки всегда построены на сравнении, ведь нет сравнения — нет и оценки. Человек сравнивает себя с другими людьми и на основании этого оценивает,то есть оценки — это всегда «Мы».
Нулевая рефлексия обеспечивается возможностью сформировать такую психологическую метаконструкцию как «невключенный наблюдатель», безоценочный.
Это то, что может сделать персона по пути к сдаче власти субъекту. Безоценочный наблюдатель просто смотрит и видит, то есть в нем сочетаются качества наблюдателя и состояние созерцания, только в данном случае созерцание направлено на себя (так называемого «себя»). И когда оно безоценочно, вы можете сами прийти ко всем тем умозаключениям (в такой формулировке или другой — это не имеет значения), к которым пришел я. Это плоды безоценочного наблюдения.
Собственно говоря, именно безоценочный наблюдатель является идеалом так называемого научного подхода. То есть, вы, никак неоценивая, просто регистрируете события внутренней жизни и внешней жизни. Но при безоценочном наблюдении манипуляции с прошлым не возможны, а значит, не возникает необходимость манипулировать (чтобы соотнести прошлое с будущим) со своими моделями будущего. Так появляется мотивация развития, так появляется самодисциплина, самовоспитание и прочие все «само».
Материал, который мы получаем случайно или преднамеренно отбезоценочного наблюдателя, вынуждает нас согласовывать прошлое и будущее в сторону изменения модели будущего.
Ибо механизм согласования прошлого и будущего может быть разным. Он может быть самым простым, когда прошлое подстраивается под будущее. Например, все знаменитые фразы «я заслужил», «мне должны» — это как раз подстраивание прошлого под будущее. То есть, я нахожу в прошлом аргументы, которые подтверждают мое право на такое гарантированное будущее, на такое желаемое будущее и на такое ожидаемое будущее.
Вариант второй, когда будущее подстраивается под прошлое. Это так называемый реализм. То есть, поскольку в прошлом было то-то и то-то, содержитсято-то, то-то, то-то и то-то, то мое будущее будет таким-то, таким-то, таким-то. Реализм является одной из распространенных ценностей: надо быть реалистом, надо учитывать прошлое для того, чтобы спрогнозировать свое будущее.
Более сложные механизмы согласования прошлого и будущего связаны с деятельностью сознания” …
“Более сложные механизмы согласования прошлого и будущего связаны с деятельностью сознания. Сознание — это некая метаконструкция, которая может быть организована тем или иным образом. Сознание — это всегда некоторое пространство. То есть N-мерность. Пространство всегда имеет несколько измерений. И в пространстве сознания, кроме прошлого и будущего, появляется так называемое «настоящее». Когда сознание активизировано, это и есть настоящее. Ведь самосознание не может находиться ни в прошлом, ни в будущем, по определению оно находится в настоящем. Отсюда все надежды на самосознание, которое опять же может послужить ступенькой выхода к субъекту.
Хотя существуют и различные структуры влияния пространства «Мы» на пространство персонального сознания, под названием коллективное сознание, коллективное бессознательное, архетипы, эгрегоры, ноосфера. Сознание (то есть сознание как пространство), тоже имеет тенденцию (поскольку это мое сознание) на поиск Мы.
Поэтому большинство традиций и систем, стремящихся развить в человеке субъекта, утверждает, что эволюционная работа возможна только при наличии двух факторов:
— фактора руководства со стороны того, кто уже субъект или кто уже прошел путь,
— наличия группы, объединенной общей мотивацией.
Пространство сознания может быть хаотическим, то есть, мало того, что оно включается и выключается совершенно неизвестным для нас образом, оно еще по своей структуре абсолютно хаотическое, и поэтому все результаты деятельности этого сознания абсолютно случайны.
Пространство сознания может быть структурированное. Структурированное пространство сознания отграничено. Ибо из категории явленное (как дано, так дано) переходит в категорию сделанного (имеющего внутри структуру). Вот здесь и появляется тот, кто структурирует.
Этот ТОТ, кто структурирует, может быть внешним, тогда мы это называем манипуляцией. А а может быть внутренним, тогда мы это называем «магнитным центром», «временно исполняющим обязанности хозяина» и, так сказать, первым приближением «Я». Это момент первого прикрепления «Я» к точке, ибо всякая структура имеет момент задающего генератора, место наименьшего сопротивления, точку сборки. Здесь появляется понятие точки и системы координат, которые помогут структурировать наше сознание.
Пространство сознания, в зависимости от того, как именно оно структурировано, начинает работать с базовой памятью (потому что сознание — это всегда, как мы уже говорили, это отношения с памятью), иначе чем до сих пор.
Собственно говоря, образование как таковое (не в смысле как запихивание в мешок разнообразной информации, в кладовку, а образование, при котором «что-то образуется…») — это и есть структурирование сознания. Качество образования зависит от качества структурирования сознания, то есть, строго говоря, от учителей, разнообразных учителей в разнообразных вариантах. Кто является «структуратором», структурирующим моментом вашего пространства сознания, очень важно. Значит, чтобы появилось самосознание в самом строгом смысле слова, окончательным структуратором своего пространства сознания должен быть «Ты». То есть ваш невключенный наблюдатель должен стать координатором вашего сознания, тогда вы — причина самого себя.
Значит, когда вы сам находите или порождаете метаструктуру, которая превосходит по уровню структурированности все имеющиеся у вас в наличии структуры и системы структурирования, тогда вы являетесь сами себе причиной. (Этого почти не случается, подозреваю, что, может быть, совсем не бывает, потому что эта специфическая деятельность по порождению структур дана очень немногим).
Но, поместив своего включенного наблюдателя в точку имеющейся структуры сознания, мы получаем тот самый магнитный центр, то есть наша персона (а в персоне главный, задающий инструмент — это сознание) приобретает центр, центрируется. Тогда согласование прошлого и будущего происходит в настоящем, у такой персоны появляется настоящее время. И это настоящее время есть то самое знаменитое субъективное время, длительность которого не зависит от длительности согласованного времени.
То есть у человека появляется собственное время, которому он уделяет продолжительность, интенсивность своего внутреннего бытия. Появление этого «магнитного центра» или «временно исполняющего обязанности» делает вашу личность целостной. Появляется целостность. В дальнейшем эта целостность может диффузно распространиться и на природу, то есть на натуру, и на «Мы», то есть на личность, и на эмоционально-чувственный мир, то есть на душу. Если это ваше структурированное сознание включает целостность восприятия самого себя — это и есть впервые появившийся «Я сам». Такое существо уже в состоянии выделять себя из «Мы». В сознании.
Такое существо в своем поведении, мотивации, мышлении как процессе решения задач по удовлетворению потребностей, учитывает максимальное количество исходных данных, не только требования личности, но и требования души и требования природы. У такого существа план решений структурно организован. Это действительно нечто творческое.
Проблема состоит в том, что с появлением этого переживания — ощущения себя как целого, переживания себя как целого, — возможно, так сказать появление, активизация таких качеств, как самость и гордыня. Поэтому на этом месте многие духовные искатели останавливаются навсегда. Это высшая точка, возможная для достижения в рамках персоны. Сложность внутреннего мира достигает своего предела, и восприятие сложности внешнего мира достигает предела. Так рождается творческая личность и творческая персона, нечто целое.
Все, что мы можем достигнуть в рамках социума, в рамках борьбы за ресурс — это деньги, слава, власть. Посмотрим на мотивацию достижения в рамках той логики, которую мы использовали при исследовании мышления и сознания. Принимая, что главный процесс — это согласование прошлого и будущего (в смысле, модели будущего), посмотрим на такую мотивацию как «хочу быть богатым».
Допустим, у вас действительно существует такая мотивация. Что значит действительно? Это означает, что в модели желаемого будущего у вас есть определенный уровень материального состояния, есть капитал. Следующий момент. А есть ли этот самый капитал в гарантированном будущем? А есть ли этот капитал в ожидаемом будущем? Только тогда можно узнать, действительно ли вы хотите стать богатым и насколько.
Значит, желаемое будущее, гарантированное будущее, ожидаемое будущее. Допустим, что в желаемом будущем вы видите себя обладателем капитала в тысячу чего-то. То, что для вас называется «хочу быть богатым». Но оказывается, это еще не есть «хочу». Смотрим, а что есть в модели вашего гарантированного будущего: гарантировано буду иметь. Но, так как вы еще и реалист, скептик, прошлое вам показало, то ожидаете вы меньшего. Так чего же вы хотите? Что из этого вы можете назвать настоящим, то есть реальным желанием, реальной мотивацией, которая будет определять ваши действия? Естественно определять будет вот это — гарантированное будущее.”
И.Н. Калинаускас