Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2019 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Дауншифтинг: история, философия, практика

Автор LtNemo - 11 июня, 2012  |  Просмотров: 5,649

Сам термин «дауншифтинг» - сугубо технический, и означает «переключение на пониженную передачу», замедление. Однако, составляющие его английские слова down и shift позволяют трактовать его и как “снижение», «сдвиг вниз». Впервые применив его к социуму в 1991 г., Сара Бен Бреатна, журналистка «Вашингтон пост», имела в виду его прикладное значение - это понятно из названия статьи: Trends; Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the ’90s, «Тенденции; Жизнь на пониженной передаче: Дауншифтинг: новое понимание успеха в 90-е».

Статья, с которой все началось

Статья, с которой все началось

При этом явление, которое описывалось в статье, практически не имело ничего общего с современным пониманием термина на пост-советском пространстве и в Европе (почему не в мире - чуть позже). Речь шла о том, что в погоне за карьерой и материальным достатком современные американцы затрачивают на заработок необходимых средств все больше времени и сил. В результате им просто некогда воспользоваться достигнутыми «преимуществами». В ответ в обществе возникла тенденция сознательного отказа от текущего профессионального статуса (и связанной с ним служебной занятости) и уровня потребления в обмен на более высокую степень свободы в своих действиях и душевного комфорта. Причем процесс приобрел массовый характер: Профессор-социолог Джулиет Шор (Juliet B. Schor) из Бостонского колледжа проводила ряд исследований дауншифтинга в начале 2000-х. Выяснилось, что снижение социального статуса наблюдалось у без малого 1/5 американцев. При этом, в своих публикациях она упоминает, что включающее пользование общественным транспортом или дешевыми авто, отказ от посещения различных модных шоу и кинопремьер, «… ухудшение их уровня жизни со стороны казалось невыносимым, но сами дауншифтеры были довольны».

История современного западного «упрощенчества»

Впрочем, сам термин «дауншифтинг» в англоязычных странах не прижился. В Америке и Англии его заменило понятие «простой жизни» (simple living). Корни его восходят к книге Генри Дэвида Торо «Уолден, или жизнь в лесу» (1855). Австралийцы также решили пойти своим путем. Поскольку уход от цивилизации здесь вначале осуществлялся в основном в направлении морских и океанских побережий - его стали называть SeaChange (морская смена, но существует и другие толкования - резкое изменение, отлив). Впрочем, многих из первых «пляжных» дауншифтеров постигла та же участь, что и «беженцев» в индийское Гоа. Бывшие вначале уединенными и лишенными благ цивилизации, с ростом населения эти места стали окультуриваться, обрастать бизнесом и инфраструктурой. И то, от чего бежали первопоселенцы, настигло их и здесь. Поняв, что места с привлекательной природой по мере обрастания внешними связями непременно засасываются цивилизацией, они стали использовать другие стратегии: вначале - TreeChange, то есть уход в деревню и лес, а чуть позже - HillChange, уход в горы.

Не удивительно, что дауншифтинг распространен в наиболее развитых странах. Куда дальше упрощать жизнь тому же зимбабвийскому или тайскому крестьянину? В новейшей истории Запада (в широком смысле) идеологическую основу дауншифтинга составила вначале философия хиппи, затем - книги канадца Дугласа Коупленда «Поколение X» (Generation X: tales for an accelerated culture), 1991, и американца Джона Дрейка «Дауншифтинг, или Как работать меньше и больше наслаждаться жизнью».

Нельзя сказать достоверно - повлияли ли эти книги на массовый исход из городов, или просто попали на благодатную почву - но число дауншифтеров в индустриальных державах растет с каждым годом.

В США и Европе наиболее популярными вариантами дауншифтинга являются: уход с работы (в их числе - и переезд в сельскую местность, и переход в сферу фри-ланса), переход на работу с сокращенным рабочим днем (в том числе - с меньшей почасовой оплатой), изменение сферы деятельности. Как и при зарождении тенденции, основные идеологические посылки - это снижение социальной нагрузки, уменьшение потребления материальных благ, переход к более экологичному образу жизни (включая органическое земледелие, сокращение отходов и охрану окружающей среды). Австралийцы же более ориентированы на реальное бегство из крупных населенных пунктов в сельскую местность, или вообще в дикую природу.

Впечатляет и порядок цифр: в США процент дауншифтеров всех форм за последние 10 лет составляет 19% от численности населения, за тот же период в Европе и Австралии - 25%. И это при том, что по статистике 50% «беженцев» из города в течение последующих 5 лет возвращаются обратно. Были попытки объяснить рост миграции увеличением количества людей преклонного возраста, которым уже некуда стремиться в рамках мегаполиса. Однако 4/5 дауншифтеров - люди до 50 лет, что по западным меркам - период делового расцвета. Даже в приверженной к патриархальным ценностям Японии с традиционным культом труда количество потенциальных дауншифтеров находится на американо-европейском уровне - около 20%. Другое дело, что в стране большая проблема со свободной землей, а эмигрировать японцы не любят.

Кризис и «уклонисты»

Поскольку ухудшения экономического положения особенно сказывается на уровне жизни средних и бедных слоев населения в странах «золотого миллиарда», здесь растет и число дауншифтеров. Англичанка Трейси Смит (Tracey Smith) даже основала в 2003 г. ежегодную Международную неделю дауншифтинга. При этом - пропорция достаточно четкая: чем хуже положение дел, тем больше белых и синих воротничков покидают города. Сейчас в Европе наибольшее количество переездов в сельскую местность наблюдается в Испании, Италии, Франции. Всего, по оценочным данным, общее число дауншифтеров в Западной Европе - порядка 12 млн.

Особняком стоит США. С виду благополучное, здешнее общество на самом деле пребывает в стрессовом состоянии. Самая больная проблема - недвижимость. Американцы по инерции с «жирных» 60-х годов никак не могут отвыкнуть жить в кредит. В период же кризисов им приходится становиться дауншифтерами порой против своей воли. Сейчас каждый месяц банки Америки аннулируют право выкупа закладной (при этом дом автоматически переходит в собственность финучреждения) на 250-300 тысяч домовладений. В зоне риска находится порядка 30% всех частных домов США - сумма ипотеки, которую нужно выплатить по ним, превышает стоимость самой недвижимости. Почти наверняка эти кредиты не будут выплачены - хозяевам приходится выбирать между репутацией добросовестного заемщика и оставшимся имуществом. Те же мортгейджи (закладные на недвижимость) в США составляются по принципу «дом и все, что в нем». То есть, если на момент, когда банк лишает заемщика права выкупа закладной, из дома было вывезено все остальное имущество - то на последнее процедура изъятия не распространяется. Поэтому многие американцы, понимая, что ипотеку уже не погасить, спасают хоть что-то. У кого-то остается достаточно средств (особенно если есть работа), чтобы нанять жилье, кто-то осознанно выбирает «простую жизнь», третьим - некуда деваться, кроме палаточного лагеря вроде этого:

Будни дауншифтеров поневоле

Будни дауншифтеров поневоле

(Нешвилл, Теннеси, 2011)

И таких вынужденных дауншифтеров с каждым годом все больше. Только зарегистрированные различными общественными организациями бездомные здесь насчитывают до 3,5 млн.

Отдельное слово следует сказать о таком явлении, как Preppers (самый близкий рксский аналог - «выживальщики»). Явление не сугубо американское, но здесь оно достигло грандиозного масштаба. Это люди, которые готовятся к наступлению разного рода катаклизмов вроде конца света или глобальных катастроф. Большую часть своего дохода они используют на приобретение различных полезных приспособлений, создание запасов пищи. А самые радикальные - перебираются в безопасные, по их мнению, места - в том числе, в сельскую местность, или в дикую природу. Всего, по оценкам журналистов, в процесс вовлечены не менее 4 млн. американцев. Об актуальности темы говорит то, что даже научно-популярные монстры отреагировали выпуском специальных шоу:

Doomsday Preppers от NationalGeographic


и Doomsday Bunkers  от Дискавери

Пост-советский дауншифтинг

По сути, первым «классическим» дауншифтером в Российской Империи был Лев Толстой, который употреблял собственный термин - «опрощение», означающий практически то же самое, что и импортное слово, появившееся гораздо позже. В советские годы из города в деревню было принято переезжать только по партзаданию, а за границу - под присмотром КГБ, поэтому база для формирования философии дауншифтинга (даже до появления самого термина) развивалась в среде хиппи, творческой интеллигенции и прочих неформалов. С развалом Союза и открытием границ В этой социальной среде проявилась тенденция к переезду на теплые побережья государств Юго-Восточной Азии, где можно круглый год обойтись без жилья, есть «ничейные» фрукты-ягоды, а большинство продуктов и товаров стоят копейки даже по сравнению с родными пенатами.

Однако к началу 2000-х годов стало появляться все больше сторонников собственно «опрощения» - переезда в сельскую или лесную местность, употребления в пищу продуктов собственного производства, и, конечно - минимизации влияния на жизнь индивидуума социума и государства. Наиболее яркий пример этого направления - один из первых российских мультимиллионеров Герман Стерлигов. Справедливости ради, следует отметить, что его путь к дауншифтингу был в значительной степени вынужденным. После неудачи с попыткой претендовать на президентский пост в России в 2004 г. бизнесмен оказался на мели, и был вынужден уехать на родину матери, в Можайском районе. Его пример может послужить наукой начинающим дауншифтерам, которые не вполне четко представляют себе реальное положение дел - когда вначале семья Стерлиговых построила роскошный особняк в глубинке, он был сожжен завистливыми соседями. Отшельники восприняли урок, и живут теперь в достаточно скромной усадьбе.

В последнее десятилетие увеличилось количество как самих желающих покинуть городскую суету, так и различных идеологических, культурных течений, исповедующих принцип единения с природой. Это и сторонники родовых поместий и экопоселений, различные ведические течения, иногда - откровенные секты, в последние годы возникло и движение выживальщиков (см. Preppers). При этом концепция - у каждого своя: кто-то стремится оборудовать новое место жительства с возможно большим комфортом, кто-то - в принципе стремится максимально автономизироваться от цивилизации, быть невазисимым от внешних источников энергии и пищи. Есть и отдельные личности, которые не засоряют себе голову сложными концепциями, а просто собирают нехитрые пожитки - и уезжают в глушь. В рунете один из наиболее ярких примеров - Виктор Сергиенко, в блогосфере более известный как Кошастый. Время от времени бывший программист находит время, отвлекается от своей новой крестьянской жизни, и публикует материалы о ней на своем сайте.

Бежать или сражаться: конфликт идеологий

У дауншифтинга есть свои сторонники (как имеющие живой опыт, так и «теоретики», желающие таковой получить), есть и противники (как правило, представления о предмете не имеющие). При этом первые в принципе не настроены на споры, и скорее склонны обсуждать практические вопросы с единомышленниками. Потому и существует огромное множество сообществ - как ациональных, так и международных. (Вот несколько самых популярных адресов: http://www.down-shifters.ru/, http://www.downshifters.in.ua/). Если все же и вступают в дискуссию, то приводят собственную мотивацию - почему решили уйти из бизнеса или из города вообще. Для вторых же собственное нежелание «понизить передачу» - вообще не предмет для обсуждения, они скорее видят свою задачу в том, чтобы объяснить, почему дауншифтингом заниматься не следует, а если кто и занимается - тот либо сумасшедший, либо лузер.

Один из наиболее распространенных аргументов «горожан» в пользу лузерства отшельников: «Бежит, потому что не смог построить карьеру, заработать денег, достичь успеха». При этом во внимание не берется, что у каждого свое понимание успеха, и кто-то не готов жертвовать моральными принципами ради положения в социуме, да и неинтересны ему игры, предлагаемые обществом. Кроме того, достаточно много дауншифтеров среди тех, кто как раз таки был достаточно успешен в городе. Достаточно много раздается упреков в «лентяйстве». В общем-то и ленится человек имеет право, а на деле - если такого критика отправить на месяц-другой потаскать воду и дрова, поухаживать за скотиной - точка зрения наверняка поменяется. Конечно, щелкать кнопками за компьютером и плодить пачки чрезвычайно ценных бумаг - тяжелая ноша, однако все же не такая тяжелая, как дубовое бревно или рюкзак килограмм под 30, который нужно протащить несколько километров по глубокому снегу.

Впрочем, на собственную точку зрения имеет право каждый - главное не навязывать ее окружающим. Особенно - дауншифтерам, которые именно в этом видят один из главных недостатков существующей социальной системы.

Дауншифтинг не грозит...

Дауншифтинг не грозит...


3 комментария к записи “Дауншифтинг: история, философия, практика”

  1. Мдааа! Не так то просто жить в глубинке.
    Чуть что не так - сожгут!
    А уж завистливых-то? Впереди Европы всей! О_о

    Цитировать
  2. Да просто не нужно в глубинку лезть, как будто ты там хозяин. Будешь с людьми нормально общаться - не сожгут ))

    Цитировать
  3. “Борьба с системой - часть самой системы” (С).
    Поэтому, на мой взгляд, дауншифтинг - вполне разумное решение. Не бороться с системой, а максимально от неё удалиться… Ну да каждому своё…

    Цитировать

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Дауншифтинг: история, философия, практика