Быть плохой девочкой
Возможно, у вас иногда возникало ощущение: будь вы «беспринципной, наглой пустышкой» или «хамоватой самодуркой», жить было бы намного легче. Если да, то усаживайтесь поудобнее — этот текст для вас.
Уже второй месяц я провожу игру «Плохие девочки».
Продолжаю открывать хорошим, добрым, ответственным людям их «плохие» и «темные» стороны. Так получилось, что в основном на игру собираются женщины, поэтому здесь будет много «девчачьих» примеров, но мужчинам эти знания тоже пригодятся. Главное, понять сам принцип.
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
Качества, которые ценятся родителями в ребенке, и качества успешного взрослого зачастую очень отличаются. Прямо скажем, ребенок, «удобный в обращении», предсказуемый и управляемый более предпочтителен, чем настойчивый, любознательный естествоиспытатель со своим собственным мнением.
Он должен помалкивать, когда надо, играть так, чтобы потом не было «мучительно больно», быть тихим и скромным в одних условиях, но бойко читать стихи на табурете в присутствии других. А потом бах… «ты уже большой». И вдруг оказывается, что надо стремиться, не тушеваться, «отвечать за», проявлять настойчивость, мотивировать себя, отдавать отчет и так далее.
Все эти полезные взрослые качества вырастают из «неправильных» и «неудобных» детских. Из-за того, что быть «плохим ребенком» — осуждаемо и небезопасно, эти качества у нас так и остаются детскими, черно-белыми с ярким и однозначным негативным окрасом. А жизнь взрослого человека бросает вызовы, требует расширения поведенческого репертуара и свободного владения разными стратегиями.
И какому ребенку придет в голову вести себя также, как та «выскочка» с маминой работы?
И вроде быть жадиной и эгоисткой было плохо, а уметь отстаивать свои интересы и понимать, чего хочется, — хорошо. Быть поверхностной и легкомысленной — плохо, а уметь адекватно оценивать свою зону ответственности, не перегибать со сверх-контролем и перестать размахивать морально-этическим флагом — очень даже полезно. Быть «выскочкой» и «в каждой бочке затычкой» — неправильно, а видеть возможности и выстраивать взаимодействие эффективно — отлично.
Для примера: внутренние установки «не выпячивайся», «не хвастайся», «будь скромнее», «не навязывайся» могут мешать развивать навыки самопрезентации, продвигать личный бренд или начинать разговор о пересмотре условий труда.
Эти установки могли звучать виде императива «не делай», «не будь», — или существовать в виде семейных историй, слушая которые, ребенок понимал, как поступать не надо. «Был у нас один такой — довыступался», «в нашей семье так не принято», «…и вот одна выскочка на работе». И какому ребенку придет в голову вести себя так же, как та «выскочка» с маминой работы?
«ЭТО ВСЕ МОЕ, РОДНОЕ»
Жадная, злая, вредная, эгоистичная, глупая, вызывающая, лицемерная… С тем, чтобы написать список, какой девочкой быть нельзя, никогда не возникает проблем.
Смысл нашей игры — достать эти «плохие качества», еще раз внимательно рассмотреть, примерить на себя, исполнить роль, подрастить их до взрослого состояния, и уже после принять решение «нужно или не нужно». Без сожаления оставить все, что не подходит, и взять то, что может пригодиться.
Одно дело — сожалеть о себе как о несостоявшейся «оторве, хулиганке и неряхе» и совершенно другое — все эти образы на себя примерить, наиграться в них вдоволь и с чистым сердцем. А затем, убрав все лишнее, использовать этот мощнейший ресурс.
Но есть одна хитрость. Сразу оговорюсь, что не всегда можно найти в себе зачатки желаемого взрослого качества. Можно, конечно, начать выращивать чахлые побеги лидерства в условиях вечной мерзлоты вопреки своему характеру, но мы идем другим путем.
Развитие того, что нам изначально было свойственно, имеет свои глубокие корни
Поэтому в игре движение начинается от тех «плохих» сторон, которые у вас когда-то были, когда-то проявили себя, «получили по шапке» и были вытеснены, спрятаны как вредные и опасные. В психологии это называется работой с Тенью. Мы с участниками ищем некогда свойственные им, «родные» качества, от которых пришлось отказаться, «не быть такой», и делаем этим качествам «прививку роста».
Можно не тратить время на подтягивание своих слабых сторон и создание «лучшей версии самого себя». Это долго, и нет никакой гарантии, что новые качества приживутся в системе ценностей. А вот развитие того, что нам изначально было свойственно, имеет глубокие корни и отзывается щемящим чувством. Это дает возможность сразу попасть на определенный уровень владения нужным качеством.
«НА ПРИМЕРКУ СТАНОВИСЬ»
Мозг — сложная система, организованная иерархически. Если нет мощного основания, все надстройки повисают в воздухе. Искусственно посаженный росток, будь то цель, установка, образ светлого будущего или мотив, быстро вылетают из системы.
Иначе постановку целей и создание мотивации можно было бы заменить директивным внушением, как при кодировании алкоголизма, и эффективность у него была бы столь же сомнительной.
Конечно, есть в нашем арсенале и другие хитрости — куда без секретов. Но начать эту работу вы можете прямо сейчас.
Напишите себе список тех обидных определений, которые вы помните о себе из детства. Либо перечислите те качества, какой именно «плохой» девочкой (мальчиком) быть нельзя. И, возможно, в них вы увидите ресурсы, так необходимые вам сегодня во взрослой жизни.
А тебе не противно от самой себя?…)
ЦитироватьЕй нравится быть “плохой девочкой”. Чтоб отшлепали ремнем.
ЦитироватьНапрашивается на люли?…
ЦитироватьАй люли, ай люли, прилетели журавли. Что то вспомнилось.
Цитировать“Мой дядя самых честных правил,
ЦитироватьКогда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог”.(c)
Как вы думаете, к чему я это запостила, в данном блоге?… Кто нибудь догадается или нет?…
ЦитироватьСлова колыбельной «Ай, люли-люли-люли, прилетели журавли»
Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли -
Сказку Маше принесли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Машу,
У нас Маша спит-спит.
А можно ещё короче и эффективнее :
Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли -
Надавали п…ли.
Не, ну а чо на лишние слова время тратить, ближе к делу. Пусть Маша уже просыпается.
Цитировать