Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Архимандрит. тоже Серафим.

Автор Antiskeptik - 9 сентября, 2012  |  Просмотров: 2,322

Этот монах симпатичен мне (был), до глубины души, когда читал о нём . (  тут ) . ( Это скорее всего последнее, чем желаю поделиться из книги этой..)

Отец Серафим был для меня самым загадочным человеком в Псково-Печерском монастыре. Происходил он из остзейских баронов. После окончания Тартуского университета в тридцатые годы пришел в монастырь на послушание к старцу Симеону.

Отец Серафим мало общался с людьми. Жил он в пещере, приспособленной под келью, очень сырой и темной. На службе он стоял весь углубленный в молитву, низко склонив голову, изредка, по-особому легко и благоговейно, совершая крестное знамение. И по монастырю отец Серафим проходил всегда такой же сосредоточенный. Нам, послушникам, преступлением казалось отвлечь его. Правда, иногда он сам коротко обращался к нам. Например, возвращаясь в келью с литургии, всегда давал просфору дежурному на монастырской площади. Или как-то один послушник – Саша Швецов – подумывал о том, чтобы оставить монастырь. Отец Серафим неожиданно подошел к нему и топнув ногой строго прикрикнул: «Нет тебе дороги из монастыря!». Сам он, прожив здесь безвыходно 60 лет, говорил: «Я даже помыслом не выходил из обители». В 1945 году его, правда, как немца выводили на расстрел наши солдаты, но потом передумали и не расстреляли.

Вообще, несмотря на свою замкнутость и суровость, он был необычайно добрым, любящим человеком. И его в монастыре все бесконечно почитали и любили. Хотя и относились со страхом, точнее с трепетом, как к человеку, живущему на земле с Богом, как к живому святому.

Помню свое наблюдение тех лет. Я некоторое время был иподьяконом у отца Наместника архимандрита Гавриила и заметил, что когда отец Серафим входил в алтарь, Наместник поспешно поднимался со своего места навстречу ему и приветствовал его с особым почтением. Больше он так не относился ни к кому. Каждое утро, зимой и летом, ровно в четыре часа, отец Серафим выходил из своей пещерной кельи, коротко осматривал монастырь – все ли в порядке – и, возвратившись в келью, растапливал печь, которую из-за пещерной сырости приходилось топить почти круглый год. Думаю, он ощущал себя особым хранителем монастыря, а может это и вправду было ему поручено. Во всяком случае, голос этого немецкого барона, великого монаха-аскета, прозорливого подвижника был всегда решающим в самых сложных решениях, которые приходилось принимать братии монастыря.

Отец Серафим редко говорил какие-то особые поучения. В прихожей его суровой пещерной кельи висели листы с высказываниями из святителя Тихона Задонского, и тот, кто приходил к нему, часто довольствовался этими цитатами или советом отца Серафима: «Побольше читайте святителя Тихона».

Все годы жизни в монастыре отец Серафим во всем довольствовался самым малым. Не только в еде, во сне, в общении с людьми, но и даже, казалось бы, в совсем обычных вещах. Например, в бане он никогда не мылся под душем, ему всегда хватало лишь одной-единственной шайки воды. Когда послушники спросили у него, почему он не использует душ, ведь в нем воды сколько угодно, он буркнул, что под душем мыться, все равно, что шоколад есть.

Как-то, году в 84-м, мне довелось побывать в Дивеево. А тогда это было не так просто как сейчас: поблизости находился закрытый военный город. Старые дивеевские монахини подарили мне частицу камня, на котором молился преподобный Серафим. Вернувшись в Печоры, я решился подойти к отцу Серафиму и подарить ему эту святыню, связанную с его духовным покровителем. Отец Серафим сначала долго стоял молча, а потом спросил:

– Что я могу за это для вас сделать?

Я даже немного опешил.

– Да ничего… – но потом выпалил самое сокровенное: – Помолитесь, чтобы я стал монахом!

Помню, как внимательно посмотрел на меня отец Серафим.

– Для этого нужно главное, – сказал он негромко, – ваше собственное произволение.

О произволении к монашеству он еще раз говорил мне через много лет, совсем при других обстоятельствах. Я тогда был уже в Москве на послушании у владыки Питирима. А отец Серафим доживал последний год своей земной жизни. Он уже, кажется, почти не вставал. Приехав в монастырь, я зашел повидать старца в его пещерную келью. И вдруг он сам завел разговор о монастыре, о нынешнем положении монашества. Это было очень необычно для него и тем более драгоценно. Из этого разговора я запомнил несколько главных мыслей.

Во-первых, отец Серафим говорил о монастыре с огромной, невыразимой любовью, как о величайшем сокровище:

– Вы даже не представляете, что такое – монастырь! Это… жемчужина, это удивительный бриллиант в нашем мире! Только потом вы это оцените и поймете.

Затем он сказал о главной проблемы сегодняшнего монашества:

– Беда нынешних монастырей в том, что люди приходят сюда со слабым произволением.

Только теперь я все больше понимаю, насколько глубоко было это замечание отца Серафима. Жертвенного самоотречения и решимости на монашеский подвиг в нас все меньше. Об этом, наблюдая за молодыми насельниками обители, и болело сердце у отца Серафима.

И наконец он сказал очень важную для меня вещь:

– Время больших монастырей прошло. Теперь будут приносить плод небольшие обители, где игумен будет в состоянии заботиться о духовной жизни братии. Запомните это. Если будете наместником – не берите много братии.

Таков был наш последний разговор в 1989 году. Я тогда был простым послушником, даже не монахом.

Прозорливость отца Серафима не вызывала у меня и моих монастырских друзей никаких сомнений. Сам отец Серафим очень спокойно и даже несколько скептически относился к разговорам о чудесах и прозорливости. Как-то он сказал:

– Вот все говорят, что отец Симеон был чудотворец, прозорливый. А я, сколько с ним жил рядом, – ничего не замечал. Просто хороший монах.

Но я не раз на своей судьбе испытал силу дарований отца Серафима.

Как-то летом 1986 года я проходил мимо кельи старца и увидел, что он собирается сменить лампу в фонаре у себя на крыльце. Я подошел к нему, принес табурет и помог вкрутить лампу. Отец Серафим поблагодарил меня и сказал:

– Одного послушника архиерей забрал в Москву на послушание. Думали, что ненадолго, а он там и остался!

– Ну и что? – спросил я.

– Ну и все! – сказал отец Серафим. Развернулся и ушел в свою келью.

В недоумении и я пошел своей дорогой. Какого послушника? Какой архиерей?..

Через три дня меня вызвал Наместник архимандрит Гавриил. Он сказал, что ему сегодня позвонил из столицы архиепископ Волоколамский Питирим, Председатель Издательского отдела Московского Патриархата. Владыка Питирим узнал, что в Печорском монастыре есть послушник с высшим кинематографическим образованием и обратился с просьбой к отцу наместнику прислать его в Москву: срочно нужны были специалисты, чтобы готовить телевизионную и кино-программу к 1000-летию Крещения Руси, празднование которого намечалось через два года. Послушником, о котором шла речь, был я. Кажется это был самый страшный день в моей жизни. Я умолял отца Гавриила не отправлять меня в Москву, но он уже принял решение:

– Я из-за тебя с Питиримом ссориться не буду! – отрезал он в ответ на все мои мольбы.

Лишь позже я узнал, что возвращение в Москву было еще и давней просьбой моей матушки, которая надеялась отговорить меня от монашества, а отец Гавриил очень жалел ее и ждал повод отправить меня к безутешной родительнице. А жесткие формулировки были в его обычном стиле.

Конечно же, я сразу вспомнил свой последний разговор с отцом Серафимом о послушнике, об архиерее, о Москве и бросился к нему в келью.

– Воля Божия! Не горюйте. Все к лучшему, вы сами это увидите и поймете, – ласково сказал мне старец.

Как же, особенно первое время, было тяжело снова жить в Москве. И тяжело именно потому, что, просыпаясь ночью, я понимал, что поразительный, несравнимый ни с чем мир монастыря – с отцами Серафимами, Иоаннами, Нафанаилами, Мелхиседеками, Александрами – далеко, за сотни километров, а я здесь, в этой Москве, где ничего подобного нет!


279 комментариев к записи “Архимандрит. тоже Серафим.”

Страницы: « 1 … 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 … 19 »

  1. russia_vp (10 сентября 2012 г. в 11:22)

    А какое право ты имеешь меня ограничивать в моих ограничениях других?

    Ты можешь и дальше быть столь же ограниченным и в силу своих ограничений ограничивать других.. но от твоих суждений другие не станут более ограниченными чем они сами есть.. и только ты и дальше будешь оставаться столь же ограниченным.. вот и вся соль в этом.. ты не можешь никого ограничить, кроме как самого себя.. когда однажды ты познаешь эту простую истину, тогда не захочешь оставаться ограниченным в то время, как те кого ты ограничиваешь своим умом, будут расширятся и возвращаться в свой законный небесный мир.. хотя, наверное, найдут те, кто не захочет покидать землю грешную и становится Богом.. и вполне возможно среди оставшихся тут будешь и ты.. )))))

    Цитировать
  2. Или ты будешь указывать Богу как и в каком качестве Ему проявится?!

    Он сам решает как Ему явиться и сообщает когда в какое время, чтобы это было авторитетно. Все явления Бога предсказаны в Бхавишье пуране и до сего времени всё сбывалось, что указывает на авторитетность ведического знания.

    Цитировать
  3. Ты можешь и дальше быть столь же ограниченным

    Не суди, да не судим будешь. Ты свою ограниченность не видишь, а судишь о моей. :)

    Цитировать
  4. А я гоняю по кругу ролик со смыслом жизни russia_vp. Мне очень смешно, Богу тоже и теперь я знаю, что Бог чувствует и переживает тоже что и я. :crazy: :D :lol:

    http://www.youtube.com/watch?v=v31pJqm_vJ8

    Цитировать
  5. Prostoj (10 сентября 2012 г. в 11:35)

    Причём, этот человек удивительно талантливо и доступно излагает свои мысли….

    Ещё будут сильные перемены. Пока ещё есть недоработки в виде:

    Я как раз разрушаю правила, которыми люди пытаются ограничить Бога..

    Бог свободен в ограничениях, он ничего не рушит. Скорее берёт как есть и преобразовывает. Ведь всё есть во всём, осталось это увидеть и выстроить в порядке. А порядок этот строго определён, например:
    - местной логикой и возможностями
    - уровнем развития Земли
    - направлением развития
    - звёздами
    - миром духов
    - …

    Дорогой мой друг, доработать придется тебе.. потому что процесс разрушения и процесс созидания - это один и тот же процесс, а не два разных.. невозможно построить нечто новое, не разрушив старое.. но это не значит, что все старое дОлжно разрушить.. разрушать дОлжно только то, что мешает становлению нового.. порядок и хаос это одно и тоже.. и есть лишь иллюзия порядка, как стремление из хаоса создать некий порядок.. если ты принимаешь некий порядок и отделяешь его от хаоса, тем самым ты уже ограничиваешь свое видение что есть что и как проявляется.. чтобы видеть сразу ВСЁ, нужно видеть порядок и хаос одновременно.

    Цитировать
  6. russia_vp (10 сентября 2012 г. в 11:39)

    Или ты будешь указывать Богу как и в каком качестве Ему проявится?!

    Он сам решает как Ему явиться и сообщает когда в какое время, чтобы это было авторитетно. Все явления Бога предсказаны в Бхавишье пуране и до сего времени всё сбывалось, что указывает на авторитетность ведического знания.

    Скажи об этом Богу.. что прежде, чем прийти к тебе на аудиенцию, чтоб Он заранее к тебе на примем записывался.. и желательно за сколько тысячелетий, позволь уточнить у тебя?! ))))))))
    Все сбывалось?! - ты лично был свидетелем фактов явлений бога?! - не смеши меня.. ха-ха-ха )))

    Цитировать
  7. russia_vp (10 сентября 2012 г. в 11:40)

    Ты можешь и дальше быть столь же ограниченным

    Не суди, да не судим будешь. Ты свою ограниченность не видишь, а судишь о моей

    Я сужу о твоей ограниченности в силу того как ты сам пытаешься ограничить меня в силу своей личной ограниченности.. все что ты пишешь обо мне - это и есть твоя самограниченность.

    Цитировать
  8. чтобы видеть сразу ВСЁ, нужно видеть порядок и хаос одновременно.

    Ну и… где в этой фразе разрушение? :D
    Единая целостность в постоянном непрерывном движении = в преобразовании себя.

    Дорогой мой друг

    :nea: пока ещё не друг. Другом стану когда/если родишься.

    Цитировать
  9. Prostoj (10 сентября 2012 г. в 11:50)
    Дорогой мой друг

    :nea: пока ещё не друг. Другом стану когда/если родишься.

    Моим другом является тот, кого я посчитаю таковым.. равно как и моим врагом станет тот, кого я посчитаю таковым.. ежели я не хочу иметь врагов, так никого и не сделаю своим врагом.. рождать же дОлжно тому, кто считает себя смертным.. я жив и мёртв одновременно и не рождаюсь и не умираю, ибо Вечен.. ты сможешь назвать меня своим другом, когда сам этого пожелаешь.. я ничего тебе не навязываю..

    Prostoj (10 сентября 2012 г. в 11:50)

    чтобы видеть сразу ВСЁ, нужно видеть порядок и хаос одновременно.

    Ну и… где в этой фразе разрушение? :D
    Единая целостность в постоянном непрерывном движении = в преобразовании себя.

    Разрушения нет.. начни с этого.. разрушение и есть созидание, т.е. преобразование..

    Цитировать
  10. Давно не было такого интересного блога, насыщенного умными мыслями.

    Цитировать
  11. Я сужу

    Так не суди. Это ты так любишь говорить? А сам не следуешь.

    Я всё сказалъ.
    Харе Кришна

    :)

    Цитировать
  12. Разрушения нет.. начни с этого.. разрушение и есть созидание, т.е. преобразование..

    Внимательнее будь.
    Каждая улитка истину видит. Но та ли это истина, что видишь ты?
    Так же и с тобой - ты видишь истину, но …
    Когда поймёшь - у тебя весь лексикон поменяется, каждое слово действием станет, … там всё будет по-иному совсем.

    Я уже был таким как ты сейчас. Отсюда пишу и понимаю что в тебе делается.

    Цитировать
  13. Prostoj (10 сентября 2012 г. в 12:24)

    Разрушения нет.. начни с этого.. разрушение и есть созидание, т.е. преобразование..

    Внимательнее будь.
    Каждая улитка истину видит. Но та ли это истина, что видишь ты?
    Так же и с тобой - ты видишь истину, но …
    Когда поймёшь - у тебя весь лексикон поменяется, каждое слово действием станет, … там всё будет по-иному совсем.

    Я уже был таким как ты сейчас. Отсюда пишу и понимаю что в тебе делается.

    Ты знаешь о том какой я сейчас?! Или ты рисуешь себе некий прообраз меня в своем уме.. я согласен с тем, что ты знаешь тот прообраз, который и нарисовал своим умом.. ты его сам и сотворил.. тебе ли не знать своё собственное творение.. но насколько прообраз, сотворенный тобой, соответствует оригиналу?! Скажи, обращал ли ты внимание на то, что я не говорю о том, кто и на каком уровне находится из вас, пока каждый из вас не начнет сам говорить обо мне?! - как думаешь почему?!

    Ты был таким как я?! ой-ля-ля.. ты был тем кем был ты, а не я.. я тут не причем.. я был другим равно как и сейчас я тот. кто я есть.. ты знаешь всего меня?! кто ТЫ?! - как можно знать того, кто является всем и ничем одновременно и способен проявляться в любой момент времени как угодно и только ему ведомо как и когда он проявится.. и если где-то и в чем-то ты узнал себя, глядя в меня, это не значит, что я такой же как ты, это значит, что ты, глядя в меня, вдруг узнал себя.. так это ты, а не я.. ты увидел себя в прошлом, но всё равно это ты, а не я.. я говорю с каждым из вас так, чтобы по возможности быть понятым каждому из вас.. но каким я проявлюсь на самом деле.. и если решу предстать перед тобой таким какой я есть?! - сможешь ли ты увидеть меня или услышать.. и многое будет зависеть от тебя самого, что и как ты способен видеть и понимать. Так в чем разница между мной и тобой?! - в образе мышления.. у тебя аналоговый образ мышления.. а у меня?! ты мыслишь категориями.. а я?! … так что ты знаешь обо мне?! - когда ты способен видеть мир лишь на том уровне, на котором находишься сам.. так о ком ты судишь?!.. не суди о других, ибо ты способен судить о них, лишь в силу своего уровня осознания, а значит каждый раз судишь лишь о себе самом.. так какой смысл тебе говорить о других, когда каждый раз ты говоришь лишь о самом себе?! ;)

    Цитировать
  14. Prostoj (10 сентября 2012 г. в 12:24)
    … каждое слово действием станет

    Слово и есть само действие..

    Цитировать

Страницы: « 1 … 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 … 19 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Архимандрит. тоже Серафим.