Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Архимандрит. тоже Серафим.

Автор Antiskeptik - 9 сентября, 2012  |  Просмотров: 2,322

Этот монах симпатичен мне (был), до глубины души, когда читал о нём . (  тут ) . ( Это скорее всего последнее, чем желаю поделиться из книги этой..)

Отец Серафим был для меня самым загадочным человеком в Псково-Печерском монастыре. Происходил он из остзейских баронов. После окончания Тартуского университета в тридцатые годы пришел в монастырь на послушание к старцу Симеону.

Отец Серафим мало общался с людьми. Жил он в пещере, приспособленной под келью, очень сырой и темной. На службе он стоял весь углубленный в молитву, низко склонив голову, изредка, по-особому легко и благоговейно, совершая крестное знамение. И по монастырю отец Серафим проходил всегда такой же сосредоточенный. Нам, послушникам, преступлением казалось отвлечь его. Правда, иногда он сам коротко обращался к нам. Например, возвращаясь в келью с литургии, всегда давал просфору дежурному на монастырской площади. Или как-то один послушник – Саша Швецов – подумывал о том, чтобы оставить монастырь. Отец Серафим неожиданно подошел к нему и топнув ногой строго прикрикнул: «Нет тебе дороги из монастыря!». Сам он, прожив здесь безвыходно 60 лет, говорил: «Я даже помыслом не выходил из обители». В 1945 году его, правда, как немца выводили на расстрел наши солдаты, но потом передумали и не расстреляли.

Вообще, несмотря на свою замкнутость и суровость, он был необычайно добрым, любящим человеком. И его в монастыре все бесконечно почитали и любили. Хотя и относились со страхом, точнее с трепетом, как к человеку, живущему на земле с Богом, как к живому святому.

Помню свое наблюдение тех лет. Я некоторое время был иподьяконом у отца Наместника архимандрита Гавриила и заметил, что когда отец Серафим входил в алтарь, Наместник поспешно поднимался со своего места навстречу ему и приветствовал его с особым почтением. Больше он так не относился ни к кому. Каждое утро, зимой и летом, ровно в четыре часа, отец Серафим выходил из своей пещерной кельи, коротко осматривал монастырь – все ли в порядке – и, возвратившись в келью, растапливал печь, которую из-за пещерной сырости приходилось топить почти круглый год. Думаю, он ощущал себя особым хранителем монастыря, а может это и вправду было ему поручено. Во всяком случае, голос этого немецкого барона, великого монаха-аскета, прозорливого подвижника был всегда решающим в самых сложных решениях, которые приходилось принимать братии монастыря.

Отец Серафим редко говорил какие-то особые поучения. В прихожей его суровой пещерной кельи висели листы с высказываниями из святителя Тихона Задонского, и тот, кто приходил к нему, часто довольствовался этими цитатами или советом отца Серафима: «Побольше читайте святителя Тихона».

Все годы жизни в монастыре отец Серафим во всем довольствовался самым малым. Не только в еде, во сне, в общении с людьми, но и даже, казалось бы, в совсем обычных вещах. Например, в бане он никогда не мылся под душем, ему всегда хватало лишь одной-единственной шайки воды. Когда послушники спросили у него, почему он не использует душ, ведь в нем воды сколько угодно, он буркнул, что под душем мыться, все равно, что шоколад есть.

Как-то, году в 84-м, мне довелось побывать в Дивеево. А тогда это было не так просто как сейчас: поблизости находился закрытый военный город. Старые дивеевские монахини подарили мне частицу камня, на котором молился преподобный Серафим. Вернувшись в Печоры, я решился подойти к отцу Серафиму и подарить ему эту святыню, связанную с его духовным покровителем. Отец Серафим сначала долго стоял молча, а потом спросил:

– Что я могу за это для вас сделать?

Я даже немного опешил.

– Да ничего… – но потом выпалил самое сокровенное: – Помолитесь, чтобы я стал монахом!

Помню, как внимательно посмотрел на меня отец Серафим.

– Для этого нужно главное, – сказал он негромко, – ваше собственное произволение.

О произволении к монашеству он еще раз говорил мне через много лет, совсем при других обстоятельствах. Я тогда был уже в Москве на послушании у владыки Питирима. А отец Серафим доживал последний год своей земной жизни. Он уже, кажется, почти не вставал. Приехав в монастырь, я зашел повидать старца в его пещерную келью. И вдруг он сам завел разговор о монастыре, о нынешнем положении монашества. Это было очень необычно для него и тем более драгоценно. Из этого разговора я запомнил несколько главных мыслей.

Во-первых, отец Серафим говорил о монастыре с огромной, невыразимой любовью, как о величайшем сокровище:

– Вы даже не представляете, что такое – монастырь! Это… жемчужина, это удивительный бриллиант в нашем мире! Только потом вы это оцените и поймете.

Затем он сказал о главной проблемы сегодняшнего монашества:

– Беда нынешних монастырей в том, что люди приходят сюда со слабым произволением.

Только теперь я все больше понимаю, насколько глубоко было это замечание отца Серафима. Жертвенного самоотречения и решимости на монашеский подвиг в нас все меньше. Об этом, наблюдая за молодыми насельниками обители, и болело сердце у отца Серафима.

И наконец он сказал очень важную для меня вещь:

– Время больших монастырей прошло. Теперь будут приносить плод небольшие обители, где игумен будет в состоянии заботиться о духовной жизни братии. Запомните это. Если будете наместником – не берите много братии.

Таков был наш последний разговор в 1989 году. Я тогда был простым послушником, даже не монахом.

Прозорливость отца Серафима не вызывала у меня и моих монастырских друзей никаких сомнений. Сам отец Серафим очень спокойно и даже несколько скептически относился к разговорам о чудесах и прозорливости. Как-то он сказал:

– Вот все говорят, что отец Симеон был чудотворец, прозорливый. А я, сколько с ним жил рядом, – ничего не замечал. Просто хороший монах.

Но я не раз на своей судьбе испытал силу дарований отца Серафима.

Как-то летом 1986 года я проходил мимо кельи старца и увидел, что он собирается сменить лампу в фонаре у себя на крыльце. Я подошел к нему, принес табурет и помог вкрутить лампу. Отец Серафим поблагодарил меня и сказал:

– Одного послушника архиерей забрал в Москву на послушание. Думали, что ненадолго, а он там и остался!

– Ну и что? – спросил я.

– Ну и все! – сказал отец Серафим. Развернулся и ушел в свою келью.

В недоумении и я пошел своей дорогой. Какого послушника? Какой архиерей?..

Через три дня меня вызвал Наместник архимандрит Гавриил. Он сказал, что ему сегодня позвонил из столицы архиепископ Волоколамский Питирим, Председатель Издательского отдела Московского Патриархата. Владыка Питирим узнал, что в Печорском монастыре есть послушник с высшим кинематографическим образованием и обратился с просьбой к отцу наместнику прислать его в Москву: срочно нужны были специалисты, чтобы готовить телевизионную и кино-программу к 1000-летию Крещения Руси, празднование которого намечалось через два года. Послушником, о котором шла речь, был я. Кажется это был самый страшный день в моей жизни. Я умолял отца Гавриила не отправлять меня в Москву, но он уже принял решение:

– Я из-за тебя с Питиримом ссориться не буду! – отрезал он в ответ на все мои мольбы.

Лишь позже я узнал, что возвращение в Москву было еще и давней просьбой моей матушки, которая надеялась отговорить меня от монашества, а отец Гавриил очень жалел ее и ждал повод отправить меня к безутешной родительнице. А жесткие формулировки были в его обычном стиле.

Конечно же, я сразу вспомнил свой последний разговор с отцом Серафимом о послушнике, об архиерее, о Москве и бросился к нему в келью.

– Воля Божия! Не горюйте. Все к лучшему, вы сами это увидите и поймете, – ласково сказал мне старец.

Как же, особенно первое время, было тяжело снова жить в Москве. И тяжело именно потому, что, просыпаясь ночью, я понимал, что поразительный, несравнимый ни с чем мир монастыря – с отцами Серафимами, Иоаннами, Нафанаилами, Мелхиседеками, Александрами – далеко, за сотни километров, а я здесь, в этой Москве, где ничего подобного нет!


279 комментариев к записи “Архимандрит. тоже Серафим.”

Страницы: « 1 … 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 … 19 »

  1. Дорогой мой..

    :D
    Понял-понял. Ай меня далеко и надолго.

    Цитировать
  2. Спрашивается зачем тогда выворачивать наизнанку себя

    потому что ты(я) сам(а) и есть движение…сама и есть этот …эммм..выворот :D

    Цитировать
  3. для наблюдателя

    Зачем наблюдать? А быть?

    Цитировать
  4. Аринка.Вернемся к теме монашества если есть,что сказать.А то доктор Антискептик нас заругает за тролинг не по теме.Простою можно ,его нет.

    Цитировать
  5. Аринка.Вернемся к теме монашества если есть,что сказать.А то доктор Антискептик нас заругает за тролинг не по теме.Простою можно ,его нет.

    ок, не будем не по теме :flower:

    Цитировать
  6. А то доктор Антискептик нас заругает за тролинг не по теме

    ок, не будем не по теме

    всё то у вас шуточки.
    вы ж знаете- мне (почти) всё - до лампочки.
    пишите что хотиться.
    не я ж здесь хозяин. а если б и был хозяином, позволил бы вежливую анархию везде. где польза есть,или может быть..

    Цитировать
  7. вы ж знаете- мне (почти) всё - до лампочки.

    Док,тем не менее вопрос у меня созрел как к ответственному автору который “есть”.
    Второй блог подряд про Батюшек, что сподвигло на сей труд? почему решил призвать светоконцующихся примером служителей веры в лоно церкви?

    Цитировать
  8. вопрос у меня созрел как к ответственному автору который “есть”.
    Второй блог подряд про Батюшек, что сподвигло на сей труд? почему решил призвать светоконцующихся примером служителей веры в лоно церкви?

    1. У меня книга эта в бумажном варианте на столе лежит. Нравилась(И Нравится). когда читал. Душевная, добрая, и даже местами с юмором.
    2. Сам я близок к Христианству. нутром своим. но к Христианству настоящему. внутреннему. где и церковь определяется как- единое сознание верующих(или идущих и стремящихся к вере), а не здания и каноны и догматы и ритуалы и прочее…

    3. Близок потому что нравится. и вполне удачно шёл. и вполне ещё иду(ноги волочу..). Но верю плотно, до дна и середины сердца мечом…
    и не представляю себе (и многим) более прямой и настоящей дороги.

    4. Более тонкоматериальные причины служащие поводами к копипастам подобным, затрудняюсь назвать. наиболее подходящий ответ: затрудняюсь ответить.

    5. У кого чего болит тот о том и говорит. ..- Мне нравится, а потому хочется делиться, ведь почитаю оное за наиболее правильное, ибо проверено лично мною, потому по нему я и иду. И доволен этой тропой.

    Цитировать
  9. #134 Selena (10 сентября 2012 г. в 14:22)

    Prostoj (10 сентября 2012 г. в 14:03)

    Ну наконец-то Мугамба позволил мне быть самим собой..

    А когда было по другому? + Почему слова ты принимаешь как поучение тебя? + Почему обращение к тебе ты воспринимаешь как нападение? = Почему не веришь в себя на деле?

    Дорогой мой.. я не воспринимаю как нападение на меня.. когда ты пишешь обо мне - это ты пишешь о себе и не понимаешь этого..

    Аха. :write: Значит, соответственно, когда ты пишешь о других, ты пишешь о себе. Значит, Мугамба - это ты. :write: Позволь уточнить, а хто ето такой?… Просто интересно… :wink:

    Цитировать
  10. p.s. Простой, рано ты похвалил Селену. :D

    Цитировать
  11. А когда было по другому? + Почему слова ты принимаешь как поучение тебя? + Почему обращение к тебе ты воспринимаешь как нападение? = Почему не веришь в себя на деле?

    Он просто не понимает, что Бог посылает к нему ангелов, и никого, кроме ангелов (Уолш). Он их называет Мугамбами. О_о :D

    Цитировать
  12. ЗЫ. Гневные тирады Селены продолжаютсо. :D :crazy:

    Цитировать
  13. Сколько в них эмоций, страсти, вопросительных и восклицательных знаков… Ооо… :angel:

    Цитировать
  14. Настоящая личность (эго). :angel:

    Цитировать
  15. А хде Бох?… Бох хде, я спрашиваю?!… :hell:

    Цитировать

Страницы: « 1 … 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 … 19 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Архимандрит. тоже Серафим.