Запреты
С самого рождения человек еще ребенком познает мир, сначала то что видит, потом звуками, ощущением и так потихонечку приобретает опыт что есть что. Но вокруг родители, бабушки, дедушки, родственники и т. д. каждый новому человечку что то вносит из своей жизни, учит, рассказывает, объясняет, так каждый человек узнает формы, цвета, названия предметов и даже ощущает их, пробует, грызет так сказать ребенок познает мир. Но как всегда не все просто, с самого раннего детства есть запреты. Всегда говорят: Нельзя!, нини!, не лезь! Иногда запрещая что то ребенку озвучивают что то страшное, например горячий утюг - много кто запрещая подходить к нему ребенку прикладывают палец потом его резко убирают и что то ужасное шипят, кривляются и говорят ни-ни! Знакомо? Но ребенок это принимает как игру, он не понимает, но ему весело когда так кривляются, шипят, и потому ему интересно, смешно и он тоже хочет прикоснуться. Каждый из вас это проходил, историй полно, все мы понимаем опасность чего то и ограждаем от этого ребенка, но как, кривляясь? и крича не лезь?
И так ребенок растет, стает юношей, потом еще старше, и с каждым днем новый запрет. Но по привычке с детства, каждый принимает это так как объяснили в детстве, игрой, что такое горячее он уже познал, дотронувшись и переболев, и узнав что это больно - это опыт, но это было потом, сначала это было весело кривляние, шипение и . д. И так становясь все взрослее человек принимает запрет как игру, и как то что это нужно понять и получить опыт. Потом когда таких “горьких” опытов будет достаточно может тогда человек по иному относится к запретам, может начинает анализировать, изучать, и принимать что это запрет, но это потом, с опытом. А пока его нет в молодом прекрасном возрасте, когда как чистый лист хочется его заполнить, побольше узнать, откинуть наконец запреты и войти в мир взрослым, делать все что хочется, если повезет конечно и как говорится “бог милует!”, т.е. оберегает от практики с каким то запретом.
А все корни всего то с детства, когда просто родители не убрали утюг, не скрыли розетки, не сделали того что бы ребенок попросту не дошел или не добрался до утюга, что бы не показывать ему вербально как это больно, он то ведь не знает что такое боль!!!!
Когда то видел фильм о детях индейцев, которые ползают и растут вместе со змеями, в каньенах, и для нас с вами самых не безопасных для жизни местах, но растут же, вырастают и живут. Может речь о другом, может цивилизация забыла что такое природа, и что раньше все жили с нею на Ты и жили, а сейчас все современное и люди умирают от вирусов, от укусов комаров, и нам рассказывают что нужно привывку и так современные врачи безсильны там где “бабка повитуха” запросто шепчет и все проходит…, а может просто нужно учиться жить по другому?
Каждая религия построена на запретах, так сказать самые элементарные правила чего нельзя делать, но почему то это никого не останавливает, все ищут причину в другом, оправдывают свои запретные действия и их нарушают. Придумали призыв:”запреты нужны для того что бы их нарушать!” А молодые горячие тела и умы с удовольствием берут их на вооружение и так сказать зарабатывают опыт,что бы опять передать своим детям, но как?
Все запреты ведут к тому, что нарушая их человек причиняет вред окружающим и себе, и это может быть смертельно, но правители вернее мировые правители очень хорошо осведомлены как действует на нас закон запретов, и запрещают еще больше - т. е. разрешая нам идти путем к смерти. Таким образом убивая людей, и тут никто не при чем, Запрещали же!
Потому давайте пересмотрим наши с вами запреты, и то как мы их передаем нашим детям, может попросту начать изменять передачу информации по другому объяснять ну и разумеется воспринимать!
“Когда то видел фильм о детях индейцев, которые ползают и растут вместе со змеями, в каньенах, и для нас с вами самых не безопасных для жизни местах, но растут же, вырастают и живут.” А сколько из них выживает?
ЦитироватьЗапреты нада запретить
ЦитироватьНе думаю я что если взять 100 процентов рожденных индейцев и 100% словян и взять ту же статистику живущих через 20 лет, то индейцев будет меньше. Не буду спорит это мне не известно но гуманность человечества сохранить жизни, приводит к вымиранию. Как в борьбе за пьянство “Сухой закон” и какие последствия - народ еще больше пил, разгул черного рынка и т. д. Тоже и тут.
ЦитироватьЯ долго не знал, как подъехать к этой теме, с какой стороны её откусить, пока наконец вчера не поругался с матерью.
Скандал возник из-за ее обиды на то, что я не принимаю ее помощь, временами довольно резко от помощи отказываюсь, а за уже оказанную не слишком усердно благодарю.
И вот, объясняя ей, почему со мной так происходит, я, попутно, наконец смог выразить словами нужные мысли.
Поступки и достижения обычного человека начинаются с его желания.
И чтобы желания стали достижениями, с ними должно произойти примерно следующее:
ЖЕАНИЕ через воображение порождает НАМЕРЕНИЕ.
НАМЕРЕНИЕ через волю порождает ПОСТУПОК.
ПОСТУПОК через принятие последствия порождает РЕЗУЛЬТАТ.
Но когда ребенок совсем мал, он полностью зависит от родителей, от матери преимущественно.
И тогда этот процесс упрощается до:
ЖЕЛАНИЕ через воображение порождает НАМЕРЕНИЕ.
НАМЕРЕНИЕ через [???????] порождает РЕЗУЛЬТАТ.
[????] означает “некий набор магических пассов”, который родитель выполняет за ребенка, по той причине, что тот пока не умеет сам.
Казалось бы, всё хорошо, так и должно быть?
Но.
По сравнению с тем, что должен уметь взрослый человек, из алгоритма оказываются “выкусаны” такие важные навыки как ВОЛЯ, ПОСТУПОК и ПРИНЯТИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Большинство родителей уверены, что ребенок этому “должен научиться сам”!
И потому готовы и далее быть мостом между его намерением и желаемым результатом.
Ты хочешь машинку? Ты точно хочешь вон ту красную машинку? [???????] Вот тебе машинка!
Причинно-следственная цепь между желанием и результатом разорвана.
В ее середину вклинился другой человек, который делает там [???????], и результат получается.
Откуда ребенок может научиться строить эту цепь до конца, если ему никогда не давали почувствовать её всю в действии?
Почувствовать, как ты, создав намерение усилием воли выжимаешь из себя поступки, с радостью наблюдаешь, как твои поступки запустили в окружающем мире какой-то процесс, механизм, круговорот, который на следующем витке вынесет тебе результат.
Это то магическое таинство, которое родители от детей буквально скрывают до последнего!
Вместо этого ребенку подсовывают какие-то странные, подчас уродливые конструкции с испорченной логикой.
“Хочешь машинку? Веди себя хорошо, тогда я тебе ее в пятницу куплю.”
“Хочешь краски и кисти? Вот принеси пятерку по-математике, и тогда тебе будут кисти”.
“Хочешь поехать на море? Да ты это не заслужил! У тебя одни двойки по литературе!”.
Все эти конструкции замещают то одно, то другое звено цепи “намерение-воля-поступок-последствия-результат”, но никогда не дают возможности построить её САМОМУ и ДО КОНЦА.
Цепь всё время в каком-то месте оказывается нарушена, и дальнейшее звено теряет всякую зависимость от предыдущего.
То тебя заставляют совершать поступок, из которого никак не следует нужный тебе результат (”получи пятерку по математике и будут тебе кисти”).
То твое намерение реализуют сразу же, не дав тебе ничего для этого сделать.
То, наоборот, лишают тебя всяких мотивов проявлять волю, заранее пообещав, что результата тебе не дадут по каким-то там причинам.
То тебя останавливают на твоих поступках и не дают ощутить последствия, и затем подпускают только уже к готовому результату (”порежь капусту, молодец, всё, иди, я тут сделаю салат, я тебя позову кушать”).
Всё это приводит к тому, что вырастает ребенок, не умеющий проходить путь от намерения до результата без посторонней помощи.
То у него не хватает “силы воли”, потому что его намерения сразу реализовывали.
То у него не хватает опыта оценивать правильность поступков и планировать, потому что он вырос на подменной, сломанной логике, когда его поступки не вели к нужному ЕМУ результату.
То у него не хватает смелости принимать как позитивные так и негативные последствия его поступков, потому что на этом этапе всегда вмешивалась “волшебная рука” родителя, и страховала чадо от “ударов судьбы”.
Встречаются даже люди, которые проявив волю, совершив поступок и приняв последствия, не могут трезво оценить полученный результат: суждения о том хорош он или плох за них всегда выносили другие люди, от мнения которых полностью зависел этот ребенок.
Потом у выросших детей трудности бывают самые разные.
Кто-то продолжает висеть на шее у родителей.
Кто-то приобретает устойчивую неуверенность в своих силах.
Кто-то становится “паразитом”, заставляющим других людей строить за них часть цепочки, а иногда и всю.
Кто-то, слишком поздно научившись-таки проходить цепочку, и поняв её ценность, никому больше не доверяет её построение и начинает остро реагировать на любые попытки других вмешаться (уйди! я сам!).
Кто-то просто становится неблагодарным, потому что ценность для него имеет только тот результат, который добыт полностью самостоятельно.
Конечно, спартанский метод обучения детей плаванию (кинуть в воду и смотреть что будет), по-моему мнению, слишком жесток, но всё же настаёт момент, когда для хорошего плавания надо снять с него надутый круг, вывести его на хорошую глубину и убрать поддерживающие руки.
ЦитироватьПловец должен понять, что теперь он не тонет потому что он плывёт. Сам!
Miropolk - наверное наболело, спасибо за столь обширный комментарий в моем блоге, идея у меня появилась, а концовки не видел, носился но решил написать как есть, а вы так сказать завершили.
ЦитироватьСколько можно об одном и том же?
Я бы и взрослым того же пожела…
А за детей уже можно не переживать… Они сами разберутся лучше нашего..
ЦитироватьСпартанский метод обучения детей плаванию может и жестковат, но очень эффективен. Знаю не по наслышке, проверено личным опытом
ЦитироватьИ вообще в методах спартанцев много есть чему бы нам стоило поучиться
Излишняя любовь зачастую приводит к прямо противоположным результатам
Кстати, действительно многие родители сликшом оберегают свои чада, мешая получать опыт. На мой взгляд это не правильно.
ЦитироватьЯ например не мешал своему ребёнку обжечь руку о свечку. Не мешал падать, и удерживал от этого жену. Не мешал пошкубаться с малышами и получить по носу. Зато теперь нет надобности в большинстве случаев одёргивать и кричать “нельзя”. Он не просто знает, о имеет собственный опыт, который оберегает лучше тысячи нельзя.
ИМХО, но ребёнку стоит давать свободу. Чем старше, тем меньше нужно лезть впереди него, помогая там где не надо. конечено и здесь нужно знать меру, но воспитание + возможность им получение нового опыта неважно негативного или позтивного, на мой взгляд растят не тепличное растение, а вполне самостоятельну личность.
На мой взгляд, большую ошибку совершают те родители, которые хотят, чтобы ребёнок “избежал тех ошибок, которые совершили они”. Зачем? почему нужно отказывать ему в опыте, и в свободе выбора. НУЖНО ПОНЯТЬ, что это его жизнь, и ничья больше! Упредить там, где вы считатаете нужным, но не решать за него, что нужно, а что нет.
Хороший блог и комментарии, спасибо! про детей вообще мало говорим, а может быть - это одна из важных тем. Мое детство счастливо только потому, что была свобода. На все четыре стороны! На юге - березняк в 5 км., на севере - огромный косогор, за западе - еще один косогор - дальний, с потайной пещерой, о которой ходили легенды еще с начала века… Клеверное поле под ногами, пахучий сосняк рядом. А ночью - звезды. Огромное небо! А вы знаете, как здорово прыгается в костре, когда в “царя горы” играешь? Не костер, а костра! Это мягкая “стружечка”, остающаяся после переработки льна. А в костре живут еще огромные жуки-носороги - такая “краснокнижная” редкость! Свобода, потому что пространство - на многие километры в стороны и ввысь! Естественная ЖИВАЯ природа. И ты в ней и с ней живешь нераздельно. А сейчас? В городе на небе даже Млечный путь неразличим. Какая уж тут свобода! Неестественное пространство создает неестественные ограничения… И мне по-честному жаль сына, не ходившего по клеверу босыми ногами (выехавши на пару часов за город - не считается: это тоже из разряда искуственного городского развлечения). И я включаюсь в эту любимую игру городской цивилизации под названием “Низзя”, в которой невозможно выиграть…
ЦитироватьСпасибо Марина! мало кто это оценил, видать не поняли.
ЦитироватьСергей, а Вы пишите еще! Ведь все идет из детства и отрочества - многие, если не подавляющее большинство “блоков” - оттуда.
ЦитироватьМое детство счастливо … потому, что была свобода
ЦитироватьБлог мало кто оценил, видать не поняли
Нет, я думаю потому, что много разного материала, много блогов частоменяющихся трудно сосредоточиться, вот и распыляешься по всем. А блог действительно хороший, и вы не расстраивайтесь, может его время еще не пришло
Люба, даН. наверное Вы правы. Вот мы часто пишем про принятие другого человека, про любовь к ближним и т.д. А заглянуть в себя - в прошлого? Ого-го сколько “нарыть” можно для работы! Вот я, к примеру, без отца росла - только сейчас, наверное, от этого комплекса освободилась. А комплекс этот под таким “завалами” был, что не сразу вообще поняла, что он был…
ЦитироватьДа, Марина, все мы родом из детства и все наше оттуда
ЦитироватьИли прошло?
Цитировать