Хамство непобедимо?
“Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства,
что оно непобедимо”
Сергей Довлатов
“Хам, хамуга, хамовщина - отродье,
бранное прозвище лакеев, холопов или слуг”
Владимир Даль
Некоторое время назад в прямом эфире радиостанции «Радио Свобода» прошла дискуссия литераторов и общественных деятелей, озабоченных широким распространением хамства в России. Вспоминая советские времена, участники передачи пытались найти ключевые признаки хамства. После довольно интересной дискуссии сошлись на том, что хамство все интуитивно чувствуют, но никак не могут определить. Встретившись с ним (как и, например, с порнографией на экране), все понимают, что это есть хамство (порнография), но почему это так, точно сказать не могут.
Это было бы небольшой проблемой, если бы хамства в нашей жизни с каждым днем становилось бы все меньше, если бы стремительно исчезало хамство правителей, руководителей и торговцев. Однако же нет, хамства становится все больше, создается впечатление, что технический и общественный прогресс лишь увеличивают количество хамства. Интернет и электронная переписка, предусматривающие возможность анонимности, переполнены хамством и вульгарностью, ведущие радиопередач считают хорошим тоном публично хамить позвонившим в студию, государственные и правоохранительные органы из слуг народа стремительно превращаются в надменных хамов.
Несвободна от хамства и сфера частного предпринимательства. «Менеджеры» торгового зала, уподобившись официантки совковой пельменной, хамят посетителям, и сами того не замечают. Руководители частных фирм на учебных семинарах горячо убеждают психологов, что хамство и агрессия – лучший способ управления и мотивации персонала.
Действительно, дать точное определение хамству непросто, но с тем, что это невозможно, я согласиться не могу. Некоторые новейшие разработки прикладной психологии, а также библейская история о Ное и сыне его Хаме, дают нам некоторые основания к тому, чтобы найти критерии хамства и способы противостояния ему. Именно, противостояния, поскольку даже Богу не удалось, несмотря на все старания, искоренить хамово потомство.
Пожалуй, первый случай хамства в истории человечества, неуважительный поступок Хама по отношению к его отцу Ною. История всем известная, но далеко неоднозначная, и дающая повод для множества толкований, укладывается всего в несколько десятков строк (Бытие, 9: 18-29). Сошедший после Потопа на землю со своими женами и сыновьями Ной, среди прочих дел, насадил виноградник. Видимо, плохо знакомый с свойствами забродившего виноградного сока, Ной перебрал и уснул голый (хотя в этой ситуации обычно засыпают одетыми) в своем шатре. Его сын Хам, увидев эту неприглядную картину, честно рассказал об увиденном своим братьям. Те же, глубоко чтя отца, взяли одежды, взгромоздили их на спины, и, пятясь задом, приблизились к отцу и накрыли его. Когда Ной проспался, стыдливые братья рассказали о поступке Хама, и отец пообещал тому, что его четвертый сын (Ханаан) будет отдан в рабство. Хам не стал оспаривать решения отца, лишь молча удалился.
Читать эту историю мне всегда было странным. Ведь Хам повел себя совершенно естественно и спонтанно, увидев необычную картину, он рассказал о ней братьям. Конечно, неплохо было бы и самому прикрыть отца чем-нибудь от позора. Хотя, после потопа на землю сошли лишь сам Ной, его сыновья и их жены. Особого повода стыдиться вроде бы не было.
Я небольшой специалист в библейских текстах и теологии, но и у опытных толкователей этот момент вызывает некоторое недоумение, заставляя предполагать гомосексуальную связь между отцом и сыном или даже оскопление отца (Ной прожил еще триста пятьдесят лет, но так и не смог, или не захотел произвести на свет четвертого сына). Психоаналитик, конечно, усмотрел бы в этом событии борьбу за лидерство в семье и попытку завладеть женой Ноя. Оставив в стороне эту проблему специалистам, отметим следующее. Хам вел себя естественным, даже животным способом, явно пренебрегая иерархией и социальным нормированием, за что четверть его потомства была отдана в рабство.
Именно «хам» или «хамуга» в России было обычным презрительным обращением к рабу, не уважающему иерархию и не умеющему себя правильно вести. Попробуем сделать шаг вперед и обозначим ключевые психологические выводы, следующие из этой истории.
Хамство как рабство
Хамство цветет в условиях безответственности. По этой причине хамство значительно чаще встречается либо среди слуг и рабов, переложивших всю ответственность на своих хозяев, либо среди неподконтрольного никому начальства.
Пользователь сети, спрятавшись за экранам компьютера; бесконтрольный и никому неподвластный владелец полу-подпольной фирмы; чиновник, решения которого невозможно оспорить; милиционер, охраняющий вельможную персону, - все они чувствуют безответственность, и потому хамят чаще, наглее и изощреннее.
Агрессия, как главная составляющая хамства, процветает именно в условиях безответственности, которую дает власть или анонимность. Попробуйте у хамящего чиновника уточнить его фамилию, должность и номер телефона вышестоящего начальства. Посмотрите, как измениться его поведения. Он либо всеми силами будет пытаться сохранить свою анонимность, либо попробует сложить с себя всякую ответственность, и тем и другим подчеркивая свое рабское положение.
Хамство как животный автоматизм
Хам в библейской истории повел себя совершенно естественным и спонтанным образом. Увидев любопытную картину, он поспешил сообщить об этом честно рассказать братьям, за что и пострадал. Братья же наябедничали отцу, вместо того, чтобы разобраться с самим Хамом. Хотя мне и симпатизирует способ поведения скорее Хама, чем его братьев, в этой спонтанности и открытости Хама некоторые усматривают признак отсутствия культуры и воспитания.
С точки зрения многих богословов «культурное» поведение требует от людей намного больших усилий, чем автоматическое животное реагирование. В мире животных существует несколько способов справиться с трудностями. Сильные и уверенные в своей неуязвимости звери используют агрессию , стремятся разрушить организм партнера, уничтожить его. Слабые и трусливые применяют бегство и совершенствуются в умении прятаться и маскироваться. Особо хитрые цепенеют и притворяются мертвыми. Некоторые всеми возможными способами стараются вызвать к себе отвращение, сделать так, чтобы приближаться к ним было противно.
Названные способы самозащиты присущи всем живым существам, имеют очень древнюю историю и поэтому срабатывают у человека первыми, не требуют особых усилий и не предполагают высокого уровня культуры. Спокойная же и конструктивная коммуникация требует специальных навыков, которым некоторые люди просто не обучены. Многие же скатываются на животный уровень реагирования и в силу психологических, эмоциональных проблем. Агрессия дает таким людям иллюзию самоутверждения, бегство – иллюзию защищенности.
Поскольку агрессия и агрессивность всегда присутствуют в хамском поведении, то хамством могут быть названы агрессивные действия человека, чувствующего свою безнаказанность и (или) анонимность.
Здесь конечно встает вопрос о том, что такое агрессия, и этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Существует множество психологических теорий агрессии, и на сегодняшний день не выработаны единые критерии агрессивных действий. Очень условно агрессией можно назвать осознанное или неосознанное стремление человека нарушить или разрушить физическую или психологическую целостность другого. В сочетании с рабской (низкой) культурой, безнаказанностью и анонимностью мы получаем хамство в первом приближении. Если добавим сюда серьезные личностные проблемы хама, то основные контуры явления, которому мы собираемся противостоять, будут нам ясны.
Хамство как протест против рабства (попытка унизить другого)
Библейская притча наводит нас еще на одну мысль, которая касается уже не содержания, а причин хамства. Поскольку большинству людей свойственно стремление к личностному росту развитию, та хамство можно рассматривать в качестве протеста против рабского состояния. Расцвет хамства при социализме может служить некоторым указанием на то, что если человек лишен возможности лично проявить себя в своих личных достижениях, отмечаемых и признаваемых обществом, то он стремиться выделится за счет унижения окружающих, злоупотребляет любой властью, используя её для унижения или уничтожения окружающих.
Агрессивная демонстрация силы, переодевание в камуфляж и навязчивое подчеркивание своего статуса, власти и силы можно также рассматривать как желание избавиться от рабства, приобретающее хамские и болезненные формы.
Иллюзия того, что в мире все устроено по принципу «выиграл или проиграл», что победить можно только за счет другого человека, унизив или обокрав его, заставляет человека быть агрессивным, скатываясь на животные способы улаживания тех проблем, которые изначально имеют социальный, человеческий характер.
http://www.hamstvo.net/
Я поняла, Алин.
ЦитироватьЯ представляла…
Только… ты ни когда не демонстрировал это…
Цитироватьне демонстрировала….
ЦитироватьАлин, а я ждала какой-то реакции на… нашу с тобой переписки в ЛС
ЦитироватьПравда, не совсем такую но информация к размышлению опять выплывает из виртуальных закоулков
Ой, девоньки, чейт мИне Хроникат вспомнилсИ - любовь моя первая на ентом сайте
ЦитироватьК моему большому сожалению…. это вы видите во мне врага….
И видите то… чего и в помине нет….
Потому и объединились…. что общий враг… объединяет…
И мне очень интересно…. почему во мне врага вы видите?
ЦитироватьЛариса, скажи, а почему ты решила, что в тебе здесь кто-то видит врага?
ЦитироватьТы сама чужими мыслями высказала своё отношение к хамству, сама же и присудила пальму первенства людям по своему критерию, сама провоцируешь людей к разборкам, сама высказалась “за врагов”.
Зачем тебе этот постоянный цирк во всех блогах? Поговорить больше не о чем?
С чего взяла ты… что я собираюсь вышивать крестиком… и играть к какое-то там буриме…. в котором нифига не соображаю?
Т.е…. ежели я этого не могу… то я - изгой?
Цитироватьscanira (29 октября 2012 г. в 23:19)
ЦитироватьЛариса, скажи, а почему ты решила, что в тебе здесь кто-то видит врага?
Ты сама чужими мыслями высказала своё отношение к хамству, сама же и присудила пальму первенства людям по своему критерию, сама провоцируешь людей к разборкам, сама высказалась “за врагов”.
Зачем тебе этот постоянный цирк во всех блогах? Поговорить больше не о чем?
Тань, привет Услыхала, всеж, что я тебя кличу
Я не знаю… зачем вам весь этот цирк…. ежели ведётесь каждый раз…
Я провоцирую… Вы - высказываете своё мнение….
Многие - самым отвратительным образом…
Кажется… всё довольно и предельно ясно
Цитироватьscanira Ой, хотела прокомментировать твой пост, но передумала и стерла коммент
Цитироватьну это уж черезчур..
Цитироватьхотя ладно, примем за очередную провокацию
Нет, Лара,
Это ты сама себя раздразниваешь, подзадориваешь и… “тратишься”))) остальные достаточны и ровны - так вижу.
Мнения - то да могут быть разные, но это не так важно, как то, что видно - именно ты “воронка” для себя же… Съедаешь сама себя зачем-то. И почему-то думаешь, что развод удаётся Ошибаисси. Отвечают тебе скорее из жалости, чем из желания насолить, позлить и прочие твои фантазии)))
———————-
Зорь, привет))) Аха
ЦитироватьАй напомнила ты про Хрониката, с чего бы?
Антискептик… в данном случае нет никакой провокации…
Я просто признаюсь в том… что провоцирую…. вас… периодически… не всегда… на ваши внутренние эмоции…
И мне очень забавно потом за вами наблюдать…
Хотя… иногда и боль чувствую…
Цитировать