Ум - слуга
10 октября 1986 г., Бомбей
Любимый Бхагван,
Часто мне хотелось задать Вам тот или иной вопрос, но стоило мне немного подождать, как Вы сами давали мне на него ответ, И в то же время мне становилось ясно, что это глупые вопросы, порожденные моим умом, но не сердцем. Вопреки любым ответам сердцу моему хочется лишь плакать, а уму - лишь знать. Не могли бы вы рассказать, как быть с непрестанно вопрошающим умом, который по существу не трогают никакие ответы? Или я просто греческий осел?
Ученик, умеющий ждать, получает в нужное время ответы на все свои вопросы. Но умение ждать - великое качество. Оно сочетает в себе глубокое терпение и огромное доверие. Ум не умеет ждать. Он всегда торопится. Терпение ему неведомо. Поэтому он продолжает нагромождать вопрос на вопрос, так и не получая ответа.
Это весьма деликатно и непросто для понимания: важен не сам ответ, а своевременность его получения, готовность к этому. Иначе он просто просвистит у вас над головой.
Нетерпеливый ум задает слишком много вопросов. Он забывает о том, что задавание вопросов само по себе лишено смысла, важен на самом-то деле только ответ. Но ответ нуждается в тишине, покое, открытости и восприимчивости - качествах, чуждых уму. И поэтому ум все продолжает спрашивать на протяжении тысячелетий и все не получает ответа.
В мире ума существуют только вопросы. В мире сердца - лишь ответы. И это потому, что сердце умеет просто ждать, не задавая вопросов. И пусть весна приходит в свое время. Оно умеет ждать, как ждет земля, томясь от жажды, но зная, что придут облака, обильные дождем, как всегда они приходили. И нет причин для недоверия. Ведь мир не знает исключений, когда доверие бы не оправдалось, ожидаемое не свершилось, а терпение не было бы щедро вознаграждено.
Функции сердца и ума противоположны, диаметрально противоположны. Ум рождает философии, теологии, идеологии. И все это вопросы, на которые нет ответов.
Сердце просто ждет. И в нужный момент ответ сам собою распускается в нем, подобно цветку. У сердца нет вопросов. И тем не менее оно получает ответ.
У ума тысяча один вопрос. Тем не менее он никогда не получает ответа, поскольку не знает, как его получить. Ваш ум переполнен вопросами. И все же вы могли заметить, что ответы на них пришли один за другим. И это порождает в вас новое понимание, новое доверие. Новые измерения открываются: необходимость ждать в состоянии бодрствования и готовности. И тогда, если это необходимо, ответ явится.
Вы могли также заметить глупость большинства вопросов, занимающих ум. И не большинство даже, все они глупы по той простой причине, что, задавая их, ум не утруждает себя восприимчивостью к ответам. Его больше интересуют сами вопросы. Даже если он и получает ответ, сам он в это время уже занят новым вопросом. К примеру, он может, выслушивая ответ, сделать из него еще десяток вопросов.
Вопросы возникают в уме примерно так, как вырастают листья на деревьях. И мало-помалу они становятся все глупее и глупее. Ведь не так уж и просто придумать много существенных вопросов, а малое их количество не способно удовлетворить запросы ума.
Он жаден. Ему хочется обо всем спросить. Он желает знать все, но ничего не готов понять. Но существует лишь несколько существенных вопросов. И лишь один основной. Однако малым количеством не удовлетворить жадности ума.
Вы, вероятно, поразитесь, узнав, что этимология английского слова “greed” (”жадность”) восходит к весьма странному санскритскому корню. …skip…
Итак английское слово “greed” (”жадность”) восходит к тому же корню, что и санскритское “giddha” (”стервятник”). Стервятник - один из самых отвратительных представителей среди всех известных птиц. И жадность являет собой одно из самых отвратительных мыслимых свойств человеческой натуры.
Ум - это и есть стервятник. Его ничем не удовлетворишь. И чем больше ему даешь, тем больше он берет и тем больше требует. Чувство благодарности ему чуждо. Он вечно жалуется, что ему мало. Всего ему мало.
Вопрос следует за вопросом: осмысленный за бессмысленным, релевантный за нерелевантным, - и в уме совсем не остается места, куда бы мог проникнуть какой бы то ни было ответ. Он так запружен вопросами… Сердце не знает вопросов.
Здесь-то и кроется одна из загадок жизни: с одной стороны, ум, вечно задающий вопросы и никогда не получающий на них ответов; с другой - сердце, никогда ни о чем не спрашивающее и получающее ответ.
Об одном только нужно не забывать: уму присущ шум, просто-таки сумасшедший шум. Сердце может получить ответ, но из-за шума, не стихающего в уме, этого не заметить. Не почувствовать, что ответ уже в нем, что оно беременно им.
Ум не просто нарушает ваши внутренние покой и тишину. Он нарушает их до такой степени, что сердце, ответственное в вас за слушание тишины, ожидание и восприятие, отказывается от какой бы то ни было связи с вашим существом.
Ум приобретает монополию на все ваше существо, попросту выжив из него сердце. Будучи безмолвным и будучи джентльменом, сердце не вступает в спор, а просто спускается вниз по улице и ждет на обочине дороги. Ум стремится захватить всю территорию.
Ученику необходимо понять ситуацию. Диктат ума должен быть уничтожен, ум - только слуга, не господин. Истинный господин - сердце, поскольку именно в нем возникает все прекрасное. От него исходит все подлинно ценное: ваша любовь, ваше сострадание, ваша медитация. Все, что обладает истинной ценностью, распускается в саду вашего сердца.
Ум - пустыня, где ничто не произрастает - один лишь песок да бесплодная земля. Она никогда не приносит ни цветов, ни плодов. И вам должно стать ясно, что не нужно так заботиться о своем уме, как вы о нем до сих пор заботились. Его надо поставить на свое место. Трон отдайте сердцу.
Это та революция, совершив которую, ученик становится посвященным. И случается это тогда, когда сердце становится господином, а ум - слугой.
Помните, что ум - превосходный слуга. Это лучший слуга и худший господин на свете.
Сердце, будь оно на троне или на улице, - ваша единственная надежда, единственная возможность соединения с собственной сущностью, единственный мостик, соединяющий вас со всем сущим. Лишь оно дает возможность песням рождаться в вас, звездам - делиться с вами светом, а вашей жизни походить на праздник и танец.
Вы спрашиваете, как же остановить этот постоянно вопрошающий ум, как воспрепятствовать этому непрестанному потоку тупых вопросов.
Тут-то каждый и совершает неверный шаг. Если пытаться остановить ум, ничего из этого не выйдет. В жизни вам его не остановить.
Попросту игнорируйте его, не замечайте. Пускай он себе болтает. Относитесь к уму отстраненно, безразлично. Будто для вас абсолютно не имеет значения, сотрясает он воздух вопросами или нет. Лишь такая отчужденность, подобное игнорирование, которому Будда подобрал точное название “upeksha”, такое безразличие мало-помалу приведут к чуду.
Вам не добиться желаемого результата посредством борьбы. Ведь в борьбе вы отдаете противнику свою энергию. Вы направляете на ум свое внимание, а он им питается. Вы запутываетесь в его сетях, он же наслаждается славной схваткой. Никому еще не удалось остановить ум посредством борьбы. Уясните для себя главное: не предпринимайте никаких шагов к борьбе.
Просто игнорируйте, отстраняйтесь и предоставляйте уму делать все, что ему угодно. И когда ум почувствует, что от него отвернулись, увидит, что им больше не интересуются и что кричать бесполезно, - его все равно не услышат и даже не поинтересуются, что в нем происходит, - тогда он остановится.
… Ум при вашем безразличии к нему начинает испытывать одиночество. Кому же тогда задавать вопросы? Напротив, проявляя к нему интерес и любопытство, будучи им увлечены, вы тем самым питаете его.
Безразличие к уму и есть медитация. Тогда все его вопросы сами собой исчезают как абсолютно бессмысленные. А когда прекращается умственная болтовня, в вас воцаряются тишина и покой, дающие возможность различить тихий, ровный голос своего сердца.
Ошо “Мастер - пустое зеркало”.
Человек не сможет сразу остановить ум, поэтому двигается к Истине через его дебри. Ну и, разумеется, пользуется им (ищет, думает, сопоставляет факты, анализирует). Сначала идёт понимание умом (личностью), но! без ОСОЗНАНИЯ это понимание ровным счётом ничего не даёт. А ОСОЗНАНИЕ это уже другой уровень, не-ума (Истинной Сущности). Истину познать умом невозможно!
“Истина не может быть найдена через ум. Если вы хотите искать истину, ум придётся отбросить. К истине, реальности, жизни, существованию вы должны прийти совершенно лишёнными ума, совершенно голыми, совершенно не затронутыми никакими идеологиями, совершенно пустыми, тотально пустыми. Лишь тогда вы придёте к истине. Иначе, к чему бы вы ни приходили, всё будет играми вашего ума, проделывающего над вами трюки”.
Скорее всего заблуждается*)) Потому что так уверенно говорит -_- Как мне удалось выяснить: у него чувства - это животные инстинкты, которые не имеют отношения к человеку*))) Но вот такой парадокс: Интуиция напрямую связанна с чувствительным миром, и с помощью ума, человек не сможет логично понять её, но она есть в человеке, и имеет реальную информацию вне знаний ума. Ум может принять её, или из за того что не смог понять - не придать весомого значения к этому реальному феномену. Ум это не вера*)_)) - Однако, и ум неотделимая часть человека, который отвечает за мыслительное преобразование. Поэтому лишится ума, считай калека.
Без-умный, Без-ума, вряд ли отвечают за свои действия, за свои слова*)
ЦитироватьЧтобы достичь просветления никакой ум или осознание или разум не обязателен,нужно просто решение покаятся перед Богом и стать лучше.Это просто.
ЦитироватьХотя бы перед собой -_- Поэтому кто там хочет избавляться от ума? Ошо? Пусть катается на своем колесе обозрения, вам оно надо?*)))))))
ЦитироватьА кто говорит, что нужно лишиться ума.
ЦитироватьЧто бы покаяться перед Богом - нужна мысль, что у нас формирует мысль? - Ум, правильно.
ЦитироватьИз господина его следует сделать слугой. Инструментом. Чем он и был задуман вначале. Нет же, власти ему захотелось.
ЦитироватьЕсли исходить из того, что Ошо был типичный бизнес–гуру, его учение не может не содержать элемент манипуляции. Это не значит что все его тексты надо забраковать, но это надо учитывать. Именно этим я объясняю явный перекос в сторону чрезмерного Эго–борчества и Умо–борчества у Ошо
ЦитироватьИстинное покаяние при помощи ума невозможно.
ЦитироватьНет перекоса. Всё верно он говорит. И, кстати, постоянно напоминает о том, что борьба ни к чему не приведёт, разве что к ещё худшим результатам (енто как в Библии - одного беса выгонишь, семеро вернутся).
ЦитироватьОдин тибетский лама написал книгу «Абсолютный ум, относительный мир». Я не понимаю зачем нужно дискредитировать понятия «ум» низводя его до уровня какой–то мусорной структуры
ЦитироватьНаписано проше что не нужно понимание законов,изучение cвятых писаний,а просто решение.Нужно покается и всё.Потому написано не через достижение умом приходит просветление и этому нельзя научится.
ЦитироватьВот сказал например себе правду что люцифер и всё достиг просветления.
Борьба не означает кидаться с шашкой наголо, а создание явного образа типа «ум мой враг»
ЦитироватьAwtar (31 августа 2012 г. в 14:23)
ЦитироватьЧтобы достичь просветления никакой ум или осознание или разум не обязателен,нужно просто решение покаятся перед Богом и стать лучше.Это просто.
Нагрешил - покаялся, нагрешил - покаялся и жизнЯ