Ум - слуга
10 октября 1986 г., Бомбей
Любимый Бхагван,
Часто мне хотелось задать Вам тот или иной вопрос, но стоило мне немного подождать, как Вы сами давали мне на него ответ, И в то же время мне становилось ясно, что это глупые вопросы, порожденные моим умом, но не сердцем. Вопреки любым ответам сердцу моему хочется лишь плакать, а уму - лишь знать. Не могли бы вы рассказать, как быть с непрестанно вопрошающим умом, который по существу не трогают никакие ответы? Или я просто греческий осел?
Ученик, умеющий ждать, получает в нужное время ответы на все свои вопросы. Но умение ждать - великое качество. Оно сочетает в себе глубокое терпение и огромное доверие. Ум не умеет ждать. Он всегда торопится. Терпение ему неведомо. Поэтому он продолжает нагромождать вопрос на вопрос, так и не получая ответа.
Это весьма деликатно и непросто для понимания: важен не сам ответ, а своевременность его получения, готовность к этому. Иначе он просто просвистит у вас над головой.
Нетерпеливый ум задает слишком много вопросов. Он забывает о том, что задавание вопросов само по себе лишено смысла, важен на самом-то деле только ответ. Но ответ нуждается в тишине, покое, открытости и восприимчивости - качествах, чуждых уму. И поэтому ум все продолжает спрашивать на протяжении тысячелетий и все не получает ответа.
В мире ума существуют только вопросы. В мире сердца - лишь ответы. И это потому, что сердце умеет просто ждать, не задавая вопросов. И пусть весна приходит в свое время. Оно умеет ждать, как ждет земля, томясь от жажды, но зная, что придут облака, обильные дождем, как всегда они приходили. И нет причин для недоверия. Ведь мир не знает исключений, когда доверие бы не оправдалось, ожидаемое не свершилось, а терпение не было бы щедро вознаграждено.
Функции сердца и ума противоположны, диаметрально противоположны. Ум рождает философии, теологии, идеологии. И все это вопросы, на которые нет ответов.
Сердце просто ждет. И в нужный момент ответ сам собою распускается в нем, подобно цветку. У сердца нет вопросов. И тем не менее оно получает ответ.
У ума тысяча один вопрос. Тем не менее он никогда не получает ответа, поскольку не знает, как его получить. Ваш ум переполнен вопросами. И все же вы могли заметить, что ответы на них пришли один за другим. И это порождает в вас новое понимание, новое доверие. Новые измерения открываются: необходимость ждать в состоянии бодрствования и готовности. И тогда, если это необходимо, ответ явится.
Вы могли также заметить глупость большинства вопросов, занимающих ум. И не большинство даже, все они глупы по той простой причине, что, задавая их, ум не утруждает себя восприимчивостью к ответам. Его больше интересуют сами вопросы. Даже если он и получает ответ, сам он в это время уже занят новым вопросом. К примеру, он может, выслушивая ответ, сделать из него еще десяток вопросов.
Вопросы возникают в уме примерно так, как вырастают листья на деревьях. И мало-помалу они становятся все глупее и глупее. Ведь не так уж и просто придумать много существенных вопросов, а малое их количество не способно удовлетворить запросы ума.
Он жаден. Ему хочется обо всем спросить. Он желает знать все, но ничего не готов понять. Но существует лишь несколько существенных вопросов. И лишь один основной. Однако малым количеством не удовлетворить жадности ума.
Вы, вероятно, поразитесь, узнав, что этимология английского слова “greed” (”жадность”) восходит к весьма странному санскритскому корню. …skip…
Итак английское слово “greed” (”жадность”) восходит к тому же корню, что и санскритское “giddha” (”стервятник”). Стервятник - один из самых отвратительных представителей среди всех известных птиц. И жадность являет собой одно из самых отвратительных мыслимых свойств человеческой натуры.
Ум - это и есть стервятник. Его ничем не удовлетворишь. И чем больше ему даешь, тем больше он берет и тем больше требует. Чувство благодарности ему чуждо. Он вечно жалуется, что ему мало. Всего ему мало.
Вопрос следует за вопросом: осмысленный за бессмысленным, релевантный за нерелевантным, - и в уме совсем не остается места, куда бы мог проникнуть какой бы то ни было ответ. Он так запружен вопросами… Сердце не знает вопросов.
Здесь-то и кроется одна из загадок жизни: с одной стороны, ум, вечно задающий вопросы и никогда не получающий на них ответов; с другой - сердце, никогда ни о чем не спрашивающее и получающее ответ.
Об одном только нужно не забывать: уму присущ шум, просто-таки сумасшедший шум. Сердце может получить ответ, но из-за шума, не стихающего в уме, этого не заметить. Не почувствовать, что ответ уже в нем, что оно беременно им.
Ум не просто нарушает ваши внутренние покой и тишину. Он нарушает их до такой степени, что сердце, ответственное в вас за слушание тишины, ожидание и восприятие, отказывается от какой бы то ни было связи с вашим существом.
Ум приобретает монополию на все ваше существо, попросту выжив из него сердце. Будучи безмолвным и будучи джентльменом, сердце не вступает в спор, а просто спускается вниз по улице и ждет на обочине дороги. Ум стремится захватить всю территорию.
Ученику необходимо понять ситуацию. Диктат ума должен быть уничтожен, ум - только слуга, не господин. Истинный господин - сердце, поскольку именно в нем возникает все прекрасное. От него исходит все подлинно ценное: ваша любовь, ваше сострадание, ваша медитация. Все, что обладает истинной ценностью, распускается в саду вашего сердца.
Ум - пустыня, где ничто не произрастает - один лишь песок да бесплодная земля. Она никогда не приносит ни цветов, ни плодов. И вам должно стать ясно, что не нужно так заботиться о своем уме, как вы о нем до сих пор заботились. Его надо поставить на свое место. Трон отдайте сердцу.
Это та революция, совершив которую, ученик становится посвященным. И случается это тогда, когда сердце становится господином, а ум - слугой.
Помните, что ум - превосходный слуга. Это лучший слуга и худший господин на свете.
Сердце, будь оно на троне или на улице, - ваша единственная надежда, единственная возможность соединения с собственной сущностью, единственный мостик, соединяющий вас со всем сущим. Лишь оно дает возможность песням рождаться в вас, звездам - делиться с вами светом, а вашей жизни походить на праздник и танец.
Вы спрашиваете, как же остановить этот постоянно вопрошающий ум, как воспрепятствовать этому непрестанному потоку тупых вопросов.
Тут-то каждый и совершает неверный шаг. Если пытаться остановить ум, ничего из этого не выйдет. В жизни вам его не остановить.
Попросту игнорируйте его, не замечайте. Пускай он себе болтает. Относитесь к уму отстраненно, безразлично. Будто для вас абсолютно не имеет значения, сотрясает он воздух вопросами или нет. Лишь такая отчужденность, подобное игнорирование, которому Будда подобрал точное название “upeksha”, такое безразличие мало-помалу приведут к чуду.
Вам не добиться желаемого результата посредством борьбы. Ведь в борьбе вы отдаете противнику свою энергию. Вы направляете на ум свое внимание, а он им питается. Вы запутываетесь в его сетях, он же наслаждается славной схваткой. Никому еще не удалось остановить ум посредством борьбы. Уясните для себя главное: не предпринимайте никаких шагов к борьбе.
Просто игнорируйте, отстраняйтесь и предоставляйте уму делать все, что ему угодно. И когда ум почувствует, что от него отвернулись, увидит, что им больше не интересуются и что кричать бесполезно, - его все равно не услышат и даже не поинтересуются, что в нем происходит, - тогда он остановится.
… Ум при вашем безразличии к нему начинает испытывать одиночество. Кому же тогда задавать вопросы? Напротив, проявляя к нему интерес и любопытство, будучи им увлечены, вы тем самым питаете его.
Безразличие к уму и есть медитация. Тогда все его вопросы сами собой исчезают как абсолютно бессмысленные. А когда прекращается умственная болтовня, в вас воцаряются тишина и покой, дающие возможность различить тихий, ровный голос своего сердца.
Ошо “Мастер - пустое зеркало”.
Я и не собиралась убеждать…
ЦитироватьБарбоска, не обижай aNnet.
ЦитироватьaNnet хорошая.
ЦитироватьВот именно - предлагаемую теорию надо собственным примером доказывать, а иначе пустая болтология получается… в лучшем случае, в худшем (как в прмере с Ошо) - попытка манипуляции.
ЦитироватьДля интуиции наработок ума не нужно. А общеязыковые(символьные) принятые навыки нужны чтоб записать это доступным к пониманию остальными…
ЦитироватьГениями не становятся, ими рождаются(как-то так)
О! Да! Ждём-с.
ЦитироватьНе, почему… И становятся тожа…
ЦитироватьЯ её обижаю?
ЦитироватьЯ практически бегу от неё, поджав хвост и повизгивая!
А рождаются, как мне кажется, усе гениями…
ЦитироватьТожа нинадо. Она хорошая. У неё печеньки есть.
ЦитироватьЛадненько, Сканира, походу мы уже немного о разном говорим*))))) А про интуицию и случайности я прекрасно понимаю, ничего удивительного*))) Вспомогательные способности человека, и каждый их развивает осознанно или нет. Сокрыта от глаз людей истина, вот и не знаем ни чо о вспомогательных способностях, воот сами гадаем*)))
ЦитироватьХде манипуляция в данном блоге?…
Цитироватьscanira, это почему же для интуиции наработок ума не нужно? Интуитивное, цельное восприятие приходит как раз в результате огромной практики. Это верно например для боевых искусств, да и для любых искусств вообще. От рождения человек может обладать способностями в данной области, но если он эти способности не станет развивать то скорей всего «зароет талант в землю»
ЦитироватьСмотря где. В профессиональной сфере одно без другого не бывает.
ЦитироватьТак вот именно об этом и идёт речь в статье. Т.е. - ум, который не используется по его назначению, и есть враг твой. А назначение ума не зацикливание сам на себе и на личностных заморочках, а быть преданным “слугой”, инструментом для человеческого существа.
Цитировать