Учение Махамудры
В линии Карма Кагью тибетского Буддизма Тилопа является апостольным Гуру и учителем Наропы,
который передал дальше по линии приемственности сформированные Шесть Йог (практик йоги).
Это наставления (которые можно найти в разном переводе в сети), взятые из книги, которую перевел
Гарма Ч.Ч. Чанг, тибетский переводчик. Вдруг этот блог вдохновит кого-нибудь из присутствующих
поразмышлять о том, как вопросы познания выглядели примерно 1000 лет назад на Востоке.
ПЕСНЬ МАХАМУДРЫ ТИЛОПЫ
Махамудра вне всех слов
И символов, но тебе, Наропа,
Искреннему и преданному, передам это.
Пустота не нуждается в опоре,
Махамудра покоится на Ничто.
Не совершая никаких усилий,
Но оставаясь раскованным и естественным,
Можно разорвать оковы
И так достичь Освобождения.
Если видишь Ничто, глядя в пространство,
Если умом наблюдаешь ум,
Устраняются различия
И достигаешь состояния Будды.
Облака, плывущие по небу,
Не имеют ни корней, ни дома.
Не имеют их и мысли, проплывающие в уме.
Как только наступает видение подлинной природы ума,
Двойственное восприятие прекращается.
В Пространстве возникают формы и цвета,
Но ни черным, ни белым оно не окрашено.
Из изначальной природы ума появляются все вещи, но ум
Не запятнан ни добродетелями, ни пороками.
Тьма веков не способна затмить
Сияющего света солнца; долгие кальпы
Самсары никогда не смогут скрыть
Лучезарного света Ума.
Хотя для объяснения Пустоты используются слова,
Пустота, как таковая, не может быть выражена.
Хотя мы говорим “ум — это Ясный Свет”,
Он вне всяких символов и слов.
Хотя по сути своей ум пустотен,
Он охватывает и содержит в себе все.
Ничего не делай с телом, лишь расслабься,
Плотно сомкни уста и оставайся безмолвным,
Устрани из ума все мысли, ни о чем не думай.
Подобно полому бамбуку
Пусть расслабится тело.
Ничего “не отдавая” и “ничего” не “принимая”,
Останови свой ум.
Махамудра подобна уму, ни за что не цепляющемуся.
Выполняя эту практику, со временем достигнешь состояния Будды.
Практика Мантры и Парамиты,
Объяснения Сутр и Предписаний,
Учения различных школ и писаний
Не приведут
К постижению Изначальной Истины.
Ибо если ум, охваченный желанием,
Стремится к цели, он только затмевает Свет.
Тот, кто исполняет Тантрические Заповеди,
Но при этом продолжает разделять, тот предает
Сам дух Самайи2.
Прекрати любую активность, отбрось
Все желания, пусть мысли вздымаются и падают, исчезая
Подобно волнам океана.
Тот, кто никогда ни за что не цепляется,
Не нарушает Принципы Неразличения,
Тот верен Заповедям Тантры.
Тот, кто отбросил любые желания,
Не стремится ни к тому, ни к этому,
Тот постигает истинное значение
Священных Писаний.
В Махамудре сжигаются все грехи,
В Махамудре обретаешь Освобождение
От оков этого мира.
Это высочайший светоч Дхармы,
И те, кто не верит этому, — глупцы,
Вечно барахтающиеся
В трясине печали и страданий.
Стремясь к Освобождению,
Доверься Гуру.
Если твой ум получает его благословение —
До Освобождения уже недалеко.
Увы, все в этом мире бессмысленно,
Все — лишь семена печали.
Неглубокие учения порождают только действия;
Следуй лишь великим учениям.
Выйти за рамки двойственности —
Вот Царственный Путь;
Преодолеть рассеянность —
Вот Высшая Практика;
Путь Не-деяния —
Вот Путь всех Будд;
Тот, кто следует по этому Пути,
Достигает состояния Будды.
Мир этот преходящ и бренен,
Подобно иллюзиям и снам,
Он лишен всякой субстанции.
Отрекись от него, оставь своих близких,
Разруби все путы похоти и ненависти
И медитируй в лесах и в горах.
Если без всякого усилия сможешь
Пребывать в “естественном состоянии”,
Вскоре придешь к Махамудре
И достигнешь Не-достижимого.
Разруби корни дерева —
И листья увянут;
Отсеки корни ума —
И Самсара падет.
Свет любой лампы
В мгновенье рассеет
Тьму долгих кальп;
Ясный Свет ума
В одно мгновенье уничтожит
Пелену неведения.
Тот, кто цепляется за ум, не видит
Ту Истину, которая находится за пределами ума.
Тот, кто устремлен к практике Дхармы,
Не обнаружит Истину, которая находится за пределами практики.
Чтобы познать то, что за пределами практики и ума,
Необходимо отсечь корни ума
И остаться “нагим”. Лишь так можно уйти
От всякой двойственности и обрести покой.
Ни отдавай, ни принимай —
Но оставайся естественным,
Ибо Махамудра за пределами
Любого приятия и неприятия.
Поскольку Алайа3 не рождено,
Никто не может запятнать или затмить его;
Пребывание в царстве “Нерожденного”
Растворит все явления
В Дхармате4; и личная воля
И гордость уйдут в Ничто.
Высшее Понимание превосходит
Все, и то, и это. Высшее Действие
Включает в себя великое Мастерство
Без всякой привязанности.
Высшее Достижение — в постижении
Имманентности без всякой надежды.
Вначале йогин ощущает, что его ум
Низвергается, как водопад;
В середине пути, подобно Ганге
Он спокоен и тих,
В конце — это огромный безбрежный океан,
В котором Свет Сына
И Свет Матери5 сливаются Воедино.
Примечания
1. “Песнь Махамудры”, известная на тибетском языке как “Пхиг. Чен. Ганга. Ма.”, является очень важным текстом Махамудры, составленным Тилопой и переданным им Наропе на берегу реки Ганги.
2. Под Самайей здесь подразумеваются Заповеди Самайи, т.е. заветы, которые йогин должен соблюдать во время выполнения своей практики. Сюда входят четырнадцать основных Наставлений и восемьдесят дополнительных Правил.
3. Алайа: Алайа-Сознание (Сознание-”хранилище”, где содержатся “семена” всех ментальных впечатлений. Оно поддерживает формирование привычек. Память и обучение являются возможными именно благодаря этому Сознанию. Алайа является основой или “корнем” других видов Сознания и рассматривается некоторыми школами Махаяны как “Изначальное” или “Универсальное” Сознание).
4. Дхармата: сущность или природа Дхармы; природа, лежащая в основе всех вещей, реальности и т.д.
5. Свет Матери и Свет Сына (Т.Т.: Махи. Ход. Зер. [и] Бихи. Ход. Зер.): Свет Матери — Исконный свет, или Дхармакайя, существует во все времена, но непосвященный не способен постичь его. Свет Сына — это не Свет, отличный от Света Матери и отдельный от него. Свет Сына — это постижение Света Матери на Пути. Такая терминология используется по следующим причинам: 1) без Исконного Света Матери никакая Реализация невозможна, подобно тому, как без матери не может быть и сына; 2) Свет Матери всегда завершен, неизменен, совершенен, в то время как свет Сына может меняться в различные периоды Пути.
Наверное этот блог не будет актуален в принципе, тем не менее я желаю всем Вам скорейшего постижения своей Исконной Природы.
Спасибо Всем, кому это действительно пришлось по Душе. Удачи Вам на Пути!
Внесу и свою лепту, в связи с актуальностью кона светы.)
ЦитироватьУ меня появился шрам на пояснице, в виде человека с посохом и, вроде бы, с щитом… Я избранный! Ура, конец светы.
А вообще, интересно, чего это так люди всполошились? Объясните мне, недалекому, может пророчество… там… или что?)
Автор, прости, не по теме, но я же ибрАнный!)
Не переживай, избранность не предел мечтаний
ЦитироватьА вообще что объяснять то? все и так должно быть ясно.
Ой люди всполошились! Подумаешь…У людей чего только не бывает
Навеяло:
———–
“- Но ведь он - червяк!?
- Ну, червяк, и что? Разве это повод презирать его или считать, что он чем-то хуже тебя? В конце концов, именно он является посредником между тобой и твоей рыбой.
…….
Ты ловишь на червяка, тебя ловят на девушек. Спонсоров уже вон поймали. А рыба - она проснулась и только того и ждет, чтобы ты бросился назад - вброд…
……..
- Холодно и гадко.
- Ну, мы-то еще в завидном положении. А ты представь себя на месте одного из червячков, которые у нас на удочках - им-то каково? Прикидываешь? Ледяная вода, тьма, и рыба, которая вот-вот поднимется из неведомых глубин и поглотит…
Я не дослушал. Я был червячком на толстой леске своей удочки….
Выходит, червяки - это тоже мы… А где же рыба? Я с ужасом чувствовал, что она должна быть где-то здесь, совсем рядом.
- Но как же мы поймаем рыбу, если удочки у нас – без крючков? - почти с отчаянием в голосе спросил я.
- А кто сказал тебе, что мы должны ее поймать?….
- Но ведь мы же - на рыбной ловле.
- Точно. Только ловим здесь не мы…..Нам нужно только выманить рыбу, а ловить ее мы не будем. Да мы бы и не смогли, потому что эта рыба - Рыба Дхарма, и ловит здесь она. На этот раз она поймает тебя.” (с)
——————–
“- А что такое дхарма? - Рыба. Рыба, которая плавает в мутной воде высшего бытия. Просто ты делаешь то, что не можешь не делать.”(с)
а для этого достаточно получить хороших больших кренделей,
Цитироватьпрямо по башке
вчера был на рыбалке. очень круто помедитировал.
Цитировать(ничего не поймал. ни разу и не клюнуло. но во второй половине рыбалки я чётко уже чувствовал и понимал что мне и не нужно чтобы рыбка ловилась .
совсем. разве для того я был на рыбалке..(?) ).
Bramin, мне понравилось, я даже полетала немного. За блог
ЦитироватьBramin
ЦитироватьИ это поют в переводе?
песнь аллегорически, как учение. не поют конечно же
ЦитироватьЗдесь все и занимаются постижением своей Природы, поэтому блог актуален, но не бесспорен, потому что вопросы познания на Востоке еще и вот так выглядели:
Бхагават Гита; Гунатрая-вибхага-йога:
14.16 Мудрые утверждают, что добрые дела несут человеку мир и счастье, труд ради собственной выгоды — страдание, а деятельность в невежестве — умопомрачение и отупение.
14.25 Всевышний сказал: Человека, на которого не действует ни одно из состояний материи, можно отличить по следующим признакам: в нем просветление (вследствие благости), тяга к действиям (вследствие страсти) и помрачение сознания (вследствие невежества) не вызывают неприязни, когда они появляются, и сожаления, когда уходят. Такой человек уравновешен в счастье и несчастье, поскольку понимает, что эти ощущения возникают от соприкосновения чувств с их объектами .
Махамудра Тилопа «поет»:
А в Пурушоттама-йоге(Бх.Г.) Всевышний говорит:
15.7 Душа (единица сознания) — это независимая часть Моего сознания, Моя особая энергия. Будучи вечной, она получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи (иллюзии) — другой Моей энергии.
5.8 Сознание получает в распоряжение грубое тело и оживляет его чувствами. Покидая тело, оно забирает с собой чувства и переносит их в следующее тело, подобно тому как воздух переносит с собой аромат цветка.
15.9 Обретя материальные органы чувств: уши, глаза, кожу, язык и нос — частица сознания пытается наслаждаться объектами чувств: звуком, образом, поверхностью, вкусом и запахом.
15.15 Как Сверхдуша (Сверхсознание) Я присутствую внутри каждой души (сознания) и наделяю ее памятью и знанием или лишаю памяти и знания — в зависимости от ее поступков (кармы). Я — Вьясадева, принесший в этот мир священные Веды и изложивший их суть в Веданте. Я знаю смысл священных писаний, Я — цель их изучения.
15. 19 кто понимает, что Я — вечная Высшая Личность и в Моем сознании существует вся вселенная, а Сам Я предаюсь блаженным играм в кругу Моих близких спутников, тот обладает совершенным знанием о Боге. Такую душу Я допускаю в Свое общество и позволяю ей иметь личные отношения со Мной (нейтральные, подчиненные, дружеские, родительские и любовные).
Махамудра Тилопа «поет»:
А в Мокша-йоге (Бх.Г.), Пути к абсолютной свободе, Всевышний говорит:
18.2 Мудрые говорят, отказ от деятельности — это отречение, отказ от плодов деятельности — это непривязанность.
18.4 .. Я полагаю, не следует отказываться от деятельности. Если подходить к ней разумно, она поможет избавиться от жадности, похоти и гнева.
18.11 Воплощенная душа не может полностью отказаться от деятельности. Поэтому истинно отреченный не перестает действовать, а отрекается от плодов деятельности.
18.13 О доблестный воин, в писаниях (Веданте) перечислены пять сил, без которых не обходится ни одно действие. Я расскажу о них.
18.14 Эти пять сил — тело, мнимое “я” , чувства, усилия и предопределение — вмешательство Высшей Силы.
18.15 Какой бы поступок человек ни совершал — телом, умом или речью — праведный или неправедный — его исход зависит от действия всех пяти сил.
18.48 Нельзя пренебрегать долгом, даже если исполняешь его неумело. В этом мире любая деятельность, даже естественная для тебя, покрыта несовершенством, как огонь покрыт дымом.
18.49 Деятельность никогда не будет совершенной, но ты можешь добиться совершенства в непривязанности к ее плодам. Высшая цель любой деятельности — не быть связанным ее последствиями.
Какие же «познания Востока» наиболее приближены к истине - Махамудры Тилопы или Бхагават Гиты?:
17.5,6 Гордые, самонадеянные глупцы терзают собственное тело выдуманными аскезами и заставляют страдать свою душу, крохотную частицу Меня. Движимые желанием впечатлить других своими умственными и физическими возможностями, они совершают подвиги, о которых не говорится в писаниях. Да будет тебе известно, что такие люди — самые закоренелые безбожники.
ЦитироватьAlissa! вы все очень хорошо цитируете из писаний, чувствуется не надуманный настрой
я ведь сразу указал временной период - примерно 1000 лет назад.
а Гита и Йога Шастры, которые приводите Вы были принесены в нашу бренную Сансару гораздо раньше, на стыке 2х Юг, как утверждают некоторые, во времена Шри Кришны. Гаутама Будда же приходил на Востоке всего то за 500 лет до Р.Х.
Представте себе теперь какое смешение учений и наставлений произошло с тех пор! Целые новые Религии возникли, а это не хухры-мухры так сказать!
а про Махамудру если говорить, то Тилопа был (если Вы почитаете его житие) оторвой, утверждал, что его лама Всевышний и поэтому люди не верили ему, т.к. в те времена считалось, что обязательно необходимо иметь человеческого учителя. А Тилопа, как утверждают некоторые тексты, получал наставления от главных Дакини и прочих Небесных Дэват. Причем эти наставления были именно в ключе учения места и времени, а именно истин, которые проповедовал Гаутама Будда. И сама Махамудра - это наставления, которые он дал Наропе, своему учениику по линии приемственности, уже предназначенные для зрелого йогического Ума, для ученика, который прошел долгий Путь со своим Учителем и готов воспринять глубину учения, квинтэссенцию, так сказать.
То, что дошло до нас в этом тексте - это просто ничтожные крохи по сравнению с тем “зарядом”, который получил непосредственно Наропа от своего Гуру во время устной передачи той “Песни Махамудры”, которую вы прочли в блоге.
Спорить можно много, спорить можно долго. Можно Истину назвать и Вашей и Нашей . Вот только если Будда с Кришной Истину не делят и не присваивают, зачем это делать нам? Есть такое понятие - “Юга Дхарма” (каждому времени своё “ВСЁ”). Спасибо за внимание, спасибо что читаете.
Цитировать“Существую только “Я”. И “Я” разыгрываю свой сценарий/мандалу. “Я” являюсь сутью всего видимого и не видимого. Ад и Рай это “Я”. Пространство, объекты, горе, счастье, любовь, ненависть… - это “Я”. Это моя игра/лила/майя/иллюзия. И играю ее “Я” в Себе, из Себя и Собою.
ЦитироватьСуществую только “Я”. Основа, Абсолют, Абсолютная Истина, Абсолютная реальность, Изначальная Природа, Бог, Единый, Ноумен, Сияющая Пустота, Материнский Ясный Свет, Пара Брахман (тысячи имен, но это невыразимо ибо без качеств и образа) — это НИЧТО и ВСЕ… Это Абсолютное «Я» — сущность всех вещей и явлений. «Реально лиш то, что не возникает и потому не исчезает!»”