Учение Конфуция о Благородном муже
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:
1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Цзюнь-цзы (Благородный муж) занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, примера для подражания, который, независимо от своего происхождения, культивирует моральные ценности, знает свои обязанности и действует на благо общества, которому служит. Для того, чтобы достичь идеала Благородного мужа, необходима целостная система образования и воспитания. Учитель сказал:“Каждый может стать благородным мужем, нужно только решиться им стать”.Благородный муж, по словам Конфуция, непременно учтив, милосерден, и внушает уважение, но главное - обладает несокрушимой силой воли и стойкостью духа. Он не ведает страха и спокойно принимает удары судьбы, даже мученическую смерть, ибо знает, что всю жизнь служил добру и совесть его чиста. Ему легко повиноваться, потому что он требует от других только то, что им доступно, но ему трудно угодить, ибо он ценит людей не за услуги, ему оказанные, и даже не за их личные качества, а за бескорыстное служение Великому Пути. У благородного мужа есть его антипод - “низкий человек” (сяо жэнь).Таков тот, кто в своих поступках руководствуется лишь соображениями личной выгоды, кто повсюду ищет сообщников, но не уважает ни их, ни себя, кто домогается милостей, а, получив желаемое, забывает о благодарности: Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается.Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий человек надеется на удачу.Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Вся философия Конфуция держится на пяти китах - так называемых, пять добродетелей «благородного мужа», воспитывая, которые человек достигает гармонии с внешним и внутренним миром. По Конфуцию, если каждый добропорядочный гражданин (или гражданка) станет в жизни развивать эти качества, то непременно наступит всеобщий мир, гармония и процветание. Вот только есть маленькая проблема - многим людям немножко наплевать на моральные заповеди Конфуция (хотя и не только Конфуция) .Поэтому вашему вниманию: пять конфуцианских добродетелей, которые еще отражаются в форме пяти сакральных иероглифов:
1)Иероглиф «Жэнь»: человечность. Следование «Жень» означает руководствоваться любовью, милосердием, гуманностью и состраданием к людям. Это то, что отличает человека от животного, противостоит животным качествам дикости, подлости и жестокости. Символом «Жень» является Дерево.
2)Иероглиф «И»: справедливость. Принцип «И» основан на взаимности, так надо уважать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество «Жень» (т.е. любовь и милосердие без справедливости может привести, например, к распущенности, наглости, и т.д.). И передает благородному мужу необходимую жесткость и строгость. Как говорится: «Добро должно быть с кулаками», «И» как раз являются теми кулаками. Символом «И» является металл.
3)Иероглиф «Чжи»: Здравый смысл, мудрость, рассудительность, умение просчитывать последствия своих поступков, посмотреть на них со стороны. Уравновешивает качество «И», предупреждая упрямство и тупость (И действительно чувство справедливости без шефства здравого смысла может привести не только к упрямству с тупостью, но и к еще большим «приключениям на одно место». «Лучше с мудрым потерять чем с дураком найти»). Символом «Чжи» является вода. (Хорошее сравнение ведь человеческий разум очень похож на поток реки, только вместо воды в уме льются и текут наши мысли).
4) Иероглиф «Ли»: ритуал, одна из ключевых конфуцианских добродетелей. «Ли» - это умение соблюдать необходимые церемоний, обряды, а также уважение. Видимо на этом надо остановиться подробнее. По Конфуцию вообще любое наше действие, будь то потребление пищи, приветствие, чистка зубов, распитие пива, все должно происходить не просто так (чтобы было), а в форме ритуала (или церемонии), то есть осознанно, не спеша, «с толком чувством расстановкой ». Как по мне это самая интересная частица конфуцианской мудрости, ведь большинство своих действий мы делаем машинально, механически, не осознавая толком, что делаем. Вот возьмем к примеру потребления пищи, когда мы кушаем машинально, а ум занят какими-то своими мыслями, проблемами, мы даже толком и вкус пищи то не чувствуем, если же сделаем из этого ритуал и будем кушать осознанно, тогда будет ням-ням как вкусно. Этот принцип ритуализации повседневной жизни призван позволить людям лучше почувствовать саму жизнь, ее дух. Конечно, любой настоящий ритуал должен быть исполнен уважения (к себе, другим людям и природе) и достоинства. Символом «Ли» является огонь.
5) Иероглиф «Синь» (еще известный как иероглиф сердца): искренность, открытость, откровенность, благое намерение, настойчивость. «Синь» уравновешивает «Ли», предупреждая лицемерие (без искренности любые ритуалы просто становятся лицемерной шелухой). Символ Синь - земля, которая является основой всего, опорой всему. Так же «Синь», искренность - главная конфуцианская (и обще человеческая) добродетель, без которой все остальные не будут иметь никакой силы
. Самое лучшее, что человек может сделать, это поступать так, как должен, не заботясь о том, что его ждет - успех или неудача. Поступать так, значит “знать Мин”. В итоге человек освобождается как от жажды победы, так и от страха поражения, и в итоге становится счастливым: “Благородный человек всегда счастлив, низкий человек всегда удручен”. Значение конфуцианства резко возросло, когда династия Хань, подвергнув некоторым интерпретациям, сделало его официальной идеологией империи. В результате, учение, имевшее на ранних этапах известное прогрессивное значение, стало принимать характер догмы.
Но надо отдать должное: конфуцианство в этой роли просуществовало почти две тысячи лет и остается системой, определяющей параметры формирования национального характера китайцев. И сегодня до 300 миллионов человек следуют учению Конфуция и называют его своим образом жизни.
Маленький, лысенький, узкоглазенький . Конечно одна дорога - в философы. А где физическая культура? Нет без неё гармонии. Всё должно быть сбалансировано.
Цитироватьчем больше женщину мы любим, тем меньше физкультурный бред.
Цитироватьнахрена лопатить железо, если есть камасутра до вечера?
ну, или кушать
firegate, так надо ещё иметь ту, с которой камасутрить будешь, а то всю в жизнь об этом и промечтаешь. Да и силы надо иметь . Нее , в здоровом теле - здоровый дух. физкультура не помешает.
Цитировать- - - - - - -
Цитировать@@”"”"”"Самое лучшее, что человек может сделать, это поступать так, как должен, не заботясь о том, что его ждет - успех или неудача. Поступать так, значит “знать Мин”. В итоге человек освобождается как от жажды победы, так и от страха поражения, и в итоге становится счастливым: “Благородный человек всегда счастлив, низкий человек всегда удручен”. “”"”@@
Как мне нравится это правило, но есть два незначительных нюанса. без которых эта гениальная идея превращается в пустышку:
Первый: здесь говорится о “муже”. А что относится к женщинам? женщины всегда, и во времена Конфуция имели огромное влияние на людей (мужей). хотя бы потому, что первые годы человека проходят только под влиянием женщин. а вся душа. ум. память, эмоции, то есть основы личности закладываются в первые пять лет жизни. То есть. их закладывают женщины всё равно. То есть - мужа настоящего по-любому делает женщина. Какие бы иллюзии кто бы не строил на этот счёт.
Второе: “поступить так, как должен”…. дело за малым: определить, что человек должен и как он должен поступать в тех или иных случаях. Всего-то навсего!!! В древнем Китае считалось ДОЛЖНЫМ одно, в Древней Греции - другое. В Египте - третье. И понятие долга в разных религиях и культурах несколько и довольно существенно различалось. В общем - я давно уже пришла к выводу, что многие древние философы - в некоторой степени демагоги. и почему их труды дошли до наших дней - это уже другой вопрос. “Не всё так гладко в Датском королевстве”, в том числе в человеческой цивилизации. И ен всё. что является древним и древнейшим - истина в первой инстанции.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
ЦитироватьКонфуций уделял большое внимание просвещению, подчеркивал важность учебы и осмысления накопленных сведений, призывал людей руководствоваться своими знаниями в практической деятельности. Знаменательно, что первая фраза книги-записей изречений Конфуция и его ближайших учеников звучит следующим образом: «Учитель сказал: учиться и постоянно упражняться в выученном — не отрадно ли это?
«Чего не желаешь себе, не делай и другим», — утверждал он [5, с. 73]. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к «нормам поведения» — значит стать гуманным человеком».
У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной - сколько у двух.
Конфуций был очень толстым с юности. Кушал хорошо, или болел чем, я не знаю. Тем не менее, философ рано женился на девушке, которая единственная из всех согласилась быть женой жирбаса. Ну как известно, если нет выбора, приходится брать то, что есть. Конфуцию с женой не повезло. Она его гнобила и всячески третировала. Или просто не давала кушать от пуза. В общем, он от нее сбежал, процедив сквозь зубы про курицу. Впервые эту фразу, переведенную на русский язык, привел Лев Толстой в своем сборнике “Круг чтения”. Понять обоих нетрудно - и тому, и другому в семейной жизни явно не повезло…
Конфуций всю жизнь мучился с женщинами. Они или не обращали на него внимания, или вовсе сторонились. Это неудивительно, если вспомнить, каким “красавцем” был наш мудрец. Рассказывают, что некая весьма порочная царица, много наслышанная о мудрости Конфуция, пригласила его к себе во двор “на аудиенцию”. В приглашении содержалась недвусмысленная просьба - прийти “одному, без сопровожатых”. Конфуций, который всегда имел при себе свиту из самых приближенных учеников, сделал для царицы исключение. Он пришел в гостиную царицы один. Прошла минута, другая, третья… Где же царица? Вдруг за спиной Конфуция послышался шорох. Конфуций обернулся и увидел царицу. Та открыла уже рот для слов приветствия, но так и не смогла его закрыть - настолько поразил ее внешний вид Учителя. И чем больше она смотрела на своего гостя, тем сильнее отражались на ее прекрасном лице удивление и ужас. Наконец оцепенение прошло, царица скорчила презрительную гримаску, фыркнула и, высоко подняв голову, быстро удалилась в другие покои. “Аудиенция” закончилась. Ну что ж, “красота и ум вместе не ходят”, - вероятно, так утешал себя Конфуций, покидая царицын дворец.
Часто красивые женщины считают себя не красивыми, а вот зато большинство мужчин заурядной внешности (а то и без слез не взглянешь) считают себя неотразимыми мачо!
Цитироватьскоро китайцы заселят всю планету благодлря своим учениям…надо что-то срочно предпринимать людям славянской внешности…
Цитироватьпридумать что ли свое учение,а то инь-ян уже как-то поднадоело(((
Тем более )))) - врага надо знать изнутри ))))), тогда прогнозируемо , что можно от него ждать
Цитироватьnaza, в самом Китае введён контроль на рождение детей. А за пределами Китая - плодись и размножайся. А ещё в самом Китае острая нехватка женского населения. Зато в соседней России , как раз нехватка мужского. Можно захватывать совершенно мирным путём, да ещё и денежки получать за это от соседнего государства, буквально каждые 9 месяцев. Глядишь, через 100 лет на русских форумах будут писать, что доминантный признак русских - желтокожесть, узкоглазость , прямизна и чернота волос.
Цитироватьпоправка: в самом Китае недавно тоже снят запрет на рождаемость. Только не спрашивай об источнике информации ( у меня мильон телеков на работе, по одному из них и убачила)
ЦитироватьAlin , может и сняли. Территория-то расширяется тихим сапом. Оглянуться не успеем, а на Урале все по-китайски будут шпрехать.
ЦитироватьКак схватить и встряхнуть изо всех сил сознания часто поддатых жрущих алкоголь как лошади аж страшно смотреть, вечно ноющих скулящих не верящих в свои потенциальная возможности в свою силу…
Цитировать