тем, кому интересно
Дхаммапада.
Давно горел желанием опубликовать здесь эту интересную главу. Сейчас появилось множество “инновационных духовных методов”, но так как лучше иногда по старинке, выкладываю…
Дхаммапада относится к числу тех произведений, которые, как говорит традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде и произносившихся им по поводу того или иного случая
Будучи сборником изречений и преследуя, разумеется, и дидактические цели, Дхаммапада тем не менее лишена сухого рационализма, поучающего тона и следов догматизма, характеризовавших целый ряд буддийских дидактических сочинений.
ХХVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
383
Прекрати поток, или вперед, гони прочь желания, о брахман! Познавая уничтожение санкхар, ты узнаешь несозданное, о брахман!
384
Когда брахман в двух дхаммах достигает другого берега, тогда с него, знающего, спадают все путы.
385
Я называю брахманом того, для кого не существует ни этого берега, ни того берега, ни этого и того вместе, кто бесстрашен и свободен от привязанностей.
386
Я называю брахманом того, кто размышляет, свободен от страстей, спокоен, кто делает свое дело, преодолевает желания, кто достиг высшего блага.
387
Солнце сияет днем, луна светит ночью. Воин сияет в доспехах, брахман сияет при размышлении. Но день и ночь напролёт ярким блеском сияет просветленный.
388
Тот, кто отбросил зло, зовется брахманом; тот, кто живет в покое, – отшельником; отбросивший свою грязь называется “очистившимся”.
389
Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика.
390
Для брахмана нет ничего выше, чем удерживать свой ум от приятного. Где исчезает желание уничтожать, там прекращается страдание.
391
Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью – кто сдерживает себя в трех вещах.
392
От кого бы мы ни узнали дхамму, указанную совершенно просветленным, с благодарностью нужно почтить его, как брахман – жертвенный огонь.
393
Брахманом становятся не из-за спутанных волос, родословной или рождения. В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман.
394
Что за польза тебе в спутанных волосах, о глупец! Что за польза тебе в одежде из шкуры! Ведь внутри тебя – джунгли, ты заботишься только о внешности.
395
Человека, который носит пыльные одежды, истощенного, с просвечивающими венами, одинокого, размышляющего в лесу, я называю брахманом.
396
Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. У кого есть привязанности, имя тому “говорящий бхо”. Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ.
397
Я называю брахманом того, кто разорвал путы и кто, действительно, не дрожит от страха, кто преодолел привязанности и отрешился от мира.
398
Я называю брахманом того просветленного, который устранил препятствия и разорвал ремень, плеть и цепь с уздой.
399
Я называю брахманом того, кто, не будучи виноватым, сносит упреки, наказания, заточение, у кого терпение сила, а сила – войско.
400
Я называю брахманом того, кто, свободен от гнева, соблюдает свои обязанности, добродетелен и лишен похоти, кто сдержан и для кого это тело – последнее.
401
Я называю брахманом того, кто не льнет к чувственным удовольствиям, подобно воде на листе лотоса или горчичному зерну на острие шила.
402
Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.
403
Я называю брахманом того, кто достиг высшего блага, кто знает правый путь и ложный путь, мудреца, чьи знания глубоки.
404
Я называю брахманом того, у кого мало желаний, кто не имеет дома и не связан ни с домовладельцами, ни с бездомными.
405
Я называю брахманом того, кто не убивает и не заставляет убивать, кто не поднимает палку на живые существа, трусливые они или храбрые.
406
Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается невзволнованным, среди подымающих палку спокойным, среди привязанных к миру – свободным от привязанностей.
407
Я называю брахманом того, с кого страсть, и ненависть, и гордыня и лицемерие спадают столь же легко, как горчичное зерно с острия шила.
408
Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.
409
Я называю брахманом того, кто здесь, в этом мире, не берет того, что не дано, будь оно длинным или коротким, малым или большим, добрым или злым.
410
Я называю брахманом того, у кого ни в этом мире, ни в том нет желаний, кто отрешен и не имеет склонностей.
411
Я называю брахманом того, у кого нет желаний, кто с помощью знания освободился от сомнений и достиг погружения в бессмертие.
412
Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист.
413
Я называю брахманом того, кто, как луна без пятен, чист, безмятежен, невзволнован у кого угасла радость существования.
414
Я называю брахманом того, кто преодолел эту грязную, трудную дорогу, сансару, обман, кто переплыл и достиг другого берега, кто вдумчив, свободен от желаний и лишен сомнений, не имеет привязанностей и спокоен.
415
Я называю брахманом того, кто здесь, отказавшись от страсти, бездомный, бродит вокруг, в ком угасло желание существовать.
416
Я называю брахманом того, кто здесь, отказавшись от желания, бездомный, бродит вокруг, в ком угасло желание существовать.
417
Я называю брахманом того, кто, оставив привязанность к человеческому, преодолел и небесные привязанности, кто отрешился от всех привязанностей.
418
Я называю брахманом мужа, победившего все миры, того, кто отказался от приятного и неприятного, кто хладнокровен и отрезает себе путь к новому рождению.
419
Я называю брахманом того, кто знает все о смерти и рождении живых существ, кто свободен от привязанностей и просветлен, кто Сугата.
420
Я называю брахманом того, чью стезю не знают ни боги, ни гандхарвы, ни люди; Архата, у которого исчезли желания.
421
Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет, для кого ничего нет ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем.
422
Я называю брахманом того, кто мощен, как бык, благороден, мужественен, победоносен, обладает великой мудростью, свободен от желаний, совершенен и просветлен.
423
Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить.
Спасибо Вам за внимание и интерес, с уважением, брамин.
Да уж, да уж… Ладна воздержусь от комментариев…
Цитировать.
прошу уточнить/пояснить (расширить и углубить) выделенный мною момент.
Цитировать1. луна без пятен? что за слепой брахман об этом поведал?
Цитировать2. может и это поясните(?)
Bramin, интересно, но это пустой, праздный интерес. А как брахман ну в очень далёком будущем хочу заметить :
Цитировать1. Как мало брахманов на свете.
2. Как здорово, что на свете мало брахманов, а то в следующей инкарнации и поговорить-то не с кем будет.
думаю речь о материальных благах сансары в переизбытке. про луну, я думаю, так перевели. без пятен, как луна, может так будет яснее?
ЦитироватьOratora, Будда жил давно и очень многое с тех пор изменилось. Теперь то и подавно. Дхарма вечна, Сансара беспечна
ЦитироватьBramin, оооо, сансара беспечна давай по морсику
ЦитироватьЯ вот тоже думаю , если Будда попал бы в современную Москву , как бы он без денежных знаков обходился , туалет и тот платный ))))))
ЦитироватьАаа…про радость существования… так речь опять про сансару нашу древнюю, не иначе. и тоже вопрос перевода, скорее всего это вопрос терминологии учения. в буддизме под существованием брахмана и радостями этого существования названы опять же сансарические блага по сравнению с радостью и покоем бытия высших сфер или дхармакайи непосредственно. соприкоснуться с вечными ценностями можно будучи человеком на Земле, только вряд ли это конец пути.
Цитироватьnaza, думаю он бы нашел выход из этой ситуации. все таки Он же Будда. Сел бы на Арбате йогой заниматься и просить подаяние. Будда жил только на подаяние.
oratora, да, конечно по морсику
Цитироватьoratora, будет непременно
ЦитироватьА взятки полицаям ? На что же они харчеваться будут ?
ЦитироватьBramin, а вот в другом учении Будда говорит о срединном пути и как раз-таки говорит о том , что “человек, который носит пыльные одежды, истощенный, с просвечивающими венами, одинокий, размышляющий в лесу” вряд ли достигнет просветления, ибо это значит уйти от одной крайности и прийти к другой. ( я не цитирую, просто смысл передаю).Это он когда вышел из леса после 7-ми летнего пребывания там , пришёл к такому выводу. Но не бедем забывать, что в его времена не было мороженного, не верю, что сейчас он бы от него отказался.
Цитироватьда. субъективные особенности речи эго-брахмана..
то есть можно по своему говорить а вы дескать понримайте как понимается.
неплохо.
я просветлённый и позволяю себе говорить для вас непросветлённых как моей душе угодно.
и если у кого превратное понимание- не мои проблемы, моя хата с краю. ..
так?
Ты, Брамин, считаешь это правильным? такой (именно) подход?
это же напоминает ошО.
я понимаю что вот так оно есть. но имею сомнение насчёт возвышенной благоразумности подачи сего полубожественного материала.
да, в библии например тоже всё пространно, и всякому уму есть по его уровню, для развития индивидуального , в меру разумения.
/это я так оправдываю текст/ ..
и ты не ответил? :
Нечего сказать? Или может не знаете что сказать? Или может не желаете (просто) отвечать, и думать.. ?
Почему не желаете ответить на вопрос по теме? этот, который по теме.
Он ведь несложный. если вам жалко на эту “ерунду” времени, так что ж тогда по вашему более важно вам, в данном случае
(в плане общения в этом вашем блоге и непосредственно по существу(как мною видится вполне по существу) ) ?
п.с. если не ответите глубже(как мне нравится ) - “обижусь” ,
Цитироватьи сочту вас в данном случае поверхностным, не изучившим материал пустомелей, который ищет славы человеческой более нежели славы Божией.
Предлагаешь ierihon33 бросить свою работу и просить подаяние???
Цитировать