Сознательное и бессознательное.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет
продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание
предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя,
своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,
представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их
творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как
воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.
Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку,.
Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-
исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при
постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле
сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как
осознанное бытие.
Характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое
различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и
его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из
него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это
противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ
способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность
на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку
своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь,
который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе
формирования самосознания человека.
М.К.Мамардашвили, советский философ, гуманист определял сознание как
светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором
мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я
почувствовал, что я пережил, что я подумал. В своей работе «Как я понимаю
философию» он пишет: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в
том смысле, что человек остранен от привычного ему, обыденного мира, в
котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами
другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой
разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я
подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин
«сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с
иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».
Однако философы всегда искали связь сознания с космическим идеальным.
Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что
лежит где-то в его глубине или же за его пределами. У многих людей
возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия.
Многие чувствуют опасность в условиях, когда казалось бы ничто о ней не
напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто
прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его
советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Глубоко религиозные люди
часто отождествляют его с голосом Бога, Христа, ангелов. Порой они
сомневаются, чей это голос: Бога или дьявола.
Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое
и не осознаваемое. Осознавать сразу все невозможно. При сосредоточении на
одном упускается из поля внутреннего внимания многое другое. А процессы
идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на осознаваемое
посредством тех процессов, которые не осознаются. И все же не осознаваемое
существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле
внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не
осознавались. Итак, осознаваемое и не осознаваемое постоянно переплетаются в
сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.
Все это как будто бы не выводит нас за пределы тезиса тех ученых, которые
отрицают связь сознания с космосом как некую мистику.
И все же философы заметили, что не осознаваемое, в определенной мере
присущее самому сознанию, выходит за рамки сознания. Так, Платон
свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому
доверял. Он всегда к нему прислушивался и с ним советовался. Его внутренний
голос можно отнести к осознаваемому. Но возникает вопрос: кому же
принадлежит этот голос? Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью голос и
не можем определить, кому он принадлежит, то открываем дверь и видим его
владельца. В случае же с голосом Платона все попытки изменения ситуации ни
к чему не приводят. Значит, есть такое - не осознаваемое, которое невозможно
перевести в свою противоположность.
Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и
т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают
сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я
переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют
содержание рефлексии и самосознания.
Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими
постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в
следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные,
интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда
человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление
на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать
и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой
разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно
оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в
случае непринятия немедленных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что сознание – это свойство
высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг
человека, а также его органы чувств. Исходя из этого еще древнегреческий
философ Эпикур утверждал: «В здоровом теле здоровый дух». В настоящее время
это стало своего рода пословицей, но она права отчасти, т.к. современная
наука доказывает, что более существенное воздействие на бытие человека
оказывает сознание, нежели тело.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех
психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть
бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия,
проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть не осознаваемые зрительные и
слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в
зрительной и слуховой центральных системах.
Бессознательное по-разному проявляется в сознании, но оно само связано с
космическим прежде всего посредством биополя. О природе биополя много
говорят и пишут. Известно, что биополе есть у людей, растений и животных.
Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне,
непосредственно не доступном сознанию.
Это понимание основано на множестве фактов и теоретических разработок,
выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Так сформировалась точка
зрения на бессознательное и стало утверждаться мнение, что сознание связано
с космическим посредством бессознательного.
К сфере бессознательно-психического относится та часть психики,
познавательные образы которой непосредственно не осознаваемы . Ее образы
человеческое «Я» не может вывести в поле своего внимания. О их
существовании можно судить лишь опосредственно, путем применения
специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то
же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но
возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом
непосредственно недостижимы.
Бессознательная память — это та память, которая связана с
долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет
мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в
данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.
Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения
человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и
характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических
процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека —
это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает
у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных
реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений —
ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы
бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний,
намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для
человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений
личностного характера относится, к разряду представлений и связана с
восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Итак, согласно последней точке зрения бессознательное
непосредственно связано с космическим идеальным. Оно формируется под
воздействием космического информационного поля и в соответствии с ним
отдает команды человеческому телу. Сознательное связано с общественным
информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в
соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка
бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями
бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к
драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его
посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они
работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное
стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские
размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной
гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и
человеческого.
Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу
индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого
можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не
потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и
бессознательного.
Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с
поведением человека и его сознательной регуляцией.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее
современников, и с изменением исторических условий существования людей
меняется их сознание.
Ох уж эти сказочники. . ох уж эти сказочки
ЦитироватьЭто истиННа
ЦитироватьСмотрела я недавно передачку по каналу Наука 2.0 - “Мозг на автопилоте. Магия бессознательного”. Очень интересная штука, на многое открывает глаза. Кому интересно, найдите и посмотрите
Цитироватьспасибо, обязательно гляну
Цитироватьстранно… ты хочешь познать “бессознательное”, прекрасно зная, что большинство гениев были “сумасшедшими”, то есть им было сложно сформулировать то, что они понимали…и если они что-то делали, то у них на то были причины, которые также сложно объяснить.
На самом деле объяснить можно все, только зачем и сколько на это уйдет времени? Единство тела и духа (я понимаю имеется ввиду) единство мозга и души-тогда речь идет о сознании (о психике, о психее) и это не только мозг! но это же выражение,”единство тела и духа”, используют говоря о физической составляющей тела-это уже другая точка “зрения”. И это две разных точки зрения, которые не противоречат друг другу так же как “инь” не противоречит “янь”.
ЦитироватьСуществует механизм, с помощью которого можно пройти эту “неприступную стену”… Но что будет дальше? Ты хочешь быть сумасшедшей? (Ну, по крайней мере выглядеть ей в глазах других “дебилов”) Ты же не сможешь ничего объяснить! Зато ты будешь знать все не спеши мы не одни ОН ЗДЕСЬ и ОНА…
и далее коммент
вообще-то это психология и это люди изучают годами и не могут ответить иногда на вопросы
Цитироватьзато ты ответил по полной буду знать