Раджа видйа -царь всего знания
Сегодня я решил опубликовать замечательный комментарий
Бхагавад Гита. Глава 9. Текст 2
раджа-видйа раджа-гухйам
павитрам идам уттамам
пратйакшавагамам дхармйам
су-сукхам картум авйайамраджа-видйа - царь знания; раджа-гухйам - царь сокровенного знания; павитрам - чистейшее; идам - это; уттамам - трансцендентное; пратйакша - через непосредственный опыт; авагамам - постигаемое; дхармйам - являющееся законом религии; су-сукхам - очень радостное; картум - выполнять; авйайам - вечное.
Это знание - царь знания, самая сокровенная из тайн. Это - чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «Я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно.
Раджа видья (Царь знания)
Комментарий Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
Эту главу «
Люди в большинстве своем не знакомы с этим сокровенным знанием; знание, которое им дают, касается природы внешнего мира. В системе мирского образования люди изучают множество различных наук: политику, социологию, физику, химию, математику, астрономию, технические дисциплины и т.д. В мире много больших университетов, где изучают различные науки, но нет ни одного учебного заведения, где бы преподавали науку о душе. Между тем душа - самое важное, что есть в теле: тело, лишенное души, перестает представлять какую-либо ценность. Тем не менее люди сосредоточивают все свои усилия на удовлетворении потребностей тела, забывая об источнике жизни - душе.
В «Бхагавад-гите», начиная со второй главы, постоянно подчеркивается важность души. В начале второй главы Господь говорит, что тело бренно, а душа бессмертна (антаванта име деха нитйасйоктах шариринах). Знание о том, что бессмертная душа отлична от материального тела и по природе своей неизменна, неразрушима и вечна, само по себе является сокровенным. Но это знание еще не раскрывает подлинную природу души. Некоторые думают, что душа отлична от тела и после смерти тела, или после освобождения от материального тела, она попадает в пустоту и становится безличной. Но на самом деле это не так. Как может душа, столь деятельная в теле, стать пассивной после того, как освободится от его оков? Душа всегда действует. Раз она вечна, то и действует она вечно, и ее деятельность в духовном мире составляет самую сокровенную часть духовного знания. Поэтому знание о деятельности вечной души названо здесь царем знания, его самой сокровенной частью.
Это знание, как сказано в Ведах, является знанием о чистейшей из всех форм деятельности.
В «Падма-пуране» рассказывается о различных видах греховной деятельности людей. Там утверждается, что любой грех всегда влечет за собой другой грех. Люди, поглощенные кармической деятельностью, запутываются в последствиях грехов различных видов и стадий зрелости. Если посадить семя дерева, дерево не вырастет в одночасье: для этого необходимо время. Сначала должен появиться маленький росток, который постепенно становится деревом, начинает цвести и плодоносить, и, когда дерево набирает силу, люди, посадившие дерево, могут наслаждаться его цветами и плодами. Точно так же, совершая греховный поступок, человек словно бросает в землю семя, которое через некоторое время прорастает. Существует несколько стадий созревания последствий греха. Человек может уже прекратить заниматься греховной деятельностью, но плоды его греховных поступков ему только предстоит получить. Последствия одних грехов дремлют в форме семени, а другие уже созрели и приносят плоды в виде страданий и боли.
Как было сказано в двадцать восьмом стихе седьмой главы, человек, сбросивший бремя грехов и посвятивший себя исключительно благочестивой деятельности, свободный от влияния двойственности материального мира, может вступить на путь преданного служения Верховной Личности Бога, Кришне. Иными словами, те, кто действительно занимается преданным служением Верховному Господу, уже освободились от всех последствий своих прошлых грехов.
Подтверждение этому мы находим в «Падма-пуране»:
апрарабдха-пхалам папам
кутам биджам пхалонмукхам
краменаива пралийета
вишну-бхакти-рататманамТе, кто занимается преданным служением Верховной Личности Бога, постепенно избавляются от всех последствий совершенных ими грехов: уже созревших, только накопленных, а также дремлющих в форме семени.
Таким образом, преданное служение обладает огромной очистительной силой, за что его называют павитрам уттамам, чистейшим. Уттама значит «трансцендентный». Тамас - это материальный мир, или царство тьмы, а прилагательное уттама значит «запредельный, находящийся вне сферы материальной деятельности». Преданное служение ни в коем случае нельзя считать материальной деятельностью, даже если порой кажется, что деятельность преданных не отличается от деятельности обыкновенных людей. Тот, кто обладает духовным видением и сведущ в науке преданного служения, знает, что деятельность преданных не материальна. Все их действия духовны и посвящены Господу, а потому не подвержены оскверняющему влиянию материальных гун.
Здесь сказано, что деятельность в преданном служении настолько совершенна, что человек может непосредственно ощутить ее результаты. Это действительно так. Мы на собственном опыте убедились в том, что каждый, кто повторяет святые имена Кришны (
В «Веданта-сутре» (3.2.26) об этом сказано следующее:
пракашаш ча карманй абхйасат
Преданное служение столь могущественно, что, просто занимаясь им, человек обретает духовное знание.
Наглядным примером тому может служить
Сам Нарада так говорит об этом:
уччхишта-лепан анумодито двиджаих
сакрит сма бхундже тад-апаста-килбишах
эвам правриттасйа вишуддха-четасас
тад-дхарма эватма-ручих праджайатеВ этом стихе «Шримад-Бхагаватам» (1.5.25) Нарада рассказывает о том, что с ним случилось в прошлой жизни, своему ученику Вьясадеве.
Он говорит, что в течение четырех месяцев, пока в их доме находились чистые преданные, он служил им и тесно общался с ними. Убирая за ними посуду, он увидел там остатки их пищи и захотел попробовать их. Спросив у мудрецов разрешения, Нарада съел то, что осталось после них, и таким образом очистился от всех последствий прошлых грехов. Доедая за мудрецами пищу, Нарада стал столь же чист сердцем, как они сами.
Беспрерывно слушая и пересказывая повествования о Господе, эти великие преданные наслаждались вкусом преданного служения, и такой же вкус со временем появился у Нарады.
Далее Нарада говорит:
татранвахам кришна-катхах прагайатам
ануграхенашринавам манохарах
тах шраддхайа ме ‘нупадам вишринватах
прийашравасй анга мамабхавад ручихОбщаясь с мудрецами, Нарада пристрастился слушать и пересказывать повествования о величии Господа, и у него появилось огромное желание заниматься преданным служением.
Поэтому в «Веданта-сутре» сказано: пракашаш ча карманй абхйасат - к тому, кто преданно служит Господу, знание приходит само собой, и он обретает способность постичь истину. Таков смысл слова пратйакша («непосредственное восприятие»).
Дхармйам значит «путь религии».
Нарада был сыном простой служанки. У него не было возможности ходить в школу. Он просто помогал матери, которой посчастливилось служить преданным Господа. Таким образом мальчик Нарада тоже получил возможность служить им, и общение с ними дало ему возможность достичь высшей цели религиозной практики. Высшей целью религиозной практики, как сказано в «Шримад-Бхагаватам», является преданное служение (са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже).
Обычные верующие люди, как правило, не знают, что высшей целью религии является преданное служение. Как мы уже говорили в комментарии к последнему стиху восьмой главы (ведешу йаджнешу тапахсу чаива), чтобы постичь свою духовную природу, необходимо знать Веды. Однако в данном случае мы видим, что Нарада, который никогда не учился в школе духовного учителя и не изучал законов Вед, тем не менее достиг высшей цели всех, кто изучает Веды.
Преданное служение обладает такой силой, что, даже не выполняя всех религиозных обрядов, человек может достичь высшей ступени совершенства.
Как это может быть? Это положение подтверждают Веды: ачарйаван пурушо веда. Общаясь с великими ачарьями, человек, даже если он не образован и никогда не изучал Вед, может обрести знание, необходимое для того, чтобы постичь истину.
Преданное служение приносит человеку радость (сукхам).
Почему? Преданное служение состоит из шраванам киртанам вишнох, иначе говоря, достаточно просто слушать рассказы, прославляющие Господа, или философские беседы истинных ачарьев, в которых обсуждается духовное знание. Просто присутствуя при таких беседах, человек обретает знание; он может также вкушать остатки изысканных блюд, предложенных Господу. Всё в преданном служении приносит радость. И заниматься им может даже тот, кто живет в крайней нужде. Господь говорит: патрам пушпам пхалам тойам. Он готов принять от преданного любое подношение. Любой человек, независимо от его положения в обществе, может предложить Господу хотя бы листок, цветок, немного фруктов или воды, что доступно в любой части мира, и Господь примет это подношение, если оно будет сделано с любовью. История знает немало подобных случаев. Просто вдохнув аромат листьев туласи, поднесенных лотосным стопам Господа, такие великие мудрецы, как Санат-кумар и его братья, стали великими преданными. Следовательно, преданное служение несет человеку радость. Бог принимает только любовь, с которой мы предлагаем Ему свои подношения.
Здесь сказано, что преданное служение существует вечно. Это прямо противоречит философии майявады. Иногда майявади занимаются так называемым преданным служением, но при этом считают, что преданное служение необходимо до тех пор, пока они не получили освобождение, поскольку в конце концов, освободившись из материального плена, они сами «станут Богом». Такое временное, обусловленное сроками преданное служение нельзя назвать чистым. Настоящее преданное служение продолжается и после освобождения. Вернувшись в духовный мир, в царство Бога, преданный и там служит Верховному Господу, а не пытается стать Им.
Из последующих глав станет ясно, что настоящее преданное служение начинается только после того, как живое существо освободится из материального плена. Когда, получив освобождение, живое существо поднимается на уровень Брахмана (брахма-бхута), оно начинает заниматься преданным служением (самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам).
Верховную Личность Бога нельзя постичь, просто занимаясь карма-йогой, гьяна-йогой, аштанга-йогой или любым другим видом йоги. Все эти виды йоги способны помочь человеку приблизиться к уровню
«Шримад-Бхагаватам» также подтверждает, что человек постигает науку о Кришне, науку о Боге, когда сознание его очищается в процессе преданного служения, особенно если он слушает «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавад-гиту» от осознавших себя душ. Эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах. Когда сердце человека очищается от скверны, он обретает способность понять, кто такой Бог. Таким образом, путь преданного служения, сознания Кришны, - это вершина всех методов познания и царь сокровенного знания. Это самая чистая форма религиозной деятельности, заниматься которой легко и радостно. Поэтому преданное служение рекомендуют каждому.
http://www.sambandha.ru/raja_vidya/
Хм…Имею мысль насчет того,что автор блога меж строк преследует другую цель-Явить форуму Нараду истинного тем самым …ну вы понимаете…
ЦитироватьА может просто слабоват я в конспирологии.
Таких как Нарада 3/4 ОТ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ Творения. Какой мне смысл являть одного
ЦитироватьХари Бол!
ЦитироватьСлужение подразумевает разделение «субъект–объект», то есть дуализм сознания. Как говорят мастера Дзен, « это не Дзен». Это не состояние слияния с Абсолютом, которое многие тут идентифицируют как состояние «я и Отец одно». Очевидно, кришнаиты во главе с Прабхупадой извратили идею служения превратив ее в способ контролирования адептов своей секты.
Цитироватьимперсонализм, разбит в пух и прав, это демоническая философия.
Бог это личность и мы все его слуги. А вы не слуга, вы не кто. Это повторюсь демоничная философия.
Цитироватьпричем тут Прабхупада. Учите санскрит и переводите писания, тогда может дойдет.
Цитировать“Преданное служение обладает такой силой, что, даже не выполняя всех религиозных обрядов, человек может достичь высшей ступени совершенства.”
В общем об этом вся Бхагавад-гита. Замечательное утверждение, главное правильно это использовать, исполнять и понимать. Все великие Учителя говорили об этом на разный лад. Когда человек истинно живет в служении Творцу, будь он хоть попуасом, он приобретает божественные качества и преобразует, обожествляет материю и все вокруг. А что касается горе-”служителей” и всяких чудиков, так их предостаточно у любого народа. И наоборот - преданных и истинных служителей, как иголку в стоге сена на ссыщешь.
ЦитироватьСовершенно верно подметили - это не состояние слияния с Абсолютом. И Иисус себя не отождествлял с Абсолютом так же. Цитаты нужны из Библии в качестве доказательства?
ЦитироватьИ вот еще, хочется привести высказывание Шри Ауробиндо, не совсем правдо в тему блога:
“Истории известны только четыре великих события: осада Трои, жизнь и распятие Христа, житие Кришны в Бриндавуне и беседа Арджуны на поле Курукшетра. Осаде Трои обязаны своим происхождением Эллины, житию Кришны — возникновение благочестивой религии (ибо прежде там существовала только медитация и поклонение), Христос своим распятием очеловечил Европу, беседа у Курукшетра все же станет освобождением человечества.
ЦитироватьГоворят, что Евангелия — это фальшивки, а Кришна — творение поэтов. Благодарю тебя, Боже, тогда за эти фальшивки и низко склоняюсь перед их творцами.”
Суть сей статьи в том, что многие понимают что есть душа, по крайней мере понимают, что они не есть тело. Многие до некоторой степени понимают, что есть Бог или Абсолют: кто-то его представляет как Личность, кто-то как Безличное. Но что есть деятельность души мало кто знает. Человек понимает, что из себя представляет деятельность материального тела -мы все ею занимаемся каждый день. Но как совершает деятельность душа заключённая в теле? Вот это и есть самое сокровенное знание, суть всего знания. И в данной статье говорится, что для того, чтобы получить понимание о деятельности души, необходимо этой деятельностью заняться. Для этого и существует гуру, который учит душу как совершать духовную деятельность. Не деятельность материального тела, а деятельность души. И эта способность заложена в каждой душе, как заложена способность ходить у младенца. Это не есть нечто привносимое из-вне. Это то, к чему у души есть изначальная способность - способность совершать служение Богу на уровне духа, а не тела.
Цитироватьпреданность преданности рознь. Если речь идет про чистых преданных, то да их не очень много. В ведах говориться что если чистый преданный появляется на планете, то карма планеты меняется, не говоря уже о стране или о городе.
ЦитироватьСуществует несколько уровней реализации преданности, и во всяком случае все они являются преданностью, и Кришне дорого даже такой бакта.
И вообще с например с вашей позиции какая разница сколько преданных, ведь факт что вы не преданный остается фактом.
Всё правильно сказал Шри Ауробиндо. Бхагават гита - это “Огненная Библия” - это древнее индийское учение, учение Белого братства. Белое братство - это вайшнавы, которые ходят в белых дхоти и когда они собираются вместе, то вокруг всё бело от их одежд. После падения Сирии это учение в скором времени даст о себе знать. И ещё Ванга говорила, что православие возродится, но это будет уже другое православие не то что раньше.
Христианство по своей сути -это вайшнавизм, только упрощенный. В христианстве святые медитируют на сердце при повторении иисусовой молитвы на чётках. Они учатся тому как сосредотачивать свой ум на Господе абстрактно, не имея знания о Его форме, качествах, обители, окружении, деятельности. Но вайшнавизм позволяет пойти дальше. Он не только даёт об этом всём информацию, но ещё и учит тому как служить Богу душой, а не телом. Даёт знание о том, что из себя представляет деятельность души и как её можно совершать, находясь в материальном теле.
Цитироватьtrismegistos,
Уважаемые вами писания с моей позиции хороши только в одном деле извтните
Цитироватьrussia_vp,
Так в том–то и дело что деятельность души в вашей статье не описана. Ссылки на Прабхупаду и на служение какому–то выдуманному Кришне. А нахрена ему служить? Тем более кто такое этот Кришна не знает никто и в качестве него вам могут подсунуть кого угодно.
Цитироватьруссия вип, а вы инициацию проходили? 4 принципа соблюдаете? 16 кругов мантры без перерывов повторяете? А мангала арати в 4 утра проводите? И еще в каких из 5 отношениях вы хотели бы быть с нараяной когда всетаки окажетесь на вайкунтхе?
Цитировать