Прощать критику глупцов
Итак, что же такое
критика.
Что говорят толковые словари. Критика - от греческого
Kritike:
- искусство разбирать, судить, анализ,
-
обсуждение чего-либо с целью дать оценку,
- отрицательное суждение о чем-либо
(в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.),
- указание недостатков.
К сожалению, современная этимология и психология не уделяет достойного
внимания этому явлению. Но следует понять, что в целом есть два вида критики -
разрушительная и позитивная, имеющие разные мотивы и соответственно последствия
как для критикующего, так и самого критикуемого. Но сама критика в любом случае
имеет под собою разрушающую природу и об этом говорят все ведические мудрецы и
советовали избегать ее, особенно когда речь идет не о событиях, а о личностных
отношениях, т.е. когда критикуется сама личность.
Критика в определении Ведической традиции, определении Шрилы Дживы
Nindanam (осуждение), dosha (недостатки), kirtanam
(прославление), т.е. проще говоря, критика означает говорить о недостатках
человека.
И Шрила
Госвами предостерегает, что говорить о недостатках неблагоприятно в любом
случае, виновен человек или нет. Поскольку если вы говорите о недостатках, то
Ваш
автоматически погружается в них и начинает их впитывать. Поэтому разумный
человек не занимается критикой.
Равиндра
Поиск недостатков в других – это умонастроение человека, посредством которого мы
поддерживаем в себе чувство самоуважения, принижая окружающих.
Также следует
понять, что стремление искать недостатки в других говорит лишь о наличии
собственной неполноценности, которую пытаются скрыть. Поэтому, стремясь улучшить
свое самочувствие, некоторые личности акцентируют внимание на недостатки других
людей.
Есть поговорка: «если тебе плохо, найди кого-то, кому еще хуже».
Так и здесь человек осознанно или неосознанно ищет недостатки в других людях, и,
найдя их, чувствует себя по лучше. Таков психологический механизм, который лежит
в основе стремления искать недостатки в других.
Таким образом, в своем
стремлении говорить о недостатках других, мы , на самом деле, неосознанно
говорим о своих собственных. Поиск и нахождение недостатков в других, по сути,
является собственной автобиографией.
указательным пальцем на других,
показывают на нас самих».
Шрила Прабхупада
Существует категория людей, которые только и погружены в поиски
недостатков, т.е. человек имеет склонность видеть недостатки везде, потому что
его внимание само по себе привлекается ими. В этом случае, в глазах такого
человека самые незначительные и не существенные недостатки будут выглядеть ярче,
чем сотни и тысячи достоинств другого человека.
И в ведах нас предупреждают
об опасности такого умонастроения, приводя пример Луны, на которой есть много
пятен, и говорится, что мы не должны критиковать ее за это, потому что она все
же ярко светит, несмотря на свои пятна.
“Даже наличие сотен добродетельных
качеств не учитываются критиком. Вместо этого, идя на хитрости, он пытается все
равно найти в этих качествах какие-то недостатки» (Antya
8.82)
Когда критика может быть полезной, т.е. позитивная
критика.
Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в статье под названием
“Вайшнава-нинда”, что есть только одно обстоятельство, когда личностная критика,
т.е. разговоры о чужих недостатках, может принести некую пользу.
Это так называемая «позитивная критика», или ситуация, когда
сердце критикующего свободно от зависти и его намерением является любовь и
забота о благополучии личности, которой он указывает на недостатки.
Как
правило, в мирской жизни такими личностями выступают наши любящие родители,
старшие братья, сестры, или наши мудрые бабушки с дедушками.
В духовной жизни такими личностями будут наши духовные учителя,
которым мы должны позволить выявлять наши недостатки, наши старшие Вайшнавы, в
чьи обязанности это входит, и наши немногочисленные желающие нам добра друзья.
Критика и кармические последствия.
Английский писатель и философ Альдос Хаксли объясняет
последствия критики очень просто:
«постоянно и глубоко концентрируясь на пороках
и изъянах других, человек начинает их впитывать в себя, поэтому в скором он ощутит их пагубное влияние и
на себе».
В христианской традиции есть высказывание:
перестаем видеть Бога».
А можно ли мир сделать лучше, если ты перестаешь видеть Бога?
Поэтому даже современный мир пришел к выводу, что человек не
может, говорить о недостатках, оставаясь при этом не затронутым этими
недостатками.
Что же касается Ведической литературы, то она дает более
подробное описание последствий критики. И оказывается, что критика, как и палка
имеет два конца.
Первый – неблагоприятный для критикующего,
а второй – благоприятный для того, кого критикуют.
Шрила Бхактисидханта
о Критике:
“Если мы совершаем ошибку, вовлекаясь в поиск недостатков,
критикуя других и таким образом даем волю своим низменным инстинктам, мы просто
способствуем деградации своей души.
Не освободившись от зависти (автр.
основная причина критики), никто не сможет никогда выпутаться из бездны
материального существования.
отвергал всякого кто оскорблял преданных.
Поиск недостатков никогда еще не способствовал развитию
преданности и углублению духовного понимания; это просто приводит к суровым
реакциям. По этой причине, великие души избегают крику любой личности,
особенно критику преданных.”
13.311-312
в других, или тот, кто считает грехи грешника,
из людей».
Шрила
в «Нарада-пуране» (1.14.161-163)
Польза от критики.
Как говорят Ведические писания, критика и позитивная и
разрушительная она благоприятна для того, кого критикуют. Просто нужно правильно
ее воспринять и знать следующее:
Если грешник подвергается критике, то он немедленно избавляется
от половины своих греховных реакций.
1)Если обвинение в грехах справедливо,
то считающий их, в равной мере несет ответственность за них вместе с грешником.
2)Но если обвинение ложно, то приписываемый ими грех возвращается к ним в
двойном размере.
Тот, кто клевещет на безгрешного и
критикует его, будет страдать от тяжких адских мук, пока будут светить луна,
солнце и звезды».
Шрилой Вьясадевой в «Нарада-пуране»
(1.14.161-163):
А в Brahma Purana 163.20 говорится:
svarga-sankramah
abhyagatam pathi srantam svajnam yo
bhiviksate
«Гости и критикующие нас считаются
истинными родственниками всей вселенной. Критикующий нас, уничтожает наши грехи,
а гость возвышает на небеса.»
Поэтому
говорят, что способность терпеливо сносить критику и прощать
тех, кто нас критикует, очень полезно. Но при этом и предостерегают о том, чтобы
самому не становиться критиком.
nindati
abhinivesatah
Тот, кто позволяет себе
необдуманно восхвалять или критиковать других, очень скоро собьется со своего
пути, запутавшись в иллюзорной двойственности.
11.28.2
budhan
vakta papam upadatte ksamamano
vimucyate
Невежда склонен
оскорблять мудреца своим злым умыслом и ударами в спину. Поступая таким образом,
критик берет на себя груз грехов этого мудреца, которые тот сбрасывает с себя
благодаря тому, что прощает эти оскорбления.
parva 34.74
titiksitah
akrostaram nirdahati sukrtam casya
vindati
критикуют, не должен критиковать в ответ, даже если эта критика причиняет ему
боль. Если же он будет это
терпеть, то его терпение само уничтожит своего критика,
качества (последствия хороших поступков), которые перейдут к этому
человеку.
Dattatreya to the Saddhyas. Mahabharata, udyoga
parva 36.5
vindati
duskrtam catmano marsi rusyaty evapamarsiti
vai
терпеливым и не поддается гневу, непременно обретет благочестие своего обидчика, тогда как его грехи перейдут от него к этому
гневному человеку.
santi-parva 115.3
pratyaksam gunavadi yah paroksam tu
vinindakah
sa manavah svaval loke
nastalokaparayanah
Человек, который прославляет
кого-то в его присутствии, а за спиной поливает этого человека грязью, ничем не
лучше собаки. У него нет никаких шансов подняться на высшие
планеты.
parva 115.11
vidvän mürkhapragalbhena mådus tékñëena
bhärata
äkruçyamänaù sadasi kathaà kuryäd arindama
Юдхиштхира спросил: «
Что должен делать ученный благовоспитанный по своей природе человек, которого
глупцы открыто осуждают на людях, используя грубые слова?»
115.1
’nugéyate
sadä sucetäù sahate narasyehälpa-cetasaù
ответил: « Послушай о Царь, о том что об этом говорится. В этом мире мудрый
человек должен всегда терпеть невежественных людей.
115.2
sadä
präkåto hi praçaàsan vä nindan vä kià kariñyati
vane käka iväbuddhir väçamäno
nirarthakam
Нужно всегда терпеть
чего бы глупцы ни говорили. В конце концов в чем польза прославления или
осуждения, когда их произносит глупец? Такой человек просто каркает подобно вороне, на которую во
всем лесу никто не обращает внимания».
Однако, как вы сами боитесь критики. интересно, то как вы сами от нее защищаетесь и одновременно как сами готовы нести, что угодно в чужом блоге, лишь бы покритиковать. это видимо еще одна форма защиты. Вдруг вам захочется написать не чужие мысли в блоге, а свои.
Цитировать