Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Прощать критику глупцов

Автор russia_vp - 1 августа, 2012  |  Просмотров: 793

http://radhakrishna.clan.su/news/proshhat_kritiku_...

 

Итак, что же такое
критика.

Что говорят толковые словари. Критика - от греческого
Kritike:
- искусство разбирать, судить, анализ,
-
обсуждение чего-либо с целью дать оценку,
- отрицательное суждение о чем-либо
(в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.),
- указание недостатков.

К сожалению, современная этимология и психология не уделяет достойного
внимания этому явлению. Но следует понять, что в целом есть два вида критики -
разрушительная и позитивная, имеющие разные мотивы и соответственно последствия
как для критикующего, так и самого критикуемого. Но сама критика в любом случае
имеет под собою разрушающую природу и об этом говорят все ведические мудрецы и
советовали избегать ее, особенно когда речь идет не о событиях, а о личностных
отношениях, т.е. когда критикуется сама личность.

Критика в определении Ведической традиции, определении Шрилы Дживы Госвами:

«Nindanam dosha kirtanam»

Nindanam (осуждение), dosha (недостатки), kirtanam
(прославление), т.е. проще говоря, критика означает говорить о недостатках
человека.

И Шрила Джива
Госвами предостерегает, что говорить о недостатках неблагоприятно в любом
случае, виновен человек или нет. Поскольку если вы говорите о недостатках, то
Ваш ум
автоматически погружается в них и начинает их впитывать. Поэтому разумный
человек не занимается критикой.
Критика

Равиндра Сварупа
прабху:
Поиск недостатков в других – это умонастроение человека, посредством которого мы
поддерживаем в себе чувство самоуважения, принижая окружающих.
Также следует
понять, что стремление искать недостатки в других говорит лишь о наличии
собственной неполноценности, которую пытаются скрыть. Поэтому, стремясь улучшить
свое самочувствие, некоторые личности акцентируют внимание на недостатки других
людей.

Есть поговорка: «если тебе плохо, найди кого-то, кому еще хуже».
Так и здесь человек осознанно или неосознанно ищет недостатки в других людях, и,
найдя их, чувствует себя по лучше. Таков психологический механизм, который лежит
в основе стремления искать недостатки в других.
Таким образом, в своем
стремлении говорить о недостатках других, мы , на самом деле, неосознанно
говорим о своих собственных. Поиск и нахождение недостатков в других, по сути,
является собственной автобиографией.

«когда бы мы ни показывали
указательным пальцем на других,

в это время три других
показывают на нас самих».

“закон трех пальцев”
Шрила Прабхупада

Существует категория людей, которые только и погружены в поиски
недостатков, т.е. человек имеет склонность видеть недостатки везде, потому что
его внимание само по себе привлекается ими. В этом случае, в глазах такого
человека самые незначительные и не существенные недостатки будут выглядеть ярче,
чем сотни и тысячи достоинств другого человека.
И в ведах нас предупреждают
об опасности такого умонастроения, приводя пример Луны, на которой есть много
пятен, и говорится, что мы не должны критиковать ее за это, потому что она все
же ярко светит, несмотря на свои пятна.

яхан гунна сата аче таха на каре
грахана
гунна мадхйе чале каре доша
аропана

“Даже наличие сотен добродетельных
качеств не учитываются критиком. Вместо этого, идя на хитрости, он пытается все
равно найти в этих качествах какие-то недостатки»
(Antya
8.82)

Когда критика может быть полезной, т.е. позитивная
критика.
Позитивная Критика

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в статье под названием
“Вайшнава-нинда”, что есть только одно обстоятельство, когда личностная критика,
т.е. разговоры о чужих недостатках, может принести некую пользу.

Это так называемая «позитивная критика», или ситуация, когда
сердце критикующего свободно от зависти и его намерением является любовь и
забота о благополучии личности, которой он указывает на недостатки.

Как
правило, в мирской жизни такими личностями выступают наши любящие родители,
старшие братья, сестры, или наши мудрые бабушки с дедушками.

В духовной жизни такими личностями будут наши духовные учителя,
которым мы должны позволить выявлять наши недостатки, наши старшие Вайшнавы, в
чьи обязанности это входит, и наши немногочисленные желающие нам добра друзья.

Критика и кармические последствия.

Английский писатель и философ Альдос Хаксли объясняет
последствия критики очень просто:

«постоянно и глубоко концентрируясь на пороках
и изъянах других, человек начинает их впитывать в себя,
поэтому в скором он ощутит их пагубное влияние и
на себе».

В христианской традиции есть высказывание:

«Видя дьявола в других, мы
перестаем видеть Бога».

А можно ли мир сделать лучше, если ты перестаешь видеть Бога?

Поэтому даже современный мир пришел к выводу, что человек не
может, говорить о недостатках, оставаясь при этом не затронутым этими
недостатками.

Что же касается Ведической литературы, то она дает более
подробное описание последствий критики. И оказывается, что критика, как и палка
имеет два конца.

Первый – неблагоприятный для критикующего,

а второй – благоприятный для того, кого критикуют.


Шрила Бхактисидханта Сарасвати
о Критике:
“Если мы совершаем ошибку, вовлекаясь в поиск недостатков,
критикуя других и таким образом даем волю своим низменным инстинктам, мы просто
способствуем деградации своей души.
Не освободившись от зависти (автр.
основная причина критики), никто не сможет никогда выпутаться из бездны
материального существования.

Махапрабху освобождал пьяниц и дебоширов, но
отвергал всякого кто оскорблял преданных.

Поиск недостатков никогда еще не способствовал развитию
преданности и углублению духовного понимания; это просто приводит к суровым
реакциям. По этой причине, великие души избегают крику любой личности,
особенно критику преданных.”

Шри Чайтанья Бхагавата, Мадхья
13.311-312


« Тот, кто ищет недостатки
в других, или тот, кто считает грехи грешника,

является нардхамой, низшим
из людей».

Шрила Вьясадева
в «Нарада-пуране» (1.14.161-163)

Польза от критики.

Как говорят Ведические писания, критика и позитивная и
разрушительная она благоприятна для того, кого критикуют. Просто нужно правильно
ее воспринять и знать следующее:

Если грешник подвергается критике, то он немедленно избавляется
от половины своих греховных реакций.
1)Если обвинение в грехах справедливо,
то считающий их, в равной мере несет ответственность за них вместе с грешником.

2)Но если обвинение ложно, то приписываемый ими грех возвращается к ним в
двойном размере.

Тот, кто клевещет на безгрешного и
критикует его, будет страдать от тяжких адских мук, пока будут светить луна,
солнце и звезды».

Шрилой Вьясадевой в «Нарада-пуране»
(1.14.161-163):


А в Brahma Purana 163.20 говорится:

apavadi haret papam atithih
svarga-sankramah
abhyagatam pathi srantam svajnam yo
bhiviksate

«Гости и критикующие нас считаются
истинными родственниками всей вселенной. Критикующий нас, уничтожает наши грехи,
а гость возвышает на небеса.»

Поэтому Веды
говорят, что способность терпеливо сносить критику и прощать
тех, кто нас критикует, очень полезно. Но при этом и предостерегают о том, чтобы
самому не становиться критиком.

para-svabhava-karmani yah prasamsati
nindati

sa asu bhrasyate svarthad asaty
abhinivesatah

Тот, кто позволяет себе
необдуманно восхвалять или критиковать других, очень скоро собьется со своего
пути, запутавшись в иллюзорной двойственности.

Krishna to Uddhava. Bhag.
11.28.2

akrosaparivadabhyam vihimsanty abudha
budhan

vakta papam upadatte ksamamano
vimucyate


Невежда склонен
оскорблять мудреца своим злым умыслом и ударами в спину. Поступая таким образом,
критик берет на себя груз грехов этого мудреца, которые тот сбрасывает с себя
благодаря тому, что прощает эти оскорбления.

Vidura to Dhritarastra. Mahabharata, udyoga
parva 34.74

akrusyamano nakrosen manyur eva
titiksitah

akrostaram nirdahati sukrtam casya
vindati

Человек, которого
критикуют, не должен критиковать в ответ, даже если эта критика причиняет ему
боль.
Если же он будет это
терпеть, то его терпение само уничтожит своего критика,

забрав у него все хорошие
качества (последствия хороших поступков), которые перейдут к этому
человеку.


Dattatreya to the Saddhyas. Mahabharata, udyoga
parva 36.5

arusyan krusyamanasya sukrtam nama
vindati

duskrtam catmano marsi rusyaty evapamarsiti
vai

Тот, кто всегда остается
терпеливым и не поддается гневу,
непременно обретет благочестие своего обидчика, тогда как его грехи перейдут от него к этому
гневному человеку.

Bhishma to Yudhisthira. Mahabharata
santi-parva 115.3

pratyaksam gunavadi yah paroksam tu
vinindakah

sa manavah svaval loke
nastalokaparayanah

Человек, который прославляет
кого-то в его присутствии, а за спиной поливает этого человека грязью, ничем не
лучше собаки. У него нет никаких шансов подняться на высшие
планеты.

Bhishma to Yudhisthira. Mahabharata, santi
parva 115.11

vidvän mürkhapragalbhena mådus tékñëena
bhärata
äkruçyamänaù sadasi kathaà kuryäd arindama


Юдхиштхира спросил: «
Что должен делать ученный благовоспитанный по своей природе человек, которого
глупцы открыто осуждают на людях, используя грубые слова?»

Mahäbhärata, çanti parva
115.1

çrüyatäà påthivé-päla yathaiño ’rtho
’nugéyate
sadä sucetäù sahate narasyehälpa-cetasaù

Бхишма
ответил: « Послушай о Царь, о том что об этом говорится. В этом мире мудрый
человек должен всегда терпеть невежественных людей.

Mahäbhärata çanti-parva
115.2

yad yad brüyäd alpamatis tat tad asya sahet
sadä
präkåto hi praçaàsan vä nindan vä kià kariñyati

vane käka iväbuddhir väçamäno
nirarthakam


Нужно всегда терпеть
чего бы глупцы ни говорили. В конце концов в чем польза прославления или
осуждения, когда их произносит глупец?
Такой человек просто каркает подобно вороне, на которую во
всем лесу никто не обращает внимания».

Mahäbhärata, çanti parva 115.7

16 комментариев к записи “Прощать критику глупцов”

Страницы: [1] 2 »

  1. Вот нашел с чем не согласиться. :) : сказано что не рекомендуется быть таким который ищет и находит одни лишь недостатки. не замечая достоинств.и критикует. так вот, как и было сказано,- смотря какова критика. ее качество , количество и характер- очень важны. и имеют в данном случае большое значение.не считаю это нехорошим явлением. вообще, :eem: желание критиковать критиков за их критику, выглядит немножко нелепо. а если это не критика, а беспристрастный анализ и суждение, то это приветствуется. при условии знания природы самих явлений, страстности и беспристрастности.

    Цитировать
  2. Разительный контраст между цитатами мудрецов и лицом на аватарке. Это типичный преданный кришнаит, или как это воспринимать? :eem:

    Цитировать
  3. Лицо на аватарке и того кто за ней стоит никак не надо воспринимать. Воспринимать надо цитаты мудрецов-вайшнавов :)

    Цитировать
  4. russia_vp Лицо на аватарке и того кто за ней стоит никак не надо воспринимать. Воспринимать надо цитаты мудрецов-вайшнавов

    Хорошие цитаты :nice: Особенно понравилось: :write: Человек, который прославляет
    кого-то в его присутствии, а за спиной поливает этого человека грязью, ничем не
    лучше собаки. У него нет никаких шансов подняться на высшие
    планеты :bravo: :kissing: :flower:

    Цитировать
  5. А по-моему всё в куче - безпредметная критика личности это банальное оскорбление, а если безличностной критике подвергается некое творение, то чем это плохо? Как раз и происходит закалка творца. :)
    А вот намёк в заголовке весьма прозрачный и попахивает манипуляционным приёмом.

    Цитировать
  6. Barbos А вот намёк в заголовке весьма прозрачный и попахивает манипуляционным приёмом. О_о
    Какой намек :crazy: ???

    Цитировать
  7. russia_vp… Андрей… спасибо за блог :blago:

    Вообще, ты в последнее время изменился… в лучшую сторону… :flower:

    Цитировать
  8. Какой намек :crazy: ???

    Ага… и я хотела спросить…

    Цитировать
  9. Одно радует: мало комментариев, значит всем всё понятно. :D Оно ведь хорошо, когда всё ясно и вопросов не возникает никаких :D

    Цитировать
  10. Когда человек читает очевидные истины, с которыми он согласен, все возражения отпадают сами собой. :)

    Цитировать
  11. Эт естественно… Особенно, если учесть… что до этого столько об этом было сказано… :D :D :D

    Цитировать
  12. В принципе всё правильно,только можно пойти ещё дальше и предположить,что глупцов вообще нет,просто люди знают что-то другое и о чём-то другом,у них совершенно другой жизненный опыт.Они просто не нуждаются в каких-то доказательствах. Им и без этого нормально жить. :)

    Цитировать
  13. Об этом как и о любви можно говорить до хрипоты или до бесконечности. :lol: :pom: :balbez: :balbez:

    Цитировать
  14. Странно видеть подобные блоги у того, кто сам не прочь прокритиковать))))причем, комментаторов тоже касаеццо))) :crazy:

    Цитировать
  15. Поэтому разумный человек не занимается критикой.
    Таким образом, в своем стремлении говорить о недостатках других, мы, на самом деле, неосознанно говорим о своих собственных
    Поэтому даже современный мир пришел к выводу, что человек не
    может, говорить о недостатках, оставаясь при этом не затронутым этими
    недостатками.

    И какой же вывод сделает russia_vp, регулярно называющий всех глупцами и невежами?

    Цитировать

Страницы: [1] 2 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Прощать критику глупцов