Полярность и двойственностьОдин из сем принципов герметизма (см. книгу Страндена «Герметизм») – принцип Полярности объясняется так: «Всё двойственно; всё имеет полюсы; все истины – лишь полуистины».
Если список из семи герметических принципов воспринимать как произвольный набор непостижимой игры воображения в бесконечном Разуме Всеединого, то вопросов здесь не возникает – надо принимать и принцип Полярности как беспричинную данность, в которую надо просто верить (и чем больше, тем лучше).
Если же исходить из базового постулата Духовных Наставников Древности (и самой Природы) о ТОЖДЕСТВЕ ТВОРЦА И ТВОРЕНИЯ, из чего следует необходимость понимать на своём (людском и человеческом) уровне целостную и взаимосвязанную (системную) Замысел Творца, тогда сравнение первого и четвёртого принципов герметизма вызывает принципиальные вопросы.
Первый принцип утверждает, что Вселенная есть нечто «умственное». Значит в ней наличествует умственный монизм – умственность составляет основу единства Вселенной, благодаря чему она и представляет собой единое целое. Как с этим сочетается, соотносится и вообще – откуда берётся принцип Полярности – двойственности? Из какого принципа он рождается (или берётся из ничего)? Раскрывает ли он умственное единство мира или разрушает его? Может быть, полярность существует параллельно Единству Мира, никак не пересекаясь с ним?
Если судить по современной эзотерической литературе йоговского направления, то двойственное сознание определяется как сознание временное и помраченное иллюзорной двойственностью материального мира. Эти книги советуют освободиться как от вредной привычки от двойственного сознания для того, чтобы обрести наконец-то подлинное, истинное, высшее – недвойственное сознание, которое только и позволяет охватить целостность Мироздания.
Философски это означает, что в уме Всеединого или в его бесконечном Разуме (что одно и то же?) принцип Полярности (противоположной двойственности) отсутствует, а его присутствие в Проявленном Бытии можно объяснить разве что действием главного оппонента Бога – Дьявола, зримо демонстрирующего свою приверженность к иллюзорному принципу двойственности количеством рогов на своей голове.
Если же источником принципа Полярности является всё-таки Творец, тогда выходит, что Он специально вводит во Вселенную затемняющий сознание принцип для того, чтобы человек в своём духовном развитии сумел всё же его преодолеть в себе, возвратившись к целостной недвойственности. В этом случае становится объяснимым и понятным известное молитвенное обращение к Богу: «Не введи нас во искушение» (Бог – искуситель?). Так ли это?..
Утверждение герметистов «все истины – лишь полуистины» имеет далеко идущие гносеологические (познавательные) последствия. Логическим продолжением данного утверждения является аналогичный постулат: всякая ложь – лишь полуложь. А если понятия Истины и Лжи не имеют к нашему бренному миру никакого отношения и, как говорится, в чистом виде в Проявленном Бытии не встречаются, не бывают и принципиально не могут быть, то автоматически снимается вопрос о критериях истинности и ложности в познании – пропадают критерии достоверного и чёткого пути познания, ведущего к пониманию Божественных Истин и истинной сути любого интересующего нас процесса (объекта, явления).
Подобно Эйнштейну с его теорией относительности герметизм утверждает относительность наших знаний о Мире, причём делает это на примере самой важной (для определения эволюционного или инволюционного направления развития) сферы – Моральной (по-русски – Нравственной).
Относительность человеческих понятий об абсолютной противоположности добра и зла герметизм обосновывает разницей бытового восприятия этих понятий у разных людей: что есть зло для одного, более развитого человека, то – несомненное добро для другого, гораздо менее развитого. А практически вывод из такого морального плюрализма следующий: мы должны признать относительность и субъективность наших мерок добра и зла и относиться с крайней терпимостью и снисходительностью к проявлениям в других людях того, что мы считаем злом.
Не является ли в таком случае здание герметического учения ДОМОМ ДУХОВНОЙ ТЕРПИМОСТИ?
Относительность и субъективность мерок Добра и Зла у Духовных слепцов вполне понятна и объяснима, но у Высших Сил, у Небесной иерархии, у Творца, в конце концов, есть ли безотносительные и объективные мерки добра и зла? Многие Духовные традиции говорят, что в загробном мире Души умерших людей взвешиваются на весах Божественной Справедливости и меры сотворённого Добра и Зла определяются с безукоризненной точностью.
Многие мифологии мира, сообщая нам о благословенном Золотом веке земного человечества, также говорят, что Духовные наставники людей выступали в роли справедливых судей в различных спорах и всегда чётко и однозначно определяли меру вины и невиновности, добра и зла в действиях между собой людей с любой степенью развития – независимо от их индивидуальных представлений о нравственности и её критериях.
О чём это говорит? Это говорит о том, что Духовники Древности обладали прежде всего ключами к пониманию Добра и Зла как таковых – как Всеобщих Мировоззренческих понятий, то есть универсальных – абсолютных понятий.
Прежде чем разбираться с частными проявлениями конкретного зла, им надо было разобраться с ним на философско-теоретическом уровне. Взять хотя бы такое древнее изречение: Зло – это недостаток или избыток Добра. Говоря о главных Нравственных понятиях на уровне абстрактности, мудрецы прошлого, таким образом, не только отмечали диалектическую взаимосвязь Добра и Зла, но и указывали на ключевые понятия Соизмерения и МЕРЫ в познании окружающего Мира.
Такой подход к поискам Сокровенной сути Добра и Зла демонстрирует понимание Наставниками Древности организационного ПРИНЦИПА ИЕРАРХИИ – соподчинения Низшего Высшему. Этот великий организационный принцип Творения и Познания утверждает, что поиск Истин и истинной сути должен идти Сверху Вниз – от Всеобщих смыслов через Общие к Частным.
Именно толковое понимание Добра и Зла как таковых – на философском уровне и объединяет в Единую систему критерии Добра и Зла во всех возможных проявлениях, позволяет понять их разнообразные по форме и единые по сути проявления на любом уровне существования и жизни.
Это значит, что не только Добро и Зло, но также Красота и Уродство, Истина и Ложь – это понятия безотносительные, безусловные и абсолютные в Божественно сотворённой Природе. Другое дело, что на каждом эволюционном уровне существования и жизни эти абсолютные критерии проявляются в своеобразной конкретике, но от этого они относительными не становятся.
Одним из главных признаков Духовной слепоты является неумение видеть за разнообразием внешних форм проявления единства внутренней природы.
Седьмым герметическим принципом является принцип двойственности активного и пассивного начал, сформулированный так: «Двойственность активного и пассивного начал наблюдается во всём; во всём есть мужское и женское начала».
Пожелавший освежить в памяти четвёртый принцип Полярности и вернувшийся к соответствующей главе, может прочитать там: «Дух и материя, мужское и женское начала – всё это проявления всеобщего закона полярности».
При этом у критически мыслящего начинающего герметиста должен возникнуть ярко выраженный эффект психической двойственности – умственной раздвоенности.
Или, если верить тексту – буквальным повторениям в нём, принцип полярности и принцип двойственности – это одно и то же.
Или, если верить муд-рости герметистов, это различные принципы, и данное различие надо устанавливать сугубо мистическим и трансцендентным образом.
Причина же столь курьёзного раздвоения сознания у современных герметистов кроется в непонимании сокровенной сути Второго Первопринципа Мироздания – принципа ПОЛЯРНОГО Двуединства.
Именно взаимодействие Полярной Перводвоицы Бытия – Духа и Материи (во всех своих проявлениях) порождает все процессы в Мире, являясь их Вечным Двигателем.
Природа этого взаимодействия ЕДИНА, под какими бы личинами, разнообразными по форме ипостасями не выступали Дух и Материя:
Ян и Инь, плюс и минус, мужское и женское, актив и пассив, чёт и нечет, прямое и кривое, движение и покой, количество и качество…
И, наконец, необходимо отметить следующее важное обстоятельство: полярность – неоднородное и неоднозначное понятие, которое может иметь различные формы проявления.
Есть Полярность Природ (например, женское – мужское), а есть Полярность направлений (север – юг, запад – восток…). Полярность направлений связана с понятием симметрии, которая в свою очередь может быть и зеркальной, и полярной.
Это значит, что за внешне простым и незатейливым понятием Полярности (Полярного Двуединства), стоит большая глубина, которая в герметическом изложении даже не угадывается и которая в учении Тота Триждывеличайшего, конечно содержится. |
Статья из инета, как информация к размышлению
ЦитироватьОтносительность и субъективность мерок Добра и Зла у Духовных слепцов вполне понятна и объяснима, но у Высших Сил, у Небесной иерархии, у Творца, в конце концов, есть ли безотносительные и объективные мерки добра и зла?
ЦитироватьКонстанты Вечности реагируют в режиме термоэнтропии в резонансном отношении Творения с анти-тенью анти-Творца, тем самым убивая душу, вдохнувшуюся в дух Разумных тел Вселенных или Смерть истины познания без-мерности процесса Со-творения рождается тогда и только тогда, когда Творение становится тварью мер константности Вечности и поглощает дар радушного дыхания Творца.
воспритяие полярных сутей как относительных явлений происходит из-за заблуждения и неспособности различить что есть что. Т.е. происходит спутывание в сознании, заблуждение, результатом которого будет искажение реальности, превращающейся тем самым в иллюзию.
ЦитироватьС другой стороны на различных иерархических уровнях может быть различное проявление допустимых или невозможных явлений. Т.е. то, что приемлемо для животного становится уже нежелательным/невозможным для человека и далее. Это как Христос говорил об Иоанне Предтече, что он меньший в Царстве Небесном. Для нашего же уровня он был в наивысшей степени духовности этого мира.
В биологии “двойственность” не обязательна. Существует множество сложных однополых существ.
ЦитироватьСамое важное, что уже надоело объяснять. - Фраза “И не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого”…. “Не введи” означает НЕ ДАЙ НАМ ВВЕСТИСЬ В ИСКУШЕНИЕ Вроде с 5 лет это понимал.
ЦитироватьА бог, что полярно ему? Если вы верите в бога и считаете его Абсолютом, особенно в таких критериях, как Любовь (фиг пойми, что это), Добро, Белое Пушистое Облако после смерти для каждого “просветлённого”, то значит должны верить в совершенное Зло. Другим Абсолютом. Наравне с богом.
ЦитироватьМожно многое написать в ответ, и мной и всеми, кому не лень. Но вы сейчас на таком этапе, что можете сами докопаться до того, что вам нужно. И лучше здесь не мешать. Каждый вопрос содержит в себе ответ, просто тяжело его увидеть. Скажу только, что для “просветлённого” двойственности нет, ни в чём. Добро и зло относительны, а Бог един. Любовь - это принятие/понимание всего, объединение противоположностей. В результате чего рождается единство/творение. То есть нет деления на разные категории.
ЦитироватьА почему любовь? Разве Зло не является двигателем прогресса? Разве без Лжи, у людей, будет будущее, время двигаться дальше? А на счёт относительности Вы правы. Как Я уже говорил, зло-добро, плохое-хорошее, правда-ложь, это всего лишь разные стороны (НО) одной медали.
ЦитироватьПоймите главное - мир\вселенная неделимы. Есть такое понятие - всё во всём. Со временем увидите. Если вы признали, что добро и зло относительны, значит уже не существует чёткого понятия что такое зло. Значит невозможно определить как это влияет на какой-то процесс. Зато точно можно сказать, что + и - объединяясь, рождают новое - растят Вселенную. Как мужчина и женщина. Потому само “зло” никак не может быть двигателем, только в единстве с добром
ЦитироватьLink (5 февраля 2013 г. в 4:53)
ЦитироватьСамое важное, что уже надоело объяснять. - Фраза “И не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого”…. “Не введи” означает НЕ ДАЙ НАМ ВВЕСТИСЬ В ИСКУШЕНИЕ Вроде с 5 лет это понимал.
На самом деле бог не искушает
Ошибочка у вас вышла с пяти лет аЖ, Link
ЦитироватьА Я ЧТО ПИШУ? РУССКИМ НАПИСАЛ - Эта просьба не дать нам ввестись в соблазны… . У меня вопрос - ЗАЧЕМ ВЫ ВСЕ ТРЫНДИТЕ ОБ ИСКУШЕНИИ САМОГО БОГА?. Ошибочка? Это ты ошибочка, если со своей тупостью вылазиешь с
Сама подняла тему, написав - “В этом случае становится объяснимым и понятным известное молитвенное обращение к Богу: «Не введи нас во искушение» (Бог – искуситель?). Так ли это?..” ЗАЧЕМ? Ребёнок в садике это понял, а взрослые ещё и обсуждают?
Цитироватьaria
ЦитироватьЕсли брать все плохие и худшие качества за Зло, то именно они являются основой эволюции и прогресса. Добро, это вечная стагнация всех правил, ограничений, законов. Если Вы даже не понимаете, как Ложь неотделима от развития личности, человечества, его будущего, то Вы ничего не понимаете в жизни.
Link Сама подняла тему, написав - “В этом случае становится объяснимым и понятным известное молитвенное обращение к Богу: «Не введи нас во искушение» (Бог – искуситель?). Так ли это?..” ЗАЧЕМ? Ребёнок в садике это понял, а взрослые ещё и обсуждают?
ЦитироватьНу да. Я в садик не ходила ваАаще. А библию удосужилась прочесть будучи совсем взрослой. Вот и перекосы в восприятии ,видать, у меня ,Link, а не у тебя