Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2017 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Пища богов

Автор Dayskeeper - 2 ноября, 2009  |  Просмотров: 2,167

Где появились самые первые деревья какао – то ли в бассейне Амазонки в Бразилии, то ли в долине Ориноко в Венесуэле, то ли в Центральной Америке, до сих пор идут споры, но все соглашаются в том, что культивирование какао был развито в регионе, который теперь является современной Мексикой, Гватемалой, Гондурасом, Белизом…

В майянской иконографии можно встретить изображение дерева какао,

на котором голова одного из мифологических героев по имени Хун Хунахпу уподоблена плоду этого дерева. Как известно, два брата – близнеца спустились в Шибальбу (нижний мир, название переводится как «жуткое место», «исчезающее», «место снов», «место умерших” или “вход в страну призраков”) и победили там богов смерти, владык ада. Но сначала боги Шибальбы обезглавили голову их отца Хун Хунахпу и повесили ее на дерево. Не должно смущать, что по тексту книги «Пополь-Вух» – «Книга Народа», которую еще называют Библией майя, это было тыквенное дерево, и череп их отца превратился в тыкву. Ведь из тыкв (калабасов) индейцы Мезоамерики пили какао.
Дерево, на которое боги Шибальбы поместили голову Хун Хунахпу, было бесплодным, но после того, как они это сделали, оно начало плодоносить. Жителям Шибальбы было запрещено подходить к этому дереву, но девушка по имени Шкик, что означает «кровь», которая была дочерью одного из владык ада, ослушалась, подошла к дереву, и голова Хун Хунахпу вдруг ожила, плюнула ей в ладонь, и она забеременела. Вот так свершилось индейское непорочное зачатие. Далее, с помощью сов, чтобы избежать наказания и неминуемой смерти, она покидает Шибальбу и на поверхности земли рождает своих детей – близнецов Хунахпу и Шбаланке- Маленький Ягуар.

Все истории и притчи в боговдохновенных книгах имеют много смыслов и уровней восприятия. Посмотрим же на “Пополь-Вух” через призму какао. Похождения и самопожертвование близнецов в Шибальбе не что иное, как метафора многократных стадий обработки какао-бобов и приготовления ритуального напитка: их вход в подземный мир – ферментация какао-бобов, они бросаются в огонь - какао-бобы после ферментации обжариваются, далее владыки Шибальбы размалывают их кости и бросают в реку – после обжаривания какао-бобы размалывают на «метате» и заливают водой. В доколумбовской Мезоамерике какао-бобы размалывали на каменных блюдах из базальта, примерно 50 на 30 сантиметров, которые назывались «метате» с помощью скалки «метлапиль», что означает «сын метате». По-испански эта скалка называется «мано».

Часто «метате» вырезали в виде животных, птиц, рептилий.

Ацтекские «метате» отличаются от майянских наличием трех ножек.
Ниже мы видим изображение дерева какао и человека с метате:

После самопожертвования близнецы возрождаются заново в образе двух человек- рыб. Вообще, по ходу сюжета они принимали различные облики, пока снова не приняли свои истинные лица, и не отправились на небеса – один – управлять Солнцем, другой -Луной.

Внизу слева изображен прыжок в огонь, а внизу справа – возрождение в рыб. Я сразу вспомнил и учителя шумеров по имени Оанн – человека-рыбу, и рыбу – символ первых христиан, которую они чертили на песке, как пароль, тайный знак.
Воскрешение героев эпоса дает представление о какао, как о символе жизни, смерти и возрождения среди древних и современных майя.

Перед вами майянский глиф, означающий какао. Читается – «какав».

Первый слог глифа «какав» обозначает ребро рыбы и читается - «ка».

Второй слог обозначает рыбу и читается тоже «ка».

И третий слог читается как « ва», а произносится “в”.

Также «ка» можно перевести как «два». Число два расположено слева вверху от глифа:

Какао-бобы дерева Theobroma cacao играли важнейшую роль в религиозной, политической и общественной жизни цивилизации майя. Из них готовили сакральный напиток, «пищу богов»,

(сцена из Мадридского кодекса. Текст вверху гласит: «Бог дождя Чак и богиня земли Ишик Кааб принимают дар какао)

они же являлись деньгами в торговых отношениях. По-этому патроном какао-бобов был майянский бог торговли Эк-Чуах. У майя до сих пор существует ежегодный праздник, отмечаемый в месяце Муан, на котором они чтят этого бога, предлагая ему какао и копаловую смолу и обмениваются подарками. В священном календаре Цолькин дереву какао соответствует знак Маник - Рука, он же Олень. Ха-ха, а Маник-то слышится как по-английски “деньги”!

Конечно, существовало и божество самого дерева какао – богиня Шкакау. В «Пополь-Вухе» всё та же девушка по имени Шкик молится: «Штох, Шканиль, Шкакау, вы, что готовите зерно, и ты, Чахаль, хранитель пищи…»

Вот примерный индейский прейскурант:

1 боб – большой томатль (помидор)
3 боба – плод авокадо
3 боба – яйцо индейки
10 бобов – услуги женщины легкого поведения
15 бобов- цыпленок
20 бобов – петух
30 бобов – кролик
100 бобов – выдолбленная лодка или 100 листов бумаги
100 бобов= 1 куачтли – плащ или накидка из драгоценных перьев.
200 бобов – целая партия кошенили – красно-пурпурного красителя из одноименных насекомых.
3000 бобов – раб
4000 бобов – раб, обученный пению и танцам.

Имело место и подделывание какао-бобов, их начиняли глиной, и это каралось смертной казнью.

А вот данные о какао-бобах, как о конвертируемой валюте . Информация предоставлена центральным банком Мексики:

1535 год: 1 реал = 200 какао-бобов
1555 год : 1 реал = 140 какао-бобов
1575 год: 1 реал = 100 какао-бобов
Конец 16 века: 1 реал = 80 - 100 какао-бобов
1720 год: 1 реал = 15 какао-бобов
Валютные операции с какао-бобами на Юкатане осуществлялись вплоть до середины 19 века.
Есть древнее предание о том, как еще до возникновения человечества на священной горе Хлеба Насущного боги сотворили обилие всевозможной пиши, включая кукурузу и какао. В «Пополь Вухе» эта гора именуется Пашиль, что означает «расселина, раскол». В легендах майя бог-грозовик Кавиль (его изображение из Дрезденского кодекса, где он сидит, держа в руке чашу с какао)

бросил молнию в гору, расщепив ее пополам и оттуда повились два растения – какао и маис.
Таким образом, они были связаны с самого сотворения друг с другом и в ритуальный напиток какао обязательно дабавляют маис ( кукурузу ).
На этом блюде

изображено рождение Бога Маиса, появляющегося из трещины Черепахи-Земли. За этим процессом внимательно наблюдают героические братья-близнецы. Над их головами написаны их имена. Бога Кукурузы здесь величают как «Один Маис-Кайман». Кайман – символ плодородия земли, рождения и крови. Недаром священный календарь Цолькин начинается со знака Один Кайман - ХУН ИМИШ. Этот первый день и первый знак календаря (я обвёл его в картуш) - подробнее о первом дне Священного Календаря читайте в посте http://2012god.ru/pervyj-den-svyashhennogo-kalendarya/

расположен на Ткацком Станке, символизирующим Сердце Земли. Бог Маиса рождается из Сердца Земли! А еще здесь игра слов: Имиш - Кайман. Ишим- Маис, кукуруза.
Какао-бобы отчасти напоминают кукурузные зерна, только большего размера. Сами братья-близнецы представляют собой один – какао, а другой- кукурузу.

А это изображение Бога Маиса возле дерева какао с плодами:

В современных обрядах майя, дошедших из глубины веков, священники-шаманы, «мастера церемоний» для того, чтобы вызвать дождь, который бы обеспечил хороший урожай, предлагают богам тыкву, символизирующую череп Хун Хунахпу, с напитком «чилатэ», сделанным из черных какао-бобов и белых зерен кукурузы. Магические цвета здесь символизируют дуальность Космоса – силы Орла и Ягуара, которые своим взаимодействием дают жизнь всему мирозданию. Этот ритуальный напиток проливают на землю, тем самым, оплодотворяя ее, как череп Хун Хунахпу, плюнув в ладонь Шкик, оплодотворил ее. Причем, сам напиток делают разным по цвету. Черный «чилатэ» предлагают богам, а затем выпивают. Белый «чилатэ» льют из тыквы на вертикальную ось креста, по которой он уходит в землю. У основания креста обычно помещают статую Бога Маиса в святыне, символизирующей тайну семени в земле и ребенка в материнской матке.

Кроме возрождения, какао также символизирует изобилие. С целью привлечь в дом, семью изобилие, какао, как ритуальный напиток, всегда пьют во время свадьбы.

На свадебной церемонии новобрачные пьют какао из одного сосуда и дарят друг другу символические подарки: жених – зерна маиса и какао-бобы, невеста – маисовые лепешки и молотые какао-бобы, это означает, что женщина будет делать пищу из того, что дал ей муж. В некоторых районах Гватемалы всё еще следуют традиции запечатывать клятву брака чашей, полной какао.
И до сих пор ни один праздник не обходится у жителей Центральной Америки без какао. Например, в некоторых деревнях, крестные родители дарят какао-бобы в большом количестве родителям их крестника. Большую роль играет какао и в праздновании Дня Мертвых, где какао предлагают в знак поминовения усопших.
В наши дни деревья какао индейцы передают как наследство из поколения в поколение. Семейные рецепты какао также передаются от матери дочери как своего рода «кулинарная семейная реликвия».

Какао имеет и более легкое символическое значение – великолепие, роскошь и мимолетные удовольствия жизни, что отразилось в творчестве ацтеков, в их песнопениях и поэзии.

Я пью какао,
им я наслаждаюсь;
сердце мое весело,
сердце мое радостно,
сколько бы ни прожил
на земле я дней,
все они пройдут
в уголке жилища бога.

Вот и допил я прекрасное какао,
сердце мое плачет и болит,
только лишь страдаю на земле я.

Правда ли то, неужели то правда,
Что вся наша жизнь проходит на этой земле?
Нет, не вся это жизнь – лишь один ее миг!
Здесь зеленый нефрит превращается в крошку,
Украшенья из золота обращаются в прах,
И даже прекрасные перья кецаля тускнеют…
Нет, не вся это жизнь – лишь один ее миг!

Ритуальный напиток какао в красивой посуде, украшенной цветами, подносился также ацтекской богине любви Шочикецаль. Еще бы, ведь какао – это афродизиак! Вот что писал в 1556 году конкистадор из свиты Кортеса: «Эти бобы, называемые какао, размалывают в порошок, и порция порошка помещается в чашу, в которую затем добавляют воду и перемешивают ложкой. После тщательного перемешивания, напиток несколько раз переливают из одного сосуда в другой и обратно, пока не образуется высокая пена, которую переносят в специальный сосуд. Перед тем, как испить этот напиток, в него добавляют несколько ложечек чистого золота, либо серебра, и пьют его маленькими глотками, по мере оседания пены. Напиток этот, как говорят, способствует успеху с женщиной».
Другим священным ритуалом были “крестильные обряды” для детей , где священник-шаман, держа в одной руке тыкву с какао, а в другой – жезл, обмотанный шкурками гремучей змеи, проводил помазание лбов, щек, носов, подбородков, пальцев и между пальцами мальчиков и девочек, затем он трижды касался жезлом лба и говорил: “Пробудись! Пробудись! Пробудись!”
Кроме того, сосуды с шоколадом оставляли на месте погребения знатных людей, чтобы им было чем подкрепиться в «месте, где начинается жизнь после смерти».
Посуда, из которой пила какао индейская элита, была священной. Многие сосуды носили собственные имена. Их величали «домами», «храмами», «пещерами» и «горами». Среди знати было очень престижно дарить такие сосуды – это был признак особого расположения, предмет, подчеркивающий личность владельца, его социальную власть и религиозный статус.
На этом сосуде по верхней кайме идет текст, что «этот сосуд для бодрящего какао принадлежит драгоценной госпоже из Тикаля…».

А это очень интересный сосуд для какао. У него завинчивается крышка!

Майя полагали, что какао, буквально, было пищей богов. Ацтеки верили, что дерево какао растет в раю, и боги там пьют чоколатль, а людям его подарил бог Кецалькоатль-Пернатый Змей сразу после того, как самые первые предки были созданы из маисовых зерен Отцом и Матерью Мира. Он прибыл на Землю на луче Утренней Звезды, и в семенах какао, которые он принес с собой, заключалась сила, мудрость и благословление Небес. Он научил людей церемонии чоколатля, смысл которой заключался в том, чтобы во время приготовления и употребления ритуального напитка из какао-бобов формировался мост между Небесами и Землей, между Богом и людьми. Люди узнали от Кецалькоатля, как ферментировать, молоть и жарить какао-бобы, делая питательную пасту, которая легко растворяется в воде, какие добавлять специи и пряности. Какао-бобы готовы к употреблению в том случае, если они становятся коричневого цвета, их можно разломать в руке и почувствовать божественный аромат шоколада. А сделать это можно только после специальной обработки, так как в натуральном виде какао-бобы белые или фиолетовые, сочные и мясистые, но горькие на вкус, и совсем не пахнут шоколадом.
Про Кецалькоатля среди индейского народа ходят предания, что это был реальный человек, высокого роста с белой кожей, он был царём и верховным священником- шаманом в столице тольтеков городе Тула, который приказал отменить обряды человеческих жертвоприношений, заменяя их подношением цветов и какао. На Юкатане он основал несколько городов и подарил людям искусство приготовления и питья шоколада. Это знание передавалось через устную традицию, петроглифы ( высеченные на камнях глифы ), росписную глиняную посуду и книги – большие, как гармошка, разноцветные рукописи из бумаги, сделанной из луба фикуса.
Другая легенда повествует о Кецалькоатле, который поручил муравьям отправиться в недра горы и вынести на поверхность семена какао, которые были скрыты в горе.

Далее в “Пополь-Вухе” описывается, как дети Хун Хунахпу и Шкик отправляются в Шибальбу. В доме их бабушки Шмукане в самом центре растет тростник, и когда они умирают, то тростник увядает, а когда они возрождаются, то тростник вновь становится зеленым. Шмукане берет белые и желтые початки кукурузы и размалывает их, чтобы сформировать тела людей - первых жителей Земли той архаичной эпохи.

Для церемоний майя обычно используют девять напитков из какао и кукурузы на воде, собранной специальным способом – до нее нельзя дотрагиваться руками, и эта вода должна быть девственной, то есть выпавшей росой. Девять напитков готовит самая старшая женщина, и она же определяет, какие напитки достанутся богам, а какие людям, как и бабушка Шмукане в “Пополь-Вухе”, которая приготовила девять напитков, являющихся источником жизни, силы и энергии для первых, только что сотворенных людей.
Первые люди были сотворены из маисовых зерен, а какао-бобы дали этим людям жизнь. Девять – число месяцев беременности.

Когда дети Хун Хунахпу и Шкик достигают совершеннолетия, они находят принадлежащие их отцу и дяде вещи для игры в мяч: кольца, перчатки и каучуковый мяч. И опять владыки Шибальбы, как в случае с их отцом и дядей, приглашают Хунахпу и Шбаланке, сыграть с ними в мяч. Но эту «команду» богам смерти так и не удалось победить!

Перед тем, как обжаривать ферментированные какао-бобы чтобы потом размолоть на метате, их тщательно высушивают на солнце. Как правило, в ритуальный напиток, сделанный из кукурузы и какао еще добавляют семена кустарника ачиоте, придающие напитку темно-красный цвет. Также туда добавляют ритуальный мёд. Вот еще классические добавки - ваниль, корица, чили, орехи, цветы, сок агавы, цитрусовые.

Сахар, яйца, а затем и молоко стали добавлять в какао уже европейцы.
Из мякоти плода, в которой находятся какао-бобы, древние майя и ольмеки делали алкогольный напиток, наподобие чичи из кукурузных зерен. Ну а рецепт приготовления какао с его сложной технологией, включающей ферментацию и обжаривание, дающие потрясающий вкус и аромат, держался, конечно, в секрете, и передавался посвященными в устной форме через метафоры «Пополь-Вух». Пили этот напиток, как горячим, так и холодным. Непосвященным людям, а тем более европейцам, трудно понять индейские метафоры и игру слов, которую так любили майя. Метафоры и игра слов сложились в язык Зувуйя (в транскрипции Кнорозова: «Суйва») , которым владела майянская элита. Например, пенный какао, окрашенный красным ачиоте, сравнивали с хохолком птички красный кардинал.

Кровь – это «красная женщина со змеями на платье». Табак – «семь раз побитый», то есть столько раз его растирают в ритуальных целях. Дым – «старая жена», то есть жена огня и т.д. Если вернуться к глифу «какав», то писцы часто изображали, подразумевая какао, только один глиф рыбы «ка», без первого слога «ка» и последнего «ва». Ведь братья-близнецы, чья история в Шибальбе – метафора приготовления какао, после возрождения приняли облик рыб. Здесь игра слов – «ка» - это также два, см. глиф «какав»– две точки или, два какао-боба, два брата-близнеца.
Специалисты по языкам доколумбовской Мезоамерики утверждают, что слово «какав» не майянского происхождения, а заимствовано у более древней цивилизации ольмеков и этимология этого слова утеряна. Ольмеки культивировали какао еще в 1500 гг. до н.э.
Ацтеки, появившиеся на историческом горизонте гораздо позже ольмеков и майя, возвели какао-бобы в ранг культа, а напиток, сделанный из какао-бобов, назвали «чоколатль», что означает «пенная вода» или «горькая вода». Для придания напитку большей пены они взбивали чоколатль ( уже при испанцах )

специальным деревянным венчиком, который называется «молинилло».

Теория, что слово чоколатль было получено от звука “чоко, чоко”, издаваемого «молинилло», является необоснованной, потому что эта утварь не существовала в доколумбовской Мезоамерике. До испанцев какао взбивали ложками из панциря морской черепахи и переливали из одного сосуда в другой.

Сама пена воплощала дух какао и энергию человека, который ее подготовил.

Племена майя насчитывают более 20-и языковых групп. Чонтали – один из народов майя, живущий ныне в мексиканском штате Табаско. Их называют «чокос». И здесь чоколатль может означать «воду или напиток из страны чокос».

В ацтекских мифах одна из эпох-солнц закончилась наводнением, а люди превратились в рыб. Бог Кецалькоатль обманывает бога смерти и собирает в нижнем мире кости людей-рыб, чтобы возродить новое человечество.

Бог Чак жертвует свою кровь, проливая ее на человека-рыбу.

И хотя прямого указания на какао здесь нет, но майя ассоциировали какао с кровью. Для этого и добавляли в него семена ачиоте, делая напиток насыщенно-красного цвета, похожего на кровь, особенно, когда его выпивали и на губах оставались следы красной краски. А зерна белой кукрузы, смешанные с какао, символизировали человеческие кости.
У ацтеков, как и у майя, был свой язык, на котором говорила элита - священники, поэты ,философы, знать. Он содержал много метафорических слов со скрытыми значениями. Чоколатль, например, означал “сердце, кровь”. Ассоциации между чоколатлем и человеческой кровью были обычны среди майя и ацтеков. Шоколад, как полагали, был кровью Земли и так возникла священная связь с человеческой кровью. Люди и Земля были таким образом связаны в ритуале какао.
Аналог майянского Чака – ацтекский бог дождя и изобилия Тлалок попросил у Кецалькоатля разрешение кормить дерево какао водой после того, как оно было доставлено на Землю.

Монтекусома Илуикамина, что означает Гневный Владыка, Поражающий Стрелами Небеса, более известный как император ацтеков Монтесума, очень любил чоколатль. Он говорил, что «этот божественный напиток снимает усталость…чашка этого драгоценного напитка позволяет человеку идти в течении целого дня без пищи». Только его телохранителям ежедневно поставлялось 2000 порций этого дорогого напитка. У каждого индейского воина в его походной сумке лежали небольшие шарики, сделанные из пасты какао. И в наше время элитные воинские подразделения разных стран мира включают в свой рацион шоколад.
Европейцы впервые встретились с какао в 1502 году. Во время своего четвертого похода, Христофор Колумб достиг берегов острова Гуаная, что в 50 км от побережья сегодняшнего Гондураса. Местные индейцы на своих лодках подошли к стоящим на рейде кораблям испанцев для приветствия и обмена дарами. Вот как описал увиденное капитан Фердинанд Колумб – средний сын Христофора Колумба: «Запасают они те же коренья и зерна, что и мы едим в Испании, и сорт вина из кукурузы, которое напоминает английское пиво; и много таких орехов (какао), которые в Новой Испании употребляют как деньги. Похоже, что орехи эти у них в высокой цене; когда они поднимались со своими дарами на борт корабля, я наблюдал, как один из таких орешков упал, и они все ринулись поднимать его, так будто это глаз выпал».

Чоколатль отлично стимулирует и возбуждает тело и разум. Но, к сожалению, не все могут отведать напиток из какао-бобов. Тот напиток, который пили древние ольмеки и майя, весьма далек от тех продуктов, которые люди потребляют сегодня. Современный шоколад – это плюс добавки, жиры, сахар.

Моя новая книга про доколумбовскую Мезоамерику, в которой много будет про какао, начинается так: « «Чтобы делать золото, надо его иметь», - так в старину говорили алхимики, подразумевая не только металл, но и духовные дары. То же самое можно сказать и про какао: «Чтобы пить шоколад, надо иметь какао-бобы!» Ведь в этих волшебных зернах сокрыты истинные сокровища Духа. »
С любовью, дядюшка Джо.

В посте использован материал с сайта http://www.famsi.org/


2 комментария к записи “Пища богов”

  1. Пророчества Майя неправильно истолкованы. Этот день 4 Ахау 3 Канкина и пройдёт он под знаком бога Солнца,девятого владыки ночи. Луне будет восемь дней и она будет третья из шести… Но в в 2011 году, сместились точки равноденствия и соответственно на 2,5 судок фазы луны. Горе-учёные от нас это скрывали. Вывод- событие произойдёт в декабре 2016 года.

    Цитировать
  2. какое событие?

    Цитировать

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Пища богов