Павел
Сей Павел был земледельцем в одном селении. Человек он был неученый, душою же был весьма прост и незлобив. Он вступил в брак с женщиною, красивой лицом, но дурной по своей душе и поведению; долгое время она тайно от мужа вела прелюбодейную жизнь. Однажды, возвратившись с работы домой, Павел застал жену свою с другим. Тогда, немного усмехнувшись, сказал он прелюбодею:
- Хорошо, хорошо! Я совсем не обращаю на это внимания. Призываю во свидетельство Иисуса Христа, что я не желаю более жить с нею. Вот ты обладаешь ею, посему и детей корми, а я уйду и стану монахом.
И тотчас же, оставив все, Павел ушел из дома; никому он при сем ничего не сказал, и порочную свою жену нисколько не укорил, но молча пошел в пустыню. Там он пришел к преподобному Антонию Великому1, и постучал в двери его келии. Антоний спросил его:
- Чего ты хочешь?
Павел отвечал:
- Хочу быть иноком.
Антоний увидев, что он уже стар, сказал ему:
- Тебе, старец, уже около 60 лет, - не можешь ты быть иноком; возвратись опять в село и исполняй свою работу, благодаря Бога; а пустыннический труд нести и искушений терпеть ты не сможешь.
Но Павел отвечал:
- Отец! Я готов исполнять все то, что ты повелишь.
Антоний же, не внимая ему, говорил:
- Я сказал тебе, что ты стар и уже не можешь быть монахом. Отойди отсюда. А если хочешь быть монахом, то иди в монастырь, где живет много братии, могущей переносить твои немощи; а я живу здесь один и по пяти дней ничего не вкушаю; посему не можешь ты жить со мною.
Сказав сие, Антоний затворил двери и три дня не выходил из своей келии. Но старец все это время оставался около келии, никуда не уходя. На четвертый день Антоний отворил дверь и опять увидел Павла и, чтобы заставить удалиться его, сказал:
- Уйди отсюда, старец. Зачем ты досаждаешь мне? Я сказал тебе, что ты не можешь остаться здесь.
- Умру тут, а не уйду, - ответил старец.
Антоний, видя, что у старца нет ни хлеба, ни воды, и что он уже четвертый день остается без пищи, подумал про себя: “старец сей, не привыкший так долго поститься, может умереть от голода, и на моей душе будет за него грех”. Посему он согласился оставить его у себя и сказал:
- Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе.
Павел ответил:
- Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне.
Антоний же, испытывая его, сказал:
- Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться.
Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру.
Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте.
Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему:
- Плети, старец, веревку так же, как я плету.
И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать лактей2. Антоний же, посмотрев работу, сказал:
- Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова.
А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть. Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания. Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако нисколько не огорчился и не возроптал. Тогда Антоний сжалился над ним, - и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу:
- Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба?
- Как ты хочешь, отче, - отвечал Павел.
Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония.
Они вкусили немного хлеба с водою и, вставши из-за стола, возблагодарили Господа.
Испытывал святой Антоний Павла и в молитвах, по целым ночам не ложась спать и поя псалмы со многими поклонами, но и в сем Павел оказался терпеливым и бодрым.
Раз, когда они вкушали пищу, Антоний велел Павлу вкусить более того, чем сколько вкушал сам, ибо он жалел его, как еще непривыкшего к строгому посту.
Но тот ответил:
- Если ты, отче, будешь есть еще, то и я буду.
- Мне довольно, - сказал Антоний, - потому что я монах.
А Павел ответил:
- И мне довольно, потому что и я хочу быть монахом.
И всегда Павел исполнял все, что ни повелевал ему Антоний.
Однажды Антоний велел сшить ему одежду; когда Павел сшил ее, Антоний сказал:
- Плохо ты сшил, - распори ее и сшей снова.
И вновь сшитую он велел распороть и опять шить.
Все сие делал Антоний для того, чтобы испытать терпение и послушание Павла. А тот нисколько не роптал на сие, но с усердием и старательностию исполнял все повеления Антония.
Наконец, Антоний убедился в способности Павла к пустынножительству и сказал ему:
- Вот ты уже и соделался иноком во имя Господа Иисуса.
И велел Антоний жить ему в одиночестве, сделав келию для него на расстоянии четырех метаний камнем3 от своей. И пребывал блаженный Павел близ святого Антония в той отдельной келии, трудясь день и ночь в подвигах иноческих; за сие получил он от Бога власть над духами нечистыми, чтобы изгонять их и исцелять недуги.
Раз к святому Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога.
Но Антоний сказал:
- Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему:
- Авва Павел! изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога.
Но Павел сказал:
- А ты, отче, почему же не изгнал его?
Антоний отвечал:
- Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе.
И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу:
- Диавол! Авва Антоний велит тебе выйти из человека сего.
Диавол же с бранью ответил:
- Не выйду, всезлобный и лживый старик.
Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря:
- Выходи, - так повелел тебе святой Антоний.
Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал:
- Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо.
Но бес, хуля Христа, говорил:
- Не выйду.
Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу:
- Господи Иисусе Христе, распятый при Понтие Пилате! Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши.
Когда еще говорил он сие, бес начал кричать:
- Выхожу, выхожу и не знаю, где буду находиться.
И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея, длиною в 70 локтей, и пронесшись в воздухе, погрузился в Чермное море4. Так святой Павел победил диавола простотою и смирением своим; ибо слабейших бесов изгоняют люди силою веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силою смирения, как сей святой Павел.
Блаженный Павел имел и дар прозрения. Раз, войдя в один монастырь, встал он у церкви, наблюдая, кто с какою мыслию входит в нее. Была вечерня и все входили в церковь с радостным лицом и просветленною душою, и с каждым из них входил с радостию и ангел хранитель. Один же брат шел в церковь с лицом мрачным, душою озлобленною, будучи окружен бесами, из которых каждый влек его к себе; ангел же хранитель его следовал в отдалении, - в унынии и с плачем. Видя сие, святой опечалился и весьма скорбел о погибшем брате; от великой печали не вошел святой Павел и в церковь, но с плачем сидел вне ее. Когда церковная служба окончилась, то все братия выходили такими же, какими и входили, и свет Божественный озарял их. Увидал Павел и того, который прежде был мрачным; и вот лицо его светилось как бы лицо ангела, и благодать Духа Святого осеняла его, и ангел хранитель радостно поддерживал за руку его; бес же издали рыдал и не дерзал хотя немного приблизиться к нему.
Увидав столь быструю перемену, происшедшую с братом, блаженный обрадовался и, остановив его, поведал окружающим о том, что видел и затем спросил брата о причине его внезапного изменения.
Тот, видя себя обличенным Божиим откровением, в присутствии всего народа, рассказал о себе все:
- Я, - сказал он, - весьма грешен: много лет прожил я до нынешнего дня в беззаконии. Войдя сегодня в церковь, услышал я, что читают книгу пророка Исаии, или лучше, - Самого Бога, через пророка говорящего: “Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; научитесь делать добро: и если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю”(Ис. 1:16-18)5. Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне духовные очи и, познав свое злодейство и нечестие, я с сокрушением сказал в душе своей Богу: “Ты, Господи, пришел в мир для спасения грешников, как то через пророка Своего Ты мне ныне поведал; исполни сие со мною грешным на деле. Ибо я даю обет отныне, при помощи Твоей, не только никому не делать никакого зла, но и оставить всякое беззаконие и послужить Тебе, Владыко, чистою совестию; только Ты Сам приими меня кающегося и не отвергни меня, припадающего к Тебе. С такими обещаниями, - продолжал он, - вышел я из церкви, решив в сердце своем не грешить более перед Богом.
Услышав сие, все громким голосом прославили Бога, принимающего всякого, обращающегося к Нему с покаянием.
Так прозорлив был святой Павел, ибо за простоту свою и незлобие свое он преисполнен был благодати Божией. Да и кто же приятен Богу более незлобивого? “Непорочность и правота, - говорит Господь устами Псалмопевца, - да охраняют меня” (Пс. 24:21).
Преподобный прожил в святой простоте своей много лет и, сотворив много чудес, отошел ко Господу6. Тот, кто был на земле простым и неученым, теперь стал премудрейшим на небеси, более всех мудрецов мира сего, и с мудрыми херувимами созерцает он Христа, Божию Силу и Божию Премудрость. Ибо истинная мудрость в том и состоит, чтобы бояться Бога и в чистоте души и незлобии сердца служить Ему и благоугождать.
Молитвами, Господи, угодника Твоего, Павла препростого, умудри и нас в исполнении заповедей Твоих. Дай нам иметь началом премудрости - страх Твой, дабы мы, из благоговения к Тебе, уклонившись от греха, могли творить перед Тобою добро и получить милость Твою во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Св. Антоний Великий, первый учредитель монашеского жития, родом египтянин, подвизался на восточном берегу реки Нила, около Фиваиды. Там, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, он, в постоянных трудах и молитве, прожил 20 лет в неизвестности, поборая, благодатию Божиею, духа соблазнителя, тревожившего его искушениями и страхом. Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец жизни правила, данные Антонием, что и было началом монашеского жития. Преставился св. Антоний 105-ти лет, в 356 году. Память его празднуется 17 января.
2 Лакоть или локоть – мера длины, равная 10,5 вершкам (полметра примерно).
3 Т.е. на таком расстоянии от своей келлии, на какое можно камнем перебросить четыре раза.
4 Чермное, или, так называемое, Красное море, представляет собою длинный, узкий пролив Индийского океана, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Через это море евреи переходили при Моисее на пути из Египта в Обетованную землю, т.е. Палестину (Исх.14 гл.).
5 («Багряное», т.е. темно-красное). Т.е. смою с вас те греховные пятна, совершенно очищу вас от них (ср. Пс.50:9). бог, по милосердию Своему к людям, прощает их грехи, но под условием только чистосердечного раскаяния и нравственного исправления.
6 Прп. Павел скончался в IV веке.
Житие преподобного отца нашего Павла Препростого (4 октября по ст.ст. / 17 октября по н.ст. ) В изложении святителя Димитрия Ростовского.
Ой-ёй Ну… тагда нисмотри, раз нипонимаишь
ЦитироватьОтвечаю и признаю всё, что скажешь.
М-да…
ЦитироватьИ где же та девочка, которая прилетала и не то, чтобы добирала понимание, а как голодный зверь - пыталась кусками выдрать это из тебя.
Где та, которая могла любую фразу разложить до уроня так есть и никогда не опускалась до цитат, которые вроде как подходят по смыслу.
Тогда ты видела (или мне так показалось), что ты видела что через эти фразы делалось, что мои “пугалки”, пусть и не соответствовали действительности происходящего в материи, но они хоть как заставляли быть внимательнее во время сильных преобразований чувствительности, что они могли быть написаны только языком крайностей, что их периодичность ну никак не связана с порами года, что естественно, взяв любой текст осени можно доказать влияние осени на него, … и т.п.
Знаю, что ты всё написанное сможешь объяснить, причём будет очень логично, но …я не могу и не буду тебе ничего доказывать, “Всяк - виновник своей судьбы”.
1. Отвечаешь и признаешь эти свои слова?
Цитировать2. Признаешь, что довел лексмана до психбольницы, затащив в ОСы?
А была ли девочка-выдирайка?
Ты ошибси.
А факт - жестокая весчь, он не терпит ни слюней-соплей, ни панибратства, ни подмены понятий. Не научишси признавать, то так и будешь “виновником своей судьбы”.
Низнаишь, опять обшибса - объяснять я не буду ни логически, ни наглядно… это либо видишь, либо неть… звиняй
ЦитироватьПохоже что и не было никого.
ЦитироватьБыл гюк, получается.
scanira
ЦитироватьПосему хотелось бы как грица - ближе к телу . Уважаемый др.Фриман, Вы уже смирились? Или покудова теоретически готовитесь? Иначе - какой смысл в рассказе конкретно для Вас?
——————————————————————————————————————————————————–
Один из прекраснейших святых. Я вообще пытаюсь приближаться к этому образу, это как плыть против течения, чем дольше плывёшь - тем крепче мускулы, постепенно начинаешь преодолевать силу воды. Перестаёшь обращать внимание на то, что раньше вызывало негодование - смиряешся, понимаешь, что глупость ценности не имеет. Павел прост и велик, вопреки вулгарной логике, где великих Антония и Павла называют глупцами. Для меня - они гениальны.
Мираж, вот точна.
Миражииии, эта ваша жииизнь, мирааажжжж
“К образу” приближаться, это завсегда отрадно, особенно если образ нарисованный самим собой да с чужих слов, которые тоже нарисованы не “с натуры”.
ЦитироватьВот смотрите, кто-то нарисованное понял буквально, что де мужик плох, раз баба загуляла. Кто-то понял, как практику послушания, кто-то как пропаганду рабской психологии, кто-то как метод быстрейшего выжигания мирского для службы богу, кто-то как фантазии и манипуляции сознанием, ну и т.п. То есть имеем много-много зарисовок со слов ненатурщика)))). А “хде деньги, Зин” , в смысле - где истина-то? Вот Вы грите - плыть против течения, т.е. - бороца с мирскими привязками путём наработки мышц… Но борьба - не есть смирение, это у Вас спортивное терпение получается. Т.е - внешнее спокойствие, а внутреннее насилие до тех пор, пока “не перестаёшь обращать внимание”. Потом “кроткость”(необращание внимания) станет привычкой и только после ентого можно рассматривать вопрос “смирения”. Ведь смирение есть принятие, искреннее, изнутри, когда ты понимаешь не то что “глупость ценности не имеет”, а то что нет глупости… т.е. нет объекта оценки для тебя. Это не равнодушие, но тишина души. Далее вроде смиренномудрие идёт и завершающий шаг к совершенной божественной любви - бесстрастие.
Так что чужой пример - это хорошо, только вот “изнутри него”, пока в личности, не посмотреть, а снаружи картинок много
Хм… Почему ето не доступной при жизни?… Неужто так фсё сложно?… Как по мне, так просто фсё. Тут существует усего 2 (два) правила:
1. В смирении надо ходить пред Богом. (!) А не пред эгом других людей. Христос, пойдя на распятие, смирился пред волей Бога, а не пред волей книжников и фарисеев. (!)
2. Достаточно понять (не представить, а именно понять. !), что тот момент, который есть сейчас (!) - самый лучший в твоей жизни. Что лучшего момента в твоей жизни никогда не было и не будет. (!)
И усё.
И -http://www.youtube.com/watch?v=Yfgxte1rs3c
Тем более, шта никакого другого и нет. Только он, родимый.
ЦитироватьМожно маленькую сносочку-подстрочник не очень в тему? Мож кому пригодится… Греческий язык, с которого на русский Библия переведена, он ведь столь же богат, как русский. Одно только слово “Логос” имеет в греческом более сотни значений. Так вот “грех”, если калька с греческого - это “промах”. “Покаяние” - греческое значение - “изменение”.
Цитировать“Смирение” - и тут значений немало. Одно из них - “мера” (как тут не вспомнить: “Какою мерой меряете, такою и вам мерить будут”).
И да, мне так вот понравился выше в комментах пример Простого со словом “зря”, поскольку оно, мне кажется, по сути (не по этимологии)напрямую касается темы смирения. Действительно, зря ничего не бывает. Думать иначе - значит, не всегда принимать волю (меру) Бога.
Ну… Нарада писала:
Так шта посмотрим…
Я усё зопесала…
ЦитироватьКста! Во второй половине сентября мне на курсы идти. Подождём…
ЦитироватьНу и у нас так всегда было грех-огрех-ошибка-промах. То есть грех - это ошибка, так всегда и было.
Но если ты внимательно прочитала его коммент, то увидела бы мягкую подмену прямого смысла слова “зря” с “напрасно” на производное от слова “видеть” в его глубоком понимании(видение-знание), ну и естественно действие(делать) тут вообще не при чём. И тогда твоя фраза “по-простецки” звучала бы абсурдно…. со смыслом не “зря ничего не бывает”, а наоборот… понимешь в чём подмена-то?
ЦитироватьА вот принимать “волю Бога”, пусть даже в понимании слов, это прямо принимать, как есть… без личностной интерпретации, переворотов и подмены. Хотя так хоца замылить “огрех” с “как есть” на личностные “хотелки”, вот такие например: “хочешь видеть как большинство людей = идти куда все идут - иди”.
Факт весчь жестокая…
А я тоже против того чтобы кто то лишний раз “пугалки” высказывал, а потом говорил что то дескать было тогда.. , и оправдывал себя потом тем что оно было полезно(да чем угодно можно оправдать..).
ЦитироватьЯ против таких ложных “обнадёживаний”. Это приводило к вредным ожиданиям, это могло вызывать напряжения в людях ; чувствительных и склонных..
Ты, Простой, творил вредное, имея вес и авторитет .
Пользуясь тем что тебе некоторые верят, говорил предположения, но говорил уверенно.
Лучше тебе не делать так больше (смайлик авки терминатора 2).