Отличия русского характера от цивилизованного западного.
Андрей Борцов (Warrax)
Русский характер…
Душа расы обладает известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки. Как и эти последние, психологические особенности воспроизводятся наследственностью с правильностью и постоянством.
Густав Лебон, “Психология народов и масс”
Представьте себе реакцию среднестатистических окружающих, если вы во всеуслышанье заявите, к примеру, что украинцы жадны по натуре, что у молдаван, образно говоря, руки растут не из того места (сами молдаване подобные анекдоты рассказывают про гагаузов), а уроженцы Средней Азии не блещут интеллектом. А если уж вы посмеете заявить, что нет более изворотливых, бессовестных и наглых финансистов и торгашей, чем евреи (даже если приведете цитаты из их собственных книг “о том, как надо себя вести”), то вообще немедленно угодите в категорию “зоологических антисемитов” и “русских фашистов”.
При этом вы совершенно спокойно можете заявлять – хоть по ТВ на всю страну – что национальной чертой русских является лень и пьянство, и вас не только не пристыдят, но будут аплодировать (а, возможно, и заплатят небольшой гонорар). Противники “русских фашистов” – гм, антирусские антифашисты? – мыслят так, что Оруэлл обзавидуется. Преступность не имеет национальности, а вот лень и пьянство – имеют, причем именно русскую. Поражаешься – и как эти тунеядцы и алкоголики создали сверхдержаву размером в шестую часть всей суши, а в XX веке выдерживали конкуренцию практически со всем “цивилизованным” (т.е. работящим и трезвым) миром? Да и потерпели поражение вовсе не в честной войне, а вследствие разложения небольшого в количественном соотношении социального слоя – изнутри, повторив судьбу Спарты.
Против русских ведется тотальная война. Ведутся отдельные боевые действия (та же Чечня), но куда сильнее влияет на обстановку прозападное лобби в правительстве (но это – другая история), а также информационный прессинг. Русским пытаются внушить, что они должны лишь каяться и подчиняться, что на большее, чем никчемные отработанные винтики “тоталитарной машины”, они не тянут. Во всех видах СМИ сообщения, которые могли бы освещаться со стороны “охаять русских”, раздуваются; сообщений, подаваемых в свете гордости за русский народ – я как-то не припоминаю. Учитывая, кому принадлежат СМИ, я не удивлен.
Информационному вторжению надо противостоять; но иногда попытки сделать это получаются не менее однобокими, вместо выливания ушата помоев идут заявления о “белости и пушистости” либо “без страха и упрека”. Понятно, что такая “контрпропаганда” своей цели не достигает.
Любой народ имеет свои достоинства и свои недостатки; дело лишь в их пропорциях, при этом существуют различные взгляды на то, к какой категории относить ту или иную черту. С моей точки зрения, следует честно признать – да, недостатки у русских имеются. И по отдельности, и у народа в целом. Но имеются и достоинства, и для русского человека достоинств куда больше, иначе русским он не является – какой смысл декларировать свою принадлежность к нации, черты которой в целом не одобряешь?
Заратустриальное (Н. Холмогорова)
Проходя по базарной площади, увидел Заратустра оратора, говорящего к народу, и остановился послушать его речи. И вот что услышал он:
– Горе тебе, народ мой – с самого рождения ты окружен врагами. Со всех сторон нападают они и теснят тебя: что можешь ты сделать против такого множества?
Горе тебе, народ мой – с юности твоей проникла в сердце твое злая порча. Мерзки слова твои, мерзки дела твои, ибо враги приучили тебя говорить и творить мерзости.
Горе тебе, народ мой – в зрелости твоей ты превращен в раба, ты служишь утехой ложа врагов твоих, и они мучают тебя и глумятся над тобою во все дни жизни твоей. Сладко ли тебе, раб, твое рабство? Сладко ли тебе, скот, твое скотство?
Восстань же, народ мой, повергни под ногу твою всех врагов своих, и преврати их в рабов твоих, и сделай их утехой ложа твоего, и мучай их и глумись над ними во все дни жизни твоей, ибо праведна месть, и неправедно прощение.
Горько усмехнулся Заратустра и хотел пройти мимо. Но на полдороге остановился он, и поднялся на трибуну вслед за предыдущим оратором, и сделал знак, что будет говорить. Вот что сказал он:
– Благо тебе, народ мой! С самого рождения твоего лицо твое привлекает к себе иные народы. Немногие светлые души восхищаются тобой, ибо, поистине, ты этого заслуживаешь; бесчисленные серые души ненавидят и презирают тебя, ибо для серых все, что им непонятно, достойно злобы и презрения; но все они боятся тебя, ибо чувствуют в тебе силу, способную сокрушить их. Где восхищение, там и зависть; где страх, там и ненависть; благо тому, у кого много врагов, и горе тому, у кого их нет вовсе!
Благо тебе, народ мой! Говорят, нет иного народа, который бы страдал, как ты; но есть ли народ, который бы так возвысился? Все стрелы, что мечет в тебя судьба, ты принимаешь – и становишься только сильнее.
Благо тебе, народ мой! Никакие мерзости, совершаемые от твоего имени, не в силах запятнать тебя; никакие козни и уловки завистников твоих не в силах сломить тебя. Если же случится, что исчезнешь ты с лица земли – а такое может случиться, ибо безжалостен круговорот времен, и достойное всегда уязвимее недостойного – и исчезнут и книги мудрецов твоих, и песни детей твоих, и даже память имени твоего сотрется – Темной Империей, величественной и грозной, останешься ты в преданиях врагов твоих; и взоры всех юношей, не желающих ходить кривыми и окольными путями отцов своих, будут, сами того не сознавая, обращаться к тебе.
Восстань же, народ мой, и вспомни о том, кто ты есть! Воистину, праведна злоба – для того, кто слаб и унижен; воистину, праведна месть – для раба, поджигающего дом хозяина своего. Но ты не раб, о народ мой, и никогда не будешь рабом: не поджигать, но строить рожден ты, не глумиться и мстить, но повелевать и властвовать. Впрочем, кто я, чтобы указывать тебе? Лишь помни о том, кто ты, и поступай, как знаешь.
И когда закончил Заратустра, то многие разразились смехом и, гордясь своей правдивостью, говорили так: “Как бессовестно лжет этот фигляр, как бесстыдно льстит он народу своему! Тот, другой, по крайней мере говорил правду: воистину, мы рабы и скоты, и служим всем, кто пожелает, утехой ложа их, и такими останемся до скончания веков”.
И отвечал Заратустра: “Вы не знаете ничего, кроме правды и лжи, и оттого ложь в устах ваших звучит правдой, а правда в устах ваших становится отравленным кинжалом. Не к вам говорил я, а к народу своему, и он знает, о чем я говорил к нему: ибо ведомы ему две бездны и граница между ними, подобная лезвию меча – граница между ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ и ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Благо тому, кто умеет в речах своих проходить по лезвию меча”.
Отмечу, что важно не только говорить, но и понимать. В частности, стандартную подмену “русского народа” на “русскоязычное население”. За рубежом еще со времен СССР любой приехавший из Союза считался русским. Вплоть до “русской мафии” известной национальности. Срабатывало стандартное смешение понятий гражданства и национальности (есть даже устойчивое словосочетание “американская нация” – нация, состоящая из представителей разных рас!). Такую подтасовку можно назвать необоснованным расширением по культуре. Вторым стандартным видом является расширение толкования по крови – если кто русский по происхождению, то все, он полноценный русский. А что, “маугли”, выкормленные животными (известно несколько случаев) – они тоже имеют национальность? Для того, чтобы обоснованно говорить о принадлежности какого-либо индивида к определенной национальности, необходимо учитывать оба фактора: генетику и культуру, причем последняя должна влиять с рождения. Подавляющее большинство бессознательных паттернов поведения, понимание “что хорошо, что плохо” и т.д. усваивается в возрасте до пяти лет.
Современный мир пытается нивелировать национальные различия, создать общество из “универсальных потребителей”, общечеловеков. О национальной принадлежности “диванного овоща перед телевизором” говорить не приходится.
Конечно, нельзя сводить нацию к одному эталонному экземпляру, и даже в обывателях проявляются национальные черты, но они приглушены и полноценно проявляются лишь в экстремальной ситуации (общеизвестный пример – Великая Отечественная война). С другой стороны, есть вполне международный термин white trash – и вот у этой категории действительно нет национальности. Впрочем, о феномене обывательщины поговорим в отдельной статье, здесь достаточно краткого пояснения.
Важно то, что быть русским (немцем, евреем, американцем) можно более и менее. То есть нету какой-то распознаваемой всеми границы, позволяющей сказать: “до сих пор немец, а если еще раз свет забудет выключить, то баск”. Такая граница условно есть, но для каждого стороннего наблюдателя она своя. Важна не только декларация своей национальности, но и степень соответствия национальному характеру таковой. Очевидно, что 100% соответствия быть не может – просто в силу того, что само определение национального характера базируется на статистике и весьма вольных условностях. Однако значительная степень несоответствия может уверенно распознаваться достаточным количеством сторонних наблюдателей и служить основанием для квалификации того или иного человека как “типичного русского”.
При этом анализируется (далеко не всегда сознательно) вовсе не некий “список соответствий”, а система в целом. Психика холистична, а не состоит из независимых “кирпичиков”; то, что можно назвать “национальной составляющей” психики, расположено по всем “слоям” психики, включая личное и коллективное бессознательное.
“Принимая гипотезу о коллективном бессознательном, логично будет предположить, что такие большие социальные структуры, как нация, этнос, страна – имеют специфические признаки в рамках этой гипотезы. Имеется в виду наличие устойчивой картины специфических проявлений архетипов на рассматриваемом уровне; именно устойчивое сочетанное проявление, т.е. некая структура, которая возникает вследствие внутренних связей в моделях нации, этноса, страны. Эти связи проистекают из генетики и воспитания и лежат в области языка, культуры (религия, ритуалы, быт, мифы), социальных отношений, иерархических структур власти и пр. и пр.” – Е. Бочкова, А. Борцов, “Христианство на Руси с точки зрения соционики”, М., “Доброе слово”, 2004
Упрощенно национального характера можно представить как “взгляд на вещи”. То есть: существуют русский взгляд на вещи, американский, французский и прочие (что, кстати, говоря, отражено во многих анекдотах). Который из взглядов более правилен – неизвестно и не может быть известно как минимум до четкого определения “для чего более правилен”. Важно, что “общечеловеческого” взгляда на вещи, признаваемого всеми, не существует. В идеологических целях за него могут выдаваться как взгляды на вещи отдельных наций, так и любые произвольные комбинации взглядов. По смыслу же “общечеловеческое” значит “общее для всех биологически людей”, то есть – попросту “животное”, соответствие своей биологической принадлежности к виду homo sapiens. Никакой “культурной” составляющей в “общечеловеческом” нет и быть не может, одна этология.
Galina73 (16 февраля 2011 г. в 19:48)
Достаточно прочитать комментарии, чтобы понять зловредность таких тем и особенно ссылок.Как холодным душем окатило.
Славс, тебе за стойкость и здравомыслие
Извините вспомнилось. В застойные годы по ТВ шла критика Солженицына “Архипелаг Гулак” один политолог сказал крылатую фразу
Цитировать“Я его сам не читал и Вам не советую”
Сергей, я, конечно, не экстрасенс, как вы(уже сомневаюсь) , а впрочем…я знаю только то, что ничего не знаю. Другие и этого не знают
Цитироватьscanira
ЦитироватьА Вы сами-то Лавея читали, я вот читал например, и ужасов никаких там не обнаружил, а вот настоящие ужасы я обнаружил в Ветхом Завете, нет книги более стрёмной и негативной . А Египет пребывает в плачевном состоянии после исхода из него одного весёлого народа, унесшего с собой всю казну и стырившем древние знания ариев, включая знания сакральных символов. Народ весёлый эти знания Каббалой назвал и продвигает под своим логотипом тысячу лет, и остальные народы дурит извращёнными понятиями. Женскую ипостась Бога Рода, богиню Ладу они Лилит обозвали, Мать - Природу в демона превратили, жриц природы ацкими ведьмами кличут, всё с ног на голову перевернули…
Ребят, да что вы прям в дебри дремучие лезете Вопрос ведь гораздо проще:
Цитироватья , к примеру, знаю достоверно, что для некоторых страшнее зверя, чем Баба Яга. нет
Все в мире относительно
Он же с вашими любимыми “масонами” икшался. Разве не знали или опять двойные стандарты?
ЦитироватьGalina73 (16 февраля 2011 г. в 21:04)
ЦитироватьСергей, я, конечно, не экстрасенс, как вы(уже сомневаюсь)
Извините я не хотел Вас обидить, просто так совпало. Я о том что некоторые на форуме обсуждают не читая первоисточника.
А экстрасенс. как и ннженер имеет разную направленость. я не из тех кто читает чужие мысли.
Galina73 (16 февраля 2011 г. в 22:04)
Цитировать…Мне бы взять коня – да лети, гуляй
Вплоть до самой земной околицы! –
Поскакал бы я, братья, в далекий край,
Где земля с синим небом сходится.
В том краю, слыхать, уж такая страсть,
Уж такие дела чудесные:
Когда ихние девки кончают прясть,
Прячут лен в чердаки небесные.
Там точеным месяцем, что серпом,
Жнут на поле рожь белоярую,
А хмельные бражники за столом
Пиво черпают звездной чарою.
Там один мужик с солнца драл парчу,
Той парчою порты подвязывал.
Сам того я не видел и врать не хочу,
А кто видел, так вот что сказывал…
За земным окоемом стена стоит,
За стеной - океан, море синее,
В океане плавает рыба-кит,
Рыба-кит с великанской силою.
И лежит Земля на спине кита;
Коли рыба-кит чуть шелохнется -
Поменяют горы свои места,
Всем глубоким ущельям вздрогнется.
За чертой Земли есть большой чертог.
А в чертоге том в ночи черные
Самый главный в небе славянский бог
Запаляет огни несчетные.
Где Сварог, где Белбог его Русь звала.
Все на белом свете им сделано.
Голова его - точно дым бела,
Борода - что туманы белые.
Распахал Сварог черноту небес,
Проскородил сырую пахоту
И пошел из лукошка швырять окрест
Зерна звезд по рытому бархату.
Притомился бог. Изнемог. Устал.
Столько дел! Одному где ж справиться?
Тут нежданно вдруг божий взор упал
На угодья Земли-красавицы.
А Земля лежала вдали, внизу,
Разметав леса, косы темные,
И глядели в чистую бирюзу
Голубых озер очи томные.
Инда вспыхнул в небе влюбленный бог!
Стал дарами невесту радовать:
Жемчуга, цветы раскидал у ног,
Опоясал твердь лентой-радугой.
Как пожар, желанье в груди зажглось,
И кипенье той страсти бешеной
Ливнем яростным пролилось
В лоно вешней Земли разнеженной.
И родились дети от той любви,
Удалые сыны и дочери:
Боги, люди и соловьи,
И пригожие твари прочие.
Не из глины, из коей горшки творят,
А из ливня мужского семени
Зашумел вокруг плодоносный сад
Молодого лихого племени.
Сын старшой Сварога - то наш Дажбог.
Чадо мудрое и прекрасное,
Он в парче-багрянице до самых ног,
Над челом корона алмазная.
По Руси о нем гусляры поют,
Люди кличут его «Красно солнышко»,
По весне на заре, ровно счастья, ждут
И зовут заглянуть в оконышко.
А еще сын средний - могуч Стрибог,
Царь ветров злой зимы и осени;
Затрубит он в свой серебристый рог -
Все дубы бьют поклоны до земи.
А любимый сын - баловник Перун.
Как примчит в грозовом обличий -
Недостанет слов и не хватит струн
Рассказать про его величие.
Он за всеми с тучи следит, грозя.
Взведена тетива звенящая.
Инда всуе вслух произнесть нельзя
Его имя, огнем разящее!
А еще милее, чем сыновья,
Для Сварога - краса дочерняя:
Дочь старшая - утренняя Заря,
Дочь меньшая - Заря вечерняя.
Люди кличут Денницей одну сестру,
Что выходит с лучами первыми;
На ней платье алое поутру,
Весь кокошник осыпан перлами.
А другую сестру Вечерницей звать,
Синий плащ ее шелком светится,
И горит на плече, той красе под стать,
Золотая застежка месяца.
Много чад у Сварога с женой Землей.
Каждый нужное дело делает:
Бог Ярила хлеб растит яровой,
Бог Велес - тот стадами ведает.
Чай, и мы все от тех же корней пошли:
От огня небес - очи-звездочки,
Тело крепкое - от родной земли,
От кремневых скал - наши косточки.
У творца Сварога простор велик!
Трудно всеми ночами бодрствовать.
Вот он сыну, Солнцу, взять власть велит,
Над земным престолом господствовать!..
Тут, однако, песню пора кончать:
ЦитироватьВишь, Заря рассыпает золотце,
Время красное солнце идти встречать,
Да опять в путь-дорогу трогаться!..
Ой -http://jupiters.narod.ru/history5.htm
ЦитироватьЭто в тему отличия характеров.
ЦитироватьИ вопроса об эпосе.
Ворожей
ЦитироватьДа уж, то ли еще будет…
ЦитироватьЭто называется - приплыли.
ЦитироватьКак только историю не переписывают под себя
Цитировать