Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Ночь на Ивана Купалу

Автор Lubava - 3 июля, 2012  |  Просмотров: 13,089

День 7 июля наши предки считали особенным. В этот день они отмечали древний праздник Ивана Купалы.

Легенда о кровосмешении

Как известно, славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Иван Купала. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов.

Согласно легенде, разлученный в раннем детстве со своей родной сестрой, Купала, встретив ее через много лет, женился на ней, не предполагая, что связал себя узами с родственницей.

Закончилась эта история трагически: узнав правду, брат и сестра покончили собой, утопившись.

Отсюда и эротический характер праздника. В этот день допускалась относительная свобода интимных отношений. Считалось, что, пройдя через них, человек очищается. А для приведения себя в «нужное» состояние славяне пили особые отвары трав, действовавшие как современная виагра.

По поверью, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

“Подготовка к празднику была полна магических действ. Рано утром женщины черпали росу. Для этого брали чистую скатерть, простыню и какую-либо посудину. На лугу скатерть катали по росе и затем отжимали в емкость. В купальской росе также омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болесть, а также, чтобы с лица исчезли угри и прыщи.”

Иногда купальскую росу использовали в доме - ею обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни и не водились клопы.

Купальская роса использовалась и при болезнях глаз. Нужно было только, чтобы страдающий глазами сам умылся ею.

Помимо росы в этот день целебна всякая вода - речная, колодезная, ключевая и даже из-под крана. А также масло, которое собирали на муравейниках.

На празднике люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, а старики добывали из деревьев живой огонь и разжигали костры из жертвенных трав. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

Парни и девушки всю ночь и весь день веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки: кто удачнее и выше, тот и счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

Перепрыгивали и через крапивные кусты, чтобы очиститься от скверны. Над кострами матери сжигали сорочки больных детей, полагая, что от этого болезни уйдут.

Ночь желаний

В магический костер было принято бросать наговоренные вещи. Наговор на вещь делался следующим образом: брали, например, носовой платок, подносили его к губам, чтобы коснуться своим дыханием, и трижды шепотом произносили те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели сжечь в огне купальской ночи. После этого прыгали через костер и сразу бросались в воду.

Девушки опускали в реку березовые венки с зажженными свечками, гадая таким образом на любовь. Если венок тут же тонул — милый разлюбил, и выйти замуж за него не удастся. Поплыл без всяких помех на середину реки – к скорому замужеству, а если тут же прибился к берегу – к долгой холостой жизни.

Одинокие девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны были трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считалось, что пока нагая красавица «нарезает» круги, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю свою жизнь.

Существовал также обычай в этот день париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.

Ночью купались в росе, а днем в реках, обливали водой каждого встречного, плясали вокруг украшенного дерева, которое величали «Марой», погружали его в воду, а сами пели песни, что «Марена» утонула.

Несмотря на то что купание в реке считалось обязательным, на Купалу оно было опасным, так как именинником в этот день был сам водяной, который терпеть не может, когда на его именины в воду лезут люди. Поэтому и мстит им, топит всякого неосторожного.

“Если у вас есть заветное желание – 7 июля оно вполне может исполнится. Нужно только в этот день двенадцать огородов (заборов) перелезть.”

В ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, разрыв-трава, одолень-трава, папоротник.

До сих пор многие верят, что папоротник расцветает чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи разрывается с треском и появляется огненно-яркий цветок, на который даже смотреть больно. Если его в этот момент не сорвать, им тут же завладеет нечистая сила, незримо присутствующая рядом.

Проделки нечистой силы

В ночь на Ивана Купалу и весь последующий день ведьмы и прочая нечисть получают невероятную силу и изо всех сил стараются причинить всевозможный вред людям и животным.

Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и поэтому в это время делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

Для предохранения себя от нечистой силы кладут на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое деревце, вырванное с корнем.

У ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом прошлогоднего купальского костра. Обрызгав себя ею, ведьма теряет вес и может преспокойно лететь на шабаш на Лысую гору. Либо на помеле, либо на лошади. Поэтому лошадей на Купалу тщательно запирали в конюшне, так как обратно они с шабаша уже не возвращались.

В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё сельское население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Солнце в этот день действует с особенной живительной силой. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня – 12 июля, который рассматривали как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь шла на горку, где всю ночь гуляла, жгла костры и ждала солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

По поверью, родившиеся на Ивана Купалу чрезвычайно влюбчивы и всю жизнь ищут свой идеал.

Рождество Иоанна Предтечи

Иван Купала – народное название церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи, Иоана Крестителя.
7 июля (24-е по старому стилю) – период летнего солнцеворота. Говорят, в этот день природа пребывает в самом соку, на вершине своих сил.

На языческой Руси в это время чествовалось божество земных плодов – Купала. Его представляли в виде красивого и веселого юноши с большим венком из трав и ярких цветов на голове, держащего в руках летние дары природы. В благодарность за щедрость Купале приносили жертвы – сжигали на кострах травы, а кроме того, водили хороводы, распевали славящие божество песни.

С приходом христианства в празднование Купалы вплелись традиции отмечаемого в это же время церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи. Образ Иоанна Предтечи, по библейским сказаниям крестившего простой люд в водах реки Иордан, в народном сознании постепенно слился с образом божества Купалы, и его именем крестьяне прозвали святого Иоанна. А к языческим огненным обычаям присоединились обряды, связанные с водой, напоминающие о крещении как омовении в реке, по созвучию со словом «купать».

Огонь…

Как отголосок язычества в ночь на Ивана Купалу в деревнях разводили костры. Добывать живой огонь с помощью трения друг о друга сухих веток позволялось самому старшему и уважаемому мужчине из поселения или же самому красивому и удалому парню. Вокруг купальских костров всей деревней водили хороводы, пели песни. Не выйти на гуляние в эту ночь было дурной приметой.

Люди верили, что огонь в ночь на Ивана Купалу обладает очистительными свойствами. Поэтому все – от мала до велика – прыгали через костры, чтобы в пламени сгорело все плохое. Примечали: чем выше пролетишь над пламенем, тем будешь удачливее и здоровее. Матери сжигали на купальском огне одежду больных детей. Влюбленные перелетали через костер, держась за руки: если не расцепятся, будут жить вместе долго и счастливо. Считалось также, что, преодолевая огненную преграду, люди символично приносят себя в жертву божеству земных плодов.

Купальский огонь старались развести как можно выше, «чтобы искры долетали до неба»: на пригорке, холме, чаще возле реки. Крестьяне считали, что чем дальше он будет виден, тем лучше. На стол или расстеленную на земле скатерть выставляли собранную вскладчину закуску и выпивку.
В некоторых местностях люди поджигали закрепленное посреди костра на шесте колесо. Такой горящий круг, как и сам огонь, символизировал солнце.

Огонь в купальскую ночь играл важную роль – как олицетворение все того же светила. В старину верили, что солнце на Ивана Купалу выезжает из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Оно пляшет, играет на небе, рассыпая огненные звезды. Полагали также, что в это время Солнце играет свадьбу со светоносной красной девицей Зарей-зарницей. Обязательный обряд этой солнечной свадьбы – купание светила в водах.

…и вода

Языческие легенды о купании Солнца, евангельское крещение водой Иоанном Крестителем, называемым в Священном Писании предтечей Солнца (Христа), созвучие Купалы с «купать», почитание воды как стихии, без которой нет плодородия, легли в основу водных обрядов в ночь на Ивана Купалу и на сам купальский день.
Так же как и огонь, вода, по народным поверьям, в купальскую ночь обладала особыми свойствами. Крестьяне после гуляний у костра перемещались к открытым водоемам. Верили, что если искупаться до рассвета Иванова дня, весь год будешь здоровым, смоешь с себя сглаз и порчу. В языческие времена люди считали, что, купаясь, приносят своеобразную жертву божеству.

Как и на Крещение, вода во всех источниках в купальскую полночь становилась целебной.
Целебными свойствами наделялась и роса, утром покрывшая траву. На заре Ивана Купалы хозяйки выходили «черпать росу». Расстилали на влажной луговой траве чистые скатерти, а после выжимали впитавшуюся в них росу в кадушки. Ею умывались и для красы лица, и чтобы прогнать всякую «болесть», кропили стены домов и кровати, изгоняя тем самым нечистую силу.

Земля и травы

Свои соки и силу земля, вместе с солнцем и водой, передавала не только людям, но и растениям.
В ивановскую ночь крестьяне украшали себя венками, опоясывались травами. Многие отправлялись в лес или поле за лекарственными «зелиями» и «корениями», обладающими в это время наибольшей силой. Знатоками в этом деле были знахари. Они ведали, где какую травку взять, какие слова при этом прошептать.

Самые отважные отправлялись на поиски цветущего только в эту ночь папоротника. Верили, что сорвавшему и уберегшему его до первых петухов от манящей или пугающей нечистой силы, откроются все клады, помыслы людские и девичьи сердца.

Разгул нечисти

Купальская ночь считалась одной из самых страшных и таинственных в году. Верили, что в это время стираются границы между человеческим и потусторонним мирами. В эту ночь растения и животные разговаривали между собой, и люди могли слышать их голоса. А деревья якобы переходили с места на место.

Крестьяне говорили, что ведьмы, колдуны и прочая нечисть в ночь на Ивана Купалу собираются на шабаш. А та ведьма, которая почему-то не полетела на Лысую гору, попытается навредить людям: посевы потоптать-повыдергивать, молоко у коров увести, наслать неприятности в дом. Чтобы оградить себя и свое хозяйство от проделок нечистой силы, деревенские жители рассыпали пепел от купальского огня по полям, рисовали головешками кресты на окнах и дверях, вставляли в стены домов купальские травы.

Снятие запретов

Одной из особенностей купальской ночи было снятие запретов. После совместного купания холостые парни и девушки, молодые семейные мужчины и женщины уединялись в ближайших лесах и рощах вовсе не со своей второй половинкой.

По словам игумена Псковского Елизарьева монастыря Памфила, это было «мужем и отрокам великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девами растление». Девушек, забеременевших и родивших после этого праздника, охотно брали в жены. Замужних же из дому не выгоняли, так как стать отцом, пусть и неродного ребенка, родившегося после ночи на Ивана Купалу, было почетным.

В ночь на Ивана Купалу природа находилась на вершине своего расцвета. Люди так же, как и она, старались жить полной жизнью, соединиться со стихиями, взять у матушки-природы как можно больше и как можно лучше отблагодарить ее.

Статья: http://tainy.info


44 комментария к записи “Ночь на Ивана Купалу”

Страницы: [1] 2 3 »

  1. Ну шо сказать? О_о О_о О_о
    ВОобще то это праздник летнего солнцестояния а это 20-22 июня это раз.
    А второе про кровосмешение басенка, это шо веяние времени???
    Фома вопросы не к тебе а к автору статьи :haha:

    Цитировать
  2. :D ну если ещё добавить что в Португалии прославление святого Иоанна Крестителя начинается с кануна его рождества, то есть с 23 июня, то вопросов будет ещё больше :D

    Цитировать
  3. Ну шо сказать? О_о О_о О_о
    ВОобще то это праздник летнего солнцестояния а это 20-22 июня это раз.
    А второе про кровосмешение басенка, это шо веяние времени???

    Ивана Купала празднуется 7 июля! ( по новому стилю, то есть давно уже) :-p
    точно знаю, ибо пострадала однажды в бытность студенткой.
    В России кое-где до сих пор чтут этот праздник под названием “обливушки”.
    И вооот…Иду это я себе на спектакль…вся такая нарядная. А на меня выливают ведро воды)) :haha:
    Про кровосмешение не басенка, а славянский миф.

    Цитировать
  4. Лано спорить не буду, а то страницы начнут расти в геометрической прогрессии, хотя чувствую они и без меня вырастут :D

    Цитировать
  5. Спасибо foma! :blago: :flower:

    О кровосмешении и самоутоплении конечно же чушь примешана, ибо есть кому стремится позорить, унижать и опошлять истинно славянские праздники. На самом деле на этот праздник была традиция парням ловить по берегу водоема бегающих девушек и на руках вбегать с ними в воду, купавить. Если девушка не пугалась этого процесса, значит парень ей предназначен. И сам праздник назывался раньше Купавень или Купава и это потом уже церковники сюда Иоанна Крестителя примазали, как это было сделано во многих славянских праздниках.А отмечается он по новому стилю 21 июня в день летнего солнцестояния, а по старому стилю 7 июля, так что не спорьте зря. ;) :pardon:

    Цитировать
  6. Спасибо foma!

    Приятно,что понравилось :)

    Вот ёщё, тем кто желает праздновать Купаву по новому стилю :D
    Даты летнего солнцестояния на ближайшие годы:

    2013 год: 21 июня 5ч. 04м. по Гринвичу (21 июня 8ч. 04м. по Москве)

    2014 год: 21 июня 10ч.51м. по Гринвичу (21 июня 13ч. 51м. по Москве)

    Цитировать
  7. А отмечается он по новому стилю 21 июня в день летнего солнцестояния, а по старому стилю 7 июля, так что не спорьте зря. ;) :pardon:

    спорить не буду во избежание того, о чем написал выше Ворожей, но советую все же проконсультироваться с авторитетными источниками ( печатные издания): чем старый стиль отличается от нового и почему при пересчете дат “по новому стилю” нужно прибавлять к прежней дате пару недель))

    Цитировать
  8. интересно, спасибо.. :)
    как-то писала..когда Земля начинает совершать поворот от перигелия в сторону нового солнцестояния…она под действием сил тяготения и собственно магнитного поля начинает вибрировать.
    в темке “свойства крещенской воды”.
    как очередное подтверждение -

    Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».

    вибрирования Земли при прохождении этих участков
    Наибольшую энергию вода набирает в определенные дни года: перед праздником Ивана Купалы и во время него — 6—7 июля, 19 января.

    Цитировать
  9. Иван Купала — один из самых поэтичных народных праздников, к сожалению, утративший в настоящее время свое магическое значение. Древние славяне в ночь с 6 на 7 июля отмечали праздник Купала, а церковь празднует рождение Иоанна Крестителя. Языческие и христианские традиции, тесно объединившись, и легли в основу этого волшебного праздника.

    Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом, а травы приобретают чудодейственную силу. Царе-царь, лев-трава, плакун-трава и чернобыльник, пастушья сумка и крапива, мать-и-мачеха, душица и багульник, собранные в Иванов день, обладают бесценными целебными свойствами. Они помогают бороться с нечистью, излечивать больных, оберегают от несчастий и бедствий.

    Легенда повествует о том, что только раз в году, в Иванову ночь, цветет папоротник. Тот, кто найдет и сорвет его огненно-красный цветок, будет видеть все спрятанные клады и сокровища и сможет угадывать будущее.

    По традиции, в Купальскую ночь никто не должен спать. После захода солнца в реки и озера кидали освященные травы и цветы, купались обнаженными, а потом собирались у костра — Купальца, где и начинался буйный и веселый праздник.

    Гадания на Ивана Купала
    Гадание у костра
    В праздничную ночь Ивана Купала разводят большой костер и прыгают через него. Если пламя не касается прыгнувшего — благоприятный знак, предвещающий девушкам — скорое и счастливое замужество, парням — удачу в делах и любви.

    Гадание по венку
    Накануне Ивана Купала, девушки плетут венки из лесных и полевых цветов. Вечером, на заходе солнца, загадав желание, венок опускают в озеро или реку. Если венок поплыл вдаль — желание сбудется, если же венок через непродолжительное время пристал к берегу недалеко от места, где его опустили в воду — желание не сбудется.

    Гадание по кругам на воде
    В широкую и глубокую миску наливают воду. На закате солнца воде шепотом говорят свое желание и бросают небольшой камушек. Если число кругов на воде четное — желание сбудется, если нечетное — желанию не суждено сбыться.

    Цитировать
  10. И Ночью купались голенькими…А потм уж гадали :-p

    Цитировать
  11. Все правильно, хорошая статья, foma!! Если бы народным видам исцеления придавали больше значения, меньше было бы у современников проблем.

    По древнерусским поверьям дважды в год проточная вода проходит метаморфозы — мертвой вода становится на Крещение, а живой — на летний праздник Купала. При этом, мертвая исцеляет болезни, изгоняя их, а живая дает общее оздоровление.

    Цитировать
  12. Блог конечно хороший, но в конце концов, просветлённейшие, вы определитесь - если праздник церковный то при чём здесь день солцестояния, коли он празднуется 7-го июля, а если это праздник именно солнца, то и праздновать его надо в соответствующий день. Или у нас вода меняет свои своёства в соответствии с церковным календарём? :wall:

    Цитировать
  13. СвоЙства :pardon:

    Цитировать
  14. значит так …
    Языческое празднование Купалы отмечает смену фаз в Солнечном цикле (следовательно и во всей природе) и переход от фазы молодости (Ярило) к фазе зрелости (Купайло).
    Именно это и легло в основу традиции “подбора пар” (с прыжками “за ручки” через костёр и т.д.) - т.е. переход в фазу “зрелости” (и, кстати, блуда никакого раньше не было и быть не могло. В наших деревнях нормы приличия блюлись очень долго и нарушаться (массово) практически стали только с недавних пор в силу алкогольной деградации и вырождения населения…)

    Это один из тех праздников, который очень трудно фальсифицировать, ибо он имеет ОДНОЗНАЧНУЮ привязку к очень чётко определяемому событию - летнему Солнцестоянию (а в этом году это было утром 21 июня). И тут не нужны никакие стили, т.к. есть конкретная точка.
    А Иоанн Креститель тут появился гораздо позже, стараниями “эффективных церковных умельцев”.

    Цитировать
  15. …забавно.. романтично.. :) ..но ушло.. и не вернется.. :eem:
    ..как пародия- секта по мотивам на “звенящие кедры России”.. -схожий эмоциональный штамп.. :relax:

    Цитировать

Страницы: [1] 2 3 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Ночь на Ивана Купалу