Ник Бостром . За и против.
Мысль о том, что наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция, сравнительно нова. Идеи о возможности полной симуляции реальности получили распространение лишь немногим более двадцати лет назад. В 1989 году Джарон Ланье (JaronLanier) впервые использовал термин «виртуальная реальность», но лишь в 1990-е годы идеи о симуляции целого мира стали относительно популярными. Компьютерные игры, в особенности трехмерные, такие как Doom, Quake и множество более новых игр, продемонстрировали как целый мир (или, по крайней мере, значительная его часть) может быть воссоздан на экране компьютера. Несколько фантастических фильмов, снятых в конце 1990-х и в начале 21-го века, также использовали эти идеи, попытавшись найти ответы на некоторые философские вопросы, которые ставят перед нами симуляции. Но более важно то, что благодаря кино эти идеи впервые были донесены до широкой публики.Согласно Н. Бострому (Ник Бостром. Доказательство Симуляции.
Основной вопрос здесь – степени контроля в Матрице. Если речь идет о Матрице под очень жёстким контролем, то вероятность незапланированных глюков в ней невелика. Если же Матрица просто запущена, а потом предоставлена на произвол судьбы, то глюки в ней будут накапливаться, как накапливаются глюки при работе операционной системы, по мере ее работы и по мере добавления новых программ.
Первый вариант реализуется, если авторы Матрицы заинтересованы во всех подробностях происходящих в Матрице событий. В этом случае они будут жёстко отслеживать все глюки и тщательно их стирать. Если же они заинтересованы только в конечном результате работы Матрицы или одном из ее аспектов, то их контроль будет менее жёстким. Например, когда человек запускает шахматную программу и уходит на весь день, его интересует только результат работы программы, но не подробности. При этом в ходе работы шахматной программы она может обсчитать множество виртуальных партий, иначе говоря, виртуальных миров. Иначе говоря, авторы здесь заинтересованы в статистическом результате работы очень многих симуляций, и подробности работы одной симуляции их волнуют только в той мере, в какой глюки не влияют на конечный результат. А в любой сложной информационной системе какое-то количество глюков накапливается, и по мере роста сложности системы сложность их удаления экспоненциально растёт. Поэтому проще мириться с присутствием неких глюков, чем удалять их на корню.
Далее, очевидно, что множество слабоконтролируемых систем гораздо больше множества жёстко контролируемых, поскольку слабоконтролируемые системы запускаются в больших количествах, когда их можно произвести ОЧЕНЬ дёшево. Например, множество виртуальных шахматных партий гораздо больше партий реальных гроссмейстеров, а множество домашних операционных систем гораздо больше множества правительственных суперкомпьютеров.
Таким образом, глюки в Матрице допустимы, пока они не влияют на общий ход работы системы. Точно также и в реальности, если у меня шрифт в браузере стал отображаться другим цветом, то я не буду перезагружать весь компьютер или сносить операционную систему. Но то же самое мы видим в исследовании НЛО и других аномальных явлений! Существует некий порог, выше которого ни сами явления, ни их общественный резонанс прыгнуть не могут. Как только некие явления начинают подбираться к этому порогу, они или исчезают, или появляются люди в чёрном, или выясняется, что это была мистификация, или кто-то погибает.
Отметим, что есть два вида симуляций – полные симуляции всего мира и я-симуляции. В последних симулируется жизненный опыт только одного человека (или небольшой группы людей). В я-симуляции вероятнее обнаружить себя в интересной роли, тогда как в полной симуляции 70 процентов героев являются крестьянами. Из соображений наблюдательной селекции я-симуляции должны быть гораздо более часты – хотя это соображение нуждается в дальнейшем осмыслении. Но в я-симуляциях тема НЛО должна быть уже заложена, как и вся предыстория мира. И она может быть заложена нарочно – чтобы исследовать, как я буду обращаться с этой темой.
Далее, в любой информационной системе рано или поздно заводятся вирусы – то есть паразитические информационные единицы, нацеленные на саморепликацию. Такие единицы могут возникать и в Матрице (и в коллективном бессознательном), и против них должна работать встроенная антивирусная программа. Однако по опыту пользования компьютерами и по опыту биологических систем мы знаем, что проще мириться с наличием безвредных вирусов, чем травить их до последнего. Тем более, что полное уничтожение вирусов часто требует сноса системы.
Таким образом, можно предположить, что НЛО – это вирусы, использующие глюки в Матрице. Это объясняет абсурдность их поведения, так как их интеллект ограничен, а также их паразитирование на людях – так как каждому человеку выделено в Матрице определённое количество вычислительных ресурсов, которые можно использовать. Можно предположить, что некоторые люди воспользовались глюками в Матрице, чтобы достичь своих целей, в том числе бессмертия, но тоже самое сделали существа из других вычислительных сред, например, симуляций принципиально иных миров, которые затем проникли в наш мир.
Ещё один вопрос – каков уровень глубины симуляции, в которой мы, скорее всего, находимся. Можно симулировать мир с точностью до атома, но это потребовало бы колоссальных вычислительных ресурсов. Другой крайний пример – шутер от первого лица. В нём трёхмерное изображение местности рисуется по мере надобности, когда главный герой подходит к новому месту, на основании общего плана местности и неких общих принципов. Либо используются заготовки для некоторых мест, а точная прорисовка других мест игнорируется (как в фильме «13 этаж»). Очевидно, чем точнее и подробнее симуляция, тем реже в ней будут глюки. С другой стороны, симуляции, сделанные «наспех», будет содержать гораздо больше глюков, но при этом потреблять неизмеримо меньше вычислительных ресурсов. Иначе говоря, с одинаковыми расходами можно было бы сделать или одну очень точную симуляцию, или миллион приблизительных. Далее, мы предполагаем, что в отношении симуляций действует тот же принцип, что и в отношении других вещей: а именно, что чем дешевле вещь, тем чаще она встречается (то есть в мире больше стекляшек, чем бриллиантов, больше метеоритов, чем астероидов и т. д.) Таким образом, мы, скорее, находимся внутри дешёвой упрощённой симуляции, а не внутри сложной сверхточной симуляции. На это можно возразить, что в будущем будут доступны неограниченные вычислительные ресурсы, и поэтому любой актор будет делать достаточно подробные симуляции. Однако здесь вступает в действие эффект симуляций-матрёшек. А именно, продвинутая симуляция может создавать свои собственные симуляции, назовём их симуляциями второго уровня. Допустим, продвинутая симуляция мира середины 21 века (созданная, положим, в реальном 23 веке) может создать миллиарды симуляций мира начала 21 века. При этом она будет пользоваться компьютерами середины 21 века, которые будут более ограничены в вычислительных ресурсах, чем компьютеры 23 века. (А также реальный 23 век будет экономить на точности подсимуляций, так как они ему не важны.) Поэтому все миллиард симуляций начала 21 века, которые она создаст, будут весьма экономными по вычислительным ресурсам. В силу этого число примитивных симуляций, а также симуляций, более ранних в отношении симулируемого времени, будет в миллиард раз больше, чем число более подробных и поздних симуляций, и, следовательно, произвольный наблюдатель имеет в миллиард раз большие шансы обнаружить себя в более ранней (во всяком случае, до появления сверхкомпьютеров, способных к созданию собственных симуляций) и более дешёвой и более глючной симуляции. А согласно принципу self-sampling assumption каждый должен рассматривать самого себя как случайного представителя множества подобных себе существ, если он хочет получить наиболее точные вероятностные оценки. Таким образом, мы имеем гораздо большие шансы а) оказаться в самой дешёвой симуляции б) оказаться до того момента времени, когда появятся сверхкомпьютеры, способные к созданию симуляций (так и есть) в) оказаться в я-симуляции г) оказаться на дне цепочки из вложенных симуляций, то есть симуляции N уровня, где N максимально д) оказаться в симуляции со значительным уровнем глюков.
Другой вариант состоит в том, что НЛО нарочно запускаются в Матрицу, чтобы дурачить живущих в ней людей и смотреть, как они будут на это реагировать. Поскольку большинство симуляций, как я думаю, предназначены для симулирования мира в неких особенных, крайних условиях.
Всё же эта гипотеза не объясняет всего множества конкретных проявлений НЛО.
Риск здесь состоит в том, что если наша симуляция будет перегружена глюками, то хозяева симуляции могут решить ее перезагрузить.
Наконец, можно предположить «самозарождение Матрицы» - то есть то, что мы живём в вычислительной среде, но эта среда самозародилась неким образом у истоков существования вселенной без посредства каких-то существ-создателей. Для того, чтобы эта гипотеза была более убедительной, следует вначале вспомнить, что согласно одному из описаний физической реальности сами элементарные частицы являются клеточными автоматами – чем-то вроде устойчивых комбинаций в игре «Жизнь».
Другое обстоятельство, серьезно влияющее на справедливость аргумента о симуляции, это возможность симулирования людей без самосознания. Такое симулирование может быть осуществлено из этических соображений, так как симулирование реального мира (предположительно схожего с нашей человеческой историей) неизбежно влечет за собой боль и страдания для симулируемых людей. Есть основания полагать, что постчеловеческие цивилизации неизбежно проявляют глубокое уважение к сознающим существам в любой форме и вряд ли решат причинить им страдания, если этого можно избежать.
Люди без самосознания могут, тем не менее, быть разумными. Они могут также контролироваться центральной программой симуляции и вообще не обладать индивидуальностью. Бостром затрагивает такую возможность, отмечая, что «остальная часть человечества может состоять из зомби или “людей-теней” — людей, симулируемых на уровне, достаточном лишь для того, чтобы полностью симулируемые люди не заметили ничего подозрительного». Но он рассуждает об этом только применительно к «я-симуляциям», где лишь незначительное число людей полностью симулируется, а остальные представляют собой «людей-теней». Бостром далее заявляет, что эту возможность можно полностью игнорировать, поскольку число людей в исторических симуляциях неизбежно будет намного больше, так как каждая из них будет включать в себя миллиарды людей.
В рамках этой гипотезы небезынтересен, разумеется, такой вопрос: можем ли мы достоверно узнать о том, что являемся частью модели и не существуем в действительности. Опустим многочисленные философские рецепты проверки того, живём ли мы в компьютерной модели или нет, скажем лишь, что большинство из них сомнительно (отдалённо сходно с попытками доказать (не)существование Бога).
Физики под руководством
Очень грубое приближение: если вместо Земли представить (?) Вселенную, то мы находимся внутри вот такой искусственной системы координат. (Иллюстрация Shutterstock.) |
Проблемой любой модели такого рода, отмечают авторы, должны быть виды излучения, переносящие информацию на большие расстояния. В связи с ограниченным пространственным масштабом такой симуляции, а также по ряду иных причин в имеющихся в нашей Вселенной космических лучах должен быть провал спектра, диапазон энергий, в котором космические лучи не должны наблюдаться. Учёные отождествляют его с
Что интересно, поскольку пространство-время в модели кубическое, то, кроме обрыва космических лучей по ГЗК, космические лучи, идущие от «границ» Вселенной, должны быть весьма анизотропны — то есть с разных углов (наблюдения) их должно приходить разное количество. Грубо говоря, от стыков плоскостей «куба» — одно, а от центров «граней» — другое. Теоретически зарегистрировать такую анизотропию можно, хотя работа для этого нужна очень длительная.
Исследование, конечно, увлекательное, но нельзя не отметить и некоторые недостатки.
Во-первых, это использование предела Грайзена — Зацепина — Кузьмина как индикатора существования модели. Не секрет, что, вопреки теоретически установленному пределу, Земли достигают лучи, энергия которых превышает вышеупомянутый предел (частицы ультравысоких энергий). Из-за них даже появилось такое понятие, как «парадокс ГЗК». Собственно говоря, уже есть теории о том, чем этот парадокс может быть разрешён.
Во-вторых, не совсем ясно, что именно заставило бы авторов такой гипотетической компьютерной модели использовать кубическое пространство-время. С таким же успехом можно было применить сферу и исключить анизотропию космических лучей в принципе. Или же — дискретную числовую сетку с шагом значительно меньше триллионной доли фемтометра, и тогда обрезания спектра не будет вовсе.
В-третьих (и это, пожалуй, главное), если создавшая модель (нас и наше мироздание) сверхцивилизация действительно моделирует историю своего вида, то яснее ясного, что возможность выявления «жителями» модели (нами) существования модели и своей в неё вовлечённости входит в те факторы, которые конструкторы обязаны учесть ещё до начала разработки. Если их возможности столь высоки, что позволяют строить модели объектов диаметром почти в сотню миллиардов световых лет с разрешением от триллионных долей фемтометра, то они, кто бы сомневался, приняли меры такого характера, которые исключили бы возможность точного и окончательного ответа на вопрос, является ли наша Вселенная компьютерной симуляцией или нет.
А не наш мир?! каков мир за пределами матрицы?!
ЦитироватьAzerate (28 февраля 2013 г. в 10:59)
наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция
А не наш мир?! каков мир за пределами матрицы?!
Может ли муравей представить земной шар ? А если ему показать Землю в иллюминатор из космоса - многое ли он поймет ?
ЦитироватьКаков мир за пределами матрицы , для начала наверное нужно отключиться от матрицы И перестать быть муравьем , ну или вообще …….перестать быть
Вот именно.. если человек это тот же муравей, то смешно слышать от муравья “наш муравейник это компьютерная симуляция, которой управляют люди” ха-ха-ха ))))) - это мы “люди” создали муравьев и они строят свой муравейник по нашей прихоти?! или мы просто сосуществуем в одной системе, но с той разницей, что находимся на разных ступенях осознанности?! но мир то един.. нет отдельного мира “муравьев” и “человеков”, и те и эти живут в единой системе по единым законам.. так какой “наш мир” и “не наш мир”?! можно говорить только о мире в целом, как единой и нераздельной матрице бытия..
ЦитироватьAzerate , хотите притяну за уши теорию Бострома к Библии? 144 тысячи это и есть первые симулируемые которые создали все прочие симуляции ( декорации , включая и людей ) . Когда колл-во глюков достинет допустимого максимума , случится ….ну например потоп очередной . Повторные симуляции не могут осознать происходящего потому что очень глубоко в матрешке ( симуляции симуляций ) а первичным симулируемым проще понять происходящее , так они не обременены многочисленными наслоениями повторных симуляций . На происходящие чудеса в нашем мире можно взирать как на управление симуляциями .
ЦитироватьМожет я так и не считаю , и просто рассматриваю варианты возможного , а может и …..
Azerate , а меня есть свой бизнес , люди которые на меня работают . Вся схема моей деятельности имеется только у меня в голове , каждый из работников выполняет свою узкопрофильную функцию и картиной в целом не обладает . Если у меня возникает подозрение , что кто то ” пронюхал ” схему , я их намеренно запутываю . Не хочу иметь конкурентов , воспитанных мною же ….
ЦитироватьПринцип симуляции тот же .
«Ванильное небо»,«Тринадцатый этаж», «Матрица» , «Темный город»,«Раскрой глаза» - посмотрев эти фильмы проще понять о чем идет речь . Ну или проще понять эти фильмы , зная предварительно о чем идет речь…..
Цитироватьда ну. из них только “матрицу” можно выделить, но и она не об этом.
ЦитироватьНе хочу.. не надо ничего притягивать за уши.. ответьте лучше еще на один вопрос: как можно симулировать живую душу?! можно создать план бытия.. любой план бытия это иллюзия, т.е. симуляция.. но те кто используют данную симуляцию кем то были созданы?! кем и как?! а кто создал тех, кто создал играющих?! если вы не можете сказать как зародился мир изначально, то все ваше представление о симуляции в симуляции - это бег по кругу в попытке поймать собственный хвост.
Цитироватьесли вы не можете сказать как зародился мир изначально, то все ваше представление о симуляции в симуляции - это бег по кругу в попытке поймать собственный хвост.
А вы можете сказать как зародился мир ? Все рассуждения на эту тему ГАДАТЕЛЬНЫ . Думаю , что объяснения ” и землю повесил не на чем ” , вас тоже полностью не удовлетворяют .
ЦитироватьИ о каком мире вы говорите ? О симулированном мире ? Играли в виртуальные компьютерные игры ? Поиграйте - чувство реальности неописуемое……Симулированный мир кто создал ? Ну …….например Великий архитектор то бишь гениальный программист
Наза, я работаю IT-аналитиком и являюсь программистом-проектировщиком.. в вашем понимании я и есть архитектор вселенной.. ха-ха-ха.. ))))))))))))
ЦитироватьНаза, если серьезно.. то я не отрицаю представленную в вашем блоге версию о том, что “наш” мир есть симуляции, или компьютерная игра, или голограмма.. так оно и есть.. все что я хочу сказать, а вернее добавить и поправить к сказанному в вашем блоге: не наш мир, а мир в целом есть крупномасштабная голограмма. изображение которой подается на сферический Вселенский Экран через проектор.. проектором является Источник Предвечного Первозданного Света, т.е. Архитектором всего этого Вселенского Шоу является Всевышний.
А как все начиналось я знаю и знаю какую роль в построении мира играет человек. Главное это не противопоставлять Бога и человека..
Играл.. обожаю игры.. я вообще обожаю играть.. )))))))))
ЦитироватьА как все начиналось я знаю
Поделитесь? Ну или ссылку где почитать , чтоб не строчить….
ЦитироватьСсылку дать не могу.. могу только сесть и сам все написать.. может вечером сегодня, если время будет, попробую изложить самую суть, а там посмотрим, что вы скажете и может получится вполне неплохой у нас с вами диалог на эту тему..
Цитировать.. но те кто используют данную симуляцию кем то были созданы?! кем и как?! а кто создал тех, кто создал играющих?!
————————————————————————
Все попытки найти ответы на эти вопросы приводят нас к главному парадоксу, который можно охарактеризовать как Гистерезис Творения, и поскольку инерционнность систем лежит в основе Мироздания, и как бы не пытались ее рассматривать отдельно от самого понятия гистерезиса, они суть одно явление. К примеру, гистерезис применительно ко Времени никогда не даст внутреннему элементу( человеку, путешествующему во времени ) возможность прямого воздействия на него, с целью создания обособленной системы. Эффект бабочки - гипотетический домысел, ибо инерционность системы, степень её сопротивляемости на порядки выше оперативной возможности даже самого сильного её элемента.
ЦитироватьИными словами, поиск создателей создавших создающих - это абсолютный фактор ограничения пределов познания. Это неизбежно приводит воспрошающего к вратам Бесконечности, для восприятия которой необходимо самоотстраниться от системы, что в принципе, скорее всего абсолютно невозможно.
Во второй части ” Матрицы ” Нео бросает вызов Архитектору, но максимум чего он добился - это перезагрузки системы.
А теперь представьте, что Нео и Архитектор ОДНО?! Ладно, вечером попробую описать Начало Начал.. сейчас времени нет.
Цитировать