Не судите, да не судимы будете
Всем нам известна заповедь: “Не судите, и не судимы будете”. Но у многих это повеление Спасителя вызывает недоумение: «Разве это возможно? Как тогда различать, кто поступает хорошо, а кто — плохо? Как быть судьям, чья профессия — именно судить и осуждать? Менять род деятельности?» Попробуем разобраться.
Мне кажется, что лучше и подробнее всего эта заповедь раскрыта в Евангелии от Луки. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 37–38).
«Не судите, и не будете судимы». Лучше всего вообще не судить о другом человеке, тем более о том, который не имеет к нам никакого отношения. Мы часто даже не замечаем, насколько поддаемся этому пороку — оценивать все и всех.
Конечно, чаще всего наша оценка бывает просто неправильной: мы не знаем ни внутренней жизни того или иного человека, ни обстоятельств его жизни, да и наши собственные страсти искажают в наших глазах действительность. А главное, судя о ком-то, мы очень быстро скатываемся в осуждение.
Однако бывают ситуации, когда не судить невозможно, — нужно разобраться в том или ином обстоятельстве, том или ином человеке: своем подчиненном, духовном сыне или дочери, каких-то соблазнах и людях, которые нас искушают. Поэтому мы бываем вынуждены рассуждать, но должны остерегаться осудить: «Не осуждайте, и не будете осуждены».
Если все-таки судите, то, по крайней мере, не осуждайте. Эта заповедь ограничивает крайнюю наклонность человека к осуждению. Мы, не видя своих страстей, часто осуждаем других даже за те грехи и страсти, от которых страдаем сами. А уж за те пороки, которых в нас нет, осуждаем с особой жестокостью.
Например, человек трудолюбивый, но жадный, будет осуждать ленивого: мол, вот бездельник, ничего у него за душой нет. Он не видит того, что сам трудится только ради своего блага, ни с кем не хочет поделиться. Другой, скажем, развратник, но по характеру добрый, будет осуждать людей целомудренных, но, может быть, несколько жестких. Своего же разврата он не замечает и считает, что это вообще пустяк.
Страсть осуждения, когда мы с ней не боремся, может совершенно исказить в наших глазах реальность — до такой степени, что мы будем видеть то, чего и в помине нет.
Если все-таки невозможно не осудить, тогда, по крайней мере, прощайте этим людям, внутренне не держите на них зла.
А вот случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. Этого монаха ввела в рай одна только добродетель неосуждения. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас.
http://www.pravmir.ru/osuzhdenie-trudnye-voprosy/
Конечно… потому как, я очень не люблю, когда человек говорит А… и потом делает таинственный вид… и не говорит Б…
ЦитироватьПрошла мимо, но вернулась
То, что ты любишь или не любишь, это ТОЛЬКО ТВОИ проблемы
А как насчет себя осуждать? у многих на этой почве язва желудка рождаеться!
ЦитироватьБраво!!! Замечательный ответ… Бурные аплодисменты…
В вирте мы умеем только оскорблять… а выяснять отношения - энто нам не по плечу… Кишка тонка…
Анекдот в темку вспомнился
ЦитироватьПриходит жена к мужу и говорит: слушай, дорогой, наша невестка изменяет нашему сыну.
Муж ей отвечает: это ее проблемы
Она ему: так это же наш сын
Это его проблемы
Так она же изменяет с тобой
А это мои проблемы
А как же я
Это , дорогая моя, твои проблемы
Лариса, разумеется. Зачем спрашивать?…
Читала когда-то. Классный анекдот.
ЦитироватьТема этой фразы довольно широка. Особое место занимает мотивация её применения - хороший “отмазняк” для преступника, не правда ли?
ЦитироватьБолее близкий к ней смысл по моему имеет то, что она относится к самому человеку, а не к его поступкам. “По делам их узнаете…”, т.е. дела судить можно и НАДО.
Barbos, а где та грань, за которой поступки становятся осуждаемыми? И кто их устанавливает?
ЦитироватьВернее, её… грань, то бишь
ЦитироватьА как задело, так их и устанавливай!
ЦитироватьВаще никто никого осуждать “посмертно” не собирается - оно это Богу надо?!
Тут разговор о привычке самого человека, когда он свою жизнь со стороны увидит и по привычке сам себя осудит. Всё просто…
Осуждать самому себя - грех не меньший, чем осуждение других.
Другое дело, что нужно научиться делать выводы… И не совершать впредь поступков, за которые тебе может стать стыдно
Но, это, походу… самое сложное…
Цитировать«Не судите!» — это величайшее высказывание. И это самое невозможное для ума. Ум судит немедленно, он составляет суждения без всяких на то оснований. Но каждое отдельное суждение не верно, ибо мир в целом так глубоко взаимосвязан, что, не зная целого, вы не можете знать и его часть. Мир неделим, он целостность, и поэтому, все суждения фальшивы, так как они частные.
Вы смотрите через узкую щель и обо всём составляете свои мнения, которые не нужны даже вам. Суждение — это состояние ума. Очень трудно не судить, вы еще не осознали что-то, но ум уже вынес суждение. Но если вы будете пытаться, вы сможете остановить суждение. Человек, который судит много, останавливает свой рост.
Если возникло суждение, вы не способны видеть новое. Суждение ставит новое под сомнение. Вы, как бы, становитесь юным. Вы не хотите идти дальше, потому что боитесь нарушить свой комфорт и безопасность. Вы судите, потому что пугаетесь живого, нового, неизвестного. С помощью суждения мы бескрайнее неизвестное низводим до известных нам клише.
Суждение — это страх новизны. В каждый момент существование — ново. Вы либо живете им и наслаждаетесь, или упускаете. Вам говорят «идем встречать рассвет», но вы высокомерно отвечаете «я знаю, я это уже видел».
Но солнце всё время новое, такого дня, как сегодня, не было никогда раньше. Всё абсолютно новое, абсолютно оригинальное. Только ваш ум прежний, старый, подержанный, вторичный, и вам скучно. Но детям не бывает скучно. Они живут в открытии, в непрерывном удивлении. Они еще не научились судить.
Ошо, Зеркало просветления
Цитировать