Нашенское
На написание этого блога вдохновил просмотр очередного блокбастера о вампирах и оборотнях. Подумалось, а наша мифология чем плоха? Может её просто плохо знают?
Иногда под настроенье
Жжёт и тянет жить в деревне.
Но не в той, где с водкой биться,
А в лесной, где жизнь бурлится.
Там, где боги есть кутные,
Где за печкой домовые,
Баечник сидит в перине,
На озёрах берегини,
Леший где-то ставит вехи,
Ждут в лесу спорыньи, спехи.
Маленький народ, как дети,
Водяные и отети.
Сеновал ждёт, где периной
Сена навалил овинник,
Сытный воздух ароматный,
Рядом дремы, прокураты,
Глазом не моргнёшь, как мигом,
Промелькнула тень шишиги,
Лес, болото, в тихом мире
Смех шишимор и кикимор.
Ты живой душой и молод…
Чтоб ты провалился,
Город!!!!
Домовой - в славянской мифологии домовые духи. В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья.
БАЕЧНИК (перебаечник) — злой домашний дух.
Появляется баечник после рассказанных на ночь страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет).
Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснется в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он.
В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть.
В доме их четыре-пять. Самый страшный — усатый перебаечник, у него усы заменяют руки.
Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.
Берегини в славянской мифологии духи в обличие женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
Лесовик-леший -
Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Леший то ростом с траву , то высотой с сосну, а обычно - простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с головы до пят шерстью оброс Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня.
Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии
Овинник - в славянских поверьях он главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Добрый дух.
Шишига является злобной нечистью у славян. Если живет в лесу то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обгладать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги - это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. Можно сказать, что это - очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие.
Разумеется славянский мир богов и духов намного разнообразнее. Это так -чтобы знать и помнить..
Спасибки! интересно! у меня был опыт встречи с домовым. :И это было совсем не
Цитироватьстрашно, а вот над моей сестрой он издевался.Побывав в украинском селе наслышалась столько историй , были даже и очевидцы, о леших,кикиморах,аж дух захватывало!Интересна очень эта грань нашей жизни.И встретиться с ней можно только в лесу.
Ну так поделись - всем же интересно
Цитироватьженщина рассказывала-вышла за околицу а тут выскакивает что-то и говорит-Дорожиха,скажи Кутихе что Сторожихонька померла! я бегом в избу да пересказываю домашним. только рассказала как послышались причитания из подпола-Ой Сторожихонька,ой Сторожихонька! крышка подпола открылась и выходит вроде пугало в темном с куском свернутым холста,бросает на лавку холст и за дверь! ё-ё-о-о-о!
ЦитироватьИнтересно)) спасибо Kornet
Цитироватьнашел оригинал рассказа про дорожиху и сторожихоньку
http://inkal.narod.ru/massa147.htm
ЦитироватьНу тебе то, как эльфу, точно есть что вспомнить! Рассказывай давай!
Я думаю это муж Сторожихоньки в подпол за самогоном лазил
ЦитироватьКорнет
ЦитироватьА вот один рассказик про лешего:
“Далеко от всякого жилья, в лесу, была у одного мужика земля, на ней усадьба поставлена, и жил он совсем один. Раз заходит к нему прохожий и просится ночевать. Мужик пустил его, накормил и спать уложил, а на утро, когда тот стал ему за ночлег денег давать, не взял, отказался. Вот и говорит ему прохожий:
- Жаловался ты, что со скотиной тяжело, что кругом лес, что скотина бывает заблудиться, бывает, зверье обидит. За хлеб-соль поставлю я тебе пастуха: утром ты из ворот выгони, к вечеру придут к воротам сами, только во двор загони. Но не ходи ты смотреть стада, когда оно выгнано.
И вправду стало так: ходит скотина целый день - к вечеру домой вернется сытая, молока много. Ходило стадо так три года, только и пришло в ум мужику: “Какой же я хозяин, что не знаю, кто у меня скотину пасет!” Сказал он и пошел в лес стадо искать. Нашел скоро: видит, пасется оно, а с краю полянки стоит высокая-высокая старуха, опершись ничком на палочку; дряхлая такая старушка, и все качается, будто дремлет. Мужик-то подошел к ней, потянул ее за руку, да и говорит: “Бабушка, ляг, отдохни!” А она ему: “Спасибо, кормилец, спасибо, спасибо”… Закачалась, стала меньше, меньше - и вовсе сгинула. Подивился мужик, пошел домой, а с тех пор перестал скот один в лес ходить, надо было мужику пастуха нанимать”.
Спасибо, Корнет.Все это очень интересно и главное - нашенское.
ЦитироватьВ нашей мифологии есть и вампиры, упыри и кровососы, однозначно нечисть, есть и оборотни, с ними немного посложнее. Оборотни были разные, и добрые, и злые, в отличие от Западной мифологии, где оборотни считались чисто негативной силой. Остались свидетельства, как казаки - характерники оборачивались в зверей для боя или разведки, в Западной традиции таких людей называли берсерками, людьми-медведями, у нас их называли боярами, бойцами Яра. По некоторым источникам Вещий Олег тоже был оборотнем, сильнейшим боевым магом своего времени…
ЦитироватьПосле “Сумерек” я просто влюбилась в волков-оборотней.И они не кажутся мне негативными.
ЦитироватьЕсть ещё такой в нашем поверье:Ба́нник — дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв [каких?], которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто Банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.
Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие Банника — обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты.
Описали старичка так страшно,кровожадно,а на самом деле моя прабабка с таким дружила.Я то по “молодости” не понимала,а он её немного побаивался и ничего плохого не устраивал.Она с ним говорила,а я слушала с открытым ртом И хлеб ему постоянно носила туда.
Был как то в квартире один такой. Тихий, но шарохаться начинал как только свет выключали и спать ложились. Правда один я его замечал. Потом как-то пытался мне претензии предьявить, в осознаном сновидении, по поводу перепланировки - я из кладовки, где он обитал, спальню сделал. Матов от него наслышался! Но ничё, всё тихо…
ЦитироватьА вот домовой мне являлся в виде чёрного котяры и совсем не страшный.И не душил,и не шумел никогда.Вот только собак не любил,те у нас дома постоянно под стол забивались и тихо сидели.
ЦитироватьСогласен. Об этом хорошо написано у Сергея Алексеева в книге “Волчья хватка”
http://knigosite.ru/library/books/47041
ЦитироватьЗабыл в блог вставить
Кикимора - Злой дух. Маленькая женщина. Поначалу у древних славян кикимора была ночным божеством сонных мечтаний. Позднее кикиморами стали называть некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом.Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками… Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке.
Это ,я думаю, особенно интересно будет прочитать Арагону
ЦитироватьТо была домашняя
ЦитироватьКикимора болотная - злой, болотный дух в славянской мифологии. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина ворет маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить их до смерти.