Наш самый близкий советчик
Оно говорит нам о наших желаниях и тревогах, указывает на внутреннее напряжение и усталость.
Если вдуматься, тело – едва ли не самая общительная часть нас самих.
Нужно только научиться его слышать. То есть слышать самих себя.
Закружилась голова, и я потеряла сознание, — рассказывает 37-летняя Полина. — Врачи сказали, что это от переутомления. Действительно, в последнее время у меня не раз кружилась голова, но я и подумать не могла, что головокружения могут быть вызваны усталостью, не сбавила оборотов, и вот все закончилось обмороком».
Наше тело говорит с нами постоянно, с самого первого дня нашей жизни, а мы вольны прислушиваться к подобным посланиям или игнорировать их. Через тело проходит все — от физических ощущений (голода, жажды, тепла, боли) до полной гаммы эмоций (радости, грусти, гнева) и чувств (любви, ненависти), то есть все, что делает нас живыми и чувствующими созданиями.
Более того, зачастую именно тело первым, намного раньше разума, замечает то, что нас привлекает или отталкивает. Оно реагирует всегда: входит в резонанс с одними, зажимается в присутствии других, расслабляется, наслаждаясь чем-то особенно приятным.
Осознавая свое тело, мы сохраняем уверенность в том, что живем в настоящем, и понимаем пределы своих возможностей. В отличие от сознания, готового наспех придумать оправдание или вовсе переиначить какую-то неприятную нам ситуацию, тело не лжет. Если что-то в нашей жизни теряет связность и смысл, оно первым предупреждает нас об этом.
Услышать и осознать
«Привычка разделять душу и тело укрепилась в Средневековье, — рассказывает клинический психолог, доктор психологических наук Александр Тхостов. — В те времена подлинную сущность человека видели в душе, а тело понималось как обитель греха, обуза, уводящая от главного — познания души. А потому все, что с ним связано, считалось от лукавого. Существовали даже практики умерщвления плоти с целью уменьшить ее воздействие на душу».
И все же, несмотря на многовековое обесценивание и подавление тела в западной цивилизации, сегодня мы понимаем, что оно — ценнейший инструмент познания. «Осознавая собственное тело, мы сохраняем уверенность в том, что живем в настоящем, и понимаем пределы своих возможностей во времени и пространстве», — писала классик французского психоанализа Франсуаза Дольто
Но эти доказательства нашего существования здесь и сейчас важно уметь услышать. «Не всегда осознание своего тела происходит спонтанно, — констатирует крупнейший американский экзистенциальный терапевт Ролло Мэй (Rollo May). — Чаще, чтобы услышать его, необходимо сознательно оставаться открытым по отношению к любым его сигналам». Особенно ясно эта идея выражена в восточных культурах, где всегда присутствовало понимание единства души и тела, а любые телесные практики имеют духовное наполнение.
«С тех пор как я занимаюсь дзен-медитацией, я понял разницу между двумя очень разными состояниями — быть в своем теле и витать вокруг него, — рассказывает 35-летний Алексей. — Теперь я гораздо меньше устаю и чувствую, когда тело просит меня остановиться и сделать паузу. Осознав тело и дух как единое целое, я перестал воспринимать свой организм как устройство, которое должно просто выполнять биологические функции».
Умное… и говорливое
Тело говорит с нами в настоящем — в каждую секунду нашей жизни. Но оно рассказывает и о прошлом, поскольку хранит память о наших переживаниях. Специалисты многих психотерапевтических направлений признают особую важность посланий, которые адресует нам тело. Хотя и предостерегают от их буквального прочтения: если у человека проблемы с суставами, это не обязательно означает, что ему не хватает гибкости в отношениях с людьми!
«Связью между психическим и телесным занимается наука психосоматика, — рассказывает Александр Тхостов. — Так, если определенный тип переживаний не находит выхода, они будут разрешаться через тело, из-за чего у человека могут возникнуть проблемы с желудком, сердцем или кожей…»
Привычка действовать через «не нравится» забирает наши жизненные силы, и мы теряем связь с самими собой
Существует и иной взгляд: экзистенциальная психотерапия связывает появление телесных проблем с тем, что человек перестает чувствовать, эмоционально сопровождать свою жизнь, не позволяет себе задумываться о том, что ему нравится, а что нет.
«Привычка действовать через «не нравится» забирает наши жизненные силы, и мы теряем связь с самими собой, у нас начинает все болеть, — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Если мы пытается лечить только тело, заметных изменений не происходит.
Гораздо полезнее в этой ситуации пожалеть себя, может быть, попечалиться, отнестись к себе так, словно мы стали сами себе родной матерью… Такая печаль восстанавливает вкус к жизни, мы становимся ближе к самим себе, чувства, эмоции, переживания возвращаются, и у нас появляется возможность их ощущать».
Привычка действовать через «не нравится» забирает наши жизненные силы, и мы теряем связь с самими собой
Существует и иной взгляд: экзистенциальная психотерапия связывает появление телесных проблем с тем, что человек перестает чувствовать, эмоционально сопровождать свою жизнь, не позволяет себе задумываться о том, что ему нравится, а что нет.
«Привычка действовать через «не нравится» забирает наши жизненные силы, и мы теряем связь с самими собой, у нас начинает все болеть, — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Если мы пытается лечить только тело, заметных изменений не происходит.
Гораздо полезнее в этой ситуации пожалеть себя, может быть, попечалиться, отнестись к себе так, словно мы стали сами себе родной матерью… Такая печаль восстанавливает вкус к жизни, мы становимся ближе к самим себе, чувства, эмоции, переживания возвращаются, и у нас появляется возможность их ощущать».
ОДНО ТЕЛО НА ДВОИХ
«Естественно, когда мать относится к новорожденному как к продолжению себя и ощущает слияние с ним, — говорит психоаналитик Андрей Россохин. — Но когда ребенок выходит из младенческого возраста, их отношения должны измениться. Психоаналитики часто обнаруживают, что взрослые люди, совершенно того не осознавая, в какие-то моменты жизни функционируют подобно младенцам: они реагируют на эмоциональную боль исключительно телесно. Причина этого в ранних отношениях с матерями. Часто мать, вследствие собственных неразрешенных внутренних конфликтов, продолжает относиться к ребенку как к части самой себя, и у них возникает одно тело на двоих — именно так назвала этот феномен психоаналитик Джойс Макдугалл в книге «Театры тела» (Когито-Центр, 2007). И дети ощущают нехватку жизненного пространства, испытывают трудности с формированием образа собственного тела и заботой о нем. В ходе психоанализа скрытая телесная драма начинает проявляться в словах, эмоционально проживаться. Тогда психика приступает к изменению этого сценария, и телу больше не нужно в одиночку справляться с психической болью».
Друг или биологическая машина?
Взгляни, как ты относишься к своему телу, и станет ясно, как ты относишься к себе… Тело запущенное или ухоженное, спрятанное или выставленное напоказ красноречиво свидетельствует о нашем взгляде на самих себя. В зависимости от личной истории и особенностей культуры мы видим в нем лучшего друга, тяжелое бремя, биологическую машину или дикое животное, которое надо укрощать.
«Сегодня многие полагают, что тело — это всего лишь внешняя оболочка, — сожалеет Александр Тхостов. — Именно поэтому так популярно все то, что позволяет довести эту оболочку до совершенства: программы избавления от лишнего веса, услуги по омоложению и улучшению внешности. А язык тела остается загадочным и непонятным…»
Быть телом или иметь его? Найти ответ на этот вопрос многим непросто. Мы требуем, чтобы тело всегда было нам подвластно, но не признаем границ его возможностей. Мы хотим, чтобы оно позволяло нам наслаждаться, но отказываемся его слушать, тем более что оно имеет дурную привычку заявлять о себе и своих потребностях через разнообразные сбои, недомогания и признаки старения.
Так что же необходимо, чтобы тело оставалось другом и советчиком? Доброжелательно, внимательно и с уважением прислушиваться к нему, а не пытаться его переделать, победить или укротить. Именно в таком справедливом и осознанном отношении к себе заключена, несомненно, самая великая из человеческих свобод.
«ОТ ТЕЛА ТРЕБУЮТ ВСЕГО И СРАЗУ»
Наше тело — идеальный микроскоп для изучения особенностей и парадоксов современного общества, считает французский философ, редактор «Словаря тела» Микела Марцано.
Psychologies: Какое место тело занимает в современной культуре?
Микела Марцано: На протяжении веков философы воспринимали тело как помеху и для познания, и для добродетели. Платон, к примеру, считал, что тело как «ощущаемая» реальность затрудняет доступ к «умопостигаемому» миру идей. Сегодня мы наблюдаем возвращение тела, но тела совершенного, идеального. Что касается реального тела, у которого есть слабости и недостатки, то оно пока не получило признания. Тело, о котором сегодня говорится, — под контролем: смешаны эстетические и нравственные требования, поэтому тот, кто умеет управлять своим телом, воспринимается как более надежный человек.
Что тело говорит о нас?
Тело — идеальная лупа для чтения нашего общества. Оно говорит и о страданиях, вызванных чрезмерным потреблением, и о наших зависимостях. О пристрастии к работе, к еде, к развлечениям, наркотикам… Сегодня наше тело раздираемо противоречивыми требованиями к нам: «Потребляйте, но обуздывайте себя; помните свое прошлое, но стирайте следы времени на вашем лице; общайтесь, но виртуально».
Как слушать свое тело?
Важно, чтобы каждый вновь обрел собственное тело, нащупал свой способ быть. В этом цель нашего словаря. Например, заглянув в него и попав на статью «Макияж», одни начинают думать о том, что люди всегда старались заботиться о теле, после чего им приходит в голову, что макияж — это еще и попытка спрятаться… Тогда у них возникает желание заглянуть в словарные статьи слов «Маска», «Лицо» или «Зеркало». А другие могут перейти от «Макияжа» к «Женственности», а потом к «Влечению», заодно прочитав про «Сексуальность» и «Наслаждение»… У каждого свой путь.
- Михаил Эпштейн, Григорий Тульчинский «Философия тела. Тело свободы» Алетейя, 2006.
- Александр Тхостов «Психология телесности» Смысл, 2002.
- Владимир Зинченко, Татьяна Леви «Психология телесности. Между душой и телом» АСТ, 2007.
-
F. Dolto «Le Sentiment de soi, aux sources de l’image du corps». Gallimard, 1997.
-
Р. Мэй «Любовь и воля», Институт общегуманитарных исследований, 2016 г.
-
Michela Marzano «Dictionnaire du corps». Puf, 2007
“…Тело - это видимая душа, а душа - невидимое тело. Тело и душа никак не отделены друг от друга, они - части друг друга, части одного целого…” (Ошо)
Цитировать“…Тело - это видимая душа, а душа - невидимое тело. Тело и душа никак не отделены друг от друга, они - части друг друга, части одного целого…” Мы привыкли к идее, что мышление - основа нашей жизнедеятельности, а наш ум - основа всего. Но, игнорируя тело, мы погружаемся в болезни, напряжение и дискомфорт. Многие болезни нашего физического тела возникают из-за того, что мы потеряли с ним связь или стали относиться к нему враждебно”.
ЦитироватьЭльф, щас явится Вермут и потребует удалить твой блог.
ЦитироватьУсё как всегда.
ЦитироватьКонсервы рулят.
ЦитироватьЖивому и истинному нет места на этом сайте.
ЦитироватьСтатья понравилась по большей части из-за акцента на безумие внешнего потребительства к телесным практикам, которые в свою очередь не меняют фундамента целиком, а лишь окрашивают имеющую поверхность прежнего фундамента,тем самым подсаживая пользователя на периодичное пользование.
Недавно обсуждали одну похожую тему на примере одной стримершы 18 лет, тема заключалась в следующем: какова причина развития морали и аморальности у того или иного человека в контексте “манипулирование над другими”
В конечном итоге ответ был выявлен настолько элементарным,банальным: “детские психологические травмы в возрасте развития личности-памяти” - чаще всего становятся заключением в развитии аморального отношения к всему обществу. - Раньше мне казалось подобное заключение мифом и банальной поверхностью, поскольку со мной такое не происходило - естественно такое представить взаправду я не в состоянии. Но как оказалось - да, это не миф, такая категория людей действительно существует. Обычно это те, кого травили в школе за ту или иную особенность или отличавшуюся физиологию. Обычно кого сильнее затравили - потом тот человек возвращает сполна весь тот яд обратно обществу, но уже в другом обличье, и, чаще всего, общество даже и не догадывается о глубоко зарытых скрытых травм того или иного человека. А тот человек со всеми своими амбициями, со всем тем сложившимся винегретом в голове - элементарно ходит по головам всех, кто будет по пути, невзирая на человеческую мораль, действуя аморально.
Поэтому банально говорят: какое общество, такие в нём и “герои”. Не зря говорили о том,что общество в принципе прогнило изнутри. На эту тему много чего было сказано и пересказано давно. Но когда становишься свидетелем данной банальности наяву, - начинаешь понимать, насколько банально всё было давным давно выражено элементарными исследованиями из той или иной научной области. И отснято на эту тему тысячи картин как бы фиксирую наличия причины и следствия. Просто не хотелось верить,что всё так просто могло быть в данной области человеческого развития.
Из-за этого начинаешь больше доверять себе, а не другим - из контекста данной темы. Поскольку понимаешь, что другие могут быть всего лишь продуктом скрытых травм детства и действовать и наживаться на других как побочный эффект всего общества.
ЦитироватьДа-да-да!
ЦитироватьСлушать нуна!
“Я к патерпевшему такую лишную неприязнь испитываю - кушать не могу!”
Ну да такое бывало на опыте. Трапеза требует тишины и комфорта, а если рядом кто-то дёргается, взаправду еда в рот не полезет.
Цитировать#8 А,ну, если в случае с личной неприязнью - то это чаще всего обоюдное влечение.
ЦитироватьДак чё в оконцовке-то? Понять и простить?
Цитировать#11 Речь не об этом
ЦитироватьЕсли бы мне хотелось рассуждать на тему правоохранительных органов и их работы, то, вероятно, в заключении моя речь была бы оформлена в твоём ключе #11
)
ЦитироватьПри чем тут правоохранятели? Так, простить, чисто по-братски.
ЦитироватьБог простит
Цитировать